3.1. Определение содержания в стали (п.1.1) углерода - по ГОСТ 22536.1-88, марганца - по ГОСТ 22536.5-87, кремния - по ГОСТ 22536.4-88, фосфора - по ГОСТ 22536.3-88, серы - по ГОСТ 22536.2-87, ванадия - по ГОСТ 22536.12-88.
Отбор проб для определения химического состава плавки стали рельсов производят по ГОСТ 7565-81. По требованию инспекции МПС производят контрольный химический анализ отобранного ей рельса, при этом для анализа берут стружку, полученную посредством строжки торца рельса по всему поперечному сечению.
Допускается определение химического состава стали другими методами, аттестованными по нормативной документации.
(Измененная редакция, Изм. N 1, 2, 3).
3.2. Для испытания на растяжение от головного конца одной из рельсовых полос каждой плавки или от готового рельса с клеймом 1 берут отрезок для изготовления нормального цилиндрического образца диаметром 15 мм с расчетной длиной 150 мм; на отрезок ставят номер плавки и клеймо инспекции МПС. Образец для испытания на растяжение вытачивают из нижней части головки рельса.
Допускается определять механические свойства неразрушающими методами контроля по методике, согласованной с инспекцией МПС.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
3.3. При испытании на статический изгиб отобранный отрезок рельса должен устанавливаться боковой поверхностью (со стороны малого плеча подошвы) на две роликовые опоры. Расстояние между осями опор должно быть 300 мм. Нагрузка, прикладываемая на боковую поверхность рельса (со стороны большего плеча подошвы), должна нарастать плавно до получения остаточного прогиба на угол 20° (внешний). Испытания должны проводиться при температуре 0-40 °С.
Результаты испытаний на статический изгиб не являются браковочным признаком.
3.4. Контроль макроструктуры головных и донных рельсов, контроль рельсов на флокены должен проводиться ультразвуковой дефектоскопией или в соответствии с ГОСТ 24182-80.
Допускается контроль макроструктуры рельсов методом снятия серных отпечатков. Порядок контроля, отбора проб и оценка результатов контроля должны проводиться в соответствии с инструкцией, согласованной с инспекцией МПС.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
3.5. Прямолинейность, скрученность и размеры каждого рельса следует проверять инструментами и шаблонами предприятия-изготовителя, согласованными с инспекцией МПС. Допускается измерять прямолинейность и скрученность рельсов на контрольном стеллаже при опирании рельса на подошву. Измерения искривленности концов должны производиться прикладыванием по касательной линейки длиной 1 м.
(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).
3.6. Контроль состояния поверхности и торцов каждого рельса следует проводить внешним осмотром. Допускается наличие и глубину поверхностных дефектов и расслоений в торцах проверять пробной вырубкой, ультразвуковой дефектоскопией или другим способом, обеспечивающим правильность определения.
Расслоение или раздвоение стружки при вырубке не допускается.