РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Содействие профессиональному становлению
выпускников учреждений профессионального образования
Кемеровской области на 2005-2010 годы"
ПАСПОРТ
региональной целевой программы
"Содействие профессиональному становлению
выпускников учреждений профессионального образования
Кемеровской области на 2005-2010 годы"
Наименование программы - | региональная целевая программа "Содействие профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования Кемеровской области на 2005-2010 годы" (далее - Программа) | |||
Государственный заказчик Программы - | Администрация Кемеровской области | |||
Директор Программы - | И.А. Свиридова, заместитель Губернатора Кемеровской области | |||
Разработчики Программы - | департамент науки и профессионального образования Кемеровской области (далее - ДНиПО), | |||
департамент образования Кемеровской области (далее - ДО), | ||||
департамент промышленности Администрации Кемеровской области (далее - ДП), | ||||
департамент труда Кемеровской области (далее - ДТР), | ||||
департамент социальной защиты населения Кемеровской области (далее - ДСЗН), | ||||
научный совет по проблемам развития региона при Губернаторе Кемеровской области (далее - НСПРР), | ||||
Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Кемеровской области (далее - ДФГСЗН), | ||||
Кемеровский региональный институт развития профессионального образования (далее - КРИРПО), | ||||
Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения (далее -ЦПОМППН), | ||||
ГОУ ВПО "Сибирский государственный индустриальный университет" (далее - СибГИУ), | ||||
ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет" (далее - КемГУ), | ||||
Федерация профсоюзных организаций Кузбасса (далее - ФПОК), | ||||
Кемеровская областная организация профсоюза работников народного образования и науки РФ, | ||||
Кузбасское отделение Российского союза промышленников и предпринимателей (работодателей) (далее - КО РСПП(Р)) | ||||
Цель Программы - | создание, обеспечение и реализация устойчивого функционирования и развития системы содействия профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования; | |||
разработка механизмов эффективного функционирования системы содействия профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования; | ||||
обеспечение координации работы по улучшению положения выпускников учреждений профессионального образования на рынке труда | ||||
Основные исполнители Программы - | департамент науки и профессионального образования Кемеровской области, | |||
департамент образования Кемеровской области (ответственный исполнитель), | ||||
департамент промышленности Администрации Кемеровской области, | ||||
департамент труда Кемеровской области, | ||||
департамент социальной защиты населения Кемеровской области, | ||||
департамент по развитию и поддержке предпринимательства Администрации Кемеровской области (далее - ДРиПП), | ||||
департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области (далее - ДМПиС), | ||||
департамент культуры Кемеровской области (далее - ДК), | ||||
департамент охраны здоровья населения Кемеровской области (далее - ДОЗН), | ||||
департамент сельского хозяйства и продовольствия Кемеровской области (далее - ДСХиП), | ||||
департамент торговли Администрации Кемеровской области (далее - ДТ), | ||||
Департамент Федеральной государственной службы занятости населения по Кемеровской области (по согласованию), | ||||
Кемеровский региональный институт развития профессионального образования (по согласованию), | ||||
Кемеровский областной центр профессиональной ориентации молодежи и психологической поддержки населения (по согласованию), | ||||
Региональный учебный консуль-тационно-методический центр профориентации и содействия трудоустройству выпускников "Карьера" ГОУ ВПО "Сибирский государственный индустриальный университет" (по согласованию), | ||||
Центр содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников КемГУ ГОУ ВПО "Кемеровский государственный университет" (по согласованию), Кемеровский институт ГОУ ВПО "Российский государственный торгово-экономический университет" (далее - КИ РГТЭУ) (по согласованию), | ||||
учреждения профессионального образования (далее - УПО или ОУ НПО, СПО, ВПО) (по согласованию), | ||||
администрации муниципальных образований Кемеровской области (по согласованию), | ||||
межтерриториальные, городские и районные центры занятости населения (по согласованию), | ||||
Координационный совет профсоюзов | ||||
Координационный совет профсоюзов | ||||
областные (территориальные) организации профсоюзов (по согласованию) | ||||
Система программных мероприятий - | Создание координационно-аналитических органов по проблемам профессионального становления выпускников учреждений профессионального образования; | |||
организация и проведение научных исследований по проблемам реструктуризации областной системы профессионального образования и проблемам профессионального становления выпускников учреждений профессионального образования; | ||||
совершенствование управления и модернизация областной системы профессионального образования; | ||||
развитие региональных центров как структурно-функциональной основы областной системы содействия профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования: учебно-методическая подготовка кадров в области содействия профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образо-вания; разработка и создание учебно-методических и рекламно-информа-ционных ресурсов в целях повышения конкурентоспособности выпускников на рынке труда; применение современных информационных и телекоммуникативных технологий в содействии профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования; социальная, психологическая и образовательная поддержка обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования; обучение обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования навыкам поведения на рынке труда; техническое оснащение и кадровое обеспечение региональных центров содействия профессиональному становлению для организации работы на основе современных информационных и телекоммуникационных технологий; | ||||
комплексное многоуровневое профориентационное содействие трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования; | ||||
содействие улучшению практической подготовки обучаемых и выпускников учреждений профессионального образования; | ||||
поддержка и развитие предпринимательских инициатив выпускников учреждений профессионального образования; | ||||
содействие в поиске работы нетрудоустроившимся выпускникам учреждений профессионального образования | ||||
Сроки реализации Программы - | 2005-2010 годы | |||
Объем и источники финансирования Программы - | всего на 2005-2010 годы из средств областного бюджета - 52,585 млн. руб., из них на 2005 год - 11,625 млн. руб., 2006 год - 9,360 млн. руб., 2007 год - 7,915 млн. руб., 2008 год - 7,915 млн. руб., 2009 год - 7,885 млн. руб., 2010 год - 7,885 млн. руб. | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы - | построение и устойчивое функционирование системы содействия профессиональному становлению обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования, включающей в себя подсистемы: организационную, информационную, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации незанятых выпускников, механизмы их правовой и социальной защиты; | |||
разработка и осуществление комплекса организационных, образовательных, социальных мероприятий, направленных на профессиональное становление выпускников учреждений профессионального образования, включающего: | ||||
мониторинг соответствующего сегмента регионального молодежного рынка труда; прогноз потребности в выпускниках, в подготовке рабочих кадров и специалистов по сферам профессиональной деятельности; | ||||
модернизацию региональной системы профессионального образования на основе маркетингового подхода; | ||||
создание разветвленной сети специализированных структур содействия профессиональному становлению учащихся, студентов и выпускников в учреждениях профессионального образования и обеспечение их эффективного функционирования при кадровой, учебно-методической и информационной ресурсной поддержке региональными центрами содействия трудоустройству выпускников; | ||||
освоение и тиражирование с мультипликационным эффектом технологии трудоустройства и планирования профессиональной деятельности, формирующей новый социально-психоло-гический портрет выпускника: конкурентоспособного на рынке труда, с устойчивыми навыками самопрезентации, самомаркетинга и самоменеджмента, повышенной профессиональной мобильностью; создание, развитие и модернизация регионально ориентированной многофункциональной информационной системы содействия профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования в вариантах «Кузбасс-Юг», «Кузбасс-Север»; | ||||
разработка и реализация организационного механизма взаимодействия системоформирующих структур (региональные центры содействия трудоустройству - центры информатизации - учреждения службы занятости); | ||||
охват системой содействия профессиональному становлению большинства обучающихся и выпускников учреждений профессионального образования; | ||||
трудоустройство выпускников учреждений профессионального образования в рамках временной занятости в результате реализации проектов профессионального старта (молодежные практики, общественные работы и др.) с целью приобретения ими практического опыта работы; | ||||
создание условий для реализации предпринимательских инициатив выпускников учреждений профессионального образования (организация конкурсного отбора, получение бизнес-образования, определение порядка предоставления субсидий и кредитов); | ||||
консолидация и повышение эффективности использования средств областного бюджета и внебюджетных средств учреждений профессионального образования и работодателей для программно-целевого регулирования проблемы профессионального становления выпускников | ||||
Управление и контроль за реализацией Программы - | управление и контроль за реализацией Программы осуществляет директор Программы и государственный заказчик Программы |
1. ВВЕДЕНИЕ
В течение последних 10 лет в период реформирования экономики России и Кузбасса профессиональное образование Кемеровской области не только сохранило, но и приумножило свой образовательный потенциал. В настоящее время система начального профессионального образования включает 72 образовательных учреждения, в которых общий контингент обучающихся составляет около 35 тыс. человек. Подготовка рабочих кадров ведется по 186 значимым для региона профессиям. Система среднего профессионального образования включает 65 образовательных учреждений и структур, в которых обучается 57,3 тыс. человек по 98 специальностям. В системе высшего профессионального образования число образовательных учреждений и структур возросло с 11 до 97. Число студентов увеличилось в 2,3 раза и составляет 95,4 тыс. человек. Подготовка ведется по 214 направлениям и специальностям
Оценка состояния профессионального образования Кемеровской области показывает, что сложившаяся система по объему подготовки рабочих кадров и специалистов, их квалификационно-профессиональной структуре способна обеспечить постоянное обновление и воспроизводство регионального кадрового потенциала, решение тактико-стратегических задач региональной кадровой политики. В то же время исключительно региональная направленность функционирования системы профессионального образования в условиях отсутствия средне- и долгосрочного прогноза кадровой потребности формирует дисбаланс между объемами подготовки кадров и реальными потребностями в них, значительно усложняет процесс вхождения выпускников учреждений профессионального образования в трудовую жизнь. В течение последних лет наблюдается увеличение числа выпускников учебных заведений, состоящих на учете в службе занятости. В 2003 году данный показатель составил 9,1 тыс. человек, в том числе: учреждений начального профессионального образования - 3,5 тыс. человек (каждый третий от общего числа выпускников), среднего - 3,9 тыс. человек (каждый второй), высшего - 1,7 тыс. человек (каждый пятый). Также отмечается тенденция к обострению ситуации, прогнозируется нежелательное для региональной экономики перераспределение между уровнями профессионального образования, устойчиво проблемный характер ситуации, решение которой возможно лишь на основе программно-целевого метода.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ
МЕТОДАМИ
2.1. Характерные особенности и основные проблемы современного регионального рынка труда. Прогноз спроса и предложения рабочей силы
Ситуация на рынке труда области в 2003 году формировалась под влиянием различных экономических факторов. Положительная динамика наблюдалась по большинству показателей, характеризующих состояние экономики:
- промышленностью произведено продукции (работ, услуг) на 191,2 млрд. рублей (107% к 2002 г.);
- на развитие экономики и социальной сферы направлено 30,9 млрд. рублей инвестиций в основной капитал (на 18% больше);
- объем работ, выполненных по договорам строительного подряда, составил 14,1 млрд. рублей (на 8% больше);
- объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 6% (14,6 млн. рублей);
- оборот розничной торговли составил 87 млрд. рублей (на 9% больше);
- населению оказано платных услуг на 18,5 млрд. рублей, из них 66% приходится на сферу жилищно-коммунального хозяйства, услуги бытового характера и транспортные услуги;
- финансовый результат составил 11,2 млрд. рублей прибыли (в предыдущем году - 2 млрд. рублей), при этом число убыточных организаций увеличилось с 40,3 до 47,9%.
Экономический рост положительно сказался на динамике показателей, характеризующих уровень жизни населения:
- денежные доходы населения увеличились на 21%, расходы - возросли на 23%;
- покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения увеличилась по большинству продовольственных и непродовольственных товаров;
- среднемесячный денежный доход на душу населения - 4396 рублей (на 13% больше);