Недействующий

Об утверждении региональной целевой программы "Содействие профессиональному становлению выпускников учреждений профессионального образования Кемеровской области на 2005-2010 годы" (утратил силу с 12 апреля 2008 года)

Таблица 2.3

Категория

2002 г.

2003 г.

2003 г. в % к 2002 г.

тыс. человек

% к поставленным на учет

тыс. человек

% к поставленным на учет

Поставлено на учет, всего

115,8

100

113,6

100

98

       в том числе:

уволенные по собственному желанию

48,5

42

42,2

37

87

уволенные по сокращению штатов

15,7

14

12,3

11

78

       имели перерыв в работе более года

17,9

15

20,2

18

113

       учащиеся, желающие работать в свободное от учебы время

19,2

17

22,3

20

116

       выпускники учебных заведений

8,0

7

8,2

7

102



Потребность в работниках составила 14,2 тыс. человек (на 10% больше показателя годичной давности). В среднем по области на 1 вакансию (без учета профессионально-квалификационной структуры) претендовали 3,5 человека (год назад 3,9 человека). Традиционно конкуренция среди женщин (8 человек на вакансию) многократно превышает показатель среди мужчин (2 человека).

Сохраняется территориальное несоответствие спроса и предложения рабочей силы: около половины вакансий заявлено работодателями в службу занятости г.г. Кемерово и Новокузнецка, где проживает лишь 23% претендентов. Заявленные вакансии не всегда заполняются в полном объеме, так как профессиональные качества безработных во многих случаях не соответствуют предъявляемым требованиям работодателей, а условия работы и оплата труда не соответствуют запросам безработных. Определенная часть вакансий оплачивается ниже прожиточного минимума, поэтому представляет интерес только для граждан, занятых поиском дополнительного заработка.

Анализ средней нагрузки на общий банк вакансий показал, что практически все клиенты могут потенциально занять то или иное вакантное место, нагрузка стабильна последние два года (1 человек на вакансию без учета временной занятости подростков). У трети территорий фиксируется трехкратное превышение среднеобластного показателя. Однако реально нагрузка по отдельным профессиям и специальностям значительно выше.

Таким образом, ситуация на рынке труда в 2001-2003 гг. находилась под воздействием:

- увеличения численности населения в трудоспособном возрасте;

- сохранения тенденции превышения предложения рабочей силы над спросом, наличия дискриминации граждан, ищущих работу;

- стабилизации процессов высвобождения работников базовых отраслей экономики;

- роста уровня регистрируемой безработицы;

- несоответствия профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения рабочей силы;

- ухудшения качества рабочей силы;

- сохранения невысокого уровня оплаты труда работающих;

- сохранения значительного потенциала неэффективной занятости;

- дифференциации городов и районов по уровню социальной напряженности на рынках труда.

На основании анализа и прогноза развития ситуации в экономике области можно сделать вывод, что на ситуацию на рынке труда в 2005-2007 годах окажут воздействие несколько ключевых факторов:

- 2005 год будет последним годом увеличения численности населения трудоспособного возраста. После 2005 года, когда в трудоспособный возраст начнет входить поколение граждан, родившихся в период низкой рождаемости 90-х годов, произойдет не только количественное сокращение трудоспособного населения, но и его качественное ухудшение - начало старения экономически активной части населения;

- отмечающиеся в последнее время положительные тенденции в экономике не привели к существенному улучшению положения граждан на рынке рабочей силы. Внедрение новых технологий, обновление ассортимента выпускаемой продукции, широкое распространение практики совмещения работ влекут за собой повышение уровня профессионально-квалификационных требований, предъявляемых к работнику, в то время как качество рабочей силы остается низким;

- старение и сокращение кадрового состава высококвалифицированных рабочих на предприятиях, сокращение объемов профессионально-технической подготовки высококвалифицированных кадров на производстве;

- минимизация государственного участия в обеспечении социальных запросов населения привела к коммерциализации и бессистемной подготовке кадров;

- система оплаты наемных работников не стимулируется ни государством, ни частным бизнесом. При назначении материального вознаграждения зачастую игнорируются образовательный уровень, квалификация работников;

- невысокий уровень оплаты труда работающих (особенно на предприятиях сферы малого бизнеса), с одной стороны, способствует неоправданному движению рабочей силы, с другой стороны, снижает предложение рабочей силы;

- недостаточный спрос на рабочую силу при одновременном ее дефиците на локальных рынках труда по причине несоответствия качества и профессионально-квалификационной структуры спроса и предложения;

- сохранение значительных масштабов неэффективной занятости: низкая производительность труда, несоответствие спадов производства и занятости, сохранение скрытой безработицы и занятости в теневой экономике.

Расширение сферы приложения труда зависит главным образом от роста производства и увеличения объемов инвестиций. Предложение рабочей силы зависит от уровня жизни населения, динамики уровня заработной платы, пенсий, пособий и других социальных выплат. Факторы, определившие в настоящее время высокий уровень экономической активности подростков, пенсионеров, женщин, сохранят свое влияние на предложение рабочей силы этих категорий и в будущем.

Возрастет численность граждан, выбывших с последнего места работы по собственному желанию, в связи с увеличением мобильности рабочей силы. Предполагается, что ежегодные объемы высвобождения уменьшатся. Актуальность этого явления сохранится, поскольку в период снижения объемов производства накоплены значительные масштабы избыточной рабочей силы на предприятиях. Тяжелое финансовое бремя их содержания вынуждает работодателей освобождаться от лишних работников, переводя часть скрытой безработицы в открытую форму.

Уменьшится численность лиц, увольняющихся в связи с выходом на пенсию, так как новое пенсионное законодательство позволяет работающим пенсионерам получать пенсию. Это ограничит сферу приложения труда для части молодежи, вступающей в трудовую жизнь, и лиц среднего возраста.

Сохранится низкая конкурентоспособность на рынке труда отдельных категорий граждан (молодежи без практического опыта работы; женщин, имеющих малолетних детей; инвалидов; беженцев и вынужденных переселенцев и др.).