Программа разработана во исполнение Закона Нижегородской области от 25 апреля 1997 года № 70-З "О молодежной политике в Нижегородской области" (с изменениями на 17 марта 2006 года), а также в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (с изменениями на 22 августа 2004 года), Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании" (с изменениями на 6 июля 2006 года), Федеральным законом от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (с изменениями на 16 октября 2006 года).
Программа направлена на развитие и укрепление системы социализации молодых граждан и позитивной самореализации личности молодого человека как активного участника преобразований современного российского общества. Программа определяет действия органов государственной власти в области молодежной политики, механизмы решения поставленных задач.
Программа является логическим продолжением и развитием областных целевых программ "Молодежь Нижегородской области" на предыдущие периоды и служит основой для разработки и реализации соответствующих программ в органах местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Реализация программы "Молодежь Нижегородской области" на период 2007-2011 годы при полном ресурсном обеспечении, при взаимодействии органов государственной власти, органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области, молодежных и детских общественных объединений, при активном участии самой молодежи позволит:
- использовать потенциал молодежи для обеспечения социального, культурного и экономического развития Нижегородской области;
- создать условия, гарантии и стимулы для позитивной самореализации молодежи в обществе;
- осуществлять государственное влияние на процессы социализации молодежи.
В период выполнения программ "Молодежь Нижегородской области" в предыдущие годы в Нижегородской области созданы организационные основы государственной молодежной политики и выработан механизм ее реализации. Опыт реализации государственной молодежной политики посредством программно-целевого метода позволяет определять приоритеты деятельности, привлекать необходимые финансовые и организационные ресурсы, совершенствовать систему логически последовательных и взаимосвязанных действий, добиваться положительных результатов в сфере работы с молодежью, целенаправленно финансировать программы и проекты, имеющие социально значимый эффект.
В ходе реализации программы "Молодежь Нижегородской области" на 2003-2006 годы, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 8 августа 2003 года № 239, удалось добиться стабилизации и развития следующих положительных тенденций в молодежной среде:
- рост самостоятельности, социальной активности, ответственности молодых людей за свою судьбу, мобильности, восприимчивости к новому;
- увеличение числа молодых людей, выбирающих личную инициативу как способ самореализации и участия в решениях проблем общества;
- повышение престижности качественного образования и профессиональной подготовки как основы личного и профессионального успеха, будущего благосостояния;
- рост заинтересованности молодежи в сохранении своего здоровья;
- повышение интереса молодежи к массовым видам спорта и активным видам досуга;
- расширение информационного пространства.
За период с 2003 по 2005 годы получены следующие результаты:
- разработаны и действуют областные целевые программы "Молодой семье - доступное жилье" на 2004-2010 годы, утвержденная Законом Нижегородской области от 20 сентября 2004 года № 103-З, "Патриотическое воспитание граждан Нижегородской области" на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 28 марта 2006 года № 93;
- увеличилось количество общественных объединений, занимающихся гражданским и военно-патриотическим воспитанием молодежи (2001 год - 55, 2005 год - 84), развивается молодежное поисковое движение, 230 тыс. учащейся молодежи являются активными членами детских и молодежных общественных объединений;
- в 2004-2005 годах 812 молодых семей области, нуждающихся в улучшении жилищных условий, получили льготные целевые жилищные кредиты, 66 молодых семей, в которых имеется (родился) ребенок-инвалид - безвозмездные жилищные субсидии на приобретение жилья за счет средств областного и местного бюджетов. 67 молодых семей, в которых родились дети, получили дополнительную субсидию из средств федерального бюджета;
- оказана государственная поддержка в реализации социально значимых программ и проектов 57 детским и молодежным общественным объединениям и учреждениям по работе с детьми и молодежью;
- в области функционируют 303 учреждения по работе с молодежью, молодежных центра и клуба по месту жительства, действуют 12 телефонов доверия, 38 учреждений социального обслуживания молодежи;
- увеличилось количество волонтерских площадок и волонтеров (2001 год - 200 волонтеров, 2005 год - около 1000). Мероприятиями в рамках программы "Молодежь Нижегородской области" на 2003-2006 годы, утвержденной Законом Нижегородской области от 20 сентября 2004 года № 103-З, в 2005 году охвачено более 15 тыс. молодых людей в возрасте от 14 до 30 лет;
- на условиях временной занятости трудоустроены 26600 подростков, 6754 молодых граждан приняты на постоянную работу, функционируют 34 студенческих отряда (2003 год - 15 отрядов);
- формируется система информационного обеспечения молодежи: создан областной сайт по реализации молодежной политики. Нижегородским отделом института социологии Российской академии наук по заказу министерства образования Нижегородской области проведены социологические исследования по проблемам молодежи; (в ред. постановления Правительства области от 25.07.2008 № 308- см. предыдущую редакцию)
- увеличивается количество молодых людей, которые стремятся к повышению уровня образования и получению ученых степеней. Количество аспирантов в 2003 году составило 2960 человек, в 2005 году - 3450 человек;
- в 2005 году наблюдалось снижение уровня заболеваний, передающихся половым путем (в среднем на 12 процентов в сравнении с 2004 годом). Замедлились темпы роста заболевания СПИДом (в 2004 году - 427, в 2005 году выявлено 421 ВИЧ-инфицированных).
Вместе с тем в условиях продолжающегося социального расслоения, отсутствия у большого количества молодых людей хорошо оплачиваемой работы, социально-бытовых условий продолжают нарастать негативные тенденции в молодежной среде.
Вызывает беспокойство состояние физического здоровья молодого поколения. Результаты исследований свидетельствуют об уменьшении количества молодых людей, считающих себя здоровыми (в 2003 году - 23,9 процентов, в 2005 году - 17,1 процентов).
Требования, предъявляемые молодежью к жилищным условиям, в последние годы заметно выросли. Однако большинство молодых людей не имеют средств на покупку или строительство собственного жилья. Три четверти молодых супругов в возрасте до 24 лет живут вместе с родителями жены или мужа, не имея возможности снять квартиру, тем более купить.