(с изменениями на 9 июля 2024 года)
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 01.02.2013 N 6-пр, от 30.04.2014 N 134-пр, от 16.09.2015 N 299-пр, от 25.07.2016 N 251-пр, от 30.12.2016 N 516-пр, от 27.03.2017 N 79-пр, от 04.08.2017 N 308-пр, от 27.03.2018 N 91-пр, от 28.12.2018 N 508-пр, от 26.03.2019 N 103-пр, от 27.07.2019 N 309-пр, от 17.12.2019 N 550-пр, от 30.03.2020 N 110-пр, от 04.12.2020 N 527-пр, от 26.03.2021 N 88-пр, от 29.09.2021 N 463-пр, от 29.03.2022 N 147-пр, от 22.11.2022 N 601-пр, от 31.01.2023 N 38-пр, от 29.03.2023 N 143-пр, от 10.11.2023 N 511-пр, от 29.03.2024 N 128-пр, от 09.07.2024 N 252-пр)
В соответствии с Положением о системе управления государственными программами Хабаровского края, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 20 сентября 2013 г. N 283-пр "Об утверждении Положения о системе управления государственными программами Хабаровского края и Методики оценки эффективности реализации государственных программ Хабаровского края", Правительство края постановляет:
(преамбула в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 29.03.2024 N 128-пр)
Утвердить прилагаемую государственную программу Хабаровского края "Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае".
(в ред. постановлений Правительства Хабаровского края от 30.04.2014 N 134-пр, от 16.09.2015 N 299-пр, от 30.12.2016 N 516-пр)
Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И.Шпорт
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ХАБАРОВСКОМ КРАЕ"
(в ред. постановления Правительства Хабаровского края от 09.07.2024 N 252-пр)
Современное состояние физической культуры и спорта является результатом реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта в соответствии с указами и поручениями Президента Российской Федерации, Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 г. N 3081-р (далее - Стратегия), и характеризуется следующими результатами.
Численность граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Хабаровском крае (далее также - край), достигла 665,0 тыс. человек, из которых 108,3 тыс. человек проживают в сельской местности.
Ежегодно проводится более 700 официальных спортивных соревнований по 91 виду спорта, а также 175 физкультурных мероприятий для различных категорий и групп населения.
На территории края в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. N 172 "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)" действует Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО), представляющий программную и нормативную основу физического воспитания. По итогам 2023 года зарегистрированы 170,5 тыс. человек, знаки отличия получили 98 тыс. человек, работает 21 центр тестирования по выполнению нормативов испытаний (тестов), в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Общее количество спортивных сооружений, входящих в состав спортивной инфраструктуры, достигло 3 072 объекта, включая 616 объектов, находящихся в сельской местности.
При этом отмечаются изношенность и устаревание материально-технической базы, все более актуальной становится необходимость приведения спортивной инфраструктуры в нормативное состояние.
С 2020 года реализуются краевой проект "Доступный спорт", межведомственная программа "Плавание для всех", всероссийские проекты "Футбол - в школе", "Самбо в школу", "Спортивная борьба - в школу", "Киокусинкай в школу".
Текущее состояние физической культуры и спорта в крае характеризуется положительными тенденциями, связанными с развитием спортивных и физкультурных традиций, высокими достижениями спортсменов края на всероссийских и международных соревнованиях, строительством и модернизацией спортивных сооружений.
На территории края развивается 107 видов спорта.
Деятельность по развитию видов спорта осуществляют спортивные федерации (далее - федерации). В 2023 году из 107 зарегистрированных на территории края федераций по видам спорта государственную аккредитацию получили 86 федераций.
В сборные команды России по различным видам спорта и возрастным группам входят 224 представителя края по 30 видам спорта.
В системе подготовки спортивного резерва работу ведет 31 учреждение различной ведомственной принадлежности, в которых 57 видами спорта занимается 21 тыс. человек.
С целью популяризации физической культуры и спорта, пропаганды здорового образа жизни в крае ведется постоянная работа по информированию населения о физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых на территории края, о результатах выступлений спортсменов на всероссийских и международных соревнованиях посредством официального сайта министерства спорта края и подведомственных ему учреждений в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также социальных сетях (Телеграм, ВК, Одноклассники).
Вместе с тем сохраняется ряд проблем, требующих решения.
Среди граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, преобладает городское население, преимущественно дети и молодежь в возрасте до 29 лет. Сохраняется недостаточный уровень вовлеченности населения среднего и старшего возраста в занятия физической культурой и спортом (48,4 процента и 22,0 процента соответственно).
Ключевыми вызовами для физической культуры и спорта являются:
возросшие требования к увеличению продолжительности социально и экономически активной жизни с учетом старения населения и низкой вовлеченности в занятия физической культурой и спортом средних и старших возрастных групп;
возросшие требования к уровню физической подготовленности допризывной молодежи как фактору обеспечения боеготовности Вооруженных сил Российской Федерации;
наличие региональных диспропорций в обеспеченности населения физкультурно-спортивной инфраструктурой;
политизация спорта на международной арене и его использование для изменения геополитических ценностных приоритетов;
недостаточная ресурсная обеспеченность сферы физической культуры и спорта.
К основным рискам реализации государственной программы Хабаровского края "Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае", утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 24 мая 2012 г. N 169-пр (далее - Программа), относятся:
риски, связанные с возможным отсутствием необходимого финансового обеспечения мероприятий и низкой инвестиционной привлекательностью отдельных проектов и программ;
риски, связанные в первую очередь с изменениями в структуре доходов граждан и падением спроса на услуги в сфере физической культуры и спорта;
административные риски, связанные с недостаточной эффективностью взаимодействия между исполнителями Программы.
Важнейшими условиями успешной реализации Программы являются минимизация указанных рисков, эффективный мониторинг выполнения показателей (индикаторов) Программы, принятие оперативных мер по их корректировке.
Реализация Программы позволит привлечь к систематическим занятиям физической культурой и спортом и приобщить к здоровому образу жизни не менее 75 процентов населения края, что в конечном счете положительно скажется на улучшении качества жизни граждан Российской Федерации.
Цели государственной политики в сфере физической культуры и спорта определены в положениях указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года", Стратегии, распоряжении Правительства Хабаровского края от 8 декабря 2021 N 1215-рп "О направлениях и задачах развития Хабаровского края на период до 2026 года и на перспективу до 2030 года" и предусматривают создание для всех категорий и групп населения условий для занятий физической культурой и массовым спортом, в том числе повышение уровня обеспеченности населения объектами спорта, а также подготовку спортивного резерва.
Программа направлена на достижение национальной цели развития Российской Федерации на период до 2030 года "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. N 309 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года". Предусматривается увеличение к 2030 году до 75 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в крае.
В соответствии с указанными программными документами к числу приоритетных направлений развития физической культуры и спорта относятся:
вовлечение граждан, прежде всего детей и молодежи, в регулярные занятия физической культурой и массовым спортом;
повышение уровня физической подготовленности граждан Российской Федерации;
повышение доступности объектов спорта, в том числе на сельских территориях, а также для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
развитие адаптивной физической культуры и адаптивного спорта;
совершенствование системы подготовки спортивного резерва.
Для оценки хода реализации Программы и характеристики состояния установленной сферы деятельности предусмотрена система показателей.
Основным ожидаемым конечным результатом реализации Программы является устойчивое развитие физической культуры и спорта, что характеризуется ростом количественных показателей и качественной оценкой изменений, происходящих в сфере физической культуры и спорта.
Участие муниципальных образований в реализации мероприятий Программы является необходимым условием ее эффективности.
Решение поставленных задач и достижение значений показателей Программы предусматриваются путем эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов края, органов местного самоуправления муниципальных образований края, федераций.
Реализацию Программы в части мероприятий, реализуемых совместно с органами местного самоуправления муниципальных образований края, предполагается осуществить путем предоставления субсидий из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований края в целях софинансирования расходных обязательств, на условиях достижения установленных показателей результативности их предоставления. При этом муниципальные программы должны соответствовать целям и задачам Программы.