Категория | Оценка | Прогноз | Прогноз | Прогноз | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
Спрос на рабочую силу | |||||||
Всего | 454,2 | 452,0 | 448,0 | 443,0 | |||
В том числе: | |||||||
На начало прогнозируемого периода на имеющиеся вакансии | 35,7 | 32,0 | 30,0 | 26,0 | |||
Потребность в работниках на новых рабочих местах, предусмотренных к вводу | 45,0 | 40,0 | 40,0 | 42,0 | |||
Потребность в работниках на замену выбывающих по собственному желанию и другим причинам, не связанным с сокращением персонала |
|
|
|
| |||
Предложение рабочей силы | |||||||
Всего | 569,2 | 567,0 | 566,0 | 560,0 | |||
В том числе: | |||||||
Численность безработных на начало года | 144,0 | 147,0 | 145,0 | 144,0 | |||
Из них зарегистрированных в территориальных органах Минтруда России по вопросам занятости населения | 47,9 | 47,0 | 48,0 | 47,0 | |||
Численность работников, уволенных по сокращению штатов в течение года | 15,5 | 13,5 | 12,0 | 13,5 | |||
Численность работников, уволенных по собственному желанию | 275,0 | 280,0 | 280,0 | 285,0 | |||
Численность выпускников общеобразовательных школ и профессиональных учебных заведений всех уровней, а также лиц, прекративших обучение до окончания учебного заведения | 44,0 | 40,0 | 37,0 | 35,0 | |||
Численность граждан, уволенных из Вооруженных Cил РФ | 7,5 | 7,5 | 7,5 | 7,5 | |||
Численность граждан, освобожденных из мест лишения свободы | 4,7 | 4,5 | 4,5 | 4,5 | |||
Механический приток населения в трудоспособном возрасте | 4,5 | 4,5 | 4,5 | 4,7 | |||
Численность граждан, не имеющих работы по другим причинам | 74,0 | 70,0 | 75,5 | 65,8 | |||
Неудовлетворенный спрос на рабочую силу: | |||||||
Количество вакансий (на конец периода) | 32,0 | 30,0,0 | 28,0 | 28,0 | |||
Общая численность безработных | 147,0 | 145,0 | 144,0 | 145,0 | |||
Численность официально зарегистри-рованных безработных | 51,5 | 53,0 | 54,5 | 55,5 | |||
Численность занятых в экономике | 1239,0 | 1242,0 | 1240,0 | 1243,0 | |||
Численность экономически активного населения | 1386,0 | 1387,0 | 1384,0 | 1388,0 | |||
Уровень общей безработицы, % к экономически активному населению | 10,6 | 10,5 | 10,4 | 10,4 | |||
Уровень регистрируемой безработицы, % к экономически активному населению | 3,7 | 3,4 | 3,5 | 3,4 |
Изменения на рынке труда Кемеровской области приведут к дальнейшему увеличению востребованности услуг учреждений службы занятости. В 2005-2007 годах более 35% ищущих работу обратятся в центры занятости населения. Трудоустроено будет не менее 200 тыс. граждан. Ожидается, что на фоне некоторого сокращения общей численности безработных численность зарегистрированных в учреждениях государственной службы занятости из-за возрастания влияния на безработицу структурного фактора не уменьшится и будет колебаться в диапазоне 53 - 55,5 тыс. человек, а уровень регистрируемой безработицы не превысит 4% экономически активного населения.
Для выполнения социальных задач в области занятости населения необходим программный подход, обеспечивающий согласованные действия всех органов, имеющих отношение к их решению, а также консолидация финансовых средств по реализации программных мероприятий, наиболее рациональное использование этих средств.
2.2. Оценка состояния системы профессионального образования Кемеровской области, особенностей функционирования и эффективности воспроизводства рабочих кадров и специалистов
2.2.1. Профессиональные ориентиры выпускников общеобразовательной школы
Процесс профессионального становления молодых людей взаимосвязан с процессом профессионального самоопределения учащихся в общеобразовательной школе, где у учащихся формируются способности обоснованно выбирать сферу профессиональной деятельности и пути получения образования. По данным Кемеровского областного центра профессиональной ориентации молодёжи и психологической поддержки населения, абсолютное большинство выпускников школ ориентировано на труд как на способ самореализации, на престижность профессии, её социальный статус и возможность трудоустройства в будущем по предполагаемой профессии.
К моменту окончания школы более половины старшеклассников, как правило, делают свой профессиональный выбор, остальные испытывают различного рода затруднения в профессиональном самоопределении. В числе проблем отмечаются отсутствие информации о различных профессиях (28%), невозможность познакомиться с практической деятельностью по профессии (21%) и другие. При этом большинство респондентов (60%) используют пассивные формы подкрепления, подтверждения своего профессионального выбора. Для части молодежи проблемой в выборе являются ограниченные финансовые возможности родителей. Хотели бы воспользоваться разного рода профориентационными услугами 2/3 учащихся, востребованы услуги по профессиональному консультированию, информированию, психологическому сопровождению и другие. Отмечается тенденция падения у старшеклассников интереса к получению начального и среднего профессионального образования. Так, только 8,1% учащихся области намерены поступить в ОУ НПО (в целом по России - 6,5%), хотя современный рынок труда более всего нуждается именно в представителях рабочих профессий.
Молодые люди имеют представления об идеальной работе, которая сегодня, по мнению учащихся школ, должна быть интересной, перспективной, давать возможность хорошо зарабатывать, реализовывать себя, свой личностный потенциал и интересы. Самыми ценными качествами современного работника для работодателя, по мнению старшеклассников, являются умение работать в коллективе; дисциплинированность, аккуратность, исполнение существующих правил; высокий уровень профессионализма; опыт работы по специальности; активность, инициативность.
2.2.2. Начальное профессиональное образование (НПО)
Система начального профессионального образования имеет прямое влияние на экономику региона, дает быструю экономическую отдачу и рассматривается не только как образовательная подсистема, но и как составляющая экономики региона. В соответствии с Концепцией реформирования НПО Правительства Российской Федерации 1997 г. главная задача функционирования учреждений начального профессионального образования трактуется как максимальное удовлетворение потребности личности в профессиональных образовательных услугах, а уже опосредованно - как удовлетворение потребности отраслей экономики в кадрах. Поэтому меняется и задача управления системой: не прямое директивное руководство, а создание наиболее благоприятных условий для эффективного функционирования и развития образовательных учреждений с привлечением других звеньев управления системой - регионального и муниципального уровней, которые напрямую воздействуют на учебные заведения и находятся в прямых отношениях с производством.
В настоящее время система НПО Кемеровской области включает 72 образовательных учреждения, в том числе ОУ "Профессиональное училище" - 61, ОУ "Профессиональный лицей" - 9, ОУ "Профессиональный колледж" - 2, территориально размещенных в соответствии со сложившейся промышленной инфраструктурой: Кемерово - 11, Новокузнецк - 16, Прокопьевск - 10, Анжеро-Судженск - 3, Белово -6, Киселевск - 4, Ленинск-Кузнецкий и Юрга - 3, остальные - по 1-2 (таблица 2.5). Общий контингент обучающихся составляет около 35 тыс. человек. Подготовка рабочих кадров ведется по 186 значимым для региона профессиям (29,9% от общего количества профессий, предусмотренных Перечнем профессий начального профессионального образования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.12.1999 № 1362), 21 укрупненной группе профессий (55,3% от общего количества укрупненных групп профессий) и более чем 200 специальностям. Наиболее полно представлены такие укрупненные группы профессий, как 02.00 Металлообработка (10 из 19), 22.00 Строительные, монтажные и ремонтно-строительные работы (10 из 21), 32.00 Легкая промышленность (8 из 24), 38.00 Должности служащих (8 из 18), 11.00 Горнодобывающая промышленность (7 из 8), 34.00 Общественное питание, торговля и производство пищевой продукции (6 из 20), 01.00 Профессии, общие для всех отраслей экономики (5 из 12), 13.00 Производство черных металлов (5 из 9), 37.00 Сельское хозяйство (5 из 15), 30.00 Транспорт (4 из 23), 35.00 Производство художественных и ювелирных изделий (4 из 11). К числу дублируемых рабочих профессий относятся 02.40 Сварщик (электро- и газосварочные работы) - в 45 ОУ, 34.20 Повар, кондитер - в 30, 32.23 Портной - в 26, 30.20 Автомеханик - в 24, 11.50 Ремонтник горного оборудования - в 19, 22.40 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ - в 18, 01.12 Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования - в 16, 02.17 Слесарь - в 14, 37.60 Мастер сельскохозяйственного производства - в 12, 22.11 Монтажник санитарно-технических вентиляционных систем и оборудования - в 12, 22.50 Машинист дорожных и строительных машин - в 14, 22.20 Мастер отделочных строительных работ - в 27, 22.30 Мастер общестроительных работ - в 19, 34.30 Продавец, контролер-кассир - в 25. При этом наиболее востребованными являются рабочие профессии 02.40 Сварщик (электро- и газосварочные работы), 34.20 Повар, кондитер, 22.40 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ.
ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ
УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ (количество)