ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАБАРОВСКОГО КРАЯ


ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 16 сентября 2015 года N 299-пр


О внесении изменений в постановление Правительства Хабаровского края от 24 мая 2012 г. N 169-пр
 "Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Развитие физической
 культуры и спорта в Хабаровском крае"



В целях приведения нормативного правового акта Хабаровского края в соответствие с действующим законодательством Правительство края

постановляет:

1. Внести изменения в постановление Правительства Хабаровского края от 24 мая 2012 г. N 169-пр "Об утверждении государственной программы Хабаровского края "Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае", заменив в наименовании, постановляющей части слова "и спорта в Хабаровском крае" словами ", спорта и молодежной политики в Хабаровском крае".

2. Внести изменения в государственную программу Хабаровского края "Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае", утвержденную постановлением Правительства Хабаровского края от 24 мая 2012 г. N 169-пр, изложив ее в новой редакции (прилагается).


Губернатор, Председатель
Правительства края
В.И. Шпорт



УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства Хабаровского края
от 24 мая 2012 года N 169-пр

(в редакции
постановления
Правительства Хабаровского края
от 16 сентября 2015 года N 299-пр)


ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
"Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в Хабаровском крае"


ПАСПОРТ
государственной программы Хабаровского края
"Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики в
Хабаровском крае"

Ответственный исполнитель

- министерство спорта и молодежной политики Хабаровского края (далее - край)

Соисполнители, участники

- министерство социальной защиты населения края;

министерство строительства края;

администрации муниципальных образований края (по согласованию)

Цель государственной программы

- создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, повышение эффективности подготовки спортсменов края в спорте высших достижений, создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации детей и молодежи

Задачи государственной программы

- развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, строительство спортивных объектов шаговой доступности по проектам, рекомендованным Министерством спорта Российской Федерации для повторного применения, обеспечивающим, в частности, доступность этих объектов для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, с определением предельной цены на строительство этих объектов;

развитие материально-технической базы для подготовки спортсменов, в том числе по наиболее массовым видам спорта, не включенным в программы Олимпийских и Паралимпийских игр, в условиях соответствующего научного сопровождения тренировочных процессов;

создание условий для подготовки и совершенствования спортсменов и тренеров с учетом непрерывности процессов обучения и спортивной подготовки;

создание условий для формирования, подготовки и сохранения спортивного резерва;

создание условий для вовлечения различных групп населения края к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

создание условий для достижения спортсменами края высоких спортивных результатов на всероссийских и международных спортивных соревнованиях;

создание условий для развития и поддержки молодежных инициатив;

создание условий для воспитания гражданственности и патриотизма, формирования духовных и нравственных ценностей;

совершенствование системы вовлечения молодых граждан в социальную практику, добровольчество, позитивную общественную деятельность;

развитие системы продвижения инициативной и талантливой молодежи;

содействие занятости молодежи

Подпрограммы

- в рамках Программы реализация подпрограмм не предусмотрена

Основные мероприятия государственной программы

- создание условий для вовлечения различных групп населения края к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

повышение эффективности системы подготовки спортивного резерва;

создание условий для достижения спортсменами края высоких спортивных результатов на всероссийских и международных спортивных соревнованиях;

развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта;

развитие молодежной политики.

Основные показатели (индикаторы)

- удельный вес жителей, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения края (процентов);

соотношение средней заработной платы педагогических работников дополнительного образования детей к средней заработной плате учителей в крае (процентов);

доля жителей края, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения, принявшего участие в сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО);

доля жителей края, занимающихся физической культурой и спортом по месту работы, в общей численности населения, занятого в экономике;

доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории (процентов);

доля обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов в крае (процентов);

доля спортсменов-разрядников в общем количестве лиц, занимающихся в системе специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва (процентов);

численность спортсменов края, включенных в список кандидатов в спортивные сборные команд Российской Федерации (человек);

единовременная пропускная способность объектов спорта (уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями) (процентов);

доля молодых людей, вовлеченных в деятельность детских и молодежных общественных объединений, в общей численности молодежи края 14 - 30 лет (процентов).

Этапы и сроки реализации государственной программы

- реализация Программы будет осуществляться в два этапа: первый этап - с 2012 по 2015 год, второй этап - с 2016 по 2020 год

Ресурсное обеспечение реализации

государственной программы за счет средств

краевого бюджета и прогнозная (справочная) оценка расходов федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований, внебюджетных средств

- общий объем финансирования, (прогнозная справочная оценка) составляет 16 609,57 млн. рублей, в том числе:

субсидии из федерального бюджета - 578,15 млн. рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 14,22 млн. рублей,

2013 год - 86,29 млн. рублей,

2014 год - 468,80 млн. рублей,

2015 год - 8,84 млн. рублей,

2016 год - 0 млн. рублей,

2017 год - 0 млн. рублей,

2018-2020 годы - 0 млн. рублей;

из краевого бюджета - 10 683,88 млн. рублей;

в том числе по годам:

2012 год - 2 560,37 млн. рублей,

2013 год - 1 189,40 млн. рублей,

2014 год - 1 137,57 млн. рублей,

2015 год - 1 674,01 млн. рублей,

2016 год - 813,12 млн. рублей,

2017 год - 827,35 млн. рублей,

2018-2020 годы - 2 482,06 млн. рублей;

из бюджетов муниципальных образований края (по согласованию) - 2 387,69 млн. рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 131,01 млн. рублей,

2013 год - 307,40 млн. рублей,

2014 год - 206,40 млн. рублей,

2015 год - 116,98 млн. рублей,

2016 год - 77,10 млн. рублей,

2017 год - 65,50 млн. рублей,

2018-2020 годы - 1 483,30 млн. рублей;

внебюджетные средства (по согласованию) - 2 959,85 млн. рублей,

в том числе по годам:

2012 год - 30,00 млн. рублей,

2013 год - 21,50 млн. рублей,

2014 год - 135,00 млн. рублей,

2015 год - 158,35 млн. рублей,

2016 год - 2 345,00 млн. рублей,

2017 год - 105,00 млн. рублей,

2018-2020 годы - 165,00 млн. рублей.

Конечный результат реализации государственной программы

- повышение роли и вклада физической культуры, спорта и молодежной политики в социально-экономическое развитие края, что позволит достигнуть к 2020 году:

увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения края до 43,6 процентов;

увеличение доли жителей края, выполнивших нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), в общей численности населения, принявшего участие в сдаче нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), до 40,0 процентов;

увеличение доли жителей края, занимающихся физической культурой и спортом по месту работы, в общей численности населения, занятого в экономике, до 27,0 процентов;

увеличение доли обучающихся и студентов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности обучающихся и студентов в крае до 75,5 процентов;

увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории до 23,1 процента;

увеличение доли спортсменов-разрядников в общем количестве лиц, занимающихся в системе специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва до 36,5 процентов;

увеличение доли спортсменов края, включенных в составы спортивных сборных команд Российской Федерации, в общем количестве спортсменов, занимающихся на этапе спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства, до 35,0 процентов;

увеличение количества спортивных сооружений на 100 тыс. человек населения до 205,5 единиц;

увеличение единовременной пропускной способности объектов спорта (уровень обеспеченности населения спортивными сооружениями) до 48,0 процентов;

увеличение обеспеченности жителей края спортивными сооружениями: спортивными залами - до 48,5 процентов; плоскостными сооружениями - до 33,3 процента; бассейнами - до 13,5 процента;

увеличение доли молодых людей края, вовлеченных в деятельность детских и молодежных общественных объединений, в общей численности молодежи края до 12 процентов;

увеличение количества действующих патриотических объединений, клубов, центров, в том числе детских и молодежных до 148 единиц;

достижения соотношения средней заработной платы педагогических работников дополнительного образования детей к средней заработной плате в крае до 100,0 процентов.

     

1. Характеристика и основные проблемы текущего состояния
физической культуры, спорта и молодежной политики в крае


Приоритетом социальной политики края, определенным Стратегией социального и экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, является формирование условий, обеспечивающих привлекательность территории края для проживания населения, привлечения новых жителей, закрепления проживающего и прибывающего населения.

Проводимый на сегодняшний день экономический курс, устанавливающий приоритетные задачи социально-экономического развития края, определяет конкретные первоочередные шаги в социально-культурных сферах, в том числе в сфере физической культуры, спорта и молодежной политики.

По каждому из направлений сферы физической культуры, спорта и молодежной политики края происходят устойчивые изменения, складывающиеся в целостную положительную динамику развития системы.

В настоящее время спорт обретает все более динамичный характер полноценного социального института. Он активно внедряется в систему образования и воспитания подрастающего поколения, используется как средство отдыха и оздоровления различных социальных групп населения, реабилитации инвалидов, повышает стрессоустойчивость.

Систематические занятия физической культурой и спортом не только способствуют укреплению здоровья, но и выполняют такие важные социальные функции как: укрепление нравственности, социальная адаптация, снижение социальной напряженности, профилактика правонарушений, борьба с наркоманией, отвлечение подростков от улицы и вредных привычек, трудовая занятость.

Текущее состояние физической культуры и спорта в крае характеризуется положительными тенденциями, связанными с развитием спортивных и физкультурных традиций, высокими достижениями спортсменов края на всероссийских и международных соревнованиях, строительством и модернизацией спортивных сооружений.

Сегодня в структуру физкультурно-спортивного движения края входят краевой и муниципальные органы управления физической культурой и спортом, 7 краевых государственных учреждений, 26 учреждений дополнительного образования спортивной направленности муниципальной и ведомственной принадлежности, в которых занимается 29,5 тысяч детей и подростков, Всероссийское физкультурно-спортивное общество "Динамо", Хабаровский краевой физкультурно-спортивный клуб профсоюзов "Спартак", краевой физкультурно-спортивный клуб "Локомотив", региональное отделение ДОСААФ России, отделение общественно-государственного физкультурно-спортивного объединения "Юность России", краевые федерации по видам спорта, профессиональные клубы по игровым видам спорта, представляющие край в различных спортивных дивизионах страны.

Вопросы физического воспитания детей и молодежи решаются также в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (дошкольного, общего, профессионального, дополнительного образования).

С каждым годом растет интерес жителей края к занятиям спортом и физической культурой, престижность здорового образа жизни. В сфере массового спорта ежегодно проводится 18 комплексных спартакиад и фестивалей среди различных демографических групп населения края, наиболее массовыми из которых ежегодно становятся краевые этапы Президентских спортивных игр и Президентских состязаний, спартакиады образовательных организаций профессионального образования, ветеранов спорта, летний и зимний фестивали краевых организаций профсоюзов "Азарт. Здоровье. Отдых". Помимо этого на территории края проводится большая часть соревнований Дальневосточного федерального округа по программе Всероссийских спартакиад учащихся и молодежи.

В соответствии с календарным планом официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий края ежегодно более 70 тысяч жителей, спортсменов различной квалификации и уровня подготовки участвуют в одной тысячи мероприятий краевого, межрегионального, всероссийского и международного уровней. Более шестидесяти процентов из них - это соревнования среди детей, подростков и молодежи.

Необходимо отметить, что в крае наметились положительные тенденции увеличения численности лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, привлеченных к занятиям физической культурой и спортом. По состоянию на 31 декабря 2014 года значение данного показателя составляет 10,8 процентов, что на 8,1 процентов больше, чем в 2009 году.

В крае количество учреждений, предприятий и организаций всех форм собственности и ведомственной принадлежности, проводящих систематические занятия физической культурой и спортом, по итогам 2014 года увеличилось на 14 единиц к уровню 2012 года и составляет 1794 единицы.

Результатом проводимой работы является показатель "Удельный вес жителей края, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности населения края", который в 2014 составил 28,6 (16,6 процентов в 2009 году).

Весомой составляющей в формировании вышеназванного основного показателя является доля учащихся и студентов образовательных организаций края, регулярно занимающихся физической культурой и спортом.

В образовательных организациях края дополнительными занятиями в спортивных группах и секциях в 2014 году охвачено 59,9 процентов учащихся, что на 20 процентов больше, чем в 2009 году.

Динамика увеличения числа занимающихся физической культурой и спортом в образовательных организациях края носит положительный характер, однако для дальнейшего роста данного показателя необходимы консолидированные усилия по созданию необходимой материально-технической базы.

Одним из основных целевых показателей оценки и динамики, характеризующих развитие отрасли, является доля граждан, занимающихся в организациях, в общей численности детей и молодежи в возрасте 6-15 лет.

Подготовка спортивного резерва ведется в 13 муниципальных образованиях края в 31 организации, из которых 5 - краевые, 23 - муниципальные, 3 - частные и ведомственной принадлежности. Организациями дополнительного образования, реализующими образовательные программы спортивной направленности, охвачено 42,5 тысяч детей и молодежи края.

Молодые спортсмены края достойно представляют наш регион в ежегодных массовых Всероссийских стартах - спартакиадах учащихся, молодежи, трудящихся и инвалидов России.

Общая численность штатных работников отрасли в 2014 году составила 3226 человек, из них специалистов, впервые приступивших к работе в отрасли, -186 человек, специалистов со специальным образованием - 2900 человек. В целях привлечения специалистов и закрепления молодых специалистов в крае продолжается реализация программы образовательного кредита и сберегательного капитала, предусмотрены стимулирующие надбавки молодым специалистам, впервые окончившим высшее отраслевое учебное заведение. Доля штатных тренеров и тренеров-преподавателей от общего числа работников отрасли края в 2014 году составила 29,1 процента. Обеспеченность штатными работниками физической культуры и спорта - 90,6 процента.

Приоритетным направлением развития физической культуры и спорта в крае является подготовка сборных команд края к межрегиональным, всероссийским и международным спортивным соревнованиям.

На территории края развивается 89 видов спорта, из них 22 базовых, утвержденных Министерством спорта Российской Федерации для края.

Деятельность по развитию видов спорта осуществляют аккредитованные спортивные федерации. В 2014 году из 80 зарегистрированных на территории края федераций по видам спорта государственную аккредитацию получили 56 федераций.

В сборные команды России по различным видам спорта и возрастным группам входят 112 представителей края по 26 видам спорта, из них по олимпийским видам спорта 63 человека и 49 человек - по видам спорта, не относящимся к олимпийским. Наибольшее количество спортсменов края представлено в сборных командах России по легкой атлетике - 20 человек, спортивному ориентированию - 13 человек.

Сильнейшие спортсмены края являются членами сборных команд России по таким видам спорта, как бокс, дзюдо, хоккей, тяжелая и легкая атлетика, кикбоксинг, киокусинкай, прыжки на батуте, фристайл, горнолыжный спорт, пауэрлифтинг, стрельба из лука, велоспорт-шоссе, пулевая стрельба, стрельба из арбалета, спортивная борьба, спортивное ориентирование, конькобежный спорт, настольный теннис, самбо, адаптивные виды спорта.

Тенденция усиления конкуренции на российской спортивной арене предполагает активную работу по поиску новых подходов к развитию системы подготовки спортивного резерва в крае.

В результате произошедших социально-экономических изменений система детско-юношеского спорта, обеспечивавшая ранее надлежащий уровень подготовки спортивного резерва, значительно изменилась.

Практически утрачены действовавшие ранее рычаги государственного управления подготовкой спортивного резерва. В связи с прекращением финансирования детско-юношеского спорта через систему профсоюзов территориально-ведомственная организация подготовки резерва, обеспечивавшая как массовость, так и высокий уровень качества этой работы, уступила место территориальной организации.

В результате этого практически прекратилась централизованная подготовка одаренных молодых спортсменов в сборных командах спортивных обществ, которая позволяла обеспечить отбор и качественную подготовку перспективных молодых спортсменов независимо от наличия необходимых условий в местах их проживания.

В этих условиях спортивные федерации оказались неспособны реализовать установленные законодательством права и полномочия по подготовке спортивного резерва.

Усугубляет ситуацию и то, что большинство спортивных школ находятся на муниципальном уровне, что не позволяет им в полном объеме обеспечить процесс спортивной подготовки, так как органы местного самоуправления не наделены соответствующими полномочиями (они отвечают только за развитие физической культуры и массового спорта) и не имеют достаточные объемы финансирования.

В связи с реализацией Указа Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года N 172 по поэтапному внедрению на территории Российской Федерации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО), повышением роста интереса населения края к занятиям спортом требуется значительное увеличение площадей спортивных сооружений, а также количества простейших плоскостных сооружений, отвечающих современным требованиям к их оснащению. Построенные в последние годы физкультурно-оздоровительные комплексы востребованы жителями края всех возрастов.

За период участия в реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации по строительству и реконструкции объектов спорта различного типа на территории края по состоянию 31.12.2014 года введено в эксплуатацию 13 спортивных объектов.

Всего в крае имеется 2,6 тысячи действующих спортивных объектов различного типа, из которых более одной тысячи являются плоскостными сооружениями, в основном расположенными на жилых массивах, 526 - стандартными спортивными залами, большая часть из которых расположена в образовательных организациях края. К крупным объектам относятся 14 стадионов с трибунами на 1500 мест и более, 145 футбольных полей, 5 крытых спортивных объектов с искусственным льдом, 3 легкоатлетических манежа, 59 плавательных бассейнов.

Тем не менее, этого недостаточно.

Так, обеспеченность основными категориями спортивных сооружений в крае в 2014 году составило:

- спортивными залами - 48,08 процента от норматива;

- плоскостными спортивными сооружениями - 31,9 процента от норматива;

- бассейнами - 13,1 процента от норматива.

Единая пропускная способность спортивных сооружений всех типов составляет 39,5 процента.

Единая пропускная способность спортивных сооружений всех типов составляет 39,1 процента.

В настоящее время вопрос развития спортивной материальной базы края, в том числе образовательных организаций, является одним из ключевых. Спортивные площадки, сооружения, их оснащение и доступность - это основа построения целостной системы физического воспитания молодежи.

С целью популяризации физической культуры и спорта, пропаганды здорового образа жизни в крае ведется постоянная работа по информированию населения о физкультурных и спортивных мероприятиях, проводимых в городских округах и муниципальных районах, о результатах выступлений спортсменов на всероссийских и международных соревнованиях. В средства массовой информации еженедельно направляется планы предстоящих мероприятий и информация о результатах выступлений краевых спортсменов на соревнованиях. Данная информация размещается в сети "Интернет" на официальном сайте министерства спорта и молодежной политики края, а также распространяется через аккаунты министерства спорта и молодежной политики края в социальных сетях.

Несмотря на высокий уровень вовлеченности жителей в занятия физической культурой и спортом, задействован не весь имеющийся в крае потенциал. Необходимо разрабатывать новые методики и формы массовой физкультурно-спортивной работы, привлекательные для населения края разного уровня физической подготовки.

Во многом не использован потенциал спортивной общественности по месту жительства граждан. Необходимо создать условия для широкого физкультурного движения на местах, инициировать образование любительских спортивных обществ. Наиболее эффективной организационной формой развития массового спорта и повышения его социальной значимости является физкультурно-спортивный клуб по месту жительства, который способен выступить организатором спортивной активности жителей края.

Для дальнейшего развития физической культуры и спорта остается недостаточным количество спортивных сооружений в крае, особенно в сельской местности, несмотря на то, что наблюдается устойчивая тенденция роста инфраструктуры спорта. Сегодня достигнута максимальная загрузка всех спортивных сооружений, и это является одним из факторов, сдерживающих дальнейшее развитие отрасли.

В крае ощутим недостаток в специализированных спортивных сооружениях: плавательных бассейнах, стрельбищах, легкоатлетических манежах, велотреках, лыжных базах.

Состояние существующей материально-технической базы не соответствует современным требованиям развития физической культуры и спорта, не позволяет проводить официальные соревнования на международном уровне. Ввиду отсутствия современной спортивной базы сборные команды края вынуждены выезжать на тренировочные сборы по подготовке к крупным соревнованиям в другие регионы. Некоторые спортивные объекты полностью не соответствуют современным требованиям, в частности, стадион "Динамо" в городе Хабаровске, стадион "Спартак" в городе Советская Гавань, не решены вопросы ремонта бассейнов в городах Николаевске-на-Амуре, Советской Гавани, деятельность которых была приостановлена в соответствии с предписаниями уполномоченных структур.

Необходимо перейти к формированию новой технологической базы развития физической культуры и спорта, основанной на использовании новейших достижений в области теории физического воспитания и спортивной тренировки, педагогики, психологии, медицины и управления.

Одной из важных составляющих развития системы физической культуры и спорта является медицинское обеспечение лиц, занимающихся физической культурой и спортом, включающее в себя:

систематический контроль за состоянием здоровья;

оценку соответствия физических нагрузок состоянию здоровья;

профилактику и лечение заболеваний и полученных травм, медицинскую реабилитацию;

восстановление здоровья средствами и методами, используемыми при занятиях физической культурой и спортом.

В целях повышения качества медицинского контроля и медицинского обеспечения физической культуры и спорта необходимо создание в крае врачебно-физкультурного диспансера.

Приоритетные задачи социально-экономического развития края требуют продолжения реализации государственной молодежной политики в рамках идеи создания условий для интеграции молодых граждан в социально-экономические, общественно-политические и социокультурные отношения с целью увеличения их вклада в развитие региона.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»