(с изменениями на 15 января 2014 года)
___________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Постановлением Правительства Калужской области от 24 января 2011 года N 24;
Постановлением Правительства Калужской области от 16 мая 2011 года N 269.;
Постановлением Правительства Калужской области от 15 января 2014 года N 12
___________________________________________
В целях сокращения масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Калужской области, повышения эффективности деятельности в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками Правительство Калужской области
постановляет:
Утвердить долгосрочную целевую программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы» (прилагается).
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
Приложение
к постановлению Правительства
Калужской области
от 09 ноября 2009 года N 460
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ
И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ НА 2010-2014 ГОДЫ»
Наименование Программы | Долгосрочная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы» (далее - Программа) | ||||||
Координатор Программы | Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Калужской области (по согласованию) | ||||||
Заказчики Программы | - министерство здравоохранения Калужской области; - министерство образования и науки Калужской области; - министерство спорта и молодежной политики Калужской области; - министерство культуры и туризма Калужской области (графа в редакции Постановления Правительства Калужской области от 15 января 2014 года N 12 | ||||||
Разработчики | - Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Калужской области; - министерство здравоохранения Калужской области; - министерство образования и науки Калужской области; - министерство спорта и молодежной политики Калужской области; - министерство по делам семьи, демографической и социальной политике Калужской области; - министерство культуры и туризма Калужской области; - УВД по Калужской области (графа в редакции Постановления Правительства Калужской области от 15 января 2014 года N 12 | ||||||
Дата принятия решения о разработке | Распоряжение Губернатора Калужской области от 28 мая 2009 года № 64-р «О разработке проекта долгосрочной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы» | ||||||
Цель и задачи | Цель Программы: - сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Калужской области не менее чем на 15 процентов по сравнению с 2008 годом, что соответствует уменьшению количества потребителей наркотических средств и психотропных веществ не менее чем на 1720 человек. Задачи Программы: - совершенствование нормативной правовой базы в области противодействия злоупотреблению наркотиками; - дальнейшее развитие и укрепление системы межведомственной координации деятельности, направленной на противодействие незаконному обороту наркотиков и профилактику наркомании среди различных групп населения, прежде всего несовершеннолетних; - развитие взаимодействия и сотрудничества государственных органов, общественных организаций в сфере организации профилактики наркомании и реабилитации больных наркоманией; - совершенствование системы мониторинга масштабов распространения наркомании и осуществление постоянного контроля наркоситуации; совершенствование форм и методов профилактической деятельности, пропаганды здорового образа жизни, направленных на формирование антинаркотического мировоззрения и духовно-нравственной культуры в обществе; - обеспечение информационно-пропагандистского сопровождения профилактики наркомании среди населения Калужской области; - дальнейшее развитие системы повышения квалификации специалистов в области профилактики наркомании; - совершенствование системы выявления, лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики без назначения врача; - укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения, осуществляющих лечение и реабилитацию больных наркоманией. | ||||||
Целевые индикаторы и показатели | - масштаб незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ по отношению к уровню 2008 года; - удельный вес подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет, вовлеченных в программные и профилактические мероприятия, в общей численности указанной категории; - снижение удельного веса числа несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с употреблением наркотиков в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также в наркологических диспансерах, в общей численности несовершеннолетних на 01.01.2010. | ||||||
Сроки реализации | 2010-2014 годы | ||||||
Перечень основных мероприятий | - организационные и правовые меры профилактики и противодействия употреблению наркотиков и их незаконному обороту; - координация межведомственного взаимодействия с государственными организациями и органами, негосударственными организациями, общественными объединениями; - медицинское просвещение, лечение и реабилитация лиц, склонных к употреблению или употребляющих наркотические средства или психоактивные вещества; - противодействие пропаганде и незаконной рекламе наркотиков; - организация и осуществление профилактической деятельности в образовательных учреждениях; - подготовка кадров и методическое обеспечение в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств; - укрепление материально-технической базы наркологических учреждений. | ||||||
Объем финансирования | (тыс. рублей) | ||||||
Источник финансирования | Всего | 2010г. | 2011г. | 2012г. | 2013г. | 2014г. | |
Областной бюджет * | 16691,2 | 2277,9 | 3524,6 | 4303,9 | 3106,9 | 3477,9 | |
* Средства областного бюджета уточняются ежегодно законом об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. | |||||||
Ожидаемые результаты | - сокращение к 2014 году масштаба незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ не менее чем на 15% по отношению к уровню 2008 года, что соответствует уменьшению количества потребителей наркотических средств и психотропных веществ не менее чем на 1720 человек; - увеличение до 90% охвата профилактическими мероприятиями подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет по отношению к общей численности указанной категории; - снижение на 10% удельного веса числа несовершеннолетних, состоящих на учете в связи с употреблением наркотиков в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также в наркологических диспансерах, в общей численности несовершеннолетних на 01.01.2010. | ||||||
Система организации и контроля за исполнением | Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 № 315 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета» (в ред. постановления Правительства Калужской области от 31.03.2009 № 111). |
Долгосрочная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы» (далее - Программа) разработана в соответствии с распоряжением Губернатора Калужской области от 28.05.2009 № 64-р «О разработке проекта долгосрочной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы» и постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 № 315 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета» (в ред. постановления Правительства Калужской области от 31.03.2009 № 111).
Необходимость ее подготовки и последующей реализации вызвана тем, что на территории Калужской области, как и России в целом, сохраняются все негативные тенденции, связанные с незаконным оборотом наркотиков, что представляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.
По состоянию на 31.12.2008 на учете в органах здравоохранения Калужской области состояло 1910 человек, употребляющих наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества. Количество официально зарегистрированных лиц с диагнозом «наркомания» составляло 1241 человек, что ниже среднероссийского показателя и составляет 123 человека на 100 тыс. населения (по ЦФО - 163,99, по России - 250,45).
_________________________
Сведения по состоянию на 01.01.2008.
В то же время, с учетом латентности наркомании как социального явления, по оценкам специалистов, количество лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, в 5-7 раз больше.
Количество регистрируемых наркозависимых в Калужской области стабилизировалось и продолжает постепенно снижаться. Начиная с 2001 года количество состоящих на учете лиц снизилось на 15,5%.
Однако, несмотря на уменьшение количества лиц с диагнозом «наркомания», начиная с 2003 года прослеживается рост числа лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями (без диагноза «наркомания») (2003 г. - 231, 2008 г. - 536). Наибольшее увеличение произошло в городах Калуга и Обнинск, а также в Малоярославецком районе.
Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи.
Употребление наркотиков инъекционным способом приводит к распространению ВИЧ-инфекции, СПИДа и вирусного гепатита В. По состоянию на 31.12.2008 на учете в ГУЗ «Калужский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» состоит 1324 ВИЧ-инфицированных, из них 52 % (688 человек) заразились путем внутривенного введения наркотиков.
Несмотря на значительное количество ВИЧ-инфицированных, в Калужской области заболеваемость ВИЧ-инфекцией имеет тенденцию к стабилизации. С 2003 года по настоящее время общее число ВИЧ-инфицированных увеличилось на 38,6 %. В то же время удельный вес лиц, заразившихся путем внутривенного введения наркотиков, снизился на 19,5 %.
Вместе с тем, количество лиц, состоящих на учете в ГУЗ «Калужский областной центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» и употребляющих внутривенно наркотические средства, в ряде районов Калужской области остается высоким.
В целом, наркоситуация в Калужской области определяется рядом факторов. Прежде всего, это число лиц, больных наркоманией и сопутствующими заболеваниями, негативное влияние наркомании на общеуголовную преступность, состояние общественного порядка и экономической безопасности Калужской области.
За 2008 год всеми правоохранительными органами на территории Калужской области выявлено 922 наркопреступления (91,7 на 100 тыс. населения).
Из общего числа выявленных в 2008 году наркопреступлений 76% отнесены к категории тяжких и особо тяжких, а 70% - связаны с незаконным сбытом наркотиков.
Удельный вес преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в общем количестве выявленных преступлений в Калужской области составил 4,3%.
На оперативную обстановку в Калужской области продолжает оказывать негативное влияние наличие преступных групп, в том числе сформированных по этническому признаку, занимающихся транспортировкой и сбытом наркотиков.
Ситуация стабилизировалась благодаря комплексному действию таких факторов, как:
- целенаправленная работа правоохранительных органов и органов исполнительной власти;
- повышение эффективности профилактической работы среди населения совместно с общественными организациями, церковью, семьей;
- пропаганда здорового образа жизни через средства массовой информации;
- ужесточение со стороны государства мер по предотвращению поступления, изъятию из незаконного оборота наркотиков и, как следствие этого, увеличение стоимости наркотиков, находящихся в незаконном обороте.
Однако указанное не означает снижения остроты или потери актуальности проблемы борьбы с незаконным оборотом наркотиков и злоупотреблением ими в Калужской области.
К числу негативных факторов, влияющих на развитие наркоситуации, относятся:
- повышение уровня организованности лиц, занимающихся незаконным производством и распространением наркотиков, деятельность которых характеризуется высоким уровнем конспиративности, четкой структурой управления, оперативным реагированием на меры государственного противодействия;
- высокая доходность операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что способствует сохранению рынка незаконного предложения наркотиков и втягиванию в него наиболее уязвимой части трудоспособного населения;
- транснациональный характер наркопреступности, появление новых крупных источников производства наркотиков за рубежом и каналов поступления наркотиков на территорию Калужской области;
- наличие собственной сырьевой и технологической базы для производства некоторых видов наркотиков;
- распространение видов наркотиков, зависимость от которых наступает быстрее, чем от традиционно используемых;
- формирование новых элементов пропаганды и каналов сбыта наркотиков с использованием сети Интернет.
Особую тревогу вызывает резкое увеличение в незаконном обороте доли синтетических наркотиков, большая часть которых поступает из Западной Европы через страны Балтии, Украину и Беларусь.
В этих условиях отсутствие адекватных и эффективных мер по противодействию распространению наркомании может привести к утрате достигнутых в настоящее время положительных результатов и к возможному увеличению численности наркоманов, что будет представлять широкомасштабную угрозу для здоровья и благополучия населения Калужской области.
В настоящее время в Калужской области имеется потенциал для реализации мер целевого воздействия на наркопреступность и контроля за легальным оборотом наркотиков.
Правоохранительные органы имеют опыт борьбы с наркопреступностью в новых социально-экономических условиях. Определены приоритетные направления по подрыву экономических основ организованной наркопреступности. Расширяются информационное обеспечение, межведомственное взаимодействие в сфере профилактики и борьбы с распространением наркотиков, в том числе их контрабандой.
Практика реализации предыдущих целевых программ (постановление Правительства Калужской области от 16.07.1998 № 75 «Об областной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1998-2000 гг.», Закон Калужской области «Об областной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2001-2003 годы», Закон Калужской области «Об областной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2004-2006 годы», Закон Калужской области «Об областной целевой программе «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2009 годы») показала, что они являются эффективным инструментом комплексного решения вышеуказанных проблем на областном уровне.
В конкурсе, проводимом в рамках федеральной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы» среди субъектов Российской Федерации, по результатам реализации областных целевых антинаркотических программ в 2007 году областная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2009 годы», утвержденная Законом Калужской области от 08.12.2006 № 265-ОЗ, признана одной из лучших в Российской Федерации.
В связи с этим становится очевидной необходимость реализации новой долгосрочной целевой программы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2010-2014 годы, предусматривающей комплекс скоординированных общегосударственных и областных мер социального, правового и организационного характера.
В рамках Программы планируется продолжить реализацию адекватных и эффективных мер противодействия распространению наркомании.
Приоритетное внимание в Программе уделено совершенствованию деятельности по профилактике наркомании и популяризации здорового образа жизни, лечению и реабилитации наркозависимых лиц.
Для решения проблемы предлагается применить программно-целевой подход с осуществлением общей координации, который позволяет мобилизовать ресурсные возможности, сконцентрировать усилия органов государственной власти и общественных объединений.
Необходимый эффект в сфере противодействия распространению наркотиков может быть достигнут только при комплексном подходе к организации профилактической работы, практическом использовании в рамках Программы сформированной в настоящее время целостной и сбалансированной системы координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Калужской области, наделенной механизмами принятия обязательных решений и контроля за их исполнением.
Решение проблемы борьбы с наркоманией невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку предусматривается реализация большого количества долгосрочных мероприятий социального характера: проведение методологической подготовки по управлению социальными процессами, развитие имеющихся профилактических и медико-реабилитационных учреждений, внедрение новых методик и технологий борьбы с наркоманией, подготовка квалифицированных специалистов, лечение и реабилитация лиц, больных наркоманией.
В связи с этим Программа рассчитана на пятилетний период - с 2010 по 2014 год.
Данная Программа разработана с учетом областного, российского и зарубежного опыта программно-целевого планирования борьбы со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом.
Основной целью Программы является сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Калужской области не менее чем на 15 процентов по сравнению с 2008 годом, что соответствует уменьшению количества потребителей наркотических средств и психотропных веществ не менее чем на 1720 человек.