Охрана здоровья населения, доступность и качество оказания медицинской помощи является одним из важных направлений социальной политики государства, регулируемым федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нашедшим свое отражение в выступлении Президента Российской Федерации В.В. Путина на расширенном заседании Государственного совета "О стратегии развития России до 2020 года", в докладе Министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Т.А.Голиковой 25.04.2008 и в реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
Одной из первоочередных задач охраны здоровья населения остается снижение заболеваемости, совершенствование и внедрение методов профилактики и ранней диагностики, повышение эффективности лечения и реабилитации социально значимых заболеваний (сахарный диабет; туберкулез; заболевания, вызываемые вирусом иммунодефицита человека (далее - ВИЧ-инфекция); злокачественные новообразования; инфекции, передаваемые половым путем; вирусные гепатиты; психические расстройства и расстройства поведения; болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением), так как данная патология в значительной степени распространена среди лиц трудоспособного возраста.
С 1999 по 2007 годы на территории области осуществлялась реализация восьми областных целевых программ в сфере здравоохранения. В ходе их реализации наметилась положительная тенденция к снижению роста показателей, характеризующих состояние здоровья населения по таким заболеваниям, как сахарный диабет, туберкулез, ВИЧ-инфекция.
Например, реализация в 1999-2006 годах мероприятий областной целевой программы "Сахарный диабет" на 1999 - 2006 годы, утвержденной постановлением Губернатора области от 14.07.99 № 252, способствовала снижению к 2007 году числа высоких ампутаций нижних конечностей, снижению частоты синдрома диабетической стопы с 14,5 до 10,0%. Созданы школы по обучению больных методам самоконтроля.
В рамках реализации областной целевой программы "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в Кировской области на 2001 - 2006 годы", утвержденной постановлением Губернатора области от 13.06.2001 № 197, к 2007 году улучшились показатели, характеризующие диагностику, лечение и реабилитацию больных туберкулезом. Первичная заболеваемость населения туберкулезом снизилась на 10,0 %, снизился показатель заболеваемости детей: с 14,5 до 11,2 на 100 тыс. детского населения; подростков - с 26,3 до 24,3 на 100 тыс. подросткового населения, стабилизировался показатель заболеваемости туберкулезом у детей.
В ходе реализации областной целевой программы "Предупреждение распространения заболевания, вызванного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ- инфекция, СПИД)" на 2002-2007 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 14.05.2002 № 16/170, достигнуты следующие результаты: впервые к началу 2007 года не было зарегистрировано летальных исходов в результате прогрессирования заболевания в стадии СПИДа и случаев вертикальной передачи инфекции.
В рамках реализации областной целевой программы "О мерах по развитию онкологической помощи населению Кировской области" на 2004-2008 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 10.10.2003 № 53/284, к 2007 году увеличилась доля выявляемых на ранних стадиях онкологических заболеваний до 7%.
В ходе реализации областной целевой программы "Вакцинопрофилактика" на 2004-2008 годы, утвержденной постановлением Правительства области от 10.10.2003 № 53/285, к 2007 году в группе инфекций, управляемых средствами специфической профилактики, снизилась заболеваемость вирусным гепатитом В на 34%, отмечается снижение заболеваемости краснухой в семь раз. Не зарегистрировано заболеваний врожденной краснухой у новорожденных.
Реализация мероприятий областной целевой программы "Профилактика и лечение артериальной гипертонии в Кировской области" на 2001-2007 годы, утвержденной постановлением Губернатора области от 25.01.2001 № 26, к 2007 году позволила снизить заболеваемость от сосудистых расстройств головного мозга (цереброваскулярные болезни, включая инсульт) вследствие артериальной гипертонии до 7745 случаев на 100 тыс. населения, а также смертность от сосудистых расстройств головного мозга (цереброваскулярные болезни, включая инсульт) вследствие артериальной гипертонии до 497,2 случаев на 100 тыс. населения.
Одной из первоочередных задач охраны здоровья населения области является снижение смертности и травматизма от внешних причин, в частности, от дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП), это направление нашло свое отражение в реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в 2008-2009 годах.
Относительные показатели аварийности в Кировской области выше среднероссийских: количество ДТП на 10 тыс. единиц транспорта составило 72,1 (в среднем по России - 65,5, по Приволжскому федеральному округу -64,7); количество пострадавших на 100 тыс. жителей - 269,2 (в среднем по России - 222,8, по Приволжскому федеральному округу - 207,7).
Только за 2007 год от транспортных травм пострадало 1460 человек, из них детей - 89, погибло 332 человека.
В этих условиях уровень оказания медицинской помощи при ДТП является определяющим фактором в динамике показателей здоровья населения.
Важную роль в снижении смертности от сердечно-сосудистых заболеваний играют различные виды кардиохирургического, сосудистого и нейрососудистого лечения. Остается не охваченной должным вниманием проблема оказания помощи больным, страдающим сосудистыми заболеваниями головного мозга (3,4 случая на 1000 населения).
Заболеваемость и смертность от цереброваскулярной патологии в Кировской области в 1,5 раза выше, чем по Российской Федерации. В частности, количество инсультов, в том числе геморрагической аневризматической этиологии, выше в целом в 2 раза, чем по России и составляет 7,6 случаев на 1000 населения. Решению вопросов снижения заболеваемости, сроков лечения, нетрудоспособности и тяжести инвалидности больных с сердечнососудистой патологией в настоящее время уделяется большое внимание.
Служба крови относится к числу направлений медицины, без развития которых невозможны существование и успешная деятельность таких видов специализированной медицинской помощи, как хирургия, реанимация, родовспоможение, гематология, онкология. В 2008 году мероприятия по расширению приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения ориентированы на повышение безопасности медицинских операций и манипуляций. Это касается в первую очередь компонентов и препаратов донорской крови. В 2007 году областной службой крови заготовлено 11500 литров цельной донорской крови, объем крови, заготовленной на одного жителя Кировской области составил 8,1 мл (по Волго-Вятскому региону-12,6 мл). Потребность лечебных учреждений удовлетворяется лишь на 75-80%.
Особенно возрастает значимость производственной и клинической трансфузиологии в оперативной обстановке при развитии чрезвычайных ситуаций, в условиях массового поступления пострадавших с- острой лучевой травмой, термическими комбинированными поражениями, краш-синдромом, при стихийных бедствиях и катастрофах. В силу указанных причин развитие донорства и службы крови в целом является важнейшей социальной задачей, решение которой способствует профилактике и лечению многих заболеваний.
Проблемой современного материально-технического потенциала лечебно-профилактических учреждений Кировской области является изношенность основных фондов и недостаток финансирования их обновления, что снижает качество и доступность лечебно-диагностического процесса и сдерживает внедрение прогрессивных технологий.
В целом износ основных средств в учреждениях здравоохранения области, особенно муниципального звена, составляет 53%. Проблемой остается оснащение учреждений здравоохранения отдельными видами медицинской техники. Так, в учреждениях здравоохранения эксплуатируется 458 рентгеновских аппарата, из них 302 аппарата (66%) со сроком эксплуатации свыше 10 лет. В рамках реализации приоритетного национального проекта в муниципальные учреждения здравоохранения поставлена 31 единица различных рентгеновских аппаратов, что улучшило ситуацию, но, к сожалению, не решает проблему в целом.
Результативность и эффективность работы системы здравоохранения в значительной степени определяется кадровым потенциалом.
В 2007 году обеспеченность населения Кировской области врачами составила 36,1 на 10 000 населения (2006 год - 36,3 на 10 000 населения), что меньше среднероссийского показателя (2006 год - 43,0 на 10 000 населения по Российской Федерации), в том числе обеспеченность врачами населения в районах Кировской области находится на ещё более низком уровне - в среднем 23,1 на 10 000 населения. В сельской местности обеспеченность врачебными кадрами составляет не более 6,5 на 10 000 населения. Отсутствуют врачебные кадры в 2 участковых больницах из 43 и 7 из 20 врачебных амбулаторий.
В сельские районы области требуется 294 врача. В ряде районов не укомплектованы должности врачей-специалистов, оказывающих неотложную помощь: требуется 17 хирургов, 14 акушеров-гинекологов, 14 анестезиологов - реаниматологов. Одним из решений кадрового вопроса является открытие общих врачебных практик, особенно на селе; установление мер социальной поддержки медицинским и фармацевтическим работникам муниципальных учреждений здравоохранения Кировской области.
Эффективное решение поставленных задач по профилактике и лечению социально значимых заболеваний, повышению качества и доступности медицинской помощи в современных условиях невозможно без использования информационных технологий, посредством внедрения которых возможно создание систем мониторинга состояния здоровья населения, реестров больных, систем анализа существующих и перспективных потребностей населения области в лекарственных средствах. Использование информационных технологий позволит освободить медицинских работников от чрезмерной бумажной работы и тем самым даст возможность больше времени уделять пациентам, сократить время подготовки необходимой отчетной документации, усовершенствовать систему персонифицированного учета медицинских услуг.
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации поддерживает развитие информационных технологий в отрасли. Так, приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.10.2006 № 713 "Об утверждении принципов создания единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития (ЕИС)" утверждены принципы создания единой информационной системы в сфере здравоохранения и социального развития.
Обращаясь к Законодательному Собранию Кировской области в 2008 году, Губернатор Кировской области Н.И. Шаклеин остановился на нерешенных проблемах в здравоохранении области: так, было отмечено, что "не удалось добиться снижения общей заболеваемости населения... не снижается острота проблемы в доступности и качестве бесплатной медицинской помощи".
В связи с определением Федеральным Законом от 26.07.2006 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочий в сфере здравоохранения двухканальное финансирование отрасли через бюджет и территориальный фонд обязательного медицинского страхования со страховыми медицинскими организациями способствовали ухудшению управляемости системой здравоохранения. Вследствие чего возникли проблемы межбюджетных отношений муниципальных районов и городских округов. Принятый порядок финансирования учреждений здравоохранения по экстенсивным показателям (за койко-день, число посещений поликлиники на имеющуюся штатную численность работников) с жесткой привязкой финансирования к бюджетным статьям расходов привел к тому, что муниципальные образования не желают сокращать излишнее количество развернутых коек. Решить часть проблем позволит одноканальное финансирование, к которому планируется перейти с 01.01.2009 по ряду территорий, планирование объемов медицинской помощи и финансовых средств исходя из нормативных показателей.
На основании вышеизложенного, реализация областной целевой Программы "Развитие системы здравоохранения Кировской области" на 2009-2011 годы (далее - Программа) направлена на концентрацию усилий по решению проблем, связанных, в первую очередь, с социально значимыми заболеваниями, снижением инвалидизации от травматизма при ДТП, смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, укреплением материально-технической, кадровой базы муниципальных учреждений здравоохранения, использованием информационных технологий посредством создания единой информационной системы здравоохранения, направленной на повышение качества и доступности медицинской помощи.