ПРАВИТЕЛЬСТВО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 04 марта 2009 года № 80

Об утверждении доклада о результатах и основных направлениях деятельности министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области в 2008 году

         В целях реализации постановления Правительства Самарской области от 17.04.2008 №103 «О подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Самарской области» Правительство Самарской области


ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемый доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области в 2008 году.

2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области (Азарова).

3. Опубликовать настоящее постановление в средствах массовой информации.

И.о. Губернатора - председателя Правительства Самарской области
 А.П. Нефёдов

                                                                        Утвержден
                                                                          постановлением Правительства Самарской области
                                                                          от 04.03.2009 №80

Доклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области в 2008 году

Введение


Настоящий Доклад подготовлен  министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области (далее - министерство) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» и постановлением Правительства Самарской области от 17.04.2008 №103 «О подготовке докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования Самарской области».

Доклад подготовлен с целью развития системы программно-целевого управления, расширения применения в бюджетном процессе методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированных на результат, в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Министерство является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим разработку и реализацию основных направлений региональной политики в области природопользования и охраны окружающей среды в целях повышения уровня жизни населения Самарской области и обеспечивающим в пределах своей компетенции государственное управление в сфере использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей среды, обеспечения экологической безопасности населения, а также координирующим в соответствии с действующим законодательством деятельность органов исполнительной власти Самарской области в данной сфере.

В ведении министерства находится департамент лесного хозяйства Самарской области.

Основные направления экологической политики как средства достижения стратегических целей в области природопользования и охраны окружающей среды и приоритеты развития на среднесрочную перспективу определены  Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 №129, и Концепцией эффективного и качественного управления природопользованием и охраной окружающей среды в Самарской области во имя благосостояния её населения, утвержденной приказом министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области от 20.12.2007 №14, а также Положением о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2007 №30.

Обеспечение охраны окружающей среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов является одним из ключевых общественных благ, которые формируют основу долгосрочного социально-экономического развития, обуславливают материальную базу развития будущих поколений. Наряду с такими сферами деятельности, как обеспечение правопорядка, деятельность по охране окружающей среды относится к ключевым функциям государства как регулирующей структуры в системе общественных отношений.

В сфере охраны окружающей среды остаются актуальными следующие экологические проблемы:

загрязнение атмосферного воздуха в результате поступлений высоких концентраций веществ, присутствующих в выбросах автотранспорта, а также специфических предприятий области;

сжигание на нефтяных промыслах попутного нефтяного газа, следствием которого является повышенное поступление загрязняющих веществ в окружающую среду, что создает угрозу здоровью людей (ежегодно в факелах сжигается 170-180 млн. м(3) попутного нефтяного газа);

загрязнение водных объектов, обусловленное недостатком мощностей очистных сооружений и трансграничным переносом загрязняющих веществ;

обеспечение населения некачественной питьевой водой из-за изношенности более половины городских и сельских водозаборов ввиду длительного срока эксплуатации водопроводных сетей;

загрязнение почвенного покрова на значительной территории области нефтепродуктами, пестицидами, солями тяжелых металлов;

недостаточное количество полигонов и мест санкционированного размещения отходов на территории области;

отсутствие предприятий по утилизации отходов.

В сфере недропользования существуют и требуют решения следующие проблемы:

воспроизводство минерально-сырьевой базы  Самарской области отстает от темпов потребления минеральных ресурсов. По  сравнению с 1994 годом, уровень запасов практически всех полезных ископаемых снизился, кроме песка строительного. Всего за последние 12 лет отработано, списано и не восполнено минеральных ресурсов в количестве 529 млн.м(3) (млн.тонн);

добыча общераспространенных полезных ископаемых (строительного камня, песчано-гравийных материалов, песков строительных и силикатных, кирпично-черепичного сырья, известняков на известь, гипса и ангидрита) недостаточна.  Так, например, фактическая добыча глинистого и керамзитового сырья, в том числе глины огнеупорной, в 2006 году составила 0,628 млн.м(3), в то время как потребность в данном виде сырья составляет 1,474 млн.м(3);

уровень добычи цементного сырья, определенный под производственные мощности цементных предприятий, ниже требуемого;

удельное водопотребление пресных подземных вод ниже нормативного;

удельное потребление населением минеральной лечебно-столовой воды ниже уровня потребности;

изученность геологической среды Самарской области недостаточна;

в последние годы наблюдается тенденция к росту изъятия земельных участков для иных целей, чем освоение минерально-сырьевого потенциала области;

с увеличением числа и площади источников загрязнений прослеживаются признаки деградации геологической среды, загрязнения приповерхностных и неглубоко залегающих скоплений полезных ископаемых;

интенсивная откачка подземных вод приводит к возникновению на месторождениях больших депрессионных воронок, подтягиванию к водозаборным скважинам некондиционных вод. По этой причине из состава подземных вод питьевого качества выведены Черновское месторождение, участки на Чапаевском, Новокуйбышевском, Тольяттинском, Челно-Вершинском месторождениях с общим водоотбором более 100 тыс.м(3) в сутки.

Исходя из вышеназванных проблем сформулированы основные стратегические цели министерства как субъекта бюджетного планирования.

Раздел 1. Цели, задачи и показатели результативности деятельности министерства

Деятельность министерства в отчетном и плановом периоде направлена на достижение следующих стратегических целей:

1) улучшение состояния окружающей среды, обеспечение экологических интересов населения Самарской области;

2) обеспечение воспроизводства природных ресурсов в Самарской области;

3) создание условий для повышения эффективного использования природных ресурсов в Самарской области.

Цель 1. Улучшение состояния окружающей среды, обеспечение экологических интересов населения Самарской области.

Реализация  цели 1 направлена на  повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение высокого уровня здоровья и безопасности условий жизни населения региона.

Цель 1 министерства определена:

Конституцией Российской Федерации;

Водным кодексом  Российской Федерации;

Федеральным законом от 24.06.98 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»;

Федеральным законом  от 04.05.99 №96 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»;

Федеральным законом от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»;

постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 №183 «О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него»;

Законом Самарской области от 04.05.2001 №29-ГД «Об охране окружающей среды и природопользовании в Самарской области»;

постановлением Правительства Самарской области от 10.09.2008 №348 «Об утверждении Плана природоохранных мероприятий в сфере обращения с отходами производства и потребления на территории Самарской области на 2009 год»;

постановлением Правительства Самарской области от 10.09.2008 №349 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 05.09.2007 №145 «Об утверждении Плана мероприятий по охране окружающей среды в Самарской области на 2008 год, финансируемых из областного бюджета в виде ассигнований на оплату государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд»;

Стратегией социально-экономического развития Самарской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 09.10.2006 №129;

приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области от 22.10.2007 №9 «Об утверждении Положения о порядке выдачи  (продления) разрешений (в т.ч. временных разрешений) на выбросы загрязняющих веществ в атмосферу в министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области».

Достижение цели 1 «Улучшение состояния окружающей среды, обеспечение экологических интересов населения Самарской области» характеризуется следующими показателями результативности.

Показатель 1. Доля отходов, размещаемых в природной среде, от общего объема образующихся отходов производства и потребления.

Данный показатель отражает увеличение доли утилизации отходов производства и потребления, также снижение негативного воздействия на окружающую среду.

В 2007 году данный показатель составил 54,9%. На конец планового периода целевое значение  показателя предполагается  снизить до 54,8% при условии  принятия в 2009 году областной целевой программы в сфере обращения с отходами производства и потребления.

Значение показателя определено на основании данных государственной статистической отчётности по форме 2-ТП (отходы), представленной Управлением по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Самарской области.

Реализация природоохранных мероприятий в сфере обращения с отходами производства и потребления позволит ускорить достижение цели 1 и решение ее тактических задач.

Показатель 2.  Площадь лесонасаждений, создаваемых на землях, не входящих в лесной фонд.

Данный показатель характеризует увеличение лесистости территории области как важный фактор, положительно влияющий на основные критерии окружающей среды. За 2008 год значение  показателя ориентировочно составит 3600 га. Целевое значение показателя на конец планового периода предполагается увеличить до 7300 га. Достижение данного показателя возможно при условии  неукоснительного соблюдения всех стадий производственного процесса лесопосадочных работ, осуществляемых в соответствии с областной целевой программой «Повышение лесистости в рамках реализации целей Киотского протокола, охрана и защита лесов в Самарской области» на 2006-2015 годы, утвержденной Законом Самарской области от 11.07.2006 №83-ГД.

Показатель 3. Количество проведенных государственных экологических экспертиз по объектам экологической экспертизы регионального уровня.

Данный показатель характеризует проведение министерством государственных экологических экспертиз  в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 23.11.95 №174-ФЗ «Об экологической экспертизе».

Экологическая экспертиза является превентивной мерой по обеспечению экологической безопасности. Положительное заключение государственной экспертизы является одной из форм государственной гарантии допустимости воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, возможности реализации объекта экспертизы, отрицательное заключение - недопустимость предполагаемой деятельности. В 2008 году значение  показателя составило 10. Рост значения показателя возможен за счет увеличения количества областных целевых программ в Самарской области.

Цель 1 «Улучшение состояния окружающей среды, обеспечение экологических интересов населения Самарской области» достигается путем решения следующих тактических задач.

Тактическая задача 1. Снижение техногенной нагрузки на окружающую среду от выбросов и сбросов загрязняющих веществ, уменьшение объемов и видов  отходов, размещаемых в природной среде.

Подъем экономики области влечет за собой рост техногенной нагрузки на природные системы региона.

Необходимо отметить, что высокая концентрация загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду, создает угрозу здоровью людей.

Отраслевая структура выбросов вредных веществ в атмосферу в последние годы не меняется: основными источниками загрязнения остаются транспорт, промышленные предприятия, в том числе предприятия автомобилестроения, строительной, топливно-энергетической, нефтеперерабатывающей, химической, металлургической промышленности.

Снижение негативного воздействия на атмосферный воздух возможно при регулировании деятельности предприятий, осуществляющих выбросы в атмосферный воздух, и выдачи разрешительной документации.

Выполнение данной тактической задачи характеризуется следующими показателями результативности.

Показатель 1. Количество предприятий, получивших разрешительную документацию на выброс загрязняющих веществ в атмосферу.

Показатель 2. Масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в пределах установленных нормативов допустимых выбросов по выданным разрешениям.

Показатели 1 и 2 характеризуют деятельность министерства, регулирующего процесс негативного воздействия  предприятий области на атмосферный воздух.

Министерство с 01.01.2008 в рамках своих полномочий осуществляет выдачу разрешений предприятиям на выбросы загрязняющих веществ стационарными источниками загрязнения.

При условии непревышения природопользователем среднесуточной предельно допустимой концентрации по каждому загрязняющему веществу на границе санитарно-защитной зоны и зоны жилых застроек министерством выдается разрешительная документация, в которой  определено  количество и перечень, а также  установлена масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в пределах установленных нормативов допустимых выбросов.

Нормирование выбросов загрязняющих веществ позволяет при выдаче разрешений контролировать массу выбросов и соблюдение плана - графика контроля нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу  природопользователями. Значение показателя в 2008 году составило 750 предприятий.

Масса выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в 2008 году составила 8800 т/год, на конец планового периода около 8800 т/год.

Загрязняющие вещества, поступающие в малые реки и подземные водоносные горизонты при сбросе неочищенных сточных вод, существенно ухудшают экологическую ситуацию в регионе.

В целях снижения негативного воздействия на водные объекты и улучшения обеспеченности питьевой водой из поверхностных водных источников в населенных пунктах Самарской области необходимо поддержание в исправном состоянии и проведение реконструкций и капитального ремонта канализационных очистных сооружений, а также строительство новых.

Достижение цели 1 связано с реализацией основных направлений региональной политики в сфере охраны и использования водных объектов, находящихся в собственности Самарской области, и водных объектов, расположенных на территории Самарской области, полномочия по которым в соответствии со статьей 26 Водного кодекса Российской Федерации переданы органам государственной власти субъекта Российской Федерации.

Тактическая задача 2. Снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций.

Решение тактической задачи 2 обеспечит снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с затоплением и подтоплением населенных пунктов Самарской области, улучшение экологического, санитарно-гигиенического состояния рек, уменьшение заболоченности пойменных земель, повышение степени безопасности гидротехнических сооружений за счет выполнения проектно-изыскательских работ и проведения капитального ремонта и реконструкции гидротехнических сооружений.

Выполнение данной тактической задачи характеризуется следующим показателем результативности: доля отремонтированных гидротехнических сооружений от  их общего количества.

Данный показатель характеризует деятельность министерства, направленную на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений.

Значение данного показателя в 2008 году составило 1,56 %. На конец планового периода целевое значение данного показателя  предполагается увеличить до 2,1 %. Рост значения показателя возможен за счет увеличения финансирования ремонтных работ гидротехнических сооружений, в том числе за счет собственных средств органов местного самоуправления.

Снижение значения показателя возможно в случае:

невыполнения подрядчиками качественно и в срок ремонтных работ;

нарушения необходимых условий при разработке проектно-сметной документации;

недостаточного финансирования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»