ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 28 июня 2007 года № 208


Об утверждении Методики расчета платежеспособности областного
бюджета Нижегородской области с учетом действующих
и планируемых долговых обязательств и Методики
планирования привлечения новых заимствований
с учетом их влияния на платежеспособность областного
бюджета Нижегородской области

(с изменениями на 25 декабря 2012 года)     

-----------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Нижегородской области от 25.12.2012 № 939     
------------------------------------------------------------------------


В  целях совершенствования системы управления государственным долгом Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет: (преамбула в ред. постановления Правительства области от 25.12.2012 № 939)     

1. Утвердить прилагаемую Методику расчета платежеспособности областного бюджета Нижегородской области с учетом действующих и планируемых долговых обязательств.

2. Утвердить прилагаемую Методику планирования привлечения новых заимствований с учетом их влияния на платежеспособность областного бюджета Нижегородской области.

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Вице-губернатора, первого заместителя Председателя Правительства Нижегородской области В.А.Иванова.  (в ред. постановления Правительства области от 25.12.2012 № 939)     



Губернатор                                             В.П. Шанцев


     УТВЕРЖДЕНА
     постановлением Правительства
     Нижегородской области
     от 28.06.2007 № 208

     

Методика
расчета платежеспособности областного бюджета Нижегородской области
с учетом действующих и планируемых долговых обязательств  


(в ред. постановления Правительства области от 25.12.2012 № 939)


     1. Общие положения

1.1. Данная Методика разработана в целях оценки платежеспособности областного бюджета с учетом действующих и планируемых долговых обязательств, повышения эффективности управления государственным долгом Нижегородской области.

1.2. В рамках настоящей Методики оцениваются следующие расходные и долговые обязательства Нижегородской области (далее - расходные и долговые обязательства соответственно):

- кредитные соглашения и договоры;

- государственные займы Нижегородской области, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг;

- договоры и соглашения о получении Нижегородской областью бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

- договоры о предоставлении государственных гарантий Нижегородской области;

- соглашения и договоры, заключенные от имени Нижегородской области, в том числе о реструктуризации долговых обязательств, возникших до вступления в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В данной методике используются следующие понятия:

временной (расчетный) интервал, по которому оценивается платежеспособность областного бюджета, состоит из:

- фактического периода, включающего завершенные расчетные периоды (месяц, квартал, полугодие) текущего года на момент планирования;

- планового периода - текущий год и последующие два года;

- прогнозного периода - от окончания планового периода до года, в котором производится погашение долгового обязательства с максимальным сроком погашения.

Интервал расчета платежеспособности областного бюджета, кроме фактического периода, разбивается на годовые периоды.

платежеспособность областного бюджета - финансовое состояние областного бюджета, позволяющее полностью и своевременно исполнять свои расходные и долговые обязательства;

долговая емкость областного бюджета (ДЕ) - это превышение доходов областного бюджета над его текущими расходами без учета расходов на обслуживание долговых обязательств в каждом периоде расчетного интервала;

свободная долговая емкость областного бюджета (СДЕ) - разница между объемом платежей по обслуживанию и погашению долговых обязательств и долговой емкостью в каждом расчетном интервале. Если значение свободной долговой емкости отрицательно, то оно показывает, какой объем заимствований для вынужденного рефинансирования долговых обязательств необходим. Если значение свободной долговой емкости положительно, то оно показывает, какой объем доходов областного бюджета остается после покрытия текущих расходов и расходов по погашению и обслуживанию долга, который может быть направлен на:

- финансирование капитальных расходов, осуществленных за предыдущие периоды;

- финансирование капитальных расходов текущего финансового года и досрочное погашение долговых обязательств с целью снижения долговой нагрузки на бюджеты будущих лет;

- финансирование капитальных расходов в плановом и прогнозном периодах, досрочное погашение обязательств, а также на погашение и обслуживание новых заимствований.

1.3. Виды заимствований классифицируются по целям их привлечения:

- капитальные заимствования - заимствования, привлекаемые для финансирования бюджета развития (капитальных расходов) областного бюджета;

- заимствования на рефинансирование - заимствования с целью рефинансирования, привлекаемые для погашения уже существующих обязательств. Рефинансирование может быть вынужденным, когда объемы обслуживания и погашения уже существующих обязательств превышают возможности областного бюджета в текущем периоде, или добровольным, когда оно осуществляется в целях улучшения условий обслуживания и погашения имеющихся прямых обязательств.

1.4. Расчет платежеспособности областного бюджета проводится при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год, а также при возникновении необходимости привлечения заимствований или предоставлении гарантий в течение года, в том числе при проведении операций рефинансирования, реструктуризации или досрочного выкупа действующих долговых обязательств.

В расчет оценки платежеспособности областного бюджета заложены следующие принципы:

- текущие расходы областного бюджета должны покрываться доходами. Данный принцип должен соблюдаться для всех уровней платежеспособности выше кризисного;

- новые заимствования должны привлекаться только для финансирования бюджета развития (капитальных расходов) областного бюджета. Данный принцип должен соблюдаться для высокого и среднего уровней платежеспособности. Для удовлетворительного уровня платежеспособности допускается ограниченный объем вынужденного рефинансирования долговых обязательств в размере до 33% от общего уровня государственного долга.

 

    2. Определение платежеспособности областного бюджета

Определение уровня платежеспособности областного бюджета включает следующие этапы:

- построение графика платежей по обслуживанию и погашению долговых обязательств;

- построение прогноза основных показателей областного бюджета (доходы, расходы, дефицит или профицит) на весь интервал расчета;

- расчет платежеспособности областного бюджета.

     

   2.1. Построение графика платежей по обслуживанию и погашению
     расходных и долговых обязательств, а также составление прогноза
     параметров и показателей областного бюджета на весь интервал расчета

Временная структура расходных и долговых обязательств охарактеризована применением показателей, отражающих соотношение обязательств с различными сроками погашения, а также интегральных показателей, отражающих усредненные характеристики длительности обязательств (средний срок до погашения, дюрация и др.).

Одной из наиболее значимых характеристик временной структуры является платежный график:

    , где:

Р - расходы на погашение прямого обязательства j в i-ом периоде;

Р- расходы на обслуживание прямого обязательства j в i-ом периоде;
    - ожидаемый платеж по k-ому условному обязательству в i-ом периоде. При расчете платежного графика ожидаемые выплаты по условному обязательству без права регрессных требований к принципалу, по необеспеченным условным обязательствам, а также по условным обязательствам с правом регрессных требований к принципалу и обеспеченные ликвидным залогом, по которым срок реализации права регресса или залога переходит на следующий финансовый год, учитываются в полном объеме. Ожидаемые выплаты по условным обязательствам с правом регрессных требований к принципалу и обеспеченные ликвидным залогом, срок реализации залога или права регресса по которым возможен в текущем финансовом году, могут не учитываться при расчете платежного графика.

График обслуживания и погашения существующих долговых и расходных обязательств Нижегородской области составляется на основании данных Государственной долговой книги Нижегородской области, а также в соответствии с условиями заключенных соглашений и договоров.

Составление графика обслуживания и погашения по планируемым долговым обязательствам, а также планирование основных показателей областного бюджета на плановый интервал расчета осуществляется в соответствии с перспективным финансовым планом Нижегородской области.

Составление графика обслуживания и погашения по прогнозируемым долговым обязательствам осуществляется на основании прогнозных показателей областного бюджета.

Сводный график обслуживания и погашения долговых обязательств Нижегородской области составляется суммированием значений графиков существующих, планируемых и прогнозных в соответствующем временном интервале.

Для оценки равномерности выплат по обслуживанию и погашению долговых обязательств используется показатель дисперсии выплат, рассчитываемый по следующей формуле:

, где:

D - дисперсия выплат;

Плi - объем платежей по обслуживанию и погашению долговых обязательств в i-том периоде;
     - средний платеж за весь период по обслуживанию и погашению долговых обязательств;

n - количество периодов, соответствующее максимальному сроку действия долговых обязательств.

При составлении платежного графика следует стремиться к минимизации значения дисперсии.

Построение прогноза основных показателей областного бюджета осуществляется на весь период расчетного интервала. Прогнозируются следующие основные показатели областного бюджета:

- доходы областного бюджета;

- безвозмездные перечисления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- бюджет развития (капитальные расходы) областного бюджета.

Прогноз основных параметров областного бюджета на прогнозный период осуществляется простым умножением соответствующего основного параметра за предыдущий год на значение процента, равное среднему значению роста ВРП за три предыдущих года. Остальные параметры и показатели областного бюджета на прогнозный период находятся расчетным путем.

Исходя из рыночной, инвестиционной ситуации и иных целей привлечения, планируется величина свободной долговой емкости в каждом интервале планирования. Представление о свободной долговой емкости бюджета для новых заимствований на выбранном интервале планирования дает сопоставление графика обслуживания обязательств с долговой емкостью бюджета, которая является важным показателем для управления и контроля над объемом привлекаемых средств:

В то же время, долговая емкость бюджета определяется как превышение общих доходов бюджета над его текущими расходами без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств в каждом периоде выбранного интервала времени:

    , где:

     Дi - доходы, поступившие в бюджет, в i-ом периоде;
     Р- текущие расходы бюджета без учета расходов на обслуживание существующих долговых обязательств, произведенные в i-ом периоде.

На основании величины долговой емкости бюджета определяется величина расходов, без учета расходов на обслуживание долговых обязательств, которые можно осуществить в соответствующем временном периоде:

     

Полученная величина текущих расходов анализируется, и, в случае необходимости, может корректироваться, что влечет за собой изменение уровня свободной долговой емкости. Корректировка текущих расходов должна проводиться таким образом, чтобы измененная величина свободной долговой емкости не составила отрицательную величину.   

     

2.2. Расчет платежеспособности областного бюджета

2.2.1. Платежеспособность областного бюджета может принимать следующие значения:

Уровень потенциальной платежеспособности областного бюджета

Описание значения уровня потенциальной
платежеспособности областного бюджета

высокий

областной бюджет способен обеспечивать финансирование текущих расходов, погашение долга и достаточно высокий уровень капитальных расходов с возможным привлечением новых заимствований при соблюдении соответствующих ограничений по государственному долгу

средний

областной бюджет способен обеспечивать финансирование текущих расходов, погашение долга и достаточный уровень капитальных расходов с возможным привлечением новых заимствований при соблюдении соответствующих ограничений по долгу

удовлетворительный

областной бюджет способен обеспечить финансирование текущих расходов, погашение долга и минимально необходимого уровня капитальных расходов с возможным привлечением новых заимствований при соблюдении соответствующих ограничений по долгу. Возможно проведение небольшого объема вынужденного рефинансирования

кризисный

средств областного бюджета недостаточно для покрытия текущих расходов и/или погашения долга - долговая емкость и/или свободная долговая емкость отрицательна.

Невозможно доведение платежеспособности областного бюджета до более высокого уровня с помощью проведения операций резервирования, досрочного погашения или осуществления новых заимствований при соблюдении ограничений по долгу


Уровень капитальных расходов определяется отношением объема капитальных расходов к доходам областного бюджета. Достаточность уровня капитальных расходов определяется следующими значениями:

Достаточно высокий уровень капитальных расходов

> 15%

Достаточный уровень капитальных расходов

10-15%

Минимальный уровень капитальных расходов

5-10%

Уровень капитальных расходов ниже минимального

< 5%


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»