Принят
Законодательным Собранием
19 ноября 2008 года
Статья 1.
Утвердить областную целевую программу "Реформирование региональных финансов Калужской области на 2008-2010 годы" (прилагается).
Статья 2.
Финансирование мероприятий данной областной целевой программы за счет средств областного бюджета уточняется законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Статья 3.
Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.
Губернатор Калужской области
А.Д.Артамонов
г.Калуга
01 декабря 2008 г.
N 483-ОЗ
Приложение
к Закону Калужской области
"Об областной целевой программе
"Реформирование региональных финансов
Калужской области на 2008-2010 годы"
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2008-2010 ГОДЫ"
ПАСПОРТ
областной целевой программы "Реформирование региональных финансов Калужской области на 2008-2010 годы"
1. Наименование | Областная целевая программа "Реформирование региональных финансов Калужской области на 2008-2010 годы" (далее - Программа) | |||
2. Заказчик областной целевой программы | Министерство финансов Калужской области | |||
3. Разработчик | Рабочая группа, созданная распоряжением Губернатора Калужской области от 20 ноября 2007 г. № 145-р "О создании рабочей группы" (в ред. распоряжения Губернатора Калужской области от 14 апреля 2008 г. № 58-р) Автономная некоммерческая организация "Институт реформирования общественных финансов" (г. Москва) | |||
4. Дата принятия решения о разработке | Распоряжение Губернатора Калужской области от 20 ноября 2007 г. № 145-р "О создании рабочей группы" | |||
5. Цели и задачи | Цели: повышение результативности бюджетных расходов через обеспечение предоставления доступных и качественных государственных услуг; создание государственного сектора экономики, основанного на современных методах управления по результатам; повышение финансовой устойчивости Калужской области. | |||
Задачи: реализация комплекса мер по повышению качества государственных услуг; внедрение среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат; совершенствование межбюджетных отношений и повышение качества управления муниципальными финансами; повышение качества финансового менеджмента в сфере управления региональными финансами. | ||||
6. Ожидаемые результаты и целевые индикаторы | 2008 год: выработка управленческих решений на основе мониторинга исходного состояния качества управления региональными финансами. 2009 год: формирование нормативной правовой базы и методических рекомендаций в целях реализации мероприятий Программы; проведение конкурса среди муниципальных образований Калужской области на получение субсидий на реформирование муниципальных финансов. 2010 год: 1. Доведение фактически предоставленных государственных услуг, в том числе в стоимостном выражении, до уровня не более или не менее 15 % от потребности. 2. Доведение качества фактически предоставленных в соответствии с государственными заданиями государственных услуг юридическим и физическим лицам до уровня не менее 80 % от установленных требований. 3. Доведение объемов расходов областного бюджета, предусмотренных на реализацию ведомственных, областных и долгосрочных целевых программ, до уровня не менее 50 % от общего объема непроцентных расходов областного бюджета. 4. Отклонение фактической бюджетной обеспеченности после выравнивания за 2009 год муниципального района (городского округа), имеющего самый низкий уровень бюджетной обеспеченности, и муниципального района (городского округа), имеющего самый высокий уровень бюджетной обеспеченности, составляет не более 2 раз. 5. Недопущение образования просроченной задолженности по предоставленным бюджетным кредитам. 6. Формирование муниципальными образованиями -получателями субсидий на реформирование муниципальных финансов трехлетнего бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, состоящего не менее чем на 30 % из расходов на реализацию ведомственных, муниципальных и долгосрочных целевых программ. 7. Увеличение по главным распорядителям средств областного бюджета (далее - главный распорядитель средств) средней оценки качества финансового менеджмента в сравнении с отчетным финансовым годом. 8. Недопущение образования просроченной задолженности по средствам, привлекаемым на покрытие временных кассовых разрывов. 9. Недопущение образования просроченной кредиторской задолженности, ежемесячного прироста кредиторской задолженности государственных учреждений, финансовое обеспечение выполнения функций которых осуществляется за счет средств областного бюджета на основе бюджетной сметы (далее - бюджетные учреждения), и государственных унитарных предприятий Калужской области (далее - государственные унитарные предприятия), превышающих 1/12 годовых расходов областного бюджета. | |||
7. Сроки и этапы реализации Программы | 2008 - 2010 годы, в том числе: | |||
8. Перечень основных мероприятий | Основные мероприятия: 1. Создание системы учета потребности в объемах, инфраструктуре предоставления и качестве государственных услуг юридическим и физическим лицам. 2. Стандартизация государственных услуг юридическим и физическим лицам. 3. Создание предпосылок для развития новых форм оказания государственных услуг юридическим и физическим лицам. 4. Формирование и реализация государственных заданий на предоставление государственных услуг юридическим и физическим лицам. 5. Совершенствование процедуры формирования и реализации ведомственных и долгосрочных целевых программ. 6. Внедрение среднесрочного финансового планирования. 7. Формирование порядка планирования бюджетных ассигнований. 8. Внедрение объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи. 9. Формализация процедур предоставления бюджетных кредитов местным бюджетам. 10. Стимулирование реформирования муниципальных финансов. 11. Организация мониторинга качества управления общественными финансами и платежеспособности муниципальных образований. 12. Повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей средств. 13. Оптимизация процесса планирования и финансирования временных кассовых разрывов. 14. Снижение и ликвидация просроченной кредиторской задолженности бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий. 15. Создание формализованной методики оценки финансовых последствий предоставляемых льгот (в том числе в виде пониженной ставки) по уплате налогов и сборов. 16. Повышение эффективности использования собственности Калужской области. 17. Внедрение формализованных процедур управления государственным долгом Калужской области, принятия долговых обязательств, их рефинансирования. | |||
9. Объемы финансирования | Всего 240 млн. рублей: областной бюджет - 80 млн. рублей, планируемый объем субсидий из федерального бюджета - 160 млн. рублей*, в том числе по годам: 2009 год - 137 млн. рублей, из них областной бюджет - 40 млн. рублей; 2010 год - 103 млн. рублей, из них областной бюджет - 40 млн. рублей. *Объем субсидий из федерального бюджета и общий объем финансирования Программы будут уточнены по результатам отбора в 2008 году субъектов Российской Федерации для распределения субсидий на реформирование региональных финансов в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 19.09.2008 № 453. | |||
10. Система организации контроля | Контроль за исполнением Программы осуществляется в соответствии с положением о порядке разработки, рассмотрения и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Калужской области от 2 февраля 2005 г. № 33 (в ред. постановления Губернатора Калужской области от 17 октября 2007 г. № 390) и разделом "Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения" настоящей Программы. | |||
11. Основание для разработки | - постановление Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 859 "Об утверждении Положения о предоставлении в 2008-2009 годах субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов"; - распоряжение Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 г. № 467-р; - приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2004 г. № 238 "Вопросы распределения субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов"; - приказ Министерства финансов Российской Федерации от 19 сентября 2008 г. № 453 "О проведении в 2008 году отбора субъектов Российской Федерации для распределения субсидий на реформирование региональных финансов". |
На протяжении последних лет в Калужской области идет планомерный процесс реформирования региональных и муниципальных финансов. Основной целью проводимых преобразований является повышение эффективности и качества управления региональными финансами на территории области.
Реформирование в Калужской области осуществляется в соответствии с целями и задачами управления региональными финансами, определенными на федеральном уровне.
Основные направления реформ определены в бюджетных посланиях Президента Российской Федерации и стратегических документах: Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1998 г. № 862; Программой развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 г. № 584; Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. № 249; Концепцией повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации в 2006-2008 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2006 г. № 467-р.
Начало реформ системы управления финансами в Калужской области было положено в 2002 году, когда область приняла участие в конкурсе, проводимом Минфином России и Международным банком реконструкции и развития, и стала одним из субъектов Российской Федерации - получателей субсидий из Фонда реформирования региональных финансов в 2003-2004 годах.
В ходе реформ в Калужской области была внедрена казначейская система исполнения бюджетов, упорядочена система межбюджетных отношений, утверждены концепция по развитию налоговой базы региона и концепция управления государственным имуществом Калужской области и муниципальным имуществом, проведен финансовый анализ эффективности работы государственных унитарных предприятий, сформирован механизм доступа негосударственных поставщиков на рынок государственных услуг (образование, здравоохранение, социальная политика).
Последовательная реализация преобразований в этот период позволила заложить в Калужской области основы современной и конкурентоспособной системы управления финансами - была проведена значительная работа по модернизации системы управления бюджетной сферы, повышению эффективности бюджетных расходов, совершенствованию межбюджетных отношений и долговой политики.
Важные преобразования в финансовой сфере Калужской области происходили в 2005-2007 годах. В этот период реализован ряд существенных мер, направленных на создание новой организации бюджетного процесса и внедрение принципов бюджетирования, ориентированного на результат. Серьезные успехи достигнуты на пути построения системы планирования результатов деятельности исполнительных органов власти области и всего бюджетного сектора.
Начиная с 2006 года в Калужской области систематически составляется Реестр расходных обязательств области и свод реестров расходных обязательств муниципальных образований. В рамках этой деятельности четко отслеживается правовая обоснованность расходов областного бюджета, ведутся работы по стимулированию создания достаточной правовой базы для осуществления расходов местных бюджетов.
В области была проведена большая работа по разработке и внедрению объективных и прозрачных механизмов распределения финансовой помощи, результатом чего стало формирование и внедрение новой системы межбюджетных отношений.
В целях обеспечения стабильности, предсказуемости и преемственности бюджетной политики в Калужской области важнейшим достижением стал переход на среднесрочное бюджетное планирование. В 2007 году впервые был принят бюджет на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов.
Проведена серьезная работа по автоматизации бюджетного процесса, что способствует повышению точности бюджетной отчетности и эффективности среднесрочного и долгосрочного планирования.
Реформа региональных финансов в Калужской области осуществляется в тесной взаимосвязи с административной реформой, в рамках которой проведен анализ функций органов государственной власти области, сформирован перечень государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти, ведется работа по их стандартизации и регламентации, сформирована система по оптимизации расходования бюджетных средств, предусмотренных на содержание бюджетных учреждений.
Проведены мероприятия по внедрению принципов управления бюджетными средствами по результатам деятельности органов исполнительной власти Калужской области, определению критериев и уровней оценки докладов субъектов бюджетного планирования для достижения целевых значений показателей результативности и эффективности оказания бюджетных услуг, используемых при формировании и принятии областного бюджета на 2008-2010 годы.
Разработан механизм формирования и реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, определены критерии оценки их эффективности.
В области также ведутся работы по противодействию коррупции, повышению информационной открытости деятельности органов государственной власти Калужской области.
Несмотря на достигнутые результаты, эффективное и ответственное управление региональными финансами требует его постоянной модернизации, внедрения новых принципов и методов, соответствующих проводимым преобразованиям в финансовой сфере на федеральном уровне.
Кроме того, на современном этапе в Калужской области существует ряд проблем, требующих решений, связанных с необходимостью создания системы учета потребности и повышения качества предоставляемых государственных услуг; организацией мониторинга деятельности бюджетных учреждений и реформирования неэффективного государственного сектора; создания стимулов для повышения качества управления муниципальными финансами, а также создания эффективной организации финансового управления (менеджмента).
Необходимость реформирования также обусловлена вступлением в силу федеральных новаций в сфере налогово-бюджетного законодательства. Необходимость их учета предполагает существенную модернизацию системы управления региональными финансами, внедрение нового качества финансового менеджмента.
Основной задачей реформирования региональных финансов является создание эффективной системы государственного управления, ориентированной на предоставление высококачественных государственных услуг населению путем внедрения передовых методов управления, современных технологий контроля, оценки и мониторинга, а также повышения эффективности бюджетных расходов, совершенствования механизмов среднесрочной и долгосрочной бюджетной политики.
Реализация этой задачи позволит повысить финансовую устойчивость Калужской области, что в условиях обострившейся ситуации в стране на фоне мирового кризиса финансово-экономической системы становится наиболее актуальным направлением стратегического развития территории.
Решение перечисленных задач планируется осуществить в рамках областной целевой программы "Реформирование региональных финансов Калужской области на 2008-2010 годы", которая представляет собой комплексный организационно-методологический и практический план действий всех органов государственной власти Калужской области по реформированию региональных финансов и созданию стимулов для повышения качества управления муниципальными финансами.
Областная целевая программа "Реформирование региональных финансов Калужской области на 2008-2010 годы" разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 859 "Об утверждении Положения о предоставлении в 2008-2009 годах субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов", методическими рекомендациями и приказами Министерства финансов Российской Федерации от 24 августа 2004 г. № 238 "Вопросы распределения субсидий на реформирование региональных и муниципальных финансов" и от 19 сентября 2008 г. № 453 "О проведении в 2008 году отбора субъектов Российской Федерации для распределения субсидий на реформирование региональных финансов" и является необходимым элементом заявки на участие Калужской области в отборе на получение субсидий на реформирование региональных финансов из федерального бюджета.
Реформирование региональных финансов Калужской области требуется для создания эффективной системы планирования и контроля результативности деятельности органов государственной власти Калужской области. Данная система должна позволить устранить негативные факторы и решить проблемы системы управления региональными финансами, обеспечить необходимую нормативно-правовую и методическую базу для успешной реализации стратегического социально-экономического развития региона.
Таким образом, главной целью реформирования региональных финансов Калужской области является переход от управления затратами к управлению результатами.
Достижение цели связано с реализацией приоритетных направлений реформирования, позволяющих создать благоприятные условия для социально-экономического развития области, осуществить переход к бюджетному планированию, ориентированному на результат, и существенно повысить эффективность деятельности всех уровней власти Калужской области.
Основными целями реформ являются:
– повышение результативности бюджетных расходов через обеспечение предоставления доступных и качественных государственных услуг;
– создание государственного сектора экономики, основанного на современных методах управления по результатам;
– повышение финансовой устойчивости Калужской области.
Реформирование бюджетной сферы и бюджетного процесса Калужской области базируется, в первую очередь, на переходе к бюджетированию, ориентированному на результат, совершенствовании среднесрочного финансового планирования, повышении прозрачности и качества планирования, повышении результативности государственных расходов, обеспечении обоснованного и рационального распределения финансовых ресурсов региона по его территории.
Однако реформа финансово-бюджетной сферы не ограничивается только решением вопросов повышения эффективности и прозрачности использования бюджетных средств и ресурсов. Она создает базовые условия для сбалансированного устойчивого развития Калужской области.
Таким образом, достижение поставленных целей предполагает комплексное решение следующих задач:
– реализация мер по повышению качества государственных услуг;
– внедрение среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат;
– совершенствование межбюджетных отношений и повышение качества управления муниципальными финансами;
– повышение качества финансового менеджмента в сфере управления региональными финансами.
В рамках реализации мер по повышению качества государственных услуг планируется:
1. Создать систему учета потребности в объемах, инфраструктуре предоставления и качестве государственных услуг.
Планируется провести инвентаризацию потребности в государственных услугах и оценить востребованность государственных услуг, сформировать реестр государственных услуг и провести мониторинг потребности в государственных услугах, а также утвердить порядок осуществления стоимостной оценки данной потребности, утвердить порядок учета результатов мониторинга потребности в государственных услугах при формировании проекта бюджета.
Разработка системы учета потребности в объемах, инфраструктуре предоставления и качестве государственных услуг позволит:
– повысить информированность потребителей государственных услуг;
– повысить ответственность органов исполнительной власти области и поставщиков государственных услуг;
– создать предпосылки для обеспечения единого уровня обслуживания населения и предоставления государственных услуг на территории области.
2. Провести стандартизацию государственных услуг.
Планируется утвердить требования к качеству предоставления государственных услуг и порядок оценки соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг утвержденным требованиям. Важным этапом работы будет проведение ежегодной инвентаризации состояния материально-технической базы бюджетных учреждений на соответствие требованиям к качеству предоставления государственных услуг.
Внедрение в практику требований к качеству предоставления государственных услуг позволит повысить эффективность бюджетных расходов. Соблюдение требований к качеству предоставления государственных услуг станет одним из аспектов оценки деятельности бюджетных учреждений и неотъемлемой частью правоотношений, устанавливаемых органами исполнительной власти с внебюджетными поставщиками государственных услуг.