ПРАВИТЕЛЬСТВО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2015 года N 662-п
О внесении изменений в постановление Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 года N 825-п "Об утверждении государственной программы "Управление государственными финансами Брянской области" (2014 - 2020 годы)"
____________________________________________________________________
Документ утратил силу на основании
постановления Правительства Брянской области от 24.12.2018 N 681-п
____________________________________________________________________
В соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 28 октября 2013 года N 608-п "Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Брянской области" Правительство Брянской области
постановляет:
1. Внести изменения в государственную программу "Управление государственными финансами Брянской области" (2014 - 2020 годы), утвержденную постановлением Правительства Брянской области от 30 декабря 2013 года N 825-п "Об утверждении государственной программы "Управление государственными финансами Брянской области" (2014 - 2020 годы)" (с учетом изменений, внесенных постановлениями Правительства Брянской области от 22 апреля 2014 года N 168-п, от 11 августа 2014 года N 367-п, от 15 декабря 2014 года N 582-п, от 29 декабря 2014 года N 665-п, от 12 мая 2015 года N 209-п, от 24 июля 2015 года N 350-п, от 7 августа 2015 года N 384-п, от 9 октября 2015 года N 490-п, от 18 декабря 2015 года N 637-п), изложив ее в прилагаемой редакции.
2. Опубликовать данное постановление на официальном сайте Правительства Брянской области в сети "Интернет".
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования, но не ранее 1 января 2016 года.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на временно исполняющую обязанности заместителя Губернатора Брянской области Петушкову Г.В.
Губернатор
А.В. Богомаз
Приложение
к постановлению Правительства
Брянской области
от 18 декабря 2015 г. N 662-п
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
"Управление государственными финансами Брянской области"
(2014 - 2020 годы)
Наименование государственной программы | "Управление государственными финансами Брянской области"(2014 - 2020 годы) |
Ответственный исполнитель | Департамент финансов Брянской области |
Соисполнители государственной программы | Брянская областная Дума; |
Перечень подпрограмм | Совершенствование управления общественными финансами (2014 - 2020 годы); |
Цели государственной | обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления общественными финансами Брянской области; |
Задачи государственной | обеспечение финансовой устойчивости бюджетной системы Брянской области путем проведения сбалансированной финансовой политики; |
Этапы и сроки реализации | 2014 - 2020 годы |
Объём бюджетных ассигнований на реализацию государственной программы | 2014 год - 3 118 151 714,12 рубля; 2015 год - 3 166 705 299,83 рубля; 2016 год -2 755 266 220,39 рубля |
Ожидаемые результаты | показатели результативности и эффективности реализации государственной программы, а также конечные результаты реализации государственной программы приведены в приложении N 1 к государственной программе |
За 2011 - 2013 годы в сфере управления государственными финансами Брянской области были достигнуты существенные позитивные изменения.
1. С целью обеспечения финансовой устойчивости бюджетной системы Брянской области осуществлялись мероприятия по повышению собираемости доходов от налогов и сборов и неналоговых доходов, развитию налоговой базы, ограничению роста дефицита областного бюджета, поддержанию объема государственного внутреннего долга Брянской области на безопасном для региона уровне. Была сформирована законодательная база и запланированы средства резервного фонда Брянской области, ограничивалось принятие новых расходных обязательств, проводилась политика поддержания сбалансированности местных бюджетов.
2. Осуществлен переход на формирование "программного" бюджета по принципу "скользящей трехлетки" с распределением ассигнований областного бюджета между государственными программами Брянской области. Взамен более 50 действовавших долгосрочных и ведомственных целевых программ были разработаны государственные программы Брянской области, охватывающие более 98% расходов областного бюджета.
3. Сформирована нормативная база и обеспечено практическое внедрение новых форм оказания и финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг.
4. Начата модернизация технических и программных комплексов организации бюджетного процесса и формирование единого информационного пространства участников бюджетного процесса на территории Брянской области.
5. С целью обеспечения открытости и прозрачности бюджетной системы Брянской области в эксплуатацию запущен портал "Открытый бюджет Брянской области".
6. Подготовлена нормативная правовая база для реализации на территории Брянской области, начиная с 1 января 2014 года, положений Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Вместе с тем отдельные задачи, решение которых необходимо для модернизации системы управления общественными финансами Брянской области, остаются нереализованными.
1) Бюджетное планирование остается слабо увязанным со стратегическим планированием.
В настоящее время в Российской Федерации отсутствует единый подход к государственному стратегическому планированию, обеспечению иерархии стратегических документов, а также процедуры обеспечения их координации, соподчиненности и взаимной непротиворечивости. Решение указанной задачи предполагается осуществить в рамках реализации федерального закона "О государственном стратегическом планировании".
В Брянской области в 2008 году разработана и принята стратегия социально-экономического развития Брянской области до 2025 года (с момента принятия в стратегию единожды вносились изменения). Законом Брянской области от 26 ноября 2008 года N 103-З утверждена программа социально-экономического развития Брянской области до 2013 года. Оба указанных документа разработаны без учета реальных возможностей областного бюджета и новых задач, поставленных перед исполнительными органами государственной власти на среднесрочную перспективу.
2) Главные распорядители и получатели бюджетных средств, государственные (муниципальные) учреждения осуществляют финансово-экономическое планирование, не уделяя должного внимания обоснованности и достижимости планируемых показателей результативности осуществляемых расходов.
Существующая ситуация является следствием сложившейся годами практики сметного финансирования государственных учреждений, органов государственной власти вне зависимости от фактически достигнутых результатов. Попытки увязать выделяемые бюджетные ассигнования с конечными количественно измеримыми результатами деятельности, просчитать "себестоимость" осуществляемых полномочий вызывают сопротивление со стороны ведомств и учреждений. Финансово-экономическое планирование результатов, осуществляемое в настоящее время преимущественно в рамках государственных программ, реализуется с недостаточной степенью обоснованности и достоверности, большая часть программ по мере реализации подвергается неоднократным корректировкам в части распределения ассигнований между отдельными мероприятиями и целевых значений показателей (индикаторов).
3) Ограниченность практики использования государственных программ в качестве основного инструмента для достижения целей государственной политики и основы для бюджетного планирования.
Государственные программы Брянской области, разработанные и реализуемые исполнительными органами государственной власти Брянской области, зачастую не рассматриваются последними в качестве основного "рабочего" документа. Исполнение областного бюджета, подготовка отчетов об исполнении областного бюджета также осуществляется в отрыве от анализа исполнения государственных программ.
Указанная проблема в значительной части вызвана отсутствием нормативно закрепленного статуса государственных и муниципальных программ. Соответствующие изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, внесенные на рассмотрение Государственной Думы в 2010 году, были приняты лишь в апреле 2013 года (Федеральный закон от 7 мая 2013 года N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса"). Окончательный подход к формированию "программной" классификации расходов также был сформирован лишь во II квартале 2013 года (приказ Минфина России от 1 июля 2013 года N 65н).
4) Сохранение условий для неоправданного увеличения бюджетных расходов при низкой мотивации исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления к формированию приоритетов и оптимизации бюджетных расходов.
Доля неэффективных расходов консолидированного бюджета Брянской области сохраняется на высоком уровне. Основным источником неэффективных расходов является обширная сеть государственных и муниципальных учреждений Брянской области. Бюджетной сфере области требуются структурные реформы - в большинстве регионов Центрального федерального округа оказание качественных государственных и муниципальных услуг населению обеспечивается меньшей бюджетной сетью. Действующая структура бюджетной сети и штатов работников учреждений недостаточно эффективна и затратна для бюджетов всех уровней.
В условиях необходимости реализации "майских" указов Президента Российской Федерации требуется объективная оценка финансовых возможностей областного бюджета и концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития региона.
5) Недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результат (БОР).
Нормативная правовая база для применения инструментов БОР была разработана на этапе реализации программы реформирования системы управления общественными финансами Брянской области в 2005 - 2007 годах.
Несмотря на ежегодно проводимую работу в указанном направлении, применение отдельных инструментов БОР остается в значительной степени формальным и не увязанным с методологией и процессом планирования бюджетных ассигнований и исполнения бюджета:
практически не учитываются при формировании бюджетных проектировок результаты ежегодно проводимой исполнительными органами государственной власти оценки потребности в предоставляемых государственных услугах;
проведение оценки соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг утвержденным стандартам качества осуществляется в большей степени экспертным методом без реального взаимодействия с потребителями данных услуг;
годовые отчеты о реализации государственных программ остаются в большей степени декларативным документом, нежели действенным инструментом планирования и корректировки деятельности исполнительных органов государственной власти;
практически не применяется процедура конкурсного распределения принимаемых бюджетных обязательств;
остается ограниченным применение оценки качества финансового менеджмента участников бюджетного процесса;
действующая система оплаты труда государственных гражданских служащих и работников государственных (муниципальных) учреждений, отсутствие "эффективных" контрактов не ориентирует их на повышение производительности труда, улучшение количественных показателей и качества исполнения обязанностей и оказания услуг.
6) Отчасти формальное применение новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг.
Несмотря на интеграцию в бюджетный процесс процедур формирования государственных (муниципальных) заданий, процесс их формирования является в некоторой степени формальным. Недостаточно проработанными остаются следующие основные вопросы:
обоснованность определения нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг;
обоснованность установления показателей качества оказания государственных (муниципальных) услуг;
полнота и объективность контроля за исполнением государственных (муниципальных) заданий (в первую очередь - за соблюдением показателей качества оказания государственных и муниципальных услуг).
7) Недостаточная эффективность действующей системы межбюджетных отношений с муниципальными образованиями:
остается не в полной мере результативным выравнивание уровня бюджетной обеспеченности муниципалитетов, что приводит к значительному объему средств, выделяемых на поддержку мер по обеспечению их сбалансированности;
имеется большое количество направлений субсидирования местных бюджетов, ограничивающих маневренность на местах в пределах имеющихся ресурсов;
большое количество и незначительные объемы ряда субвенций также требуют тщательного анализа результативности исполнения делегированных на муниципальный уровень полномочий;
остаются востребованными бюджетные кредиты из областного бюджета, при этом платежная дисциплина отдельных муниципалитетов оставляет желать лучшего.
8) Имеют место проблемы в сфере долговой политики:
высокий уровень государственного внутреннего долга Брянской области приводит к существенным расходам областного бюджета на его обслуживание;
остается стабильно высоким уровень долговой нагрузки на местные бюджеты;
требует ограничения предоставление государственных гарантий Брянской области "планово-убыточным проектам" и финансово неэффективным предприятиям;
процедура анализа финансового состояния принципалов и применения его результатов также требует упорядочения.
9) Разрозненность и фрагментарность информационных систем, используемых в сфере управления общественными финансами.
Автоматизация бюджетного процесса в Брянской области осуществляется с применением программных комплексов, разработанных ООО "Кейсистемс" (г. Чебоксары). Несмотря на использование специализированного программного обеспечения практически на всех этапах бюджетного процесса, различные информационные базы остаются слабо увязанными между собой, возможности синхронизации сведений между базами данных ограничены. Остаются неохваченными специализированным программным обеспечением процедуры заключения государственных (муниципальных) контрактов (отсутствует увязка с лимитами бюджетных обязательств).
Кроме того, необходимо объединение информационных баз планирования и исполнения областного и местных бюджетов в единую базу, а также унификация программного обеспечения автоматизации ведения бухгалтерского учета, используемого государственными и муниципальными учреждениями.
10) Деятельность участников сектора государственного и муниципального управления остается недостаточно прозрачной, не в полной мере обеспечены возможности общественного контроля за сферой государственных и муниципальных финансов.
Данная проблема является следствием как отсутствия должного контроля раскрытия исполнительными органами государственной власти Брянской области информации о своей деятельности, так и недостаточного технического обеспечения.
Реализация государственной программы сопряжена с осуществлением мероприятий, направленных на развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет". В рамках данного направления будет обеспечено: