ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 30 марта 2020 года N 110-пр


Об утверждении изменений, вносимых в государственную программу
 Хабаровского края "Развитие физической культуры и спорта в
 Хабаровском крае", утвержденную постановлением
 Правительства Хабаровского края от 24 мая 2012 г. N 169-пр



В целях приведения нормативного правового акта Правительства Хабаровского края в соответствие с действующим законодательством Правительство края

постановляет:

Утвердить прилагаемые изменения, вносимые в государственную программу Хабаровского края "Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 24 мая 2012 г. N 169-пр.


Губернатор, Председатель
Правительства края
С.И. Фургал



УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 30 марта 2020 года N 110-пр


ИЗМЕНЕНИЯ,
вносимые в государственную программу Хабаровского края
"Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае",
утвержденную постановлением Правительства
Хабаровского края от 24 мая 2012 г. N 169-пр



В целях приведения нормативного правового акта Правительства Хабаровского края в соответствие с действующим законодательством Правительство края

постановляет:

Внести в государственную программу Хабаровского края "Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 24 мая 2012 г. N 169-пр, следующие изменения:

1) паспорт изложить в следующей редакции:

"Наименование государственной программы

-

"Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае" (далее также - Программа)

Ответственный исполнитель государственной программы

-

министерство физической культуры и спорта Хабаровского края (далее - край)

Соисполнители, участники государственной программы

-

министерство социальной защиты населения края;

министерство строительства края;

администрации городских округов и муниципальных районов края (далее также - администрации муниципальных образований края) (по согласованию)

Цели государственной программы

-

создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, повышение эффективности подготовки спортсменов края в спорте высших достижений

Задачи государственной программы

-

развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, строительство спортивных объектов шаговой доступности по проектам, рекомендованным Министерством спорта Российской Федерации для повторного применения, обеспечивающим, в частности, доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, с определением предельной цены на строительство этих объектов;

развитие материально-технической базы для подготовки спортсменов, в том числе по наиболее массовым видам спорта, не включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, в условиях соответствующего научного сопровождения тренировочных процессов;

создание условий для подготовки и совершенствования спортсменов и тренеров с учетом непрерывности процессов обучения и спортивной подготовки;

создание условий для формирования, подготовки и сохранения спортивного резерва;

создание условий для вовлечения различных групп населения края к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

создание условий для достижения спортсменами края высоких спортивных результатов на всероссийских и международных спортивных соревнованиях

Подпрограммы

-

в рамках Программы реализация подпрограмм не предусмотрена

Основные мероприятия государственной программы

-

создание условий для вовлечения различных групп населения края к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

подготовка спортивного резерва;

создание условий для достижения спортсменами края высоких спортивных результатов на всероссийских и международных спортивных соревнованиях;

развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта;

реализация регионального проекта Хабаровского края "Спорт - норма жизни

Основные показатели (индикаторы) государственной программы

-

удельный вес жителей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения края (процентов);

соотношение средней заработной платы педагогических работников дополнительного образования учреждений спортивной направленности к средней заработной плате учителей в крае (процентов);

доля жителей края, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения, принявшего участие в сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО) (процентов);

доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории (процентов);

доля детей и молодежи (возраст 3 - 29 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей и молодежи в Хабаровском крае;

доля граждан среднего возраста (женщины: 30 - 54 года; мужчины: 30 - 59 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан среднего возраста в Хабаровском крае;

доля граждан старшего возраста (женщины: 55 - 79 лет; мужчины: 60 - 79 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом в общей численности граждан старшего возраста в Хабаровском крае;

уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта в Хабаровском крае;

доля занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности физической культуры и спорта, в общем количестве занимающихся в организациях ведомственной принадлежности физической культуры и спорта в Хабаровском крае

Сроки и этапы реализации государственной программы

-

реализация Программы будет осуществляться в два этапа: первый этап - с 2012 по 2015 год, второй этап - с 2016 по 2024 год

Ресурсное обеспечение реализации государственной программы за счет средств краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований края, внебюджетных средств

-

общий объем финансирования, (прогнозная справочная оценка) составляет 41 819,85 млн. рублей, в том числе по годам:

2012 год - 2 735,6 млн. рублей,

2013 год - 1 604,59 млн. рублей,

2014 год - 1 947,77 млн. рублей,

2015 год - 1 958,18 млн. рублей,

2016 год - 2 712,8 млн. рублей,

2017 год - 4 540,14 млн. рублей,

2018 год - 6 380,77 млн. рублей,

2019 год - 4 329,42 млн. рублей,

2020 год - 4 205,54 млн. рублей;

2021 год - 3 112,75 млн. рублей;

2022 год - 3 158,93 млн. рублей;

2023 год - 2 566,68 млн. рублей;

2024 год - 2 566,68 млн. рублей;

в том числе:

из краевого бюджета - 34 272,55 млн. рублей;

в том числе по годам:

2012 год - 2 560,37 млн. рублей,

2013 год - 1 189,40 млн. рублей,

2014 год - 1 137,57 млн. рублей,

2015 год - 1 674,01 млн. рублей,

2016 год - 2 619,32 млн. рублей,

2017 год - 2 944,72 млн. рублей,

2018 год - 2 368,30 млн. рублей,

2019 год - 4 256,34 млн. рублей,

2020 год - 4 180,77 млн. рублей;

2021 год - 3 068,12 млн. рублей;

2022 год - 3 140,27 млн. рублей;

2023 год - 2 566,68 млн. рублей;

2024 год - 2 566,68 млн. рублей;

в том числе из федерального бюджета - 3 644,02 млн. рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 0 млн. рублей,

2013 год - 0 млн. рублей,

2014 год - 0 млн. рублей,

2015 год - 59,62 млн. рублей,

2016 год - 29,17 млн. рублей,

2017 год - 59,17 млн. рублей,

2018 год - 54,44 млн. рублей,

2019 год - 1 332,56 млн. рублей,

2020 год - 1 064,27 млн. рублей;

2021 год - 416,46 млн. рублей;

2022 год - 580,37 млн. рублей;

2023 год - 23,98 млн. рублей;

2024 год - 23,98 млн. рублей;

из бюджетов муниципальных образований края (по согласованию) - 1 009,10 млн. рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 131,01 млн. рублей,

2013 год - 307,40 млн. рублей,

2014 год - 206,40 млн. рублей,

2015 год - 116,98 млн. рублей,

2016 год - 13,28 млн. рублей,

2017 год - 35,42 млн. рублей,

2018 год - 37,47 млн. рублей,

2019 год - 73,08 млн. рублей,

2020 год - 24,77 млн. рублей;

2021 год - 44,63 млн. рублей;

2022 год - 18,66 млн. рублей;

2023 год - 0 млн. рублей;

2024 год - 0 млн. рублей;

федеральный бюджет * - 3 053,15 млн. рублей,

2012 год - 14,22 млн. рублей,

2013 год - 86,29 млн. рублей,

2014 год - 468,80 млн. рублей,

2015 год - 8,84 млн. рублей,

2016 год - 0 млн. рублей,

2017 год - 0 млн. рублей,

2018 год - 2 475,0 млн. рублей;

2019 год - 0 млн. рублей,

2020 год - 0 млн. рублей;

2021 год - 0 млн. рублей;

2022 год - 0 млн. рублей;

2023 год - 0 млн. рублей;

2024 год - 0 млн. рублей;

внебюджетные средства (по согласованию) -

3 485,05 млн. рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 30,00 млн рублей,

2013 год - 21,50 млн. рублей,

2014 год - 135,00 млн. рублей,

2015 год - 158,35 млн. рублей,

2016 год - 80,20 млн. рублей,

2017 год - 1 560,00 млн. рублей,

2018 год - 1 500,00 млн. рублей,

2019 год - 0,00 млн. рублей,

2020 год - 0 млн. рублей";

2021 год - 0 млн. рублей;

2022 год - 0 млн. рублей;

2023 год - 0 млн. рублей;

2024 год - 0 млн. рублей;

Ожидаемые результаты реализации государственной программы

-

повышение роли и вклада физической культуры и спорта в социально-экономическое развитие края, что позволит достигнуть к 2024 году:

увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения края до 55,9 процентов;

увеличение доли жителей края, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения, принявшего участие в сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), до 40,0 процентов;

увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории до 23,5 процента;

увеличение уровня обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта в Хабаровском крае до 74,1 процента;

увеличение доли детей и молодежи (возраст 3 - 29 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности детей и молодежи в Хабаровском крае до 83,0 процентов;

увеличение доли граждан среднего возраста, (женщины: 30 - 54 года; мужчины: 30 - 59 лет) систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан среднего возраста в Хабаровском крае до 49,5 процентов;

увеличение доли граждан старшего возраста (женщины: 55 - 79 лет; мужчины: 60 - 79 лет), систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности граждан старшего возраста в Хабаровском крае до 23,0 процентов;

увеличение доли занимающихся по программам спортивной подготовки в организациях ведомственной принадлежности физической культуры и спорта в общем количестве занимающихся в организациях ведомственной принадлежности физической культуры и спорта в Хабаровском крае до 100,0 процентов;

достижение соотношения средней заработной платы педагогических работников дополнительного образования учреждений спортивной направленности к средней заработной плате учителей в крае до 100,0 процентов.



2) разделы 1 - 5 изложить в следующей редакции:

     "1. Общая характеристика обоснования разработки государственной программы

Приоритетом социальной политики края, определенным Стратегией социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года, является формирование условий, обеспечивающих привлекательность территории края для проживания населения, привлечения новых жителей, закрепления проживающего и прибывающего населения.

Проводимый на сегодняшний день экономический курс, устанавливающий приоритетные задачи социально-экономического развития края, определяет конкретные первоочередные шаги в социально-культурных сферах, в том числе в сфере физической культуры и спорта.

По каждому из направлений сферы физической культуры и спорта происходят устойчивые изменения, складывающиеся в целостную положительную динамику развития системы.

В настоящее время спорт обретает все более динамичный характер полноценного социального института. Он активно внедряется в систему образования и воспитания подрастающего поколения, используется как средство отдыха и оздоровления различных социальных групп населения, реабилитации инвалидов, повышает стрессоустойчивость.

Систематические занятия физической культурой и спортом не только способствуют укреплению здоровья, но и выполняют такие важные социальные функции, как: укрепление нравственности, социальная адаптация, снижение социальной напряженности, профилактика правонарушений, борьба с наркоманией, отвлечение подростков от улицы и вредных привычек, трудовая занятость.

Текущее состояние физической культуры и спорта в крае характеризуется положительными тенденциями, связанными с развитием спортивных и физкультурных традиций, высокими достижениями спортсменов края на всероссийских и международных соревнованиях, строительством и модернизацией спортивных сооружений.

Сегодня в структуру физкультурно-спортивного движения края входят краевые и муниципальные органы управления физической культурой и спортом, 28 организаций, осуществляющих спортивную подготовку, в которых занимается свыше 25 тысяч спортсменов, Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо", Хабаровский краевой физкультурно-спортивный клуб профсоюзов "Спартак", краевой физкультурно-спортивный клуб "Локомотив", региональное отделение ДОСААФ России, отделение общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения "Юность России", краевые федерации по видам спорта, профессиональные клубы по игровым видам спорта, представляющие край в различных спортивных дивизионах страны.

Вопросы физического воспитания детей и молодежи решаются также в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования).

С каждым годом растет интерес жителей края к занятиям спортом и физической культурой, престижность здорового образа жизни. В сфере массового спорта ежегодно проводится 18 комплексных спартакиад и фестивалей среди различных демографических групп населения края, наиболее массовыми из которых ежегодно становятся краевые этапы Президентских спортивных игр и Президентских состязаний, спартакиады образовательных организаций профессионального образования, ветеранов спорта, фестиваль краевых организаций профсоюзов "Азарт. Здоровье. Отдых". Помимо этого, на территории края проводится большая часть соревнований Дальневосточного федерального округа по программе Всероссийских спартакиад учащихся и молодежи.

В соответствии с календарным планом официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий края ежегодно более 70 тысяч жителей, спортсменов различной квалификации и уровня подготовки участвуют в одной тысячи мероприятий краевого, межрегионального, всероссийского и международного уровней. Более шестидесяти процентов из них - это соревнования среди детей, подростков и молодежи.

Необходимо отметить, что в крае наметились положительные тенденции увеличения численности лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, привлеченных к занятиям физической культурой и спортом. По состоянию на 31 декабря 2019 года значение данного показателя составляет 22,5 процента, что на 19,8 процента больше, чем в 2009 году.

Результатом проводимой работы является показатель "Удельный вес жителей края, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения края", который в 2019 году составил 42,8 процента (16,6 процента в 2009 году).

Приоритетным направлением развития физической культуры и спорта в крае является подготовка сборных команд края к межрегиональным, всероссийским и международным спортивным соревнованиям.

На территории края развивается 89 видов спорта, из них 19 базовых, утвержденных Министерством спорта Российской Федерации для края.

Деятельность по развитию видов спорта осуществляют аккредитованные спортивные федерации. В 2019 году из 90 зарегистрированных на территории края федераций по видам спорта государственную аккредитацию получили 71 федерация.

В сборные команды России по различным видам спорта и возрастным группам входят 180 представителей края по 32 видам спорта.

Сильнейшие спортсмены края являются членами сборных команд России по таким видам спорта, как бокс, дзюдо, хоккей, тяжелая и легкая атлетика, кикбоксинг, киокусинкай, прыжки на батуте, фристайл, горнолыжный спорт, пауэрлифтинг, стрельба из лука, велоспорт-шоссе, пулевая стрельба, стрельба из арбалета, спортивная борьба, спортивное ориентирование, конькобежный спорт, настольный теннис, самбо, адаптивные виды спорта.

Тенденция усиления конкуренции на российской спортивной арене предполагает активную работу по поиску новых подходов к развитию системы подготовки спортивного резерва в крае.

В результате произошедших социально-экономических изменений система детско-юношеского спорта, обеспечивавшая ранее надлежащий уровень подготовки спортивного резерва, значительно изменилась.

Практически утрачены действовавшие ранее рычаги государственного управления подготовкой спортивного резерва. В связи с прекращением финансирования детско-юношеского спорта через систему профсоюзов территориально-ведомственная организация подготовки резерва, обеспечивавшая как массовость, так и высокий уровень качества этой работы, уступила место территориальной организации.

В результате этого практически прекратилась централизованная подготовка одаренных молодых спортсменов в сборных командах спортивных обществ, которая позволяла обеспечить отбор и качественную подготовку перспективных молодых спортсменов независимо от наличия необходимых условий в местах их проживания.

В этих условиях спортивные федерации оказались неспособны реализовать установленные законодательством права и полномочия по подготовке спортивного резерва.

Усугубляет ситуацию и то, что большинство спортивных школ находятся на муниципальном уровне, что не позволяет им в полном объеме обеспечить процесс спортивной подготовки, так как органы местного самоуправления не наделены соответствующими полномочиями (они отвечают только за развитие физической культуры и массового спорта) и не имеют достаточные объемы финансирования.

В связи с исполнением Указа Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. N 172 по реализации на территории Российской Федерации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), повышением роста интереса населения края к занятиям спортом требуется значительное увеличение площадей спортивных сооружений, а также количества простейших плоскостных сооружений, отвечающих современным требованиям к их оснащению. Построенные в последние годы физкультурно-оздоровительные комплексы востребованы жителями края всех возрастов.

Всего в крае имеется 2,6 тысячи действующих спортивных объектов различного типа, из которых более одной тысячи являются плоскостными сооружениями, в основном расположенными на жилых массивах, свыше 500 - стандартными спортивными залами, большая часть из которых расположена в образовательных организациях края.

Тем не менее, в настоящее время вопрос развития спортивной материальной базы края, в том числе образовательных организаций, является одним из ключевых. Спортивные площадки, сооружения, их оснащение и доступность - это основа построения целостной системы физического воспитания молодежи.

С целью популяризации физической культуры и спорта, пропаганды здорового образа жизни в крае ведется постоянная работа по информированию населения о физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых в городских округах и муниципальных районах, о результатах выступлений спортсменов на всероссийских и международных соревнованиях. В средства массовой информации еженедельно направляются планы предстоящих мероприятий и информация о результатах выступлений краевых спортсменов на соревнованиях. Данная информация размещается в сети "Интернет" на официальном сайте министерства физической культуры и спорта края, а также распространяется через аккаунты министерства физической культуры и спорта края в социальных сетях.

Несмотря на высокий уровень вовлеченности жителей в занятия физической культурой и спортом, задействован не весь имеющийся в крае потенциал. Необходимо разрабатывать новые методики и формы массовой физкультурно-спортивной работы, привлекательные для населения края разного уровня физической подготовки.

Во многом не использован потенциал спортивной общественности по месту жительства граждан. Необходимо создать условия для широкого физкультурного движения на местах, инициировать образование любительских спортивных обществ. Наиболее эффективной организационной формой развития массового спорта и повышения его социальной значимости является физкультурно-спортивный клуб по месту жительства, который способен выступить организатором спортивной активности жителей края.

Для дальнейшего развития физической культуры и спорта остается недостаточным количество спортивных сооружений в крае, особенно в сельской местности, несмотря на то, что наблюдается устойчивая тенденция роста инфраструктуры спорта. Сегодня достигнута максимальная загрузка всех спортивных сооружений, и это является одним из факторов, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли.

В крае ощутим недостаток в специализированных спортивных сооружениях: плавательных бассейнах, стрельбищах, легкоатлетических манежах, велотреках, лыжных базах.

Состояние существующей материально-технической базы не соответствует современным требованиям развития физической культуры и спорта, не позволяет проводить официальные соревнования на международном уровне. Ввиду отсутствия современной спортивной базы сборные команды края вынуждены выезжать на тренировочные сборы по подготовке к крупным соревнованиям в другие регионы. Некоторые спортивные объекты полностью не соответствуют современным требованиям.

Необходимо перейти к формированию новой технологической базы развития физической культуры и спорта, основанной на использовании новейших достижений в области теории физического воспитания и спортивной тренировки, педагогики, психологии, медицины и управления.

2. Приоритеты и цели краевой государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Цели и задачи государственной программы

Государственная политика края в сфере физической культуры и спорта, а также механизмы их реализации определены исходя из Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на среднесрочный период, посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.

На краевом уровне положения федеральных документов развиваются в Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2030 года.

В настоящее время ключевым документом, устанавливающим долгосрочные приоритеты развития физической культуры и спорта, является Стратегия развития физической культуры и спорта в Хабаровском крае на период до 2020 года, утвержденная постановлением Правительства края от 26 января 2012 г. N 13-пр (далее - Стратегия). Главной целью Стратегии является создание условий, обеспечивающих возможность для жителей края вести здоровый образ жизни, систематически заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить результаты спортсменов края на всероссийских и международных соревнованиях.

Для реализации стратегической государственной политики края в сфере физической культуры и спорта в крае определены следующие приоритетные направления:

- модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения;

- развитие регионального потенциала в сфере физической культуры и спорта;

- повышение интереса различных категорий граждан к занятиям физической культурой и спортом путем пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни (разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни).

Государственная политика края по развитию физической культуры и спорта в перспективе будет осуществляться на основе следующих принципов:

- концентрации усилий по приоритетным направлениям развития;

- безусловного выполнения государственного заказа;

- обеспечения доступности услуг, оказываемых организациями физической культуры и спорта;

- паритетности взаимодействия федеральных и краевых государственных органов, физкультурно-спортивных организаций и бизнес-структур;

- соблюдения территориально-базовых форм организации деятельности;

- открытого участия физкультурно-спортивных организаций края;

- независимости оценки результатов реализации Программы.

Основной целью Программы является создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, повышение эффективности подготовки спортсменов края в спорте высших достижений.

Достижение основной цели предполагает решение ряда задач:

1. Развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, строительство спортивных объектов шаговой доступности по проектам, рекомендованным Министерством спорта Российской Федерации для повторного применения, обеспечивающим, в частности, доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, с определением предельной цены на строительство этих объектов;

2. Развитие материально-технической базы для подготовки спортсменов, в том числе по наиболее массовым видам спорта, не включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, в условиях соответствующего научного сопровождения тренировочных процессов;

3. Создание условий для подготовки и совершенствования спортсменов и тренеров с учетом непрерывности процессов обучения и спортивной подготовки;

4. Создание условий для формирования, подготовки и сохранения спортивного резерва;

5. Создание условий для вовлечения различных групп населения края к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»