Действующий

Об основных направлениях структурной перестройки экономики Хабаровского края

     
1.6. В топливно-энергетическом комплексе


Для топливно-энергетического комплекса края возможности и направления развития в период до 2000 года зависят от направленности развития экономики в целом и различаются по сценариям набора объектов для строительства и реконструкции, которые определяются наличием или отсутствием государственной поддержки ТЭК из федерального бюджета.

При худшем сценарии развития экономики, при полном отсутствии централизованных источников финансирования технического перевооружения и реконструкции объектов энергетики, основной задачей ТЭК края становится обеспечение выживаемости отрасли за счет собственных средств. Это неизбежно связано с полным прекращением нового строительства и ввода энергетических мощностей, сокращением объемов работ по реконструкции и поддержанию тепловых и электрических сетей.

     

Сводные показатели
по сценариям развития энергосистемы АО "Хабаровскэнерго"
на 1996 - 2000 годы


Наименование показателей

1 сценарий

2 сценарий

1996 - 2000 г.

в т.ч. 1996 г.

1996 - 2000 г.

в т.ч. 1996 г.

1. Ввод новых теплофикационных мощностей, Гкал./ч всего:
в том числе:

-

-

900

-

г. Хабаровск

-

-

640

-

г. Комсомольск-на-Амуре

-

-

260

-

2. Замена изношенных теплофикационных мощностей в г. Хабаровске

240

120

360

120

3. Ввод электрических мощностей, всего МВт
в том числе:

-

-

360

180

г. Хабаровск

-

-

180

-

г. Комсомольск-на-Амуре

-

-

180

180

4. Потребность в капитальных вложениях, всего в млрд. руб. (в ценах 1995 г.):
в том числе:

707

110

1742

403,5

- на замену выбывающих теплофикационных мощностей

104

20

139

20

- на ввод новых тепловых и энергетических мощностей

-

-

715

168,5

- на строительство новых тепловых и электрических сетей

-

-

285

50

- на поддержание эксплуатируемых тепловых и электрических сетей

603

90

603

165



В соответствии с прогнозируемым падением промышленного производства должны сократиться и объемы потребления электрической и тепловой энергии. Однако физический и моральный износ старых теплофикационных мощностей и нарастающий в связи с этим дефицит тепла в городах Хабаровск и Комсомольск, могут привести к устойчивому снижению средних расчетных температур теплоносителя и соответственно средней температуры в отапливаемых помещениях до 13 градусов.

Прекращение падения и стабилизация потребления электроэнергии по первому сценарию возможны не ранее 1998 года с последующим 2 - 3 процентным ежегодным повышением и достижением к 2000 году уровня потребления не выше 1994 - 1995 годов. Расчетный баланс электрической энергии и электрической мощности АО "Хабаровскэнерго" до 2000 года даже по худшему варианту (при отсутствии ввода новых мощностей) показывает избыток электрической мощности системы, начиная с 1996 года, в пределах 100 МВт. Незначительный дефицит электроэнергии, который может появиться в системе к 2000 году, вполне возможно компенсировать покупной энергией.

Дефицит тепловой энергии в условиях незначительного прироста потребления за счет вводимых объектов жилья, соцкультбыта и промназначения, а также при реализации программы повсеместного топливо- и энергосбережения, не будет превышать уровень 1995 года.

В целом для реализации программы работ по первому варианту, включая по максимуму капитальные затраты в реконструкцию сетей, по расчетам АО "Хабаровскэнерго" потребуется 707 млрд. рублей, из которых 104 млрд. рублей (14.6 проц.) на реконструкцию ТЭЦ-1 и 603 млрд. рублей (85.4 проц.) на поддержание тепловых и электрических сетей.

Второй, умеренно оптимистический сценарий развития экономики, ориентированный на приближение сроков начала стабилизации и подъема экономики, для ТЭК проявится в ускорении темпов роста потребления энергии (от 3 до 5 процентов ежегодно). В связи с этим, проявляется необходимость изыскания дополнительных средств, в том числе и на федеральном уровне, для строительства и ввода новых теплофикационных мощностей, способных обеспечить потребность в энергии и нормализацию теплообеспечения краевого центра.

Потребность в электроэнергии по второму варианту при максимальной реализации политики энергосбережения может возрасти к 2005 году на 25 - 26 процентов (к уровню 1995 года), расчетное годовое потребление тепла на 18 - 21 процент. Основой развития энергетики края становится преимущественная ориентация на ввод к 2000 году новых теплофикационных мощностей с параллельным замещением выбывающих по износу. По расчетам АО "Хабаровскэнерго" к 2000 году необходимо увеличить мощности по теплу на 900 Гкал\час, из которых более 70 процентов займет прирост мощностей в Хабаровске.

В годовом разрезе наиболее оптимальной была бы следующая схема ввода мощностей:

- 1996 год - 260 Гкал\час после окончания строительства углеподачи на Комсомольской ТЭЦ-3;

- 1997 год - 260 Гкал\час после ввода 4 энергоблока Хабаровской ТЭЦ-3 и 95 Гкал\час на первой очереди Юго-Восточной котельной;

- 1998-2000 годы - ввод по одному котлу по 95 Гкал\час ежегодно на Юго-Восточной котельной.

Прирост электрических мощностей будет ограничен вводом двух энергоблоков на Хабаровской и Комсомольской ТЭЦ-3, которые в основном будут работать на тепловое потребление. При этом, избыток мощности будет сопровождаться значительным улучшением теплового баланса г. Хабаровска (дефицит тепла снизится с 18 до 2 процентов) и полным удовлетворением потребностей по теплу в других городах края. Ввод новых мощностей потребует дополнительных затрат на строительство подключающих сетей в размерах 285 млрд. руб. на весь период до 2000 года.

Расчетный прогнозный баланс по первому сценарию имеет ограничения по финансированию пределами собственных средств АО "Хабаровскэнерго", источником которых являются тарифы.

Второй сценарий, при обосновании ввода новых мощностей и технического перевооружения, исходит из минимально допустимых объемов работ, но требует привлечения других источников финансирования, включая средства федерального бюджета. Развитие энергетики края требует 1742 млрд. рублей в ценах 1995 года, из которых 139 млрд. рублей (8 проц.) должны быть направлены на замену выбывающих теплофикационных мощностей ТЭЦ-1, 715 млрд. рублей (41 проц.) на ввод новых энергомощностей, 285 млрд. руб. (16.4 проц.) на строительство сетей, подсоединяющих новые объекты к энергосистеме, 603 млрд. руб. (34.6 проц.) на поддержание тепловых и электрических сетей.

Независимо от того, по какому варианту пойдет дальнейшее развитие экономики и соответственно энергетики, одной из наиболее острых региональных проблем остается удорожание энергии и сохранение за краем статуса региона, имеющего (за исключением районов Крайнего Севера) самые высокие энергетические тарифы в России.

Это предопределено зависимостью энергетики края от привозного топлива, доля которого по худшему варианту к 2000 году будет составлять более 81 процента потребности ТЭК в угле и до 16 процентов в топочном мазуте.

Поскольку средняя дальность завоза угля в край (2260 км) в 3 раза выше, чем в среднем по России, издержки на доставку железнодорожным транспортом будут по-прежнему удваивать топливную составляющую себестоимости энергии до тех пор, пока подавляющая часть привозного угля не будет замещаться углями, добываемыми на собственной угольной базе.

Потребность края в энергетическом угле по прогнозной оценке института Микроэкономики Минэкономики РФ составит в 2000 году 9 - 10 млн. тонн, из которых 75 процентов - доля Хабаровской энергосистемы. В топливно-энергетическом балансе, разработанном этим институтом на период до 2000 года, добыча угля на месторождениях края ограничивается 2 млн. тонн в 2000 году и 3 млн. тонн в 2005. В общем балансе угля по краю доля собственной добычи не превысит 21 процента (в 1995 - 18.5 процентов), это практически не меняет сегодняшней ситуации с непомерными издержками на завоз угля и не способствует снижению энергетических тарифов.

Во исполнение постановления Совета Министров - Правительства РФ от 04.12.1993 N 1260 в 1994 году разработана и утверждена Минтопэнерго РФ программа "Развитие на 1994-2000 годы угольной промышленности Хабаровского края", которая предусматривает более стабильное обеспечение края твердым топливом.

В основном прирост добычи предусматривается за счет Ургальского каменно-угольного месторождения. Для этого к 2000 году предусматривается ввод новых мощностей на 3 млн. тонн, из которых 1,3 млн. тонн на разрезе "Ургальский", 0.2 млн. тонн за счет техперевооружения шахты "Ургал", 0,5 млн. тонн после завершения строительства третьей и четвертой очереди шахты "Ургал" и 1 млн. тонн на разрезе "Правобережный".

По расчетам основного разработчика программы - института "ДальвостокНИИпроект", стоимость программы в ценах 1991 года достигает 751,3 млн. рублей (более 3,7 трилл. рублей в ценах 1995 года), в том числе для развития Ургальского месторождения требуется 680 млн. рублей.

Реализация программы возможна только при стабильном выделении централизованных капитальных вложений и льготных кредитных ресурсов, обеспечивающих 50 процентов общего объема необходимых инвестиций. Остальное должно финансироваться из специализированных инвестиционных фондов, за счет эмиссии ДО "Ургалуголь", средств местных бюджетов, налоговых льгот и других внебюджетных источников.