ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 08.07.2008 № 280
В целях осуществления на территории Кировской области государственной политики по улучшению положения детей, в соответствии с Порядком разработки, формирования и реализации областных целевых программ и участия в формировании и реализации федеральных целевых программ на территории Кировской области, утвержденным постановлением Правительства области от 14.03.2008 № 124/67 "О разработке, формировании и реализации целевых программ на территории Кировской области" и решением консультативного совета по инвестиционной политике при Правительстве Кировской области (протокол от 27.05.2008 № 5):
1. Утвердить концепцию областной целевой программы "Дети Кировской области" на 2009 - 2011 годы (далее - Концепция). Прилагается.
2. Создать рабочую группу для разработки проекта областной целевой программы "Дети Кировской области" на 2009 - 2011 годы (далее - рабочая группа) и утвердить ее состав. Прилагается.
3. Установить предельный объем финансирования областной целевой программы "Дети Кировской области" на 2009 - 2011 годы (далее - Программа) из областного бюджета в размере 139 416 тыс. рублей.
4. Определить государственным заказчиком - координатором "Программы департамент образования Кировской области, государственными заказчиками: департамент здравоохранения Кировской области, департамент социального развития Кировской области, управление по физической культуре и спорту Кировской области.
5. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Галицких А.А.
Губернатор Кировской области
Н.И. Шаклеин
КОНЦЕПЦИЯ
областной целевой программы "Дети
Кировской области" на 2009-2011 годы
Вместе с тем дети нуждаются в реализации права на развитие их природных задатков, психолого-педагогическом сопровождении. Необходимо осуществлять адресную поддержку одаренных детей со стороны государства.
По прогнозным данным к 2010 году численность детей уменьшится по сравнению с 2005 годом на 49,3 тыс. человек, что повлияет на дальнейшую тенденцию сокращения численности населения области.
На фоне уменьшения количества детей остаются высокими темпы прироста количества социальных сирот. В 2006 году 967 родителей были лишены родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей, в 2007 - 823.
Семейное неблагополучие, асоциальное поведение родителей и отсутствие контроля за поведением детей приводит последних к безнадзорности, социальному сиротству и ранней криминализации. В области остается высоким количество выявляемых безнадзорных детей, помещаемых в учреждения здравоохранения и в специализированные учреждения для несовершеннолетних органов социальной защиты населения: в 2005 году - 842 ребенка, в 2006 - 774, в 2007 - 740.
Медленно снижается удельный вес преступности несовершеннолетних в структуре общей преступности: в 2005 году подростками совершено 2424 преступления (удельный вес - 11,9%), в 2006 году - 2099 преступлений (удельный вес - 10, 6 %), в 2007 году - 1821 преступление (удельный вес - 10,8%).
Решение проблемы безнадзорности детей и подростков и их интеграция с обществом остаются в числе главных задач деятельности органов власти всех уровней и в центре внимания общества.
В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.01.2006 № 38-р, обозначены следующие приоритетные направления государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации:
охрана и укрепление здоровья детей и подростков;
профилактика социального неблагополучия семей с детьми;
повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
создание условий для активного включения детей в социально-экономическую, культурную жизнь общества.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года сделан особый акцент на увеличение рождаемости и укрепление государственной поддержки семей с детьми, на разработку механизма, позволяющего сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного типа. В аналогичном Послании 2007 года поддержана инициатива об объявлении 2008 года Годом семьи в России с целью объединения усилий государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления авторитета и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей.
В Послании Губернатора Кировской области Н.И.Шаклеина депутатам Законодательного Собрания Кировской области в 2007 году особо отмечено, что масштабные социально-экономические задачи требуют новых подходов, свежих творческих сил, носителями которых во все времена была молодежь. Именно поэтому готовность молодых людей стать полезными и значимыми членами общества должна встретить поддержку и помощь государства. Одним из приоритетов в этой связи является адресная поддержка одаренных детей.
Проблемы формирования здорового поколения поднимаются в Концепции политики по повышению эффективности здравоохранения Кировской области на 2007 - 2011 годы, утвержденной распоряжением Правительства области от 26.03.2007 № 126.
Таким образом, актуальность областной целевой программы "Дети Кировской области" на 2009 - 2011 годы (далее - Программа), ее цели и задачи определяются исходя из приоритетов, определенных федеральными органами власти, Правительством области, а также наличием не решенных в рамках иных областных целевых программ проблем детства.
Программа призвана обеспечить комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности и здоровья детей Кировской области.
Отличие Программы от ранее действовавших и действующих областных целевых программ будет состоять в ее ориентированности как на поддержку и развитие детей, так и на профилактику семейного неблагополучия и поддержку семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в первую очередь, семей с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Программно-целевой подход в реализации мер по улучшению положения детей доказал свою эффективность на областном уровне.
Ранее действовавшие областные целевые программы, направленные на решение проблем детства, предусматривали координацию усилий заинтересованных структур и объединение различных ресурсов.
Так, областная целевая программа "Развитие системы социальных служб для уязвимых групп населения" на 2004-2005 годы, утвержденная постановлением Правительства области от 24.08.2004 № 13/197, в частности, была направлена на развитие материально-технической базы учреждений социальной защиты, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, на внедрение инновационных технологий работы с детьми и семьями, на увеличение количества семей с детьми, получивших социальные услуги. В результате реализации данной программы была укреплена материально-техническая база учреждений социальной защиты для несовершеннолетних (получено оборудование более чем на 2 млн. рублей). На 15% выросло число детей, прошедших социальную реабилитацию в этих учреждениях и вернувшихся из категории неблагополучных в категорию нормы. На 5% увеличилось количество используемых инновационных технологий работы с детьми, находящимися в социально опасном положении.
Областная целевая программа "Здоровый ребенок" на 2003 - 2007 годы, утвержденная постановлением Правительства области от 06.08.2002 № 23/260, была направлена на создание условий для рождения здоровых детей, снижения показателей материнской и младенческой заболеваемости и смертности. В результате реализации данной программы в области было достигнуто снижение младенческой смертности с 13,2 случаев на 1000 родившихся живыми в 2003 году до 9,7 случаев на 1000 родившихся живыми в 2007 году.
Несмотря на достигнутые позитивные результаты, остается много проблем в сфере обеспечения жизнедеятельности детей, которые требуют решения.
Из-за низкого уровня здоровья женщин детородного возраста остается высоким количество случаев беременности и родов, протекающих с различными осложнениями.
Более половины детей имеют отклонения в состоянии здоровья, требующие проведения лечебно-коррекционных и реабилитационных мероприятий.
Социальная значимость ряда проблем, связанных с состоянием здоровья детей в Кировской области, говорит о необходимости их решения только программно-целевым методом.
Выявление и развитие природных задатков детей должно осуществляться на всех ступенях их воспитания. Необходимо дальнейшее обеспечение условий, способствующих максимальному раскрытию потенциальных возможностей одаренных детей, включая создание государственной системы выявления одаренности с раннего возраста, оказание адресной поддержки каждому одаренному ребенку, разработку индивидуальных "образовательных маршрутов" с учетом специфики творческих и интеллектуальных способностей ребенка, а также формирование личностного и профессионального самоопределения.
В последние годы на территории области наметилась тенденция к сокращению числа беспризорных и безнадзорных детей. Но говорить о полном устранении этого негативного социального явления преждевременно, поэтому мероприятия Программы должны быть направлены не только на расширение системы учреждений профилактики безнадзорности и беспризорности, но и на совершенствование ее деятельности, повышение качества и доступности социальных услуг для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, приоритетное развитие профилактики семейного неблагополучия.
В настоящее время сохраняется тенденция роста детской инвалидности. В связи с тем, что подавляющее большинство детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья воспитывается в семье, работа специализированных учреждений для таких детей требует усиления профилактической направленности.
Проблема социального сиротства продолжает оставаться одной из наиболее острых проблем детства. Однако развитие альтернативных семейных форм происходит медленно. Активное внедрение таких форм устройства детей позволит решить проблему социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе реализации программ были достигнуты определенные положительные тенденции в показателях здоровья, состояния безнадзорности и правонарушений детей в Кировской области, но они оказались недостаточными для эффективного решения проблем формирования здорового поколения, развития творческого потенциала одаренных детей, преодоления социального сиротства, улучшения положения детей-инвалидов Кировской области. Одна из причин такой ситуации - это решение проблем детства средствами ведомственных программ либо в качестве сопутствующих в рамках нескольких областных межведомственных программ, отсутствие комплексной целевой программы, направленной на улучшение положения детей.
Комплексное развитие территории области предполагает создание равных условий и минимальных социальных стандартов качества жизни детей независимо от места их проживания. Реализация мероприятий Программы позволит устранить элементы дискриминации детей по признаку места проживания, так как созданные Программой ресурсы будут работать на всю область.
Таким образом, назрела необходимость принятия Программы, включающей в себя подпрограммы "Здоровое поколение", "Одаренные дети", "Дети - инвалиды", "Дети-сироты", "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".
Принятие Программы позволит привлечь средства федерального бюджета в рамках федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010 годы, включающей аналогичные подпрограммы и направления финансирования. Программы федерального и областного уровня взаимно дополняют друг друга. При их реализации планируется финансирование как из областного, так и федерального бюджета, а также координация принимаемых мер, что повысит эффективность работы с детским населением Кировской области.
Кроме того, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2007 № 172 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано при разработке программ по улучшению положения детей учитывать названную федеральную целевую программу.
Имеющийся опыт использования программно-целевого метода для осуществления мер по улучшению положения детей, результаты анализа реализации мероприятий ранее действовавших областных целевых программ, наличие не решенных в рамках предыдущих областных целевых программ проблем, а также социально-экономическая и демографическая ситуация в области подтверждают целесообразность и необходимость организации работы по улучшению положения детей в рамках Программы.
При этом невозможность комплексного решения проблем детства без использования Программы обусловлена рядом объективных причин:
многообразием и сложностью задач по созданию благоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей;
необходимостью разработки и реализации комплекса мероприятий, увязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам выполнения и исполнителям;
необходимостью выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных проектов.
Программа является инструментом налаживания взаимодействия, реализации общих с федеральными органами государственной власти подходов к принятию эффективных мер по социальной поддержке и улучшению положения детей.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода при решении вопросов улучшения положения детей могут стать:
разрозненные усилия органов исполнительной власти области, снижение их ответственности, несистемное решение стоящих перед регионом задач в этой области;
высокий уровень материнской, младенческой и детской смертности, значительно превышающий аналогичные среднероссийские показатели;
прогрессирующее ухудшение здоровья детей, особенно раннего и подросткового возраста;
ухудшение условий интеграции детей-инвалидов в общество, увеличение количества детей-инвалидов, проживающих в специализированных детских учреждениях. В случае отсутствия Программы число детей-инвалидов увеличится к 2010 году на 5%, число семей с детьми-инвалидами, получающих комплексную реабилитацию и помощь в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, уменьшится на 10 - 15%. Уменьшение объемов медицинской реабилитации позволит снять в дальнейшем ограничения жизнедеятельности лишь с 5% детей-инвалидов;
снижение уровня выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей, способствующих сохранению национального генофонда, формирующих будущую высокопрофессиональную элиту в сфере науки и техники, культуры и искусства области.
Кроме того, сформированная в рамках подпрограммы "Одаренные дети" федеральной целевой программы "Дети России" система проведения всероссийских мероприятий с детьми в целях выявления юных талантов предполагает включение в социально значимую деятельность детей и подростков, что обеспечивает их занятость в свободное от учебы время и является эффективным средством профилактики асоциальных проявлений среди несовершеннолетних;
рост количества безнадзорных детей, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних;
рост количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
увеличение доли детей, находящихся на государственном обеспечении в учреждениях интернатного типа.
Вероятными последствиями отказа от использования программно-целевого метода может быть снижение эффективности работы по созданию благоприятных условий для обеспечения жизнедеятельности детей-сирот, сокращению количества детей, оставшихся без попечения родителей, передаваемых в семьи. Показатель устройства в семьи граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, останется на уровне 2006 года (в пределах 62-63%) и не позволит реализовать вышеизложенные положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года.
В настоящей Концепции рассматриваются три возможных варианта реализации Программы.
Первый вариант предусматривает финансирование Программы в полном объеме, что позволит достичь реализации запланированных целевых индикаторов и показателей Программы в 2009 - 2011 годах.
При условии финансирования мероприятий в полном объеме, в том числе по годам, удастся создать условия для развития и реализации возможностей одаренных детей на всей территории области, привлечь к научно-экспериментальной и проектной деятельности учащихся сельских школ, приступить к внедрению дистанционного обучения.