Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 54732-2011/ISO/TS 10004:2010 Менеджмент качества. Удовлетворенность потребителей. Руководящие указания по мониторингу и измерению (Переиздание)

Приложение D
(рекомендуемое)

Анализ данных об удовлетворенности потребителей

D.1 Общие положения

В настоящем приложении содержатся дополнительная информация и рекомендации относительно анализа данных об удовлетворенности потребителей в соответствии с 7.4.

D.2 Подготовка данных для анализа

D.2.1 Проверка достоверности данных

Организация должна проверять достоверность собранных данных, например путем проверки следующих аспектов:

- погрешностей или ошибок в данных: может потребоваться их исправление или устранение во избежание вводящих в заблуждение выводов;

- полноты данных: важно проверять полноту данных, полученных от потребителей, и принимать решение относительно порядка обработки неполных ответов;

- точности данных: при использовании методов выборочного контроля рекомендуется проверять совместимость объема выборки и методики выборочного контроля с доверительным уровнем и допустимым пределом погрешности, которые могут оговариваться.

D.2.2 Классификация данных

Собранные данные, где это применимо, должны быть подготовлены для анализа путем:

- кодирования неокончательных ответов и распределения их по категориям;

- кодирования ответов и распределения их по группам или сегментам респондентов.

D.3 Определение методики анализа

D.3.1 Общие положения

Организация должна выбирать методику анализа в зависимости от собираемых данных и поставленной цели. В ИСО/ТО 10017:2003 и ИСО/ТО 13425:2006 содержатся рекомендации по использованию некоторых статистических методов, приведенных ниже.

D.3.2 Прямой анализ

Цель настоящего анализа состоит в описании или оценивании ответов респондентов на конкретные вопросы. В таблице D.1 представлены некоторые широко используемые методы анализа и их цели.


Таблица D.1 - Методы прямого анализа

Метод

Цель

Примеры

Метод средних значений

Определение среднего ответа

При использовании 10-балльной шкалы, если ответы получили 4, 5, 7, 7 и 9 баллов, то средним ответом будет 6, 4

Метод медиан

Установление срединного ответа

Если все ответы перечислены по порядку номеров, медианой является срединный ответ. В вышеприведенном примере медианой будет 7.

Примечание - Для четного количества ответов медианой будет среднее значение двух срединных ответов

Метод размахов

Определение интервала между наименьшим и наибольшим значениями

Возраст участников заседания колеблется от 20 до 65 лет

Метод среднего квадратического отклонения

Определение степени изменчивости данных

Суточные колебания температуры в пустыне Сахара больше, чем в Барселоне

Метод перекрестного сведения таблиц

Общее распределение ответов по какому-либо другому параметру, представляющему интерес

Удовлетворенность 78% лондонских респондентов в целом оценивается в 9 или 10 баллов по сравнению с 60% парижских респондентов

Анализ Парето

Распределение данных по категориям для установления первоочередности проблем

С точки зрения качества продукции замечено, что в основе большинства проблем (80%) лежит незначительное количество основных причин (20%)

Анализ тенденций

Выявление направления (например, улучшение, ухудшение)

Количество претензий ежегодно возрастает на 5%

Статистические контрольные карты

Мониторинг показателей деятельности и выявление статистически значимых (т.е. неслучайных) изменений

Частота возникновения несоответствий в партиях, поставленных в последнем квартале, была выше, чем ожидалось

Критерий Стьюдента

Исследование двух независимых групп на предмет статистически значимых различий

Лондонские респонденты значительно более удовлетворены в целом, чем парижские респонденты

Дисперсионный анализ

Исследование трех или более независимых групп на предмет статистически значимых различий

Степень удовлетворенности лондонских, парижских и берлинских респондентов в целом существенно отличается друг от друга

D.3.3 Косвенный анализ

Целью настоящего анализа является выявление факторов, оказывающих значительное влияние на удовлетворенность, и их зависимости между собой. В таблице D.2 представлены некоторые широко используемые методы анализа и их цели.


Таблица D.2 - Методы косвенного анализа

Метод

Цель

Примеры

Анализ взвешенных данных

Определение средневзвешенного ответа

Средняя оценка удовлетворенности в целом составляет 7 баллов с учетом разных типов потребителей и их относительной значимости

Корреляция

Определение того, могут ли ответы на один вопрос быть использованы для прогнозирования ответа на другой вопрос, и измерение степени зависимости между параметрами

Среди различных аспектов производственной среды удовлетворенность "чистотой" считается наилучшим средством прогнозирования удовлетворенности в целом, т.е. респонденты, удовлетворенные "чистотой", проявляют тенденцию к удовлетворенности в целом, а респонденты, неудовлетворенные "чистотой", проявляют тенденцию к общей неудовлетворенности

Регрессия

Анализ зависимости между двумя или более параметрами и измерение воздействия одного или более параметров на конкретный ответ

По мере снижения степени удовлетворенности "чистотой" снижается степень удовлетворенности в целом

D.4 Проведение анализа