РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 19 января 2006 года N 38-р
[Об утверждении Программы социально-экономического развития
Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008
годы) и плана действий Правительства Российской Федерации по
реализации в 2006 году положений Программы
социально-экономического развития Российской Федерации на
среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)]
В целях создания условий для обеспечения динамичного и устойчивого развития российской экономики, повышения уровня жизни населения и обеспечения взаимодействия и координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по решению задач в области социально-экономического развития Российской Федерации:
1. Утвердить прилагаемые:
Установить, что руководители федеральных органов исполнительной власти несут персональную ответственность за выполнение указанного плана.
2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разработке и реализации региональных программ социально-экономического развития руководствоваться положениями Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы).
3. Федеральным органам исполнительной власти:
осуществлять взаимодействие с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при выполнении плана, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения;
представлять ежеквартально, до 3-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Минэкономразвития России информацию о ходе выполнения этого плана.
4. Минэкономразвития России на основе анализа и обобщения информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, подготавливать и представлять ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, в Правительство Российской Федерации доклад о ходе выполнения плана, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения.
Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков
ПРОГРАММА
социально-экономического развития Российской Федерации
на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)
I. Введение
1. Цели и задачи Программы
2. Проблемы современного этапа экономического роста в России
3. Основные условия осуществления социально-экономической политики на современном этапе
4. Основные приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации в среднесрочной перспективе
II. Создание институтов, способствующих повышению темпов экономического развития
5. Развитие человеческого капитала и повышение качества жизни
Модернизация образования
Модернизация здравоохранения
Формирование рынка доступного жилья
Развитие агропромышленного комплекса и рыболовства
Повышение устойчивости демографического развития и миграционная политика
Сокращение масштабов бедности и развитие социальной помощи
Развитие рынка труда и реформирование системы оплаты труда
Совершенствование пенсионной системы в России
Развитие институтов гражданского общества
Политика в сфере культуры и массовых коммуникаций
6. Повышение эффективности государственного управления и регулирования
Реформа государственного управления
Приватизация и управление государственной собственностью Налоговая реформа
Совершенствование механизмов природопользования
Реформа бюджетного сектора
Денежно-кредитная и курсовая политика
Развитие механизмов частно-государственного партнерства
Развитие государственной статистики
7. Создание и развитие рыночных институтов, обеспечивающих конкурентоспособность экономики
Защита прав собственности
Совершенствование корпоративного управления
Развитие финансовых рынков
Развитие банковского и страхового сектора
Развитие рынков земли и недвижимости
Антимонопольная политика
Сокращение нерыночного сектора экономики
Реформирование науки и стимулирование инноваций
Развитие малого предпринимательства
Реформа технического регулирования
III. Стратегия внешнеэкономической интеграции Российской Федерации
IV. Региональные аспекты социально-экономического развития
8. Основные задачи регионального развития
9. Институты региональной политики
V. Комплекс мер по снижению темпов инфляции
VI. Устранение структурных ограничений экономического роста
10. Стратегия развития топливно-энергетического комплекса на период 2010-2015 годов
Нефтяной комплекс
Газовый сектор
Электроэнергетика
11. Стратегия развития сферы транспорта до 2010 года
12. Стратегия развития науки и инноваций до 2010 года
13. Стратегия развития и использования информационных и коммуникационных технологий до 2012 года
14. Стратегия развития оборонно-промышленного комплекса до 2015 года
15. Стратегия развития авиационной промышленности до 2015 года
16. Стратегия развития ракетно-космической промышленности до 2015 года
Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) (далее Программа) определяет ключевые направления деятельности Правительства Российской Федерации на этот период, обеспечивающие достижение таких стратегических целей развития страны, как повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности страны.
Достижение этих целей возможно при условии проведения активной экономической политики Правительства Российской Федерации.
В связи с этим Программа предполагает продолжение институциональных преобразований, реализацию приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения, образования, обеспечения жильем населения и развития агропромышленного комплекса, создание благоприятного инвестиционного климата, проведение структурной перестройки экономики, модернизацию промышленности и активизацию инновационной деятельности, которые позволят обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.
Для этого требуется создание эффективной экономической системы, основанной на равной и добросовестной конкуренции, снижении избыточного вмешательства государства в деятельность хозяйствующих субъектов и повышении конкурентоспособности человека, государственных институтов и бизнеса.
Программой предусматривается разработка механизмов, направленных на повышение эффективности проводимых реформ на основе анализа их практической реализации и выполнение задач, поставленных Президентом Российской Федерации перед Правительством Российской Федерации.
Сегодня отчетливо видны проблемы, препятствующие стабильному и долгосрочному экономическому росту:
а) низкая эффективность государственного управления.
Одним из наиболее серьезных препятствий экономическому росту в России в настоящее время является слабая институциональная среда, в том числе недостаточно высокий уровень защиты прав собственности и неэффективное функционирование судебной системы. Избыточным и обременительным остается вмешательство органов власти в деятельность хозяйствующих субъектов. При этом государство не обеспечивает предоставление в достаточной степени высокого качества услуг. Отсутствуют эффективные механизмы гражданского контроля за принятием решений по основным направлениям социально-экономического развития;
б) отсутствие условий и стимулов для развития человеческого капитала.
Демографическая ситуация в стране характеризуется крайне низким уровнем рождаемости, не обеспечивающим простого воспроизводства населения, высоким уровнем смертности, неэффективным использованием миграционного потенциала, что не соответствует стратегическим интересам Российской Федерации и представляет угрозу национальной безопасности России.
Сокращение численности населения не позволяет обеспечить формирование квалифицированных трудовых ресурсов, необходимых для развития материального и интеллектуального потенциала Российской Федерации, и способствует усилению технологической зависимости России от иностранных государств.
В целях обеспечения доступности и повышения качества медицинских, социальных и образовательных услуг требуется модернизация здравоохранения, образования и социальной сферы, направленная на обеспечение соответствия государственных гарантий медицинской помощи, образовательных стандартов, форм социальной поддержки имеющимся финансовым ресурсам;
в) низкий уровень конкуренции и высокая доля нерыночного сектора.
Остается достаточно высокой доля нерыночного сектора в отдельных отраслях экономики, сохраняется непрозрачность деятельности субъектов естественных монополий, что не позволяет полностью сформировать рыночную среду;
г) неравномерное осуществление реформ на региональном и муниципальном уровнях.
Существующие ограничения на межрегиональное перемещение факторов производства, связанные с неразвитостью рынков жилья, капитала и транспортной инфраструктуры, снижают эффективность экономических связей между регионами Российской Федерации.
Одной из важных задач является развитие территорий, имеющих геополитическое значение и требующих разработки отдельных программ, учитывающих особенности их территориального и политического положения;
д) низкий уровень интеграции российской экономики в международные экономические отношения.
Современный этап развития мировой экономики характеризуется растущим уровнем глобализации. Важную роль играет не только объем внешнеторгового оборота, но и участие в международных экономических процессах, место российской экономики в мировых "цепочках" создания добавленной стоимости.
Российская экономика характеризуется крайне невысокой степенью диверсификации экспорта, неэффективным использованием конкурентных преимуществ в экспорте услуг и продукции наукоемких отраслей;
е) слабая диверсификация российской экономики, создающая высокую зависимость от мировой конъюнктуры цен на основные экспортные товары.
Необходимо изменить структуру российской экономики и снизить ее зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, прежде всего от конъюнктуры цен на топливно-сырьевые ресурсы.
Кроме того, структура российской экономики характеризуется низкой долей продукции малых и средних предприятий в валовом внутреннем продукте. Значительная часть малого бизнеса остается "в тени", не регистрируясь и не платя налоги.
Отсутствие эффективных связей между наукой и производством не позволяет российской экономике эффективно конкурировать в высокотехнологичных отраслях - отраслях с наиболее высоким уровнем добавленной стоимости. Использование научных достижений в производстве остается на низком уровне;
ж) инфраструктурные ограничения экономического роста.
В последнее время экономический рост все больше сталкивается с проблемами развития транспортной сети и энергетики. Принятые за последние годы меры, в том числе по реформированию естественных монополий, не привели к существенному увеличению инвестиций в указанные сектора экономики. Отчасти это связано с отсутствием институциональных условий, обеспечивающих прозрачность их деятельности, а также контроль за эффективным расходованием средств.
С целью решения указанных проблем Правительство Российской Федерации будет принимать меры, направленные на дальнейшее осуществление институциональных преобразований и стимулирование темпов экономического роста.
Позитивная для России конъюнктура на мировых рынках сырья увеличивает финансовые возможности Правительства Российской Федерации для проведения активной экономической политики.
Необходимо достичь высоких и устойчивых темпов экономического роста, основанного на повышении конкурентоспособности, диверсификации структуры экономики и осуществлении институциональных преобразований.
Следует обеспечить макроэкономическую стабильность, последовательно снижать инфляцию и осуществлять политику сдерживания роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий.