ПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 декабря 2017 года N 691-п
О внесении изменений в государственную программу "Экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика Брянской области" (2014 - 2020 годы)
____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
постановления Правительства Брянской области от 27.12.2018 N 728-п
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 28 октября 2013 года N 608-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области" Правительство Брянской области
постановляет:
1. Внести в государственную программу "Экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика Брянской области" (2014 - 2020 годы), утвержденную постановлением Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 года N 769-п "Об утверждении государственной программы "Экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика Брянской области" (2014 - 2020 годы)" (в редакции постановлений Правительства Брянской области от 14 апреля 2014 года N 153-п, от 21 июля 2014 года N 325-п, от 10 ноября 2014 года N 497-п, от 22 декабря 2014 года N 611-п, от 29 декабря 2014 года N 674-п, от 12 мая 2015 года N 185-п, от 19 июня 2015 года N 277-п, от 24 июля 2015 года N 336-п, от 21 августа 2015 года N 401-п, от 23 октября 2015 года N 510-п, от 18 декабря 2015 года N 641-п, от 25 декабря 2015 года N 685-п, от 26 февраля 2016 года N 116-п, от 4 июля 2016 года N 344-п, от 8 августа 2016 года N 428-п, от 10 октября 2016 года N 529-п, от 5 декабря 2016 года N 612-п, от 26 декабря 2016 года N 682-п, от 26 декабря 2016 года N 747-п, от 20 февраля 2017 года N 63-п, от 29 мая 2017 года N 253-п, от 21 августа 2017 года N 383-п, от 30 октября 2017 года N 546-п), следующие изменения:
1.1. В позиции паспорта "Соисполнители государственной программы" абзац первый изложить в редакции:
"Департамент строительства Брянской области;".
1.2. Позицию паспорта "Объемы бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы" изложить в редакции:
"Общий объем финансирования государственной программы составляет:
на 2014 год - 608837197,50 рубля;
на 2015 год - 560183121,54 рубля;
на 2016 год - 304429446,12 рубля;
на 2017 год - 622270882,77 рубля;
на 2018 год - 180182642,00 рубля;
на 2019 год - 176682642,00 рубля;
на 2020 год - 176682642,00 рубля.".
1.3. Раздел 1 "Характеристика текущего состояния экономического развития, инвестиционной политики и инновационной экономики Брянской области" изложить в редакции:
"Брянская область - это приграничный регион, находящийся на границе трех государств - России, Украины и Республики Беларусь. Брянщина - крупный узел железнодорожных магистралей, воздушных трасс, магистральных шоссе, нефте- и газопроводов. Она расположена на кратчайших транспортных путях, соединяющих Москву через Украину с Западной Европой, а Санкт-Петербург - с южными районами России. Через территорию области проходят пассажиро- и грузопотоки из стран дальнего и ближнего зарубежья.
Брянская область расположена в лесной зоне. Лесами занято более 1,15 млн. гектаров. Наиболее ценные леса - хвойные - занимают 53 процента лесных площадей.
В области имеются значительные запасы природного сырья для промышленности строительных материалов и стекольной промышленности, освоенные запасы торфа, фосфорсодержащие руды для производства минеральных удобрений.
Брянщина - развитый промышленно-аграрный регион. Промышленный комплекс представляют около 300 крупных и средних предприятий, а также более 11 тысяч малых предприятий. В агропромышленном комплексе задействовано более 1300 предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств.
В 2016 году промышленными предприятиями Брянской области отгружено товаров собственного производства в действующих ценах на 192667,5 млн. рублей, что на 9,6 процента больше, чем в 2015 году. Индекс промышленного производства составил 107,3 процента к уровню предыдущего года.
Отгружено полезных ископаемых на 280,7 млн. рублей, что на 28,4 процента меньше, чем в предыдущем году. Индекс производства по этому виду экономической деятельности составил 80,8 процента.
Традиционно ведущее место в структуре производственного сектора области принадлежит предприятиям обрабатывающих производств, доля которых в общем объеме отгруженной продукции составляет около 90 процентов.
По группе обрабатывающих производств объем отгруженных товаров в действующих ценах увеличился на 9,6 процента к уровню 2015 года и составил 175558,0 млн. рублей. Индекс промышленного производства составил 106,5 процента.
В 2016 году по сравнению с 2015 годом увеличился выпуск продукции на предприятиях по производству транспортных средств и оборудования на 21,2 процента, в обработке древесины и производстве изделий из дерева - на 18,1 процента, по производству машин и оборудования - на 12,8 процента, кожи, изделий из кожи и производству обуви - на 8,7 процента, пищевых продуктов - на 6,6 процента, в текстильном и швейном производстве - на 6 процентов, по производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 5,1 процента, в целлюлозно-бумажном производстве; издательской и полиграфической деятельности - на 4,2 процента.
На предприятиях по производству и распределению электроэнергии, газа и воды за 2016 год отгружено товаров собственного производства на сумму 16828,8 млн. рублей, или 110,6 процента к уровню 2015 года. Индекс промышленного производства составил 122,7 процента.
Объем производства продукции сельского хозяйства в действующих ценах во всех категориях хозяйств в 2016 году составил 81900,7 млн. рублей, или 108,9 процента к уровню 2015 года в сопоставимых ценах.
В рамках государственной программы действует подпрограмма поддержки малого и среднего бизнеса, разрабатываются новые нормативные акты, направленные на поддержку предпринимательства. Проводимая работа по развитию и поддержке малого предпринимательства обеспечивает увеличение объемных показателей, рост численности занятых в этом секторе экономики, средних доходов и уровня социальной защищенности работников малых предприятий. Так, по данным территориального органа государственной статистики, в 2016 году на территории области осуществляли хозяйственную деятельность 13893 малых и средних предприятия, по сравнению с 2015 годом количество предприятий увеличилось на 1347 единиц (10,7%). Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), занятых на них, составила 87,062 тысячи человек. Оборот малых и средних предприятий по всем видам деятельности в 2016 году составил 258,37 млрд. рублей, что на 3,1% больше, чем в 2015 году (250,66 млрд. руб.).
Основными во взаимоотношениях региональных властей и субъектов предпринимательской деятельности остаются формы финансово-кредитной, имущественной и информационной поддержки.
С 2017 года законом Брянской области установлены "налоговые каникулы" в течение двух лет для индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, впервые зарегистрированных и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и научной сферах, а также в сфере бытовых услуг. Расширен перечень видов деятельности, позволяющий применять индивидуальными предпринимателями патентную систему налогообложения. Продолжает свое действие закон, устанавливающий дифференцированные налоговые ставки по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Предпринимателям, выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, предоставлена возможность снизить налоговую ставку с 15 до 12 процентов; предпринимателям, выбравшим в качестве объекта налогообложения доходы, налоговая ставка снижена с 6 до 3 процентов.
В конце 2016 года Брянская область активно включилась в процесс трансформации мер поддержки малого и среднего предпринимательства с переходом от прямых мер поддержки конкретным получателям субсидий на невозвратной основе к инфраструктурным мерам поддержки, позволяющим создать мультипликативный эффект от выделенных бюджетных средств, когда единожды созданной инфраструктурой поддержки субъекты МСП могут пользоваться длительное время. Подтверждением чему стало появление в 2016 году на территории области регионального интегрированного центра. Эта организация призвана обеспечить предоставление интегрированного пакета услуг субъектам малого и среднего предпринимательства, направленного на интернационализацию их бизнеса, а также повышение эффективности и конкурентоспособности бизнеса на межрегиональных и международных рынках. Продолжили свою работу бизнес-инкубатор, гарантийный фонд и микрозаймовые организации.
В 2017 году процесс трансформации мер поддержки малого и среднего предпринимательства продолжается. Так, с марта 2017 года в Брянской области функционируют созданные:
- Центр инноваций социальной сферы, который обеспечивает поддержку и продвижение субъектов социального предпринимательства и проектов в области социального предпринимательства;
- Центр поддержки предпринимательства, который реализует мероприятия, направленные на популяризацию предпринимательства и начала собственного дела;
- Центр координации поддержки экспортно ориентированных СМСП, основной целью которого является содействие выходу субъектов малого и среднего предпринимательства на иностранные рынки товаров, услуг и технологий.
В 2017 году мероприятиями подпрограммы предусмотрено субсидирование части затрат, связанных с уплатой авансового платежа по лизинговым договорам; увеличение капитализации микрокредитных организаций; развитие созданных центров поддержки предпринимательства, инноваций социальной сферы, координации поддержки экспортно ориентированных СМСП; реализация мероприятий по развитию молодежного предпринимательства.
Одним из факторов, обеспечивающих стабилизацию и удовлетворение основных нужд социально-экономического комплекса области, является внешнеэкономическая деятельность.
В 2016 году внешнеторговый оборот Брянской области составил 794,3 млн. долларов США, по сравнению с 2015 годом снизился на 19,8%. Экспорт товаров равнялся 212,9 млн. долларов (уменьшился на 39,5%), импорт - 581,4 млн. долларов (снизился на 8,9%).
Основными странами, в которые вывозятся брянские товары, являются: Беларусь - 71,4 млн. долларов США (33,5% всего экспорта области), Украина - 32,9 млн. долларов (15,5%), Казахстан - 31,5 млн. долл. США (14,8%), Литва - 17,2 млн. долларов США (8,1%), Италия - 8,1 млн. долларов (3,8%).
В пятерку основных стран, из которых в область поступают товары, входят: Беларусь - 290,8 млн. долларов США (50% всего импорта), Молдавия - 47,7 млн. долларов (8,2%), Украина - 42,9 млн. долларов (7,4%), Австралия - 38,1 млн. долл. США (6,6%), Германия - 35,1 млн. долларов (6,1%).
В 2016 году объем инвестиций в основной капитал составил 68,3 млрд. рублей, что составило 102,9 процента к уровню 2015 года (в сопоставимых ценах). Наблюдалось увеличение темпа роста объема инвестиций в основной капитал по крупным и средним предприятиям по видам деятельности: "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" - на 64,1 процента, "Производство металлургическое" - на 90 процентов, "Строительство" - на 32,2 процента.
Наибольший удельный вес в общем объеме инвестиций по крупным и средним предприятиям занимали следующие виды деятельности: "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство" - 51,4 процента, "Обрабатывающие производства" - 13,8 процента, "Транспорт и связь" - 14,6 процента.
В видовой структуре инвестиций в основной капитал по крупным и средним организациям основная доля приходилась на машины, оборудование, транспортные средства, хозяйственный инвентарь. На эти цели использовано почти 43,1 процента инвестиций.
В структуре инвестиций по источникам финансирования основной удельный вес приходился на собственные средства. Они занимали 52,4 процента от общего объема инвестиций. В объеме привлеченных средств наибольший удельный вес приходился на кредиты банков (51,3 процента).
По оценке, в 2017 году объем инвестиций в основной капитал составит 74,17 млрд. рублей или 103,1 процентов к уровню 2016 года (в сопоставимых ценах).
Увеличение объема инвестиций в основной капитал предполагается по следующим видам экономической деятельности: "Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство" - на 1,6 процента, "Обрабатывающие производства" - на 2,5 процента, "Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения" - на 29 процентов.
Рост объема инвестиций в основной капитал обеспечивается за счет реализации инвестиционных проектов:
ГОД | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 (оценка) |
Объем инвестиций в основной капитал, млн. руб. | 60864,0 | 66066,0 | 62255,0 | 68319,6 | 74170,7 |
Так, по виду экономической деятельности "Обрабатывающие производства" реализуются следующие инвестиционные проекты: "Техперевооружение литейного цеха N 3 в ООО "ПК "Бежицкий сталелитейный завод"; "Организация производства велосипедов", "Разработка, организация и освоение производства снегоходов, квадроциклов и т.д." в ООО "Жуковский мотовелозавод"; "Модернизация цементного производства" и "Модернизация системы помола замкнутого цикла на цементных мельницах N 11 и N 16" в АО "Мальцовский портландцемент"; "Организация производства вагонов (полувагонов, крытых вагонов, вагонов-платформ)" в АО "Новозыбковский машиностроительный завод"; "Строительство и ввод в эксплуатацию завода по глубокой переработке древесины (производство ДСП и ЛДСП)" на площадке ООО "Дятьково-ДОЗ"; "Завод по производству керамического кирпича мощностью 80 млн. штук условного кирпича в год" в ЗАО "Метробетон"; "Реконструкция КДМ N 5 и модернизация цеха N 1 для расширения производства картонов" и "Строительство цеха по производству гофрокартона" в АО "Пролетарий"; "Организация производства грузовых магистральных тепловозов 2ТЭ25КМ и 3ТЭ25КМ" в АО "Управляющая компания "Брянский машиностроительный завод"; "Микробиологическое производство биопротеина и биоудобрений" в АО "Монолит"; "Организация производства инновационного импортозамещающего материала монослойного антикоррозионного полимерного композиционного покрытия для газонефтепроводных труб" в АО "Метаклэй"; "Расширение производства вольфрама, порошков карбида вольфрама, штабиков вольфрама, ферровольфрама. Строительство участков по производству штабиков молибдена, твердых сплавов и смесей, переработка молибденсодержащих катализаторов" в ООО "Унечский завод тугоплавких металлов"; "Расширение действующего производства АО "Брянский автомобильный завод" для выполнения государственного оборонного заказа в период 2016 - 2022 гг." в АО "Брянский автомобильный завод"; "Модернизация механообрабатывающего производства АО "Термотрон-Завод" с целью выпуска импортозамещающей продукции" в АО "Термотрон-Завод"; "Комплексная модернизация производства с целью освоения новых видов изделий" в АО "Завод "Снежеть"; "Организация производства сельхозтрактора" в ЗАО "Брянский арсенал"; "Модернизация производства с целью обеспечения проектных норм 500 нм при серийном производстве изделий микроэлектронной техники" в ЗАО "ГРУППА КРЕМНИЙ ЭЛ"; "Модернизация пароконденсатной системы бумагоделательной машины" в ООО "Брянская бумажная фабрика".
В агропромышленном комплексе области продолжится реализация в 2018 году следующих инвестиционных проектов: "Увеличение мощности комплекса по производству высокопродуктивного мясного поголовья КРС и комплекса по убою и первичной переработке КРС" и "2-й этап увеличения мощности комплекса по производству высокопродуктивного мясного поголовья крупного рогатого скота и комплекса по убою и первичной переработке крупного рогатого скота", "Строительство кожевенного завода" - ООО "Брянская мясная компания"; "Создание комплекса по выращиванию, убою и переработке мяса цыплят-бройлеров" и "Строительство комбикормового завода, расположенного возле н.п. Пильшино Выгоничского района Брянской области" - ООО "Брянский бройлер"; "Строительство тепличного комбината площадью 7,2 га для круглогодичного производства овощных культур в с. Журиничи Брянского района Брянской области" - ООО "Тепличный Комбинат Журиничи"; "Расширение действующего производства молочно-товарной фермы КРС со строительством корпусов на 1450 скотомест в с. Чаусы Погарского района Брянской области" - ООО "Колхозник"; "Создание кролиководческой фермы на 12 тыс. кроликоматок" - КФХ "СВК Агро" и другие.
Научные исследования и разработки в Брянской области выполняют 6 вузов, 2 научно-исследовательских института, 4 опытные станции, 4 научно-технических центра, 5 специальных конструкторских бюро, 14 промышленных предприятий, 23 научно-производственные организации.
В 2008 году патентами на изобретения и полезные модели были защищены 52 объекта интеллектуальной собственности, в 2009 году - 55, в 2010 году запатентованы 74 изобретения и полезные модели, в 2011 году - 116 объектов, в 2012 году - 95, в 2013 году - 115, в 2014 году - 103, в 2015 году - 116, в 2016 году - 145.
При вузах действуют 19 малых инновационных предприятий с целью коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности.
Реализация направлений макроэкономической политики, которые определены в Стратегии социально-экономического развития Брянской области, во многом обеспечивается региональной конкурентной политикой.
Однако существуют системные проблемы, сдерживающие развитие экономики области.
Объем валового регионального продукта на душу населения в 2015 году остался значительно ниже среднероссийского показателя (17-е место в Центральном федеральном округе).
Низкий уровень валового регионального продукта на душу населения объясняется отраслевой структурой производства. В структуре ВРП весомую долю занимают низкозатратные виды экономической деятельности (оптовая и розничная торговля, бюджетная сфера, социальные услуги). На долю обрабатывающих производств приходится 18,3 процента. Сдерживает развитие промышленного производства высокий уровень физического и морального износа производственного оборудования. Их модернизация возможна только при условии привлечения частного капитала на базе государственно-частного партнерства.
В соответствии с Федеральными законами от 13 июля 2015 года N 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях", в целях внедрения и реализации механизмов государственно-частного партнерства на территории Брянской области принято постановление Правительства Брянской области от 26 сентября 2016 года N 497-п "О полномочиях исполнительных органов государственной власти Брянской области в сферах государственно-частного партнерства, реализации концессионных соглашений".
Существенную позитивную роль в поддержке инвестиционной активности предприятий играет система государственной поддержки инвестиционной деятельности инвесторов, осуществляемая в Брянской области: до 01.01.2016 на основании Закона Брянской области от 19 августа 1996 года N 29-З "Об инвестиционной деятельности, налоговых льготах и гарантиях инвесторам на территории Брянской области"; с 01.01.2016 - Закона Брянской области от 9 июня 2015 года N 41-З "Об инвестиционной деятельности в Брянской области".
Основными формами государственной поддержки инвестиционной деятельности в области являются: предоставление налоговых льгот по налогу на имущество организаций и налогу на прибыль организаций; субсидирование части процентных ставок по банковским кредитам, полученным инвесторами на реализацию проектов и на пополнение оборотных средств.
Вместе с тем существуют факторы, ослабляющие стимулирующую роль государственной поддержки инвестиционной деятельности. К ним относятся: