Внутриотраслевые структурные изменения в машиностроении предполагаются по следующим основным направлениям:
- перепрофилирование машиностроительных предприятий, в том числе оборонного комплекса на выпуск продукции для нужд отраслей специализации Хабаровского края и Дальневосточного региона (машины и оборудование для нефтегазовой, угольной и горнорудной, лесной и деревообрабатывающей промышленности, добычи и переработки рыбы, гражданского судостроения и судоремонта);
- производство конкурентоспособной на внутреннем и внешнем рынках высокотехнологичной и специфической гражданской продукции (гражданское самолетостроение, легкий и специальный транспорт для Севера, товары народного потребления, другая продукция);
- производство оборонной продукции, систем вооружения и боеприпасов для оборонных нужд страны и экспорта в другие страны.
На развитие ситуации в машиностроении в значительной мере будет оказывать влияние государственная военно-промышленная политика, определяющая долгосрочную перспективу территориального размещения производственных мощностей, загружаемых оборонным заказам и резервируемых в рамках мобилизационных заданий.
К концу 1995 года - началу 1996 года в Правительстве РФ ожидается принятие долгосрочной программы развития вооружений и военной техники, что позволит определить загрузку оборонных производств и скорректировать конверсионные программы предприятий. Пересматривается концепция сохранения мобилизационных мощностей в сторону снижения мобзаданий под выпуск устаревших видов продукции, больше внимания будет уделяться развитию новых технологий, проведению НИОКР.
В 1997-1998 годы предполагается полностью завершить институционные преобразования в военно-промышленном комплексе путем акционирования и придания части предприятий статуса казенных (ПО "Амурмаш", ПО "Вымпел").
При сохранении оборонного заказа на уровне 30 - 40 процентов производственных мощностей, осуществлении разумной государственной поддержки конверсионных программ на оборонных предприятиях края предусматривается основной прирост выпуска гражданской продукции. Это позволило бы к 1998-2000 годам стабилизировать ситуацию в машиностроении и к 2005 году обеспечить рост объемов производства по отношению к 1995 году в 1,4 - 1,5 раза (или 40 - 45 процентов к уровню 1990 года).
Машиностроительный комплекс в настоящее время испытывает острый недостаток финансовых ресурсов на обновление активных производственных фондов, в значительной части физически и морально устаревших, на проведение конверсионных программ. Для повышения конкурентоспособности продукции, снижения материало- и энергоемкости основной доле предприятий требуется коренная реконструкция и модернизация производств, что также предполагает значительные капитальные вложения. Однако машиностроение остается малопривлекательной отраслью для отечественных и зарубежных инвесторов. Для изменения ситуации требуются меры как на федеральном, так и на краевом уровне по созданию благоприятного инвестиционного климата в отрасли, смягчению налоговой политики, усилению государственной поддержки конверсионных процессов.
Сохранение высокотехнологичных оборонных производств, развитие на их основе гражданского машиностроения будет способствовать совершенствованию структуры машиностроительного комплекса, формированию его как машиностроительной базы Дальневосточного региона.
В то же время не исключается вариант неблагоприятного развития событий. В случае дальнейшего обострения макроэкономической ситуации, снижения оборонного заказа без учета возможности предприятий по перепрофилированию производств и особых условий Дальневосточного региона возможно свертывание производства и конверсионных процессов до критического уровня, массовые увольнения рабочих и служащих, объемы промышленного производства согласно предварительных расчетов могут снизиться к 2000 году до 8 - 9 процентов к уровню 1990 года.