Принят Самарской Губернской Думой
28 июня 2006 года
ЗАКОН
САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
11 июля 2006 года № 83-ГД
Об утверждении областной целевой программы «Повышение лесистости в рамках реализации целей Киотского протокола, охрана и защита лесов в Самарской области» на 2006-2015 годы
Статья 1
(с изменениями на 6 апреля 2009 года)
____________________________________________________________________
Изменение:
Закон Самарской области от 10 декабря 2007 г. № 146-ГД
____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Закон утратил силу - Закон Самарской области от 06 апреля 2009 г. № 50-ГД
_____________________________________________________________________
Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Повышение лесистости в рамках реализации целей Киотского протокола, охрана и защита лесов в Самарской области» на 2006 - 2015 годы.
Статья 2
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Губернатор Самарской области
К.А. Титов
Приложение
к Закону Самарской области
«Об утверждении областной целевой программы «Повышение лесистости
в рамках реализации целей Киотского протокола, охрана и защита лесов в
Самарской области» на 2006-2015 годы»
Областная целевая программа «Повышение лесистости в рамках реализации целей киотского протокола, охрана и защита лесов в Самарской области»
на 2006-2015 годы (далее - программа)
Паспорт программы
Наименование программы - областная целевая программа «Повышение лесистости в рамках реализации целей Киотского протокола, охрана и защита лесов в Самарской области» на 2006 - 2015 годы
Основание для разработки программы- поручение Губернатора Самарской области от 15.10.2004№ 1-24/42
Государственный заказчик программы - Правительство Самарской области
Головной исполнитель программы - министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области
Разработчики программы - министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Агентство лесного хозяйства по Самарской области
Исполнители Программы - министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, департамент лесного хозяйства Самарской области, иные органы и организации, привлекаемые к реализации Программы в установленном порядке
Цели и задачи программы
цели Программы:
улучшение экологической обстановки на территории Самарской области; увеличение лесных площадей области в рамках реализации целей Киотского протокола по снижению опасности парникового эффекта через депонирование из атмосферы углекислого газа и накопление в экосистеме углерода; создание особо охраняемых природных территорий регионального значения; увеличение лесных площадей на 20 % и повышение лесистости территории области до 15%;
обеспечение надёжной и эффективной защиты почв от эрозии;
Сроки реализации программы
Перечень основных мероприятий программы
Исполнители программы
задачи Программы: сохранение и приумножение лесонасаждений в Самарской области; лесоразведение на площади 30,0 тыс. га; создание защитных лесных насаждений на площади 110,0 тыс. га;
создание комплекса защитных лесных полос; восстановление защитных функций существующих лесных полос
2006-2015 годы
1. Создание лесонасаждений, в том числе:
облесение берегов малых рек;
облесение овражно-балочных земель;
содействие естественному семенному облесению;
создание защитных лесных полос;
лесоразведение.
2. Устройство защитных лесных насаждений.
3. Лесохозяйственные и лесозащитные мероприятия,
в том числе:
мероприятия по развитию лесосеменной базы и улучшению качества посадочного материала;
мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий негативного воздействия на сформированные экосистемы;
лесозащитные работы.
4. Разработка проекта совместного осуществления (далее - ПСО) в сфере предотвращения изменения климата министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, иные органы и организации, привлекаемые к реализации Программы в установленном порядке
Объемы и источники финансирования
Ожидаемые результаты реализации программы
общий объем финансирования составит 1006,072 млн. рублей за счёт средств областного бюджета, в том числе:
в 2006 году - 15,000 млн. рублей (средств целевого бюджетного экологического фонда Самарской области);
в 2007 году- 102,886 млн. рублей;
в 2008 году- 105,639 млн. рублей;
в 2009 году - 107,271 млн. рублей;
в 2010 году- 110,303 млн. рублей;
в 2011 году- 112,973 млн. рублей;
в 2012 году- 113,000 млн. рублей;
в 2013 году - 113,000 млн. рублей;
в 2014 году- 113,000 млн. рублей;
в 2015 году- 113,000 млн. рублей
улучшение экологической обстановки на территории Самарской области; снижение угрозы парникового эффекта в соответствии с целями Киотского протокола, улучшение экологической обстановки на территории Самарской области через депонирование лесами углекислого газа и накопление в экосистеме углерода; лесоразведение на площади 30,0 тыс. га; создание защитных лесных насаждений на площади 110,0 тыс. га; увеличение лесных площадей на 20 % и повышение лесистости территории области до 15%;
восстановление защитных функций существующих лесных полос
Система организации контроля за исполнением программы
Система организации контроля за исполнением Программы - контроль за ходом реализации Программы осуществляется министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области;
контроль за целевым использованием средств областного бюджета осуществляется министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, министерством управления финансами Самарской области
1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
1.1. Введение
Значение лесов как средообразующего и природного фактора, улучшающего естественную среду обитания человека, а также как восполняемого источника ресурсов для развития экономики Самарской области, особенно важно и актуально.
Лес, играющий важную роль в жизнедеятельности человека и являющийся природным достоянием Самарской области, занимает 12,7 % ее площади или 764,5 тыс. га, что относит регион к малолесным территориям России.
Леса в Самарской области размещены крайне неравномерно. Наибольшей лесистостью характеризуется ее правобережная лесостепная часть, где лесами занято около 30 % территории. В левобережной лесостепи, расположенной в северной части, лесистость несколько ниже -20 %. Небольшие массивы леса, отдельные колки, пойменные леса рассредоточены почти на всех водоразделах и в поймах рек. Острый дефицит леса испытывают южные степные и сухостепные районы Самарской области: лесистость Алексеевского, Большеглушицкого, Большечерниговского, Красноармейского, Пестравского районов составляет 0,3 - 1,5 %. Здесь нет значительных лесных массивов, а небольшие лесные колки расположены в балках и в поймах рек.
В этих условиях остро встаёт проблема увеличения объёмов лесных насаждений в Самарской области. Программой предусмотрено создание лесонасаждений. Данная деятельность не ведёт к негативному воздействию на окружающую среду в виду отсутствия поступления в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойство, местоположение или количество которых не приводит к негативным изменениям качества
окружающей среды в части ухудшения физических, химических, биологических и иных показателей.
Предлагаемая Программа предусматривает следующий алгоритм решения вышеобозначенной проблемы.
1.2.Увеличение площадей лесных насаждений области в рамках реализации целей Киотского протокола
Рамочной конвенцией ООН об изменении климата поставлена задача стабилизации концентрации парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему. Такой уровень должен быть достигнут в сроки, достаточные для естественной адаптации экосистем к изменению климата, позволяющие не ставить под угрозу производство продовольствия и обеспечивающие дальнейшее экономическое развитие на устойчивой основе.
Осознание опасности глобального потепления учёными ведущих мировых держав привело к разработке под эгидой ООН специальной системы долговременных мер, направленных на предотвращение возникшей угрозы. Первым шагом к реализации программы стабилизации парниковых газов в атмосфере стал Киотский протокол.
В 2004 году, присоединившись к 150 странам мира, Киотский протокол ратифицировала Россия. С этого момента в нашей стране началась практическая реализация рыночного подхода к решению экологических проблем - подготовка к торговле квотами на выбросы парниковых газов с предоставлением средств для выращивания лесов с целью поглощения ими углекислого газа.
Суть важнейшего экологического документа современности заключается в готовности стран-участниц к сокращению выбросов углерода в атмосферу, способствующих возникновению парникового
эффекта и глобальному потеплению климата. Чем больше человек
развивается, чем больше наращивает производство, тем больше выделяет в атмосферу нежелательных парниковых газов. Таким образом, над планетой накапливается огромное количество углеродосодержащих газов, которые влияют на озоновый слой и в целом на «здоровье» всего земного шара. «Вылечить» его могут лишь леса - «природные лёгкие планеты», которые поглощают заметную долю всего атмосферного углекислого газа.
Леса в Самарской области имеют большой экологический потенциал, в её интересах эффективно использовать потенциал лесов по поглощению атмосферного углерода, базируясь на механизмах Киотского протокола.
У Самарской области появилась возможность решать параллельно с местными задачами международные проблемы, привлекая при этом средства зарубежных инвесторов.
В данной Программе Киотский протокол рассматривается как дополнительное средство финансирования мер по воспроизводству лесов, повышению лесистости области и может сыграть значительную роль во внедрении методов устойчивого ведения лесного хозяйства, в распространении принципов устойчивого лесопользования.
В рамках реализации целей Киотского протокола, ратифицированного Российской Федерацией. Программой предлагается начало крупномасштабного проекта создания защитных лесосооружений в южной и юго-восточной частях Самарской области, в частности «лесного моста» «Бузулукский бор» - Казахстан из долговечных, ценных древесных пород, призванного стать барьером на пути суховеев, защитить земли области от неблагоприятных природных факторов.
Данное лесоразведение предлагается осуществлять путём создания особо охраняемых природных территорий регионального значения, имеющих большое природоохранное и научное значение, на землях, не входящих в лесной фонд и непригодных для сельскохозяйственного производства. Подобный механизм позволит в дальнейшем привлекать для
охраны, защиты и воспроизводства лесов, становящихся при таких
условиях в соответствии с законодательством собственностью Самарской области, дополнительные финансовые средства за счёт квот, предусмотренных Киотским протоколом, и повысит значимость Самарской области в реализации мировой и российской экологической политики.
В рамках реализации Программы предстоит провести практические исследования, определяющие динамику и объёмы депонирования древесно-кустарниковой растительностью парниковых газов в зависимости от породного состава и возраста лесонасаждений. Объем депонирования углерода вновь создаваемыми лесонасаждениями будет определяться экспертами по международной методике в рамках осуществления ПСО в сфере предотвращения изменения климата.
По оценкам Международного института леса, стоимость поглощения одной тонны углерода на землях фонда защитного лесоразведения и создания лесных культур составит 400 - 700 рублей. Такая высокая стоимость совместных проектов, когда в обмен за квоту иностранный инвестор готов вложить свои деньги, делает лесные проекты более привлекательными и конкурентоспособными по сравнению с проектами, связанными с уменьшением и оптимизацией энергозатрат.
Реализация данной Программы может позволить Самарской области ставить вопрос о привлечении по ПСО в сфере предотвращения изменения климата дополнительных средств как на лесоразведение, так и на научно-техническое сопровождение Программы, если она примет международный ход.
ПСО будет разрабатываться с привлечением Торгово-промышленной палаты Самарской области, широких научных кругов, в том числе и зарубежных, имеющих опыт в реализации таких проектов и участвующих в федеральной программе децентрализованного сотрудничества в области энергосбережения, эффективного использования
энергии, возобновляемых источников энергии и реализации положения
Киотского протокола, проводимой под патронажем Администрации Президента Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, при содействии Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Разработка ПСО в сфере предотвращения изменения климата предусматривает:
инвентаризацию стоков углекислого газа в международном формате (GRF);
технико-экономическое обоснование Программы;
нормотворческие и надзорные вопросы управления стоками;
формирование источника финансирования за счёт прямых инвестиций, привлекаемых под результат поглощения углерода новыми лесами.
Увеличение объёмов лесопосадочных работ, создание комплекса защитных лесных насаждений
Для достижения оптимальной лесистости Самарской области необходимо увеличение объемов лесопосадочных работ. На территории Самарской области имеется большой резерв подходящих для этого площадей, к которым относятся овражно-балочные земли, берега рек, различные неудобья. Так, сильно эродированные овражно-балочные земли занимают 360 тыс. га или 6,7 % территории, в целом площадь эродированных земель превышает 1 млн. га.
Поэтому одной из актуальных проблем в Самарской области является широкое распространение ветровой и водной эрозии почв. Среднегодовой смыв почвы составляет 3-5 куб. м / га, ежегодные потери высокогумусированного мелкозема достигают 5-8 млн. тонн, заиливаются поймы малых рек, пруды и водохранилища.
Важнейшую роль в предотвращении этих явлений играют
мероприятия по выращиванию древесно-кустарниковой растительности, которые признаны одними из наиболее простых, дешевых и, в то же время, надежных и долговременных способов создания устойчивых экосистем.
Защитные лесные насаждения оказывают большое влияние на микроклимат, предотвращают деградацию и опустынивание, обогащают видовой состав флоры и фауны Самарской области. Они являются украшением степных ландшафтов, выполняют санитарно-гигиеническую и рекреационную роли, обеспечивают благоприятные условия для труда и отдыха людей. Защитные насаждения призваны стать основой экологически безопасных лесоаграрных ландшафтов, устойчивых к неблагоприятным факторам природной среды.
В связи с этим в рамках Программы предусматривается создание различных типов защитных лесных насаждений: полосные, в виде колков, куртин, урочищ, а также плантаций из быстрорастущих древесных пород, что значительно повысит эстетическую привлекательность территории Самарской области и позволит решить проблему обеспечения населения древесиной и побочной продукцией леса.
Выполнение в ходе Программы комплекса защитных лесных насаждений позволит предотвратить ослабление и усыхание существующих и вновь созданных защитных и овражно-балочных насаждений. Они будут представлять собой новые самовозобновляющиеся экосистемы, на воспроизводство которых в будущем больше уже не надо будет тратить значительных объемов дополнительных средств.
Водоохранные лесонасаждения поглощают большое количество фильтрационной воды, переводят поверхностный сток во внутрипочвенный, способствуют снижению эрозии почв от плоскостного смыва паводковыми водами и летними ливнями, охраняют берега от волновой эрозии.
Исходя из этого в рамках Программы определяются объекты, подлежащие биологической защите, места размещения, площади отдельных видов лесонасаждений, а также общий объем и стоимость создания лесопосадок на основе инвентаризации земельных участков с приданием выделенным участкам в соответствии с действующим законодательством статуса ООПТ регионального значения.
1.3. Устройство существующих защитных лесонасаждений
На сегодняшний день в области имеется 74,6 тыс.га защитных лесных насаждений, в которых отмечается ослабление роста, суховершинность и гибель деревьев. В большинстве полезащитных лесных полос лесохозяйственные работы не проводились со времени передачи их в эксплуатацию, необходимая в нашей зоне ажурно-продуваемая конструкция в них так и не была сформирована. Заросшие, плотные лесополосы имеют очень слабое влияние на положительное изменение микроклимата в межполосном пространстве и практически не работают на урожай сельскохозяйственных культур, напротив, накопление снега внутри лесополосы плотной конструкции приводит к задержке весенне-полевых работ, а в некоторых случаях даже к смыву почвы талыми водами.
Таким образом, практически все существующие защитные лесополосы можно рассматривать как «объект незавершённого строительства», все они остро нуждаются в детальной инвентаризации и проведении комплексного лесохозяйственного ухода или реконструкции.
Мероприятия по устройству, запланированные в Программе, позволят в значительной степени усилить и восстановить защитные функции лесонасаждений.
1.4. Лесохозяйственные и лесозащитные мероприятия
1.4.1. Выращивание продуктивных древостоев
Создание лесонасаждений потребует выращивания большого количества качественного посадочного материала ценных и долговечных древесных пород, поэтому Программой намечены мероприятия по развитию лесосеменной базы я улучшению качества посадочного материала.
Формирование устойчивых лесных экосистем, выращивание многоцелевых лесонасаждений невозможно без проведения лесохозяйственных работ, поэтому мероприятия по формированию продуктивных древостоев также присутствуют в системе программных мероприятий.