Недействующий

Об утверждении региональной целевой программы "Содействие профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования Кемеровской области на 2005-2010 годы" (утратил силу с 12 апреля 2008 года)

Таблица 2.5


п/п

Город,
поселок городского
типа, село

ГОУ
"Профессиональное училище"

ГОУ "Профессиональный лицей"

ГОУ
"Профессиональный колледж"

Итого

1

Кемерово

9

2

-

11

2

Новокузнецк

12

3

1

16

3

Анжеро-Судженск

3

-

-

3

4

Белово

5

-

-

5

5

Березовский

1

1

-

2

6

Гурьевск

1

-

.

1

7

Ижморский

1

-

-

1

8

Калтан

1

-

-

1

9

Киселевск

4

-

-

4

10

Красный Брод

1

-

-

1

11

Ленинск -

Кузнецкий

3

-

-

3

12

Мариинск

1

-

-

1

13

Междуреченск

1

-

-

1

14

Осинники

1

-

-

1

15

Полысаево

-

1

-

1

16

Прокопьевск

9

-

1

10

17

Тайга

1

-

-

1

18

Тарасово

1

-

-

1

19

Таштагол

-

1

-

2

20

Тисуль

1

-

-

1

21

Топки

1

-

-

1

22

Тяжин

-

1

-

1

23

Юрга

3

-

-

3

24

Яшкино

1

-

-

1

Итого

61

9

2

72


Коэффициент наполняемости учреждений НПО Кузбасса с учетом бюджетной подготовки составляет 1,0. Прием учащихся в 2003/04 учебном году составил 15,3 тыс. человек, выпуск - 13,5 тыс. человек. Учитывая без-конкурсный характер зачисления в ОУ НПО, потребность населения Кемеровской области в образовательных услугах НПО удовлетворяется на 100%.

Учреждения НПО продолжают выполнять социальную функцию по отношению к обучающимся. На обучении в ПУ находятся 9,8 тыс. (27,3%) детей из неполных семей, 3,2 тыс. чел. (8,9%) из многодетных семей, 2,4 тыс. чел. (6,5%) из семей с безработными родителями, 9,9 тыс. чел. (27,6%) из малообеспеченных семей, 2,5 тыс. (6,7%) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти показатели в Кемеровской области выше, чем в других областях Западной Сибири.

Доля выпускников 9-х классов, поступающих в профессиональные училища и лицеи с намерением получить 11-летнее образование, устойчиво держится на уровне 50 - 55% (в РФ - 21%). Контрольные цифры приема учащихся в учреждениях НПО формируются из условия максимального охвата этим уровнем образования выпускников 9-х классов общеобразовательных школ. В целом число ученических мест в учреждениях НПО сбалансировано с числом желающих получить данный уровень образования.

Планирование и организация подготовки кадров осуществляются с учетом рекомендации Правительства Российской Федерации от 05.04.1996 № 1118-П8 "Схема согласования объемов и профилей подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих в учреждениях профессионального образования" и в соответствии с распоряжением Администрации Кемеровской области от 16.03.2004 № 317р "Об утверждении порядка согласования объемов и профилей подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов в учреждениях начального профессионального образования Кемеровской области". При этом основными критериями определения необходимых объемов и профессионально-квалификационной структуры подготовки рабочих кадров и специалистов в учреждениях НПО являются: наличие на рынке труда города (района), области спроса на рабочих и специалистов, подготавливаемых в учреждениях НПО; востребованность выпускников предыдущих лет; подтверждение работодателями необходимости подготовки кадров в предложенных учреждениями НПО объемах, в том числе введение новых профессий и направлений. Установленный порядок обеспечивает согласование профилей и объемов подготовки с работодателями и службами занятости населения, однако, как показывает практика, в целом не адаптирует их к современным требованиям регионального рынка труда, в том числе по следующим причинам:

- отсутствует реальный прогноз потребности региональной экономики в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов;

- часть ОУ НПО продолжает испытывать трудности при наборе, что проявляется в невыполнении плана набора, наличии малокомплектных групп;

- имеет место дублирование в подготовке кадров по группе востребованных населением профессий, не обеспеченных рабочими местами, но дающих ОУ возможность дополнительного привлечения средств (портной, бухгалтер и пр.);

- подавляющее большинство ОУ НПО не заключает с работодателями прямые и длительные договоры на подготовку кадров, в то время как крупные промышленные предприятия Кемеровской области развивают параллельные структуры подготовки и переподготовки кадров (учебно-курсовые комбинаты); следствием является устойчивая тенденция к сокращению объемов договоров ОУ НПО области с предприятиями на переподготовку и повышение квалификации рабочих кадров;

- недостаточно высокая (2,5 - 3,5%) доля ОУ НПО области в переподготовке и повышении квалификации незанятого населения;

- недостаточное развитие социального партнерства между ОУ НПО и предприятиями-работодателями всех форм собственности;

- недостаточное привлечение инвестиций в НПО, позволяющих развивать материально-техническую базу и повышать качество подготовки.

Несмотря на положительные сдвиги, наметившиеся в области занятости выпускников ОУ НПО благодаря реализации комплекса мероприятий в рамках Программы повышения эффективности подготовки рабочих кадров для экономики Кузбасса (Стратегия развития НПО до 2005 года), утвержденной Законом Кемеровской области от 25.03.2002 № 13-ОЗ, и рекомендаций департамента промышленности и департамента начального профессионального образования по развитию социального партнерства между образовательными учреждениями начального профессионального образования и предприятиями - работодателями, ситуация на рынке труда остается острой: в 2003 г. 3,5 тыс. выпускников, т.е. каждый третий, состояли на учете в органах службы занятости.

2.2.3. Среднее профессиональное образование (СПО)

Система среднего профессионального образования тесно связана с потребностями экономики и социальной сферы Кемеровской области, так как исторически носила отраслевой характер, создавалась по заказу крупных предприятий и организаций, которые являлись основными потребителями выпускаемой образовательными учреждениями продукции - квалифицированных кадров. В настоящее время в экономике Кемеровской области занято 33,8% специалистов со средним профессиональным образованием. Гибкость и мобильность, краткосрочность и относительно невысокая стоимость подготовки специалистов со средним профессиональным образованием определили его ведущее место в системе подготовки кадров для всех отраслей экономики Кемеровской области.

В период реформирования экономики России и Кузбасса система среднего профессионального образования Кемеровской области сохранила свой потенциал. В настоящее время среднее профессиональное образование в регионе представлено 61 образовательным учреждением. Административно размещенные в 15 городах Кемеровской области ссузы осуществляют подготовку специалистов для 10 основных отраслей экономики и народного хозяйства региона: Кемерово - 17, Новокузнецк - 10, Прокопьевск -6, Анжеро-Судженск - 4, Белово - 3, Ленинск-Кузнецкий - 2, Киселевск - 2, Мариинск -3, Юрга - 3, остальные - по 1. Общее число обучаемых составляет 57,3 тыс. чел., в том числе по очной форме 40,4 тыс. чел. (70,5%). Подготовка специалистов ведется по 98 значимым для региона специальностям (38,1% от общего количества специальностей, предусмотренных ОК 009-2003 Общероссийский классификатор специальностей по образованию (ОКСО) и 24 направлениям (85,7% от общего количества направлений). Наиболее полно представлены такие направления подготовки, как 2900 Строительство и архитектура (13 специальностей из 16 по ОКСО), 0500 Культура и искусство (9 из 18), 0600 Экономика и управление (9 из 13), 0300 Образование (8 из 21), 1700 Технологические (6 из 11), 0400 Здравоохранение (5 из 10), 1000 Энергетика (5 из 8), 3100 Сельское и рыбное хозяйство (5 из 13), 0200 Право, социальная работа и издательское дело (4 из 6), 0900 Разработка полезных ископаемых (4 из 7), 2500 Химическая технология (4 из 14), 1100 Металлургия (3 из 6), 2200 Информатика и вычислительная техника (3 из 4), 2600 Воспроизводство и переработка лесных ресурсов (3 из 5), 2700 Технология производственных продуктов (3 из 10). К числу дублируемых специальностей относятся 0601 Экономика, бухгалтерский учет (по отраслям) - в 26 ОУ, 1806 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) - в 17, 2902 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений - в 9, 0201 Правоведение - в 9, 0602 Менеджмент (по отраслям) - в 9, 0608 Коммерция (по отраслям) - в 8, 1705 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта - в 8, 0312 Преподавание в начальных классах - в 7, 0903 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых - в 7, 1201 Технология машиностроения - в 7, 0406 Сестринское дело - в 6, 1701 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям) - в 7. Отмечается увеличение приема на специальности экономического и юридического профиля.

СПО занимает значительное место в удовлетворении образовательных потребностей личности. В системе СПО обучается 197 студентов на 10 тыс. населения (в среднем по России - 165). Прием в ОУ СПО за последние 5 лет вырос на 10,5% и составил в 2003 г. 20,2 тыс. чел. (в 1999 г. - 19,1 тыс. чел.). Отмечается повышение конкурса с 1,5 до 1,7 чел. на место (по России - 1,5). Численность обучаемых за этот период возросла на 11,3%. Выпуск специалистов увеличен на 11,5% и составил в 2004 г. 15,3 тыс. чел. (в 2000 г. - 13,2 тыс. чел.). При этом сложилось следующее распределение обучаемых по профилям подготовки: в области промышленности и строительства - 69,3%; сельского хозяйства - 3,3%; транспорта и связи - 2,1%; экономики и права - 6,7%; здравоохранения, физической культуры и спорта - 6,7%; просвещения - 10,5%; культуры и искусств - 1,4%. Реализация образовательных программ осуществляется на двух уровнях - базовом (в техникумах) и повышенном (в колледжах) соответственно.

Учреждения СПО продолжают играть значительную роль в социальной поддержке молодежи. В настоящее время 68% обучаемых - из малообеспеченных семей. Эта социальная функция ОУ СПО усиливается в условиях дальнейшего расслоения общества и снижения территориальной мобильности подавляющей части населения.

Анализ реализуемых в ОУ СПО направлений и специальностей подготовки, объемов приема и выпуска, соотношения форм обучения свидетельствуют о том, что в настоящее время Кемеровская область способна самостоятельно подготовить требуемый по количеству и профессиям контингент специалистов со средним профессиональным образованием. Вместе с тем повышение эффективности функционирования системы СПО во многом зависит от решения следующих проблем, обусловленных как внешними, так и внутренними факторами современного этапа развития образования:

- отсутствие реального кратко- и долгосрочного прогноза потребности региональной экономики в специалистах среднего звена, что затрудняет оптимизацию профильной подготовки;

- нарушение традиционного взаимодействия ОУ СПО с потребителями кадров, вызванное изменением их ведомственной подчиненности, значительным развитием негосударственного сектора экономики, реструктуризацией основных отраслей региональной экономики и градообразующих предприятий;

- недостаточное бюджетное и внебюджетное финансирование, сдерживающее модернизацию учебно-материальной базы ОУ СПО, и повышение качества образования, что затрудняет подготовку специалистов, особенно технического профиля, в полной мере отвечающих требованиям рынка интеллектуального труда;

- удовлетворение повышенного спроса населения на экономико-управленческие и юридические специальности приводит к подготовке специалистов данного профиля в объемах, не адекватных потребностям регионального и муниципальных рынков труда;

- преобладающей становится тенденция к использованию потенциала дипломированных специалистов, подготовленных в системе СПО, на местах, не требующих данного уровня профессионального образования;

- недостаточное участие ОУ СПО в развитии и реализации региональной системы дополнительного профессионального образования;

- прогнозируемое сокращение (до 16%) абитуриентов системы СПО в связи со сложной демографической ситуацией в Кемеровской области.

Несмотря на интеграцию усилий ОУ СПО, профориентационных структур различного уровня, Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Кемеровской области и его городских центров занятости в содействии трудоустройству выпускников системы СПО, положение с их ассимиляцией региональным рынком труда остается достаточно сложным: в 2003 г. 3,9 тыс. выпускников (т.е. каждый второй) состояли на учете в учреждениях службы занятости.