Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 17 декабря 2012 года № 559
г. Ижевск

О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 22 ноября 2010 года № 357
«Об утверждении республиканской целевой программы «Доступная среда на 2011-2015 годы»

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Правительства УР от 30.01.2017 N 9, вступившего в силу со дня официального опубликования.
____________________________________________________________________



Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правительства Удмуртской Республики от 22 ноября 2010 года № 357 «Об утверждении республиканской целевой программы «Доступная среда на 2011-2015 годы» (далее - постановление) следующие изменения:

1) в наименовании и пункте 1 слова «республиканская целевая программа» в соответствующем падеже заменить словами «республиканская программа» в соответствующем падеже;

2) пункт 2 признать утратившим силу;

3) республиканскую целевую программу, утвержденную постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению.

2. Настоящее постановление вступает в силу с 01 января 2013 года.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С.Питкевич


Приложение
к постановлению Правительства
Удмуртской Республики
от 17 декабря 2012 года № 559



РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПРОГРАММА
«Доступная среда на 2011-2015 годы»

Паспорт республиканской программы
«Доступная среда на 2011-2015 годы»

Наименование Программы

республиканская программа «Доступная среда на 2011-2015 годы» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р);
Закон Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года № 68-РЗ «О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы»;
Закон Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года       № 33-РЗ «О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики»

Ответственный исполнитель Программы

Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики

Соисполнители

Программы

Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики,

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики,

Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики,

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики,

Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики,

Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики,

Главное управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики,

органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (по согласованию)

Цель Программы

обеспечение беспрепятственного доступа (далее - доступность) к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее - МГН)

Задачи Программы

1) повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

2) повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов);

3) информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

4) преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН

Целевые показатели (индикаторы) Программы

1) доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов;

2) доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов;

3) доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава;

4) доля учреждений профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве учреждений профессионального образования;

5) доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов;

6) доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов среди всех специалистов, занятых в этой сфере;

7) доля учреждений социального обслуживания населения, оснащенных оборудованием для реабилитации инвалидов;

8) количество инвалидов (в том числе детей-инвалидов), получивших реабилитационные услуги;

9) количество инвалидов, воспользовавшихся транспортными услугами службы «Социальное такси»;

10) количество инвалидов, трудоустроенных на специальные рабочие места

Сроки и этапы реализации Программы

2011 - 2015 годы с разбивкой на следующие этапы:

первый этап - 2011- 2012 годы

второй этап - 2013-2015 годы

Объемы и источники финансирования

Программы

- общий объем финансирования Программы составляет 438 136,0 тыс. рублей, из них:

в 2011 году - 8 154,5 тыс. рублей;

в 2012 году - 12 000,0 тыс. рублей;

в 2013 году - 133 508,9 тыс. рублей;

в 2014 году - 154 972,4 тыс. рублей;

в 2015 году - 129 500,2 тыс. рублей;

- в том числе объем средств федерального бюджета (прогноз) 171 616,75 тыс. рублей, из них:

в 2013 году - 58 876,45 тыс. рублей;

в 2014 году - 60 408,2 тыс. рублей;

в 2015 году - 52 332,1 тыс. рублей;

- в том числе объем средств бюджета Удмуртской Республики 237 429,8 тыс. рублей, из них:

в 2011 году - 8 154,5 тыс. рублей;

в 2012 году - 12 000,0 тыс. рублей;

в 2013 году - 57 543 тыс. рублей;

в 2014 году - 88 564,2 тыс. рублей;

в 2015 году - 71 168,1 тыс. рублей;

- в том числе объем средств из местных бюджетов (прогноз) 29 089,45 тыс. рублей, из них:

в 2013 году - 17 089,45 тыс. рублей;

в 2014 году - 6 000,0 тыс. рублей;

в 2015 году - 6 000,0 тыс. рублей

Ожидаемые результаты реализации Программы

1) формирование условий устойчивого развития доступной среды для инвалидов и других МГН;

2) обеспечение межведомственного взаимодействия и координации работ с органами местного самоуправления при формировании условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

3) сбор и систематизация информации о доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН с целью размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

4) формирование условий доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

5) обеспечение доступности подвижного состава автомобильного и городского наземного транспорта общего пользования для инвалидов и других МГН;

6) повышение доступности и качества реабилитационных услуг для инвалидов;

7) преодоление социальной разобщенности и «отношенческих» барьеров в обществе.


I. Характеристика проблемы и обоснование необходимости решения ее программными методами

Государственная социальная политика в отношении инвалидов направлена на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, и строится в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, установленными Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, а также Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В сентябре 2008 года Россия присоединилась к Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года. Федеральным законом от 03 мая 2012 года № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» в России ратифицирована Конвенция о правах инвалидов, которая вступила в силу 26 октября 2012 года.

Положения Конвенции направлены на обеспечение полного участия инвалидов во всех сферах жизни общества, ликвидацию дискриминации по признаку инвалидности и создание эффективных правовых механизмов обеспечения этих прав.

Конвенция устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, включающие выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:

а) на здания, дороги, транспорт, а также школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;

б) на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы;

в) на социальные программы и услуги, включая реабилитацию, способствующие эффективной социальной адаптации инвалидов в обществе.

Реализация положений Конвенции является одним из приоритетных направлений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р. В рамках ратификации Конвенции принята государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы.

В Удмуртской Республике наблюдается рост численности инвалидов (2004 год - 94,1 тыс. человек, 2005 год - 104,2 тыс. человек, 2011 год - 116,3 тыс. человек), что составляет более 7 % от общего населения республики, среди которых свыше 14,0 тысяч человек имеют трудности в передвижении, инвалидов по зрению и слуху более 10,0 тыс. человек. Ежегодно впервые признаются инвалидами около 11,0 тыс. человек, из них граждане трудоспособного возраста составляют более 35%.

В течение последних трех лет показатель численности детей-инвалидов в Удмуртской Республике остается относительно стабильным и составляет около 5,0 тыс. человек.

Проблемы, связанные с инвалидизацией населения в Удмуртской Республике, решались посредством республиканских целевых программ «Старшее поколение на 2010-2011 годы», утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28 сентября 2009 года № 276, «Социальная поддержка инвалидов в Удмуртской Республике на 2010-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23 ноября 2009 года № 336.

Для комплексной реабилитации детей-инвалидов в Удмуртской Республике функционируют 2 специализированных учреждения реабилитации для детей с ограниченными возможностями: государственное казенное учреждение социального обслуживания Удмуртской Республики «Глазовский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» и «Республиканский реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями». Ежегодно в этих центрах проходят реабилитацию около 1500 детей-инвалидов.

Соблюдение преемственности между детскими и взрослыми реабилитационными центрами является залогом эффективности процесса реабилитации. Для решения данной проблемы в Удмуртской Республике в рамках республиканской целевой программы «Социальная поддержка инвалидов на 2010-2012 годы», утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 23 ноября 2009 года № 336, открыт Республиканский социально-реабилитационный центр для граждан пожилого возраста и инвалидов на 50 мест. Основной задачей центра является реализация мероприятий индивидуальной программы реабилитации инвалида. Ежегодно услугами центра пользуются свыше 400 человек.

В соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 08 августа 2011 года № 273 «Об утверждении Типового положения о бюджетном учреждении социального обслуживания «Комплексный центр социального обслуживания населения» для повышения доступности реабилитационных услуг в каждом комплексном центре социального обслуживания населения созданы социально-реабилитационные отделения для граждан пожилого возраста и инвалидов. Со стороны Республиканского социально-реабилитационного центра для граждан пожилого возраста и инвалидов им оказывается методическая помощь и производится оценка эффективности проводимых реабилитационных мероприятий.

Получение инвалидами образования является неотъемлемой частью профессиональной реабилитации. Система специального (коррекционного) образования Удмуртской Республики включает в себя 29 учреждений, в которых воспитываются 3139 детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме этого, функционируют 4 школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, реализующих программы специального (коррекционного) образования (для умственно отсталых детей), в них обучаются 374 человека. Организовано обучение 72 детей-инвалидов, проживающих в детских домах-интернатах, более 70 детей-инвалидов обучаются в классах для глубоко умственно отсталых детей и детей со сложным дефектом.

В Удмуртской Республике обучением инвалидов занимается бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Сарапульский колледж для инвалидов», где ежегодно обучаются 250 инвалидов.

Образовательное учреждение имеет статус колледжа и реализует программы среднего и начального профессионального образования по специальностям: «Экономика и бухгалтерский учет» (базовый и повышенный уровень), «Финансы», «Техническое обслуживание и ремонт радиоэлектронной техники», «Моделирование и конструирование швейных изделий», «Закройщик», «Портной», «Слесарь - ремонтник» (ремонт машин и оборудования  бытового назначения).

В колледж принимаются инвалиды I, II и III групп в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации инвалида по направлению территориальных органов Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики.

На базе данного учреждения в 2008-2009 учебном году открыто дистанционное обучение по специальности «Экономика и бухгалтерский учёт» для маломобильных инвалидов, которые имеют трудности в передвижении и по состоянию здоровья не могут длительное время находиться на занятиях. Преподавателями колледжа разработано методическое и дидактическое обеспечение учебного процесса. Ежегодно по данной форме обучаются 19 человек.

Анализ работы в сфере образования инвалидов позволил выявить проблемы в этой области, в том числе:

- отсутствие системы переподготовки педагогических кадров специальных (коррекционных) образовательных учреждений;

- недостаток специального оборудования для обучения инвалидов, в том числе детей-инвалидов;

- отсутствие адаптации инфраструктуры образовательных учреждений для инвалидов.

Реализация мероприятий Программы, направленных на организацию обучения детей-инвалидов в обычных образовательных учреждениях, преимущественно по месту жительства, позволит избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствовать формированию толерантного отношения к проблемам инвалидов, эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Актуальной проблемой является трудоустройство инвалидов. По данным Главного управления государственной службы занятости населения Удмуртской Республики ежегодно трудоустраиваются свыше 1400 инвалидов. В целях внедрения механизма квотирования рабочих мест принято постановление Правительства Удмуртской Республики от 19 ноября 2007 года  № 176 «О квотировании рабочих мест для инвалидов и трудоустройстве граждан, испытывающих трудности в поиске работы». В республике действует механизм предоставления налоговых льгот работодателям, выполнившим квоту для трудоустройства инвалидов. За последние годы законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период ставка налога на прибыль в бюджет Удмуртской Республики, зачисляемого в бюджет юридическим лицам, трудоустраивающим граждан из категории испытывающих трудности в поиске работы, снижена с 17,5% до 13,5%. Процент выполнения квоты предприятиями составил 97,7. Практика работы по квотированию рабочих мест показала, что трудоустройство инвалидов на особо режимные предприятия осложняется высокими требованиями к состоянию здоровья работников. В связи с чем указанным предприятиям предоставляется возможность арендовать рабочие места в других организациях.

В 2011-2012 году в рамках модернизации здравоохранения учреждения здравоохранения оснащены современным оборудованием для оказания медицинской помощи. Вместе с тем, остается нерешенной проблема адаптации данных учреждений с учетом требований доступности для инвалидов.

Развитие спорта среди инвалидов, вовлечение их в каждодневные занятия физической культурой является одним из основных направлений социальной реабилитации инвалидов. В Удмуртской Республике более 4500 инвалидов активно занимаются физической культурой и спортом. Для этой категории граждан проводятся республиканские соревнования: по плаванию, пауэрлифтингу, шахматам, армспорту, легкой атлетике, мини-футболу, лыжным гонкам, веселым стартам. В течение года ведется подготовка спортсменов к соревнованиям. Для реализации государственной задачи по обеспечению доступности к занятиям физической культурой и спортом и привлечению людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов  к занятиям физической культурой и спортом в республике действует республиканская целевая программа «Формирование здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы», утвержденная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 05 июля 2010 года № 210. Ежегодно проводится более 50 спортивно-массовых мероприятий. Спортсмены, показавшие высокие результаты, входящие в состав сборной команды России, командируются на учебно-тренировочные сборы.  

В 2012 году спортсменами Удмуртской Республики завоеваны 73 медали разного достоинства, из них 26 - на международных соревнованиях.

В настоящее время в состав сборных команд России по видам спорта входят 22 спортсмена - инвалида Удмуртской Республики, в составе сборных команд Удмуртской Республики 114 человек.

Спортивную стипендию согласно постановлению Правительства Удмуртской Республики от 11 августа 2008 года № 208 «О государственной спортивной стипендии Удмуртской Республики» получают 15 спортсменов - паралимпийцев, добившихся наиболее высоких результатов на международных стартах.

В марте 2013 года в Удмуртской Республике состоится I Всероссийская зимняя Спартакиада инвалидов, главной целью которой является привлечение граждан к регулярным занятиям физической культурой и спортом, повышение спортивного мастерства, пропаганда здорового образа жизни.

Вместе с тем, развитие спорта среди инвалидов имеет ряд проблем:

спортивные объекты не в полной мере адаптированы для инвалидов и оснащены специальным оборудованием для проведения учебно-тренировочного процесса;

в целях удовлетворения потребности в занятиях адаптивной физической культурой и спортом требуется создание детско-юношеских школ или отделений при общеобразовательных школах с закреплением штатных тренеров - преподавателей по работе с инвалидами.

Обеспечение доступности учреждений культуры и информационного пространства имеет важное значение для социокультурной реабилитации инвалидов. С 2011 года в рамках республиканской целевой программы «Доступная среда на 2011-2015 годы», утвержденной  постановлением Правительства Удмуртской Республики от 05 июля 2010 года № 210, организовано субтитрирование и сурдоперевод программ на региональном телевидении.

Для формирования доступности транспортной инфраструктуры приобретено 50 автобусов с аппарелью. В дальнейшем при реализации мероприятий Программы планируется адаптировать остановочные павильоны и пешеходные пути с учетом требований доступности.

В целях развития и устойчивого формирования доступной среды жизнедеятельности Министерством социальной защиты населения Удмуртской Республики проводится согласование проектной документации вновь  строящихся и реконструируемых объектов, а также территории застройки населенных пунктов. За последние годы рассмотрено 459 проектов, из них согласовано с учетом доступа 85 объектов.
     В соответствии с методическими рекомендациями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации проводится паспортизация объектов социальной инфраструктуры и нанесение их на интерактивную карту доступности, которая размещена на официальном сайте Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики в сети «Интернет».
     С учетом имеющихся проблем возникает необходимость проведения на территории Удмуртской Республики комплекса мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидов программно-целевым методом как наиболее целесообразным в решении задач комплексной реабилитации инвалидов, а также необходимость привлечения для выполнения поставленных задач нескольких источников финансирования, в том числе средств федерального бюджета.



II. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) Программы

Целью Программы является обеспечение доступности к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и МГН.

В рамках Программы предусматривается решение следующих задач:

повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН;

повышение доступности и качества реабилитационных услуг (развитие системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов);

информационно-методическое и кадровое обеспечение системы реабилитации и социальной интеграции инвалидов;

преодоление социальной разобщенности в обществе и формирование позитивного отношения к проблемам инвалидов и к проблеме обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН.

Для оценки эффективности реализации Программы в соответствии с приоритетными направлениями ее реализации применяются следующие целевые показатели (индикаторы):

доля инвалидов, положительно оценивающих уровень доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности, в общей численности инвалидов;

доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов;

доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки МГН, в парке этого подвижного состава;

доля учреждений профессионального образования, в которых сформирована универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве учреждений профессионального образования;

доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов;

доля специалистов, прошедших обучение и повышение квалификации по вопросам реабилитации и социальной интеграции инвалидов, среди всех специалистов, занятых в этой сфере;

доля учреждений социального обслуживания населения, оснащенных оборудованием для реабилитации инвалидов;

количество инвалидов (в том числе детей-инвалидов), получивших реабилитационные услуги;

количество инвалидов, воспользовавшихся транспортными услугами службы «Социальное такси»;

количество инвалидов, трудоустроенных на специальные рабочие места.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»