Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 сентября 2005 года N 561

О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы"

(с изменениями на 26 января 2010 года)
____________________________________________________________________
Фактически утратило силу в связи с истечением срока,
установленного для реализации Программы
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2006 года N 157 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 13, 27.03.2006);

постановлением Правительства Российской Федерации от 13 декабря 2006 года N 758 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 51, 18.12.2006);

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года N 279 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 20, 14.05.2007);

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года N 423 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 23, 09.06.2008);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2008 года N 729 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 40, 06.10.2008);

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2009 года N 878 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 45, 09.11.2009);

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2010 года N 22 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 5, 01.02.2010).

____________________________________________________________________



В целях сокращения масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы" (далее - Программа). *1)

2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при формировании проектов федерального бюджета включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации учитывать положения Программы при разработке в 2005-2009 годах региональных целевых программ, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

     

 
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 13 сентября 2005 года N 561

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"КОМПЛЕКСНЫЕ МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЮ НАРКОТИКАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
НА 2005-2009 ГОДЫ"

(с изменениями на 26 января 2010 года)

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы"

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Комплексные
меры противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту на
2005-2009 годы"

Дата принятия решения о разработке Программы

-

распоряжение Правительства Российской
Федерации от 13 ноября 2003 года N 1650-р

Государственные
заказчики Программы

-

Министерство внутренних дел Российской Федерации,
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации,
Министерство иностранных дел Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации,
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации,

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний,
Федеральная таможенная служба,
Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии,

Федеральное космическое агентство,
Федеральное агентство по образованию,
Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям,
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 марта 2006 года N 157; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 года N 423; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2008 года N 729; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2009 года N 878 - см. предыдущую редакцию)

____________________________________________________________________

     Государственным заказчиком настоящей Программы определено Минпромторг России - распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 августа 2008 года N 1128-р.
     - Примечание изготовителя базы данных.     

____________________________________________________________________

Государственный
заказчик -  координатор
Программы

Основной разработчик
Программы

-



-

Федеральная служба Российской Федерации по
контролю за оборотом наркотиков


Федеральная служба Российской Федерации по
контролю за оборотом наркотиков

Цель Программы

-

сокращение к 2010 году масштабов
незаконного потребления наркотических
средств и психотропных веществ в Российской
Федерации на 16-20 процентов по сравнению с
2004 годом

Задачи Программы

-

проведение работы по профилактике
распространения наркомании и связанных с
ней правонарушений,
внедрение новых методов и средств лечения,
а также медицинской и
социально-психологической реабилитации
больных наркоманией,
снижение доступности наркотических средств
и психотропных веществ для незаконного
потребления,
концентрация усилий правоохранительных
органов на борьбе с наиболее опасными
формами незаконного оборота наркотических
средств и психотропных веществ,
осуществление постоянного контроля
масштабов распространения и незаконного
потребления наркотических средств и
психотропных веществ в Российской Федерации

Важнейшие целевые
индикаторы и
показатели

-

целевым показателем реализации Программы
является масштаб незаконного потребления
наркотических средств и психотропных
веществ по отношению к уровню 2004 года.



Важнейшими целевыми индикаторами и
показателями Программы являются:



доля подростков и молодежи в возрасте от 11
до 24 лет, вовлеченных в профилактические
мероприятия, по отношению к общей
численности указанной категории лиц (в
процентах);



доля больных наркоманией, прошедших лечение
и реабилитацию, длительность ремиссии у
которых составляет не менее 3 лет, по
отношению к общему числу больных
наркоманией, прошедших лечение и
реабилитацию (в процентах);



степень доступности наркотических средств и
психотропных веществ для незаконного
потребления (отношение среднемесячного
дохода на душу населения к средней
стоимости 1 грамма героина, находящегося в
незаконном обороте);



отношение количества зарегистрированных тяжких и особо тяжких преступлений, тяжких и особо тяжких преступлений, уголовные дела и материалы о которых окончены расследованием либо разрешены, тяжких и особо тяжких преступлений, уголовные дела о которых направлены в суд, а также числа выявленных лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, соответственно к количеству зарегистрированных преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, уголовные дела и материалы о которых окончены расследованием либо разрешены, преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков, уголовные дела о которых направлены в суд, а также к числу выявленных лиц, совершивших преступления в сфере незаконного оборота наркотиков (в процентах);



отношение количества изъятых из незаконного
оборота наркотиков к количественной оценке
годового незаконного оборота наркотиков (в
процентах);



отношение количества потребляющих наркотики
лиц, выявленных в рамках медицинских
обследований, связанных с призывом в армию,
к общему количеству обследованных (в
процентах);



степень соответствия данных, полученных в
результате проведения общероссийского
мониторинга наркоситуации, о количестве
лиц, незаконно потребляющих наркотические
средства и психотропные вещества, данным
официальной статистики Министерства
здравоохранения и социального развития
Российской Федерации

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2008 года N 729 - см. предыдущую редакцию)

Срок реализации
Программы

-

2005-2009 годы

Объемы и источники
финансирования
Программы

-

общий объем финансирования Программы
составляет 2934,7084 млн.рублей (в ценах
соответствующих лет), в том числе средства
федерального бюджета - 2904,7084 млн.рублей,
из них:

на капитальные вложения - 14,3 млн.рублей;



на научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы - 569,65 млн.рублей,
в том числе на
научно-исследовательские и
опытно-конструкторские работы гражданского
назначения - 195,65 млн.рублей;



на прочие нужды - 2320,7584 млн.рублей;

средства внебюджетных источников - 30 млн.рублей

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2009 года N 878; в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 января 2010 года N 22 - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы и показатели
социально-экономической
эффективности

-

в результате реализации Программы к 2010
году предполагается:
сократить масштабы незаконного потребления
наркотических средств и психотропных
веществ в Российской Федерации на 16-20
процентов по сравнению с 2004 годом, что
соответствует уменьшению количества
потребителей наркотических средств и
психотропных веществ на 950-1200
тыс. человек;



охватить профилактическими мероприятиями 22
процента подростков и молодежи в возрасте
от 11 до 24 лет;
увеличить количество больных наркоманией,
прошедших лечение и реабилитацию,
длительность ремиссии у которых составляет
не менее 3 лет, на 30-40 процентов;
снизить степень доступности наркотических
средств и психотропных веществ в целях
незаконного потребления на 17 процентов по
сравнению с 2004 годом;



повысить эффективность выявления и пресечения
органами по контролю за оборотом наркотических
средств и психотропных веществ тяжких и особо
тяжких преступлений в сфере незаконного оборота
наркотических средств и психотропных веществ;





получить полную и достоверную информацию о
количестве лиц, незаконно потребляющих
наркотические средства и психотропные вещества

(позиция в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2009 года N 878 - см. предыдущую редакцию)


I. Характеристика проблемы

Федеральная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 годы" (далее - Программа) разработана согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2003 г. N 1650-р и в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594.

Необходимость подготовки и реализации Программы вызвана тем, что современная ситуация в Российской Федерации характеризуется сохранением негативных тенденций в сфере незаконного оборота и незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (далее - наркотики), что представляет серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, правопорядку, а также безопасности государства.

Распространение незаконного оборота и незаконного потребления наркотиков обусловлено целым рядом взаимосвязанных факторов.

Одним из таких факторов является высокая доходность операций, связанных с незаконным оборотом наркотиков, что способствует постоянному расширению объема рынка незаконного предложения наркотиков. По экспертным данным, полученным в результате общероссийского мониторинга, доходность незаконных операций с наркотиками составляет в России 500 и более процентов и остается устойчивой на протяжении последних лет.

Через территорию Российской Федерации проходят магистральные пути транспортировки афганского героина в Европу, поэтому основным поставщиком на нелегальный рынок России наркотиков опийной группы является Афганистан. По оценкам российских правоохранительных органов, до 80 процентов героина, находящегося в незаконном обороте, имеет афганское происхождение и доставляется контрабандным путем.

Еще один сложившийся в последние годы канал контрабандной транспортировки наркотиков используется в основном для поставок в Россию наркотиков синтетического происхождения и кокаина. Подобные поставки в Россию осуществляются через Республику Белоруссию, Украину, государства Балтии и Западной Европы.

Для Дальнего Востока России характерна контрабандная транспортировка наркотиков из Северной Кореи и Китая, в том числе транзитом в Японию и США.

Таким образом, экспансия зарубежного наркобизнеса является одной из главных причин распространения наркотиков в России.

На наркоситуацию в стране оказывает существенное влияние также наличие собственной растительной сырьевой базы для производства наркотиков. Из растений, содержащих наркотические вещества, на территории Российской Федерации наиболее широко распространена дикорастущая конопля (особенно в Южном, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах). Зарегистрированная площадь земель, занятых этим растением, составляет около 1 млн. гектаров.

Доступность растительного сырья и простота изготовления из него наркотиков привлекают внимание как производителей, так и потребителей. Наркотики растительного происхождения переправляются из районов заготовки практически во все крупные города и промышленные центры России.

Продолжает иметь место хищение наркотиков из больниц, аптек и фармацевтических предприятий. В настоящее время на территории Российской Федерации расположено около 30 тыс. объектов, участвующих в легальном обороте наркотиков. Половина из этих объектов сконцентрирована в Центральном и Приволжском федеральных округах. При определенных условиях эти объекты становятся источником поступления наркотиков в нелегальный оборот.

Распространению наркотиков способствует криминализация российского общества, профессионализация и консолидация наркопреступности. По данным правоохранительных органов, в последние годы заметно активизировались процессы, связанные с монополизацией наркорынка, укреплением и развитием организованных форм наркобизнеса. Только за второе полугодие 2004 г. доля зарегистрированных наркопреступлений, совершенных группами лиц по предварительному сговору, организованными группами и преступными сообществами, выросла в 2,7 раза по сравнению с аналогичным периодом 2003 года.

Анализ деятельности преступных групп показывает, что среди них сложилась определенная специализация в сфере незаконного оборота наркотиков. Особенностью группировок, состоящих из представителей таджикской национальности, является контрабандная поставка и распространение крупных партий наркотиков опийной группы (преимущественно героина). Полученные от реализации наркотиков денежные средства нелегально переправляются в Республику Таджикистан для воспроизводства наркотиков и использования в иных незаконных целях.

Другие факторы, способствующие распространению незаконного потребления наркотиков, формируются в социальной сфере. К ним относятся наличие безработных среди молодежи, а также сравнительно низкий жизненный уровень населения - около 80 процентов населения России составляют малообеспеченные граждане. Трудные жизненные обстоятельства вынуждают их участвовать в наркобизнесе, который зачастую становится единственным источником получения дохода, культивировать наркосодержащие растения, осуществлять курьерские перевозки наркотиков, вести розничную наркоторговлю и т. д.

Поляризация доходов различных социальных групп вызывает у определенной части подростков и молодежи чувство протеста, агрессивные устремления, является одной из причин криминализации общества, роста масштаба незаконного оборота наркотиков. Потребление наркотиков в молодежной среде приобретает статус особой субкультуры, моды.

Отсутствие целостной, научно обоснованной системы профилактики распространения наркомании, в первую очередь среди подростков и молодежи, не позволяет оказывать адекватное противодействие таким негативным явлениям.

Период 1991-2003 годов характеризовался устойчивым ростом числа больных наркоманией - показатель учтенной заболеваемости наркоманией увеличился за этот период в 11 раз. По данным органов здравоохранения, в 2004 году число больных, страдающих психическими расстройствами и расстройствами поведения, связанными с употреблением наркотиков, составило 493,6 тыс. человек, 60 процентов которых составляют лица в возрасте от 18 до 30 лет. В 2003 году их число равнялось 495,6 тыс. человек, в 2002 году 532 тыс., в 2001 году - 535 тыс., в 2000 году - 483 тыс., а в 1999 году - 413 тыс. человек.

По данным независимых социологических исследований, реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает официальную численность в 8-10 раз. По данным общероссийского мониторинга, общая численность лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет 5,99 млн. человек, из них 1,87 млн. человек - это подростки и молодежь в возрасте до 24 лет.

Значительное несоответствие данных официальной статистики Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и данных, полученных в результате проведения общероссийского мониторинга наркоситуации, о количестве лиц, незаконно потребляющих наркотики, свидетельствует о ненадлежащей организации учета указанной категории лиц. Основным фактором, отрицательно влияющим на несоответствие статистических данных реальному положению дел, является нежелание становиться на учет в связи с неблагоприятными правовыми последствиями, обусловленными самим фактом нахождения на учете в лечебно-профилактическом учреждении наркологического профиля.

Затраты на лечение больных наркоманией тяжелым бременем ложатся на федеральный бюджет. По информации Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, стоимость одного курса стационарного лечения больного наркоманией составляет 21 тыс. рублей. Ежегодно такое лечение проходят свыше 50 тыс. человек. Таким образом, расходы только на стационарное лечение потребителей наркотиков в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в целом по стране составляют свыше 1 млрд. рублей в год.

В настоящее время не разработаны достаточно эффективные средства и методы лечения наркомании. Наркологические диспансеры, оснащенные оборудованием для интенсивной терапии и необходимыми современными лекарствами, располагающие квалифицированными специалистами, обеспечивают излечение 10-20 процентов пациентов. Это означает, что из каждых 100 больных, прошедших полный курс лечения, 80-90 человек вновь начинают употреблять наркотики.

Растет и связанная с наркотиками преступность. За последние 10 лет количество ежегодно регистрируемых преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, увеличилось в 15 раз, выявленных фактов наркоторговли - в 80 раз, пресеченных проявлений групповой наркопреступности - почти в 9 раз. За 2004 год правоохранительными органами выявлено 150096 преступлений в указанной сфере, из них 99732 преступления (66 процентов) относятся в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации к категории тяжких и особо тяжких.

По экспертным оценкам, годовой объем нелегального рынка наркотиков в России составляет свыше 250 млрд. рублей.

Часть доходов от незаконного оборота наркотиков используется для финансирования террористических актов, закупки оружия для незаконных вооруженных формирований, подкупа чиновников, поэтому ликвидация финансовой базы наркобизнеса играет исключительно важную роль в борьбе с терроризмом и коррупцией.

В стране происходит интенсивная структурная перестройка нелегального рынка наркотиков. Высококонцентрированные и дорогостоящие опий, героин, кокаин и синтетические наркотики вытесняют широко распространенные прежде наркотики растительного происхождения.

В этих условиях требуется наращивание усилий по реализации адекватных и эффективных мер противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.

Первоочередность решения данной проблемы напрямую связана с национальными приоритетами социально-экономического развития страны. В послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 26 мая 2004 г. особо отмечена необходимость создания безопасных условий жизни, снижения уровня преступности в стране, улучшения состояния здоровья российской нации и прекращения распространения наркомании как основ для раскрытия потенциала страны.

В настоящее время проблемы, связанные с предупреждением распространения наркотиков, противодействием их незаконному обороту, лечением больных наркоманией и их социальной реабилитацией на общегосударственном уровне, решаются федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий. В связи с этим надлежащая координация деятельности указанных органов, а также негосударственных организаций и общественных объединений становится непременным условием решения проблемы противодействия распространению наркомании.

Эффективным механизмом решения проблемы является программно-целевой метод планирования деятельности с четким определением целей и задач Программы, выбором перечня скоординированных мероприятий по устранению причин и условий, способствующих незаконному распространению наркотиков, и их увязка с реальными возможностями федерального бюджета.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»