Содержание проблемы
Объем государственного долга Нижегородской области на протяжении последних пяти лет находился на умеренном уровне. Он не превышал 23% расходов областного бюджета (около 1 квартала бюджетного финансирования) или 38% доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета при ограничении Бюджетного кодекса Российской Федерации по данному показателю в 100 процентов.
В 2009-2010 годах произошло существенное увеличение долга Нижегородской области - с 7,6 на начало 2009 года до 26,8 млрд. рублей на конец 2010 года, что было вызвано снижением доходов областного бюджета в связи с экономическим кризисом и необходимостью исполнения социально значимых бюджетных обязательств области. В этой ситуации с 2009 года возобновилась практика привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета, в том числе на частичное покрытие дефицита областного бюджета, строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог, а также увеличен объем эмиссии ценных бумаг и объем краткосрочного банковского финансирования дефицита областного бюджета.
В Нижегородской области проводится продуманная и взвешенная политика управления государственным долгом. Структура долга является хорошо диверсифицированной. В настоящее время ее основу составляют государственные ценные бумаги Нижегородской области и бюджетные кредиты из федерального бюджета. В меньшей степени в ней представлены гарантии и банковские кредиты.
Долговые обязательства Нижегородской области всегда, даже в кризисный период, погашались в срок, все долговые параметры областного бюджета соответствуют требованиям бюджетного законодательства.
В связи с высокой инвестиционной привлекательностью Нижегородской области, а также высоким уровнем государственного управления, область имеет возможность привлекать среднесрочные и долгосрочные заимствования - максимальный срок эмитированных облигаций в настоящее время составляет около 5 лет.
В Нижегородской области сформирована нормативная правовая база, регламентирующая процесс управления государственным долгом. Она представлена следующими документами:
- постановление Правительства Нижегородской области от 11 июля 2005 года № 161 "О Концепции управления государственным долгом Нижегородской области на период до 2010 года";
- постановление Правительства Нижегородской области от 27 октября 2005 года № 278 "Об утверждении Положения о Государственной долговой книге Нижегородской области и порядка учета консолидированного долга Нижегородской области";
- Закон Нижегородской области от 7 сентября 2006 года № 83-З "О государственном долге Нижегородской области";
- постановление Правительства Нижегородской области от 28 июня 2007 года № 208 "Об утверждении Методики расчета платежеспособности областного бюджета Нижегородской области с учетом действующих и планируемых долговых обязательств и Методики планирования привлечения новых заимствований с учетом их влияния на платежеспособность областного бюджета Нижегородской области";
- постановление Правительства Нижегородской области от 30 июня 2008 года № 255 "Об утверждении административного регламента Правительства Нижегородской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление государственных гарантий Нижегородской области".
В Концепции управления государственным долгом Нижегородской области на период до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 11 июля 2005 года № 161, поставлена цель создания и реализации принципа публичности деятельности Правительства области по управлению государственным долгом Нижегородской области. Эта цель достигается через решение таких задач, как:
- раскрытие информации по методам контроля над экономически безопасным уровнем долговой нагрузки и поддержанием ликвидности бюджета;
- выстраивание четких принципов моделирования долговой политики при формировании бюджета;
- минимизация рисков при управлении ликвидностью бюджета в процессе исполнения;
- декларация позиции Правительства Нижегородской области при ликвидации дебиторской задолженности бюджета, выделении бюджетных кредитов и предоставлении государственных гарантий;
- создание более прозрачных правил учета долговых обязательств, операций с долгом и его обслуживанием для защиты интересов инвесторов.
В связи с окончанием срока действия данной Концепции в 2010 году необходима разработка новой Концепции управления государственным долгом на период до 2020 года, обеспечивающей преемственность и последовательность политики области в сфере государственного долга.
Методологические подходы к разработке новой Концепции управления государственным долгом Нижегородской области будут учитывать положения долгосрочной бюджетной стратегии Нижегородской области до 2020 года, а также обеспечивать определение обоснованного объема расходов программного бюджета Нижегородской области.
Мероприятия
2.1. Разработка Концепции управления государственным долгом Нижегородской области на период до 2020 года.
Результаты
В результате решения данной задачи:
- будет обеспечена преемственность и последовательность политики области по управлению государственным долгом в соответствии с разработанной Концепцией управления государственным долгом Нижегородской области на период до 2020 года.