Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 26.03.2007 № 126

О Концепции политики по повышению эффективности
здравоохранения Кировской области на 2007-2011 годы

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании распоряжения Правительства Кировской области от 06.07.2010 N 216.
____________________________________________________________________

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Законом Кировской области от 03.11.2005 № 369-ЗО "Об охране здоровья граждан в Кировской области" (с изменениями, внесёнными Законом Кировской области от 06.03.2006 № 407-ЗО), в целях реализации государственной политики, направленной на повышение эффективности оказания медицинской помощи населению Кировской области, улучшение демографической ситуации в области:

1. Утвердить Концепцию политики по повышению эффективности здравоохранения Кировской области на 2007 - 2011 годы (далее - Концепция). Прилагается.

2. Считать государственную поддержку здравоохранения одним из важнейших направлений деятельности органов исполнительной власти, способствующих повышению эффективности функционирования медицинских учреждений, укреплению системы первичной медико-санитарной помощи, доступности высокотехнологических медицинских услуг, обеспечению и закреплению квалифицированных медицинских кадров.

3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области довести Концепцию до сведения муниципальных учреждений здравоохранения и частно-практикующих врачей, оказывающих медицинскую помощь на территории соответствующего муниципального образования, и принять меры по реализации Концепции.

4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства области Горохова Н.Г.



Губернатор Кировской области
Н.И. Шаклеин

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Кировской области
от 26.03.2007 № 126



КОНЦЕПЦИЯ
политики по повышению эффективности
здравоохранения Кировской области на 2007 - 2011 годы


1. Введение


В последние годы наблюдаются негативные изменения возрастной структуры населения Кировской области, связанные с ростом смертности в трудоспособных возрастах, снижением рождаемости и отрицательным сальдо миграции. При сохранении существующих тенденций к 2016 году количество 18-летних граждан сократится более чем в 2,22 раза, что повлияет на численность репродуктивного населения. Резко уменьшатся контингент обучающихся и воинские контингенты. Произойдет существенное сокращение масштабов трудового потенциала как за счет недостаточного воспроизводства населения, так и вследствие оттока за пределы области наиболее конкурентоспособных кадров.

Как бы ни росла рождаемость, она не сможет быстро дать прирост трудового и репродуктивного потенциала. Поэтому надо добиваться сокращения смертности.

Сердечно-сосудистые болезни являются основной причиной смерти населения и обусловливают 48,3% случаев инвалидизации. Ситуация связана, прежде всего, с ростом заболеваемости артериальной гипертонией, распространенность которой среди взрослого населения составляет более 35%.

Количество травм и отравлений (внешние причины) имеет устойчивую тенденцию к росту. Подавляющее большинство пострадавших - лица трудоспособного возраста. У мужчин последствия травм и отравлений составляют 25% всех потерь по временной нетрудоспособности. В молодом возрасте (20-39 лет) внешние причины являются основными причинами смерти.

Наиболее существенным в последние годы является темп увеличения смертности от отравлений алкоголем, в том числе его суррогатами. Заметно выросла смертность от заболеваний, связанных со злоупотреблением алкоголем.

Кировская область является зоной риска по заболеваемости туберкулезом в связи с расположенным на ее территории большим числом уголовно-исполнительных учреждений.

Проблемы с оказанием медицинской помощи возникают в сельской местности в связи с низкой плотностью населения, удаленностью от учреждений здравоохранения, сезонной изоляцией населённых пунктов и затруднением с комплектованием отдаленных больниц и амбулаторий медицинскими работниками. Более 69% сельских амбулаторий и 12% участковых больниц не имеют врачей. При наблюдающейся тенденции дальнейшего снижения численности населения, особенно сельского, следует ожидать снижения плотности населения и роста нагрузки на медицинских работников в связи с большим радиусом обслуживаемых участков и увеличением доли пожилых людей. В ближайшие годы потребуется пересмотреть подходы к оказанию амбулаторной медицинской помощи, особенно на дому.

Укомплектованность первичного звена здравоохранения, несмотря на доплаты к заработным платам медицинским работникам в рамках национального проекта "Здоровье", остается недостаточной. Ощутим дефицит медицинских кадров в центральных районных больницах, что снижает доступность квалифицированной и специализированной помощи для населения. Снижается мотивация возврата для работы в районы области выпускников медицинских образовательных учреждений.

Недостаточная степень соответствия современным требованиям учреждений здравоохранения (состояние зданий, медицинское и хозяйственное оборудование, современные средства работы с информацией и телекоммуникационные возможности) ведет к отставанию области по уровню внедрения современных методов работы от необходимого уровня, делает проблематичным достижение качества оказания медицинской помощи.

Размеры финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не обеспечивают в полной мере население бесплатными медицинскими услугами в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. Во многом это обусловлено неэффективным использованием ресурсов. Наблюдается диспропорция в соотношении объёмов медицинской помощи между затратной частью медицинской помощи (лечение в круглосуточных стационарах, выезды скорой помощи) и менее затратной медицинской помощи (амбулаторная медицинская помощь, стационар замещающие технологии, реабилитационные мероприятия).

В настоящее время не всегда существует согласованность действий различных ведомств и органов власти. Муниципалитеты не в полной мере участвуют в выполнении целевых программ в сфере здравоохранения.

В связи с этим необходимо продолжение реформирования здравоохранения.

2. Цели и задачи политики по повышению эффективности здравоохранения Кировской области


В связи с разграничением полномочий в сфере здравоохранения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления области с учётом перехода от административных методов управления к экономическим возникла необходимость изменения системы управления здравоохранением области в целях сохранения достигнутого уровня оказания медицинской помощи населению области и дальнейшего его развития.

Развитие здравоохранения области - это один из приоритетных и стратегических факторов улучшения медико-демографической ситуации и состояния здоровья населения, создающего основы устойчивого социально-экономического развития области.

Концепция политики по повышению эффективности здравоохранения Кировской области на 2007 - 2011 годы (далее - Концепция) представляет собой единую систему взглядов на цели, принципы и приоритеты в деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области в сфере повышения эффективности здравоохранения Кировской области. Это базовый документ, лежащий в основе разработки и принятия законов области, областных целевых программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения и другим вопросам в сфере охраны здоровья граждан, а также иных правовых актов в сфере здравоохранения.

Целью Концепции является создание политических, правовых, экономических и культурных условий, обеспечивающих повышение эффективности функционирования здравоохранения, повышение качества и доступности медицинской помощи, что будет способствовать сохранению и укреплению здоровья каждого человека, семьи и общества в целом, поддержанию активной долголетней жизни населения области.

3. Принципы Концепции


К основополагающим принципам Концепции относятся:

соблюдение конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;

повышение ответственности исполнительных органов власти Кировской области и медицинских организаций на территории Кировской области за охрану здоровья населения;

повышение экономической эффективности функционирования медицинских учреждений за счет реформирования управления и финансирования здравоохранения;

усиление профилактической направленности в деятельности системы здравоохранения.

4. Основные направления и меры по повышению эффективности здравоохранения Кировской области


4.1. Основными направлениями повышения эффективности здравоохранения Кировской области являются:

развитие первичной медико-санитарной помощи, в том числе формирование и развитие института врачей общей практики;

осуществление профилактических мероприятий;

развитие и внедрение стационарозамещающих технологий;

совершенствование системы управления и финансирования здравоохранения за счет усиления координации деятельности всех ведомств, имеющих отношение к охране здоровья населения области;

совершенствование управления медицинской помощью населению Кировской области, повышение ее медико-экономической эффективности, сохранение и упрочение вертикали управления отраслью здравоохранения;

информатизация системы здравоохранения;

обеспечение кадрами лечебно-профилактических учреждений области.

4.2. В качестве мер, принимаемых для реализации направлений повышения эффективности здравоохранения области органами государственной власти области и органами местного самоуправления области, в пределах их компетенции, могут быть использованы:

издание правовых актов;

развитие обязательного и добровольного медицинского страхования в Кировской области;

совершенствование системы финансирования учреждений здравоохранения, а именно: финансирование медицинских организаций в зависимости от качества лечения и предоставляемых услуг, активное участие медицинских организаций в системе государственного и муниципального заказа;

обеспечение медицинским организациям государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения равных прав на работу в системе обязательного медицинского страхования и участие в реализации государственных и муниципальных программ в сфере здравоохранения;

привлечение дополнительных средств, в том числе инвестиций частных инвесторов, для финансирования отрасли здравоохранения;

развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения;

разработка, исполнение и контроль за областными целевыми программами в сфере здравоохранения и программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи; формирование и реализация муниципальных программ в сфере здравоохранения;

разработка и заключение соглашений о взаимодействии по вопросам организации оказания медицинской помощи населению;

контроль качества медицинской помощи;

оценка экономической эффективности деятельности учреждений здравоохранения;

развитие профилактических и реабилитационных технологий, включая формирование здорового образа жизни, иммунопрофилактику инфекционных болезней, организацию демонстрационных проектов профилактической направленности;

проведение оптимизации сети учреждений здравоохранения, направленной на эффективное расходование бюджетных средств без снижения объёмов финансирования на соответствующий финансовый год. При сокращении коек приводятся или приближаются к санитарным нормам площади на одну больничную койку, определяются возможности использования высвобождаемых площадей для оказания населению амбулаторно-поликлинической, медико-социальной помощи, для долечивания больных после острого периода болезни;

перераспределение части объемов медицинской помощи из стационарного сектора в амбулаторный. В поликлиниках должны интенсивно развиваться консультативно-диагностические службы. Развёртывание на их базе отделений медико-социальной реабилитации и терапии, службы ухода, дневных стационаров, центров амбулаторной хирургии и медико-социальной помощи, отделений скорой медицинской помощи, пунктов неотложной помощи, иные структурные подразделения медицинских организаций;

внедрение стационар замещающих технологий, что является одним из важнейших резервов в здравоохранении, сокращает высокозатратные и неэффективные функции лечебно-профилактических учреждений по гостинично-коммунальному обслуживанию и, в определенной мере, питанию пациентов;

обеспечение непрерывности лечебно-диагностического процесса на всех этапах лечения;

разделение функций на каждом этапе оказания медицинской помощи, а также между различными типами медицинских учреждений;

внедрение в работу здравоохранения области Формулярной системы как единой основы для практикующих врачей, работников, занимающих должности Основной и Учётной номенклатуры должностей департамента здравоохранения Кировской области и медицинских страховых компаний на всех этапах оказания медицинской помощи;

создание условий для увеличения объема оказания платных медицинских услуг на основе добровольного медицинского страхования, а также создание подразделений в структуре лечебно-профилактических учреждений (до 25% коек), оказывающих платные медицинские услуги и обеспечивающие оказание медицинских услуг из внебюджетных средств;

установление мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам областных государственных и муниципальных учреждений здравоохранения для закрепления медицинских кадров в районах области;

строительство объектов здравоохранения, при этом необходимо концентрировать ресурсы для строительства более значимых объектов здравоохранения, завершения строительства объектов с высокой степенью готовности;

выделение средств из областного и (или) муниципальных бюджетов для финансирования мероприятий по повышению эффективности здравоохранения Кировской области, а также для софинансирования из областного и (или) муниципальных бюджетов в случае предоставления средств из федерального бюджета на условиях софинансирования указанных мероприятий;

внедрение автоматизированной информационной системы контроля поставки и использования диагностического оборудования и санитарного автотранспорта по приоритетному национальному проекту в сфере здравоохранения и автоматизированной системы мониторинга медицинских изделий, разработанных Федеральным государственным учреждением

"Всероссийский научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники". Структура данных автоматизированной системы мониторинга медицинских изделий позволит фактически вести электронный формуляр на каждое изделие в лечебно-профилактическом учреждении, где будут учтены проводимые сервисные работы, метрологическое обеспечение, наработка, простои, текущее техническое состояние, расходы на эксплуатацию и обслуживание; внедрение компьютерной программы для формирования базы данных "Паспорт учреждения здравоохранения";

осуществление дальнейшей автоматизации деятельности в сфере здравоохранения, в том числе в учреждениях и предприятиях (рабочие места врачей, ведущих прием в поликлиниках, Кировском областном государственном унитарном предприятии "Аптечный склад", аптеках -пунктах отпуска), участвующих в реализации дополнительного лекарственного обеспечения;

совместная работа органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления области по созданию межрайонных медицинских центров, а также межрайонных консультативно-диагностических центров;

открытие офисов врачей общей практики;

создание системы телемедицины в Кировской области;

создание передвижной медицинской помощи населению районов области;

обеспечение целостности здравоохранения за счет единых подходов к планированию, нормированию, стандартизации, лицензированию и сертификации;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»