Действующий

Об основных направлениях структурной перестройки экономики Хабаровского края


1. Структурообразующие отрасли экономики края
и приоритеты их развития


Структурные сдвиги, происходящие как внутри отраслей, так и в их соотношении, являются отражением процессов адаптации к рыночным отношениям, ориентации на потребности внутреннего и внешнего рынка, на изменение спроса и предложения, на потребности государства, регулируемые системой стимулов (мерами государственной поддержки) в пользу социально значимых и экономически выгодных отраслей производства конкурентоспособных видов продукции и услуг.

И хотя эти процессы осуществляются неравномерно, часто стихийно, ценой экономических потерь и социальных последствий, воздействие государства должно смягчить негативные стороны структурной перестройки, укрепить бюджетные возможности края по поддержке социально уязвимых слоев населения, социально значимых отраслей, сохранения социально-культурных и жилищно-коммунальных сфер, решения проблем занятости и таким образом содействовать в целом нормальной жизнедеятельности населения в крае.

Анализ динамики отраслевой структуры экономики края с позиций роста эффективности производства показывает, что стабилизация и развитие социально-экономических процессов до 2000 года происходит и будет осуществляться на основе:

- отраслей естественной специализации края - отраслей природопользования: лесной и деревообрабатывающей, цветной и рыбной;

- отраслей, использующих выгодное географическое положение края: транзитно-транспортный комплекс, система связи.

Мониторинг тенденций в экономике края, анализ ресурсного потенциала, оценка факторов общероссийского и краевого значения, определяющих направление развития социально-экономических процессов, позволяет выявить как межотраслевые, так и внутриотраслевые приоритеты преобразований в краевой экономике, направленные в первую очередь на повышение эффективности структурообразующих отраслей:

ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС - доведение вырубки лесных угодий до оптимальных объемов, определяемых критериями эффективного воспроизводства леса и экологической безопасности, развитие в экономически обоснованных пропорциях производства продукции глубокой переработки и комплексного использования древесины как для внутрироссийского потребления, так и на экспорт.

РЫБОДОБЫЧА И РЫБОПЕРЕРАБОТКА - обновление флота в целях предотвращения наметившейся тенденции утраты традиционных районов рыбодобычи в мировом океане, улучшение номенклатуры выпускаемой продукции за счет развития и переоснащения береговой рыбообрабатывающей базы, модернизации действующего рыбодобывающего и рыбообрабатывающего флота, преодоление прямой негативной зависимости качества и объемов производства отрасли от ухудшающейся природной сырьевой базы посредством искусственного разведения ценных пород рыб и морепродуктов, вовлечение в освоение новых видов рыб и морепродуктов.

ОТРАСЛИ ДОБЫЧИ И ПЕРЕРАБОТКИ ЦВЕТНЫХ МЕТАЛЛОВ - осуществление конкретных финансовых и инвестиционных программ, направленных на геологоразведку и освоение новых месторождений, углубления комплексной добычи и переработки сырья на действующих предприятиях.

ТРАНСПОРТ - структурная политика в отношении транспорта должна проводиться в интересах превращения магистрального транспорта (железнодорожный, морской, речной, воздушный, автомобильный) в конкурентоспособную и мощную отрасль международного транзита.

СВЯЗЬ - к развитию этой отрасли необходимо относиться не только как к необходимому элементу рыночной инфраструктуры экономики, но и с учетом выгодного географического положения края. Развитие системы связи необходимо строить на основе внедрения современных достижений в этой области с целью максимального удовлетворения внутрикраевых, общероссийских и международных потребностей в услугах связи.

ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС - являясь необходимой жизнеобеспечивающей составляющей инфраструктуры экономики края, имеющей социальную значимость, должен развиваться на основе реконструкции и модернизации существующих мощностей с учетом разведки, освоения и максимального использования местной топливной базы.

МАШИНОСТРОЕНИЕ - очевидно, что оно утрачивает свои позиции структурообразующей отрасли. Необходимо путем осуществления целевых конверсионных программ, диверсификации максимально сгладить социально-экономические последствия негативных для этой отрасли тенденций. При этом нельзя упустить возможность превращения машиностроительной отрасли края в индустриальную базу развития всего дальневосточного региона России.

АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС - относясь к отраслям жизнеобеспечения, исключительная социальная значимость его отраслей должна развиваться главным образом по пути максимально возможного экономически оправданного обеспечения населения края натуральными продуктами (молоко, мясо, яйца, овощи и т.д.), по пути развития необходимой для этого кормовой базы и предприятий пищепереработки при соответствующей поддержке на уровне государства и края.

Внутриотраслевые приоритеты и вариантность их развития выглядят следующим образом.