Высшее учебное заведение | Количество | Количество направлений подготовки и специальностей, | ||||
1990 г. | 2004 г. | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
Кемеровский государственный университет | 14 | 37 | 23 | |||
Кузбасский государственный технический университет | 23 | 50 | 27 | |||
Сибирский государственный индустриальный университет | 18 | 53 | 35 | |||
Кемеровский государственный университет культуры и искусств | 2 | 16 | 14 | |||
Кемеровская государственная медицинская академия | 5 | 6 | 1 | |||
Кузбасская государственная педагогическая академия | 9 | 17 | 8 | |||
Кемеровский технологический институт пищевой промышленности | 11 | 24 | 13 | |||
Кемеровский государственный сельскохозяйственный институт | 5 | 10 | 5 | |||
Итого | 87 | 213 | 126 |
4. Очевидная несбалансированность спроса населения на образовательные услуги, формирования его ОУ ВПО и региональными профильными структурами, приема в вузы и выпуска специалистов, емкости регионального рынка интеллектуального труда по сферам профессиональной деятельности. В ближайшее время прогнозируется углубление этой негативной тенденции по следующим причинам:
- сугубо региональная направленность работы ОУ ВПО в сочетании с самодостаточностью в условиях фактически прекратившейся межрегиональной миграции выпускников вузов; возрождение межрегионального взаимодействия только начинается, сдерживается достаточно сложной социально-экономической обстановкой в отдельных регионах, очевидными противоречиями между социально-экономическими ожиданиями выпускников и гарантиями предприятий-потребителей, психологической неподготовленностью выпускников к участию в миграционном процессе;
- социально-экономическая непривлекательность для выпускников ОУ ВПО отдельных секторов регионального рынка труда, ориентированных на бюджетную сферу, в частности, сельские районы для специалистов, подготовленных по направлениям 050000 Образование и педагогика, 060000 Здравоохранение, 070000 Культура и искусство, 110000 Сельское и рыбное хозяйство, что свидетельствует о необходимости разработки и реализации новых механизмов социальной адаптации на региональном и федеральном уровнях;
- ослабление регионального участия в планировании приема в аккредитированные ОУ ВПО при переходе от трехуровневого согласования предложений к контрольным цифрам приема (муниципалитет и органы службы занятости, Администрация Кемеровской области и Совет ректоров вузов, Минобразования России) к одноуровневому (Минобразования и науки России) в связи с утверждением контрольных цифр приема по результатам участия вузов в открытом конкурсе на размещение государственного задания на подготовку специалистов за счет федерального бюджета, введенного впервые в 2003 г. в соответствии с инструктивным письмом Минобразования России от 20.02.2003 № 17-5 ин/17-11; таким образом формируется "бюджетная" часть приема, составляющая в регионе 48%, а "внебюджетная" часть приема (52%) определяется только спросом населения и его платежеспособностью, весьма опосредованно связана с рынком труда и фактически муниципальному, региональному и федеральному регулированию не подлежит.
5. Недостаточные в целом уровень развития и эффективность функционирования вузовских структур содействия занятости и трудоустройству выпускников вузов, подлежащих созданию или созданных в соответствии с решением коллегии Минобразования России от 25.09.2001 г. № 14/1, приказом Минобразования России от 16.10.2001 г. № 3366 и инструктивным письмом от 16.07.2001 г. № 29-56-56 ин/39-20, их кадровое, методическое, информационно-консультационное и справочное обеспечение.
6. Социальное партнерство как важнейшая составляющая система содействия трудоустройству выпускников вузов требует дальнейшего углубления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях несмотря на успешную и эффективную реализацию отдельных проектов.
7. Недостаточная интеграция усилий вузов, городских и областных органов службы занятости населения в создании и развитии информационных систем содействия трудоустройству выпускников вузов, актуальность которой усилилась в настоящее время в связи с определенными и не всегда преодолимыми трудностями в установке и функционировании программного обеспечения информационной системы по трудоустройству и занятости выпускников, распределяемой и поддерживаемой по заданию Минобразования и науки России МГТУ им. Н.Э. Баумана и ГНИИ информационных технологий и телекоммуникаций.
2.2.5. Анализ положения выпускников учреждений профессионального образования на региональном рынке труда
Проведенный выше анализ показывает, что среди факторов, усложняющих процесс вхождения выпускников профессиональной школы в тру-
довую жизнь, основными являются отсутствие профессионального опыта и недостаточная квалификация, отрыв образовательной системы от потребностей рынка труда, отсутствие профессиональной культуры, ограничение доступа молодежи к рабочим местам, отсутствие прогноза на рынке профессий и рынке образовательных услуг и т.п. Вместе с тем негативную роль играют искаженные мотивационно-смысловые ориентиры молодых людей на выбор профессии и профессиональную карьеру:
- неадекватные представления об условиях работы, потребностях рынка труда и требованиях работодателя и т.п.;
- необоснованно высокие притязания к будущей профессии, рабочему месту, без учета реальных социально-экономических условий и личных возможностей;
- неподготовленность к жесткой конкурентной ситуации, психологическая неготовность к самостоятельным действиям и др.
В последние годы наметился устойчивый рост выпуска рабочих кадров и специалистов в учреждениях профессионального образования всех уровней. Современные молодые специалисты знакомы с новейшими технологиями, владеют навыками менеджмента и маркетинга, способны применять в работе эффективные информационные средства. Однако реализуют свои профессиональные возможности по выбранной специальности менее половины выпускников профессиональных образовательных учреждений. Остальные либо выбирают работу, не связанную с полученной специальностью (около 40%), либо регистрируются в качестве безработных (до 10%). При этом большинство организаций всех секторов экономики испытывают серьезные проблемы с обновлением кадров. Так, средний возраст работников в индустриальном секторе имеет тенденцию к росту и превысил 52 года. Одновременно происходит существенное снижение производительности труда, профессионально-квалификационного уровня, падение трудовой и производственной дисциплины. Иногда действующим руководителям и специалистам недостает компетентности, управленческой культуры, психологической устойчивости, умения работать в кризисных ситуациях.
В течение последних лет наблюдается увеличение числа выпускников учебных заведений, состоящих на учете в службе занятости (таблица 2.8). В 2003 году данный показатель составил 9,1 тыс. чел., в том числе: учреждений начального профессионального образования - 3,5 тыс. чел. (каждый третий от общего числа выпускников), среднего - 3,9 тыс. чел. (каждый второй), высшего - 1,7 тыс. чел. (каждый пятый). Трудоустроено 3,1 тыс. выпускников (19% к 2002 году). Удельный вес трудоустроенных выпускников составил 33,7% от общего числа выпускников, состоявших на учете в службе занятости.
Сложившаяся ситуация в значительной степени объясняется возрастанием требований работодателей к претендентам на заполнение имеющихся вакансий, отсутствием эффективного механизма регулирования приема в профессиональные учебные заведения по специальностям, соответствующим потребностям рынка труда и прогнозам спроса на рабочих и специалистов в различных отраслях экономики, несоответствием профессионально-квалификационной структуры выпускников, ищущих работу, и структуры имеющихся в наличии вакансий. К перечисленным причинам можно также добавить отсутствие системы государственного распределения; сложное финансовое положение учебных заведений, ориентирующихся в первую очередь на удовлетворение спроса населения на образование, недостаточную информированность студентов и учащихся о ситуации, сложившейся на рынке труда, низкую конкурентоспособность молодых специалистов. Есть основание полагать, что при сохранении условий функционирования системы профессионального образования в неизменном виде будет усиливаться давление на рынок труда той части молодежи, которая получает профессиональное образование всех уровней по профессиям (специальностям), не востребованным на рынке труда.
ЧИСЛЕННОСТЬ СОСТОЯВШИХ
на учете в службе занятости и доля трудоустроенных выпускников
профессиональных учебных заведений за период 1998-2003 гг.