Действующий

Об утверждении Программы Правительства Нижегородской области "Повышение эффективности бюджетных расходов Нижегородской области на 2011-2013 годы" (с изменениями на 10 апреля 2013 года)

Задача 2. Совершенствование системы управления государственным долгом

Содержание проблемы

Объем государственного долга Нижегородской области на протяжении последних пяти лет находился на умеренном уровне. Он не превышал 23% расходов областного бюджета (около 1 квартала бюджетного финансирования) или 38% доходов без учета финансовой помощи из федерального бюджета при ограничении Бюджетного кодекса Российской Федерации по данному показателю в 100 процентов.

В 2009-2010 годах  произошло существенное увеличение долга Нижегородской области - с 7,6 на начало 2009 года до 26,8 млрд. рублей на конец 2010 года, что было вызвано снижением доходов областного  бюджета в связи с экономическим кризисом и необходимостью исполнения социально значимых бюджетных обязательств области. В этой ситуации с 2009 года возобновилась практика привлечения бюджетных кредитов из федерального бюджета, в том числе на частичное покрытие дефицита областного бюджета, строительство, реконструкцию и ремонт автомобильных дорог, а также увеличен объем эмиссии ценных бумаг и объем краткосрочного банковского финансирования дефицита областного бюджета.

В Нижегородской области проводится продуманная и взвешенная политика управления государственным долгом. Структура долга является хорошо диверсифицированной. В настоящее время ее основу составляют государственные ценные бумаги Нижегородской области и бюджетные кредиты из федерального бюджета. В меньшей степени в ней представлены гарантии и банковские кредиты.

Долговые обязательства Нижегородской области всегда, даже в кризисный период, погашались в срок, все долговые параметры областного бюджета соответствуют требованиям бюджетного законодательства.

В связи с высокой инвестиционной привлекательностью Нижегородской области, а также высоким уровнем государственного управления, область имеет возможность привлекать среднесрочные и долгосрочные заимствования - максимальный срок эмитированных облигаций в настоящее время составляет около 5 лет.

В Нижегородской области сформирована нормативная правовая база, регламентирующая процесс управления государственным долгом. Она представлена следующими документами:

- постановление Правительства Нижегородской области от 11 июля 2005 года № 161 "О Концепции управления государственным долгом Нижегородской области на период до 2010 года";

- постановление Правительства Нижегородской области от 27 октября 2005 года № 278 "Об утверждении Положения о Государственной долговой книге Нижегородской области и порядка учета консолидированного долга Нижегородской области";

- Закон Нижегородской области от 7 сентября 2006 года № 83-З "О государственном долге Нижегородской области";

- постановление Правительства Нижегородской области от 28 июня 2007 года № 208 "Об утверждении Методики расчета платежеспособности областного бюджета Нижегородской области с учетом действующих и планируемых долговых обязательств и Методики планирования привлечения новых заимствований с учетом их влияния на платежеспособность областного бюджета Нижегородской области";

- постановление Правительства Нижегородской области от 30 июня 2008 года № 255 "Об утверждении административного регламента Правительства Нижегородской области по предоставлению государственной услуги "Предоставление государственных гарантий Нижегородской области".

В Концепции управления государственным долгом Нижегородской области на период до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 11 июля 2005 года № 161, поставлена цель создания и реализации принципа публичности деятельности Правительства области по управлению государственным долгом Нижегородской области. Эта цель достигается через решение таких задач, как:

- раскрытие информации по методам контроля над экономически безопасным уровнем долговой нагрузки и поддержанием ликвидности бюджета;

- выстраивание четких принципов моделирования долговой политики при формировании бюджета;

- минимизация рисков при управлении ликвидностью бюджета в процессе исполнения;

- декларация позиции Правительства Нижегородской области при ликвидации дебиторской задолженности бюджета, выделении бюджетных кредитов и предоставлении государственных гарантий;

- создание более прозрачных правил учета долговых обязательств, операций с долгом и его обслуживанием для защиты интересов инвесторов.

В связи с окончанием срока действия данной Концепции в 2010 году необходима разработка новой Концепции управления  государственным долгом на период до 2020 года, обеспечивающей преемственность и последовательность политики области в сфере государственного долга.

Методологические подходы к разработке новой Концепции управления государственным долгом Нижегородской области будут учитывать положения долгосрочной бюджетной стратегии Нижегородской области до 2020 года, а также обеспечивать определение обоснованного объема расходов программного бюджета Нижегородской области.

Мероприятия

2.1. Разработка Концепции управления государственным долгом Нижегородской области на период до 2020 года.

Результаты

В результате решения данной задачи:

- будет обеспечена преемственность и последовательность политики области по управлению государственным долгом в соответствии с разработанной Концепцией управления государственным долгом Нижегородской области на период до 2020 года.