ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 августа 2003 года № 239

Об утверждении Программы
"Молодёжь Нижегородской области" на 2003-2006 годы



В целях обеспечения правовых, организационных, социально-экономических, культурных, информационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития государственной молодёжной политики на территории Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Программу "Молодёжь Нижегородской области" на 2003-2006 годы (далее - Программа).

2. Министерству финансов Нижегородской области (В.В. Соболеву):

2.1. Предусмотреть средства на реализацию Программы при разработке проектов областного бюджета на 2004-2006 годы с ежегодной корректировкой ассигнований.

2.2. Финансирование мероприятий Программы в текущем году осуществлять в пределах средств, предусмотренных для подведомственных учреждений соответствующих министерств и иных органов исполнительной власти Нижегородской области в соответствии с законом Нижегородской области от 27.12.2002 № 78-З "Об областном бюджете на 2003 год".

3. Рекомендовать органам местного самоуправления Нижегородской области принять участие в реализации мероприятий Программы, а также разработать программы по реализации государственной молодежной политики.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора - члена Правительства Нижегородской области Ю.П. Сентюрина.



Губернатор                                                                                          Г.М. Ходырев

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 08.08.2003 № 239


Программа
"Молодежь Нижегородской области" на 2003-2006 годы
(далее - Программа)

Паспорт Программы
"Молодежь Нижегородской области" на 2003-2006 годы.

Наименование программы

  

Молодежь Нижегородской области

Основание для разработки

  

Федеральная целевая программа "Молодежь России (2001-2005 годы)" (Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1015)
Закон  № 70-З от 25.04.97 "О молодежной политике в Нижегородской области"

Заказчик Программы

  

Правительство Нижегородской области

Разработчик Программы

  

Министерство образования и науки  Нижегородской области

Цель Программы

  

Обеспечение правовых, организационных, социально-экономических, культурных, информационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека

Задачи Программы

  

формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи;

правовая защита и социальная поддержка молодежи, детских и молодежных общественных объединений;

содействие в решении социально-экономических проблем молодежи;

содействие в решении вопросов профессионального развития и занятости, повышении престижа рабочих профессий;

стимулирование деловой активности молодежи, развитие молодежного предпринимательства;

интеллектуальное и физическое развитие молодежи, развитие художественного и технического творчества, массовых видов детского и молодежного спорта и туризма, международных обменов;

развитие системы переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодёжью, лидеров общественных объединений (формирование кадрового молодёжного резерва);

стабилизация института молодой семьи;

профилактика асоциальных явлений среди молодежи.

Исполнители основных мероприятий Программы

  

Министерство образования и науки Нижегородской области;

Администрация Губернатора Нижегородской области;

Министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области;

Министерство труда и социальной защиты Нижегородской области;

Министерство культуры Нижегородской области;

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области;

Министерство здравоохранения Нижегородской области;

Комитет по физической культуре и спорту Нижегородской области

во взаимодействии с

Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области;

ГУВД  Нижегородской области;

Органами местного самоуправления Нижегородской области;

Нижегородским областным Советом Российской оборонной спортивно-технической организации;

Детскими и молодежными общественными объединениями.

Сроки реализации Программы

  

2003-2006 годы

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

  

Программа "Молодежь Нижегородской области 2003 - 2006 годы" является среднесрочной программой. Реализация мероприятий программы позволит решить целый ряд актуальных социальных молодёжных проблем, продвинуться в развитии профилактических и воспитательных мер по сотрудничеству органов исполнительной власти и общественных организаций:

совершенствование нормативно-правовых основ областной государственной молодежной политики;

формирование в молодежной среде гражданско-патриотического отношения к Родине;

обеспечение доступности образования, профессиональной подготовленности молодежи  к трудовой деятельности;

снижение уровня безработицы среди молодежи, обеспечение вторичной и сезонной занятости молодежи;

рост деловой активности и предприимчивости молодежи;

повышение интеллектуального и творческого потенциала молодёжи;

улучшение физического здоровья молодого поколения;

рост социальной активности и самореализации молодёжи;

стимулирование гражданского становления, привлечения молодых граждан и общественных объединений молодежи к непосредственному участию в формировании демократического правового общества;

развитие областной системы информационного обеспечения молодёжи;

повышение уровня профессиональной подготовки специалистов, работающих в сфере государственной молодёжной политики региона;

  

  

стабилизация института молодой семьи;

улучшение социально-бытовых и жилищных условий молодёжи;

формирование условий для поддержки молодой семьи, готовности молодежи к созданию семьи;

снижение уровня преступности, наркомании и алкоголизма в молодежной среде.

Предполагаемые источники и объемы финансирования

  

Предполагаемый объем необходимых финансовых средств для реализации программы в 2003-2006 годах - 79586 тысяч рублей из областного бюджета.

В том числе по годам:
2003 год - 5480 тыс. руб.
2004 год - 22442 тыс. руб.
2005 год - 23487 тыс. руб.
2006 год - 28177 тыс. руб
.

Система контроля

  

Правительство Нижегородской области,

министерство образования и науки Нижегородской области

Структура Программы

  

1. Паспорт Программы

2. Основные мероприятия программы

Пояснительная записка


Настоящая программа разработана в целях выполнения Федеральной целевой программы "Молодежь России (2001-2005 годы)" (Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1015) и во исполнение Закона Нижегородской области от 25 апреля 1997 г. № 70-З "О молодежной политике в Нижегородской области", а также Федерального Закона от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", Указа Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 727 "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи", Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. № 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации", Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости в Российской Федерации", Закона Нижегородской области от 20 мая 2003 г. "О квотировании рабочих мест".

 

Содержание проблемы


Областная межведомственная Программа "Молодежь Нижегородской области (2003 -2006 гг.)" разработана с учетом десятилетнего опыта реализации государственной молодежной политики в Нижегородской области и выполнения аналогичных программ в предыдущие годы. Ее характер обеспечивает закрепление и развитие тех позитивных результатов в сфере молодежной политики, которых удалось достичь к 2003 году областными органами исполнительной власти совместно с органами по делам молодежи муниципальных образований.

В 56 районах и городах области созданы и действуют муниципальные структуры в сфере молодежной политики. Кроме муниципальных органов по делам молодежи созданы и действуют структуры  по  работе с молодежью на ряде предприятий области (в 2001 году - на 38 предприятиях в 12 районах области, в 2002 году - на 80 предприятиях в 20 городах и районах). В 39 районах (городах) приняты и действуют программы “Молодёжь района (города)”.

Основными направлениями государственной молодёжной политики в деятельности органов по делам молодёжи за прошедший период стали: гражданско-патриотическое воспитание, профилактика асоциального поведения, решение социально-экономических проблем молодёжи, организация досуга молодёжи, международное молодёжное сотрудничество.

В результате целенаправленной деятельности органов исполнительной власти по реализации государственной молодёжной политики в муниципальных образованиях:

- в 37 районах (городах) приняты программы патриотического воспитания молодёжи;

- возросло количество военно-патриотических клубов (2000 год - 43 клуба, 2002 год - 77 клубов);

- снизился уровень преступности в молодёжной среде (в 2002 году на 34% меньше, по соотношению с 2001 годом);

- снизился уровень безработицы молодёжи в общем числе безработных граждан (до 24.6 % - 2002 г. по сравнению с 30% - 1996 г.);

- возрождается деятельность студенческих строительных отрядов (в 2002 г. на территории области действовало 24 отряда (731 человек));

- сформирована система досуговых мероприятий для студенческой молодёжи;

- в 12 крупных городах области действуют психолого-педагогические службы  "Телефон доверия", учреждения по социальной работе с молодёжью;

- возросло количество структур по работе с молодёжью на предприятиях области;

- создана система подготовки повышения квалификации специалистов органов по делам молодёжи (ежегодно через систему курсов повышения квалификации и семинаров проходит около 80% специалистов органов по делам молодёжи).

Вместе с тем развитие государственной молодёжной политики на территории Нижегородской области осуществляется органами по делам молодёжи в условиях социально-экономической нестабильности, утери равных шансов на получение образовательных, медицинских, социально-бытовых, жилищных услуг, достойной работы, а также нарастания негативных тенденций  в развитии демографической ситуации.  

Работа с молодыми семьями развивается на фоне "старения" населения и сокращения рождаемости. По данным государственной статистики Нижегородская область занимает 12 место в Приволжском Федеральном округе по рождаемости. Большинство молодых семей ориентировано на рождение не более одного ребенка, молодые семьи крайне неустойчивы и около 50 % их распадается. Остро стоит проблема с решением жилищных проблем молодежи.

За последние годы выросло количество студентов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования области (общее количество студентов 1997 г. - 118 тыс. человек, 2002 г. - 245 тыс. человек). Эти данные свидетельствуют о возросшей значимости и ценности получения образования среди молодёжи. Вместе с тем стремление молодежи к образованию наталкивается на барьеры социального порядка: качественные формы высшего образования становятся менее доступными для широких слоев молодежи.

Обострилась проблема востребованности работодателями определенного уровня образовательной и практической подготовки молодых людей. В общей численности населения молодёжь составляет 40%  от трудоспособного населения. В связи с этим повышение конкурентоспособности молодёжи на рынке труда выходит на одно из приоритетных мест. В то же время молодёжь является одной из самых уязвимых групп населения на рынке труда в силу отсутствия достаточных профессиональных знаний, квалификации и трудовых навыков. Одним из важных направлений по обеспечению занятости молодёжи должно стать возрождение престижа рабочих профессий и развитие молодёжного предпринимательства.

Особую роль в реализации государственной молодёжной политики играют молодёжные и детские общественные объединения. Поддержка деятельности детских и молодёжных общественных объединений будет осуществляться через систему конкурсов проектов (программ) по реализации социально значимых инициатив.

Важное место в реализации молодёжной политики на территории области занимает профилактика асоциального поведения. Реализация целенаправленных мероприятий органов по делам молодёжи совместно с муниципальными органами исполнительной власти позволила наметить тенденцию снижения уровня правонарушений в молодёжной среде (в 2002 году на 34% меньше по соотношению с 2001 годом). Однако профилактика правонарушений среди молодёжи остается актуальной проблемой в деятельности муниципальных органов по делам молодёжи.  

В настоящий момент назрела необходимость объединения усилий всех органов законодательной и исполнительной власти, общественных объединений по реализации государственной молодежной политики в Нижегородской области, выработки единой системы действий в данной сфере.

Программа  "Молодежь Нижегородской области (2003 -2006 гг.)" способствует объединению и координации этой многоплановой работы в эффективной и планомерной реализации комплекса мер, направленных на решение первостепенных молодежных проблем.

Основные цели и задачи Программы


Основной целью Программы является обеспечение правовых, организационных, социально-экономических, культурных, информационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека.

Основные задачи программы "Молодежь Нижегородской области на 2003-2006 годы":

- формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи;

- правовая защита и социальная поддержка молодежи, детских и молодежных общественных объединений;

- содействие в решении социально-экономических проблем молодежи;

- содействие в решении вопросов профессионального развития и занятости, повышении престижа рабочих профессий;

- стимулирование деловой активности молодежи, развитие молодежного предпринимательства;

- интеллектуальное и физическое развитие молодежи, развитие художественного и технического  творчества, массовых видов детского и молодежного спорта и туризма, международных обменов;

- развитие системы переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодёжью, лидеров общественных объединений (формирование кадрового молодёжного резерва);

- стабилизация института молодой семьи;

- профилактика асоциальных явлений среди молодежи.

Основные направления реализации Программы:


Укрепление нормативной правовой базы государственной молодёжной политики в области:

­ совершенствование существующей нормативной правовой базы в сфере молодёжной политики и разработка нормативных правовых актов по реализации направлений государственной молодёжной политики на территории области.

Формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи:

­ разработка и внедрение элементов и форм гражданско-патриотического  воспитания в системе общего и профессионального образования; развитие системы взаимосвязей армии и молодежи;

­ методическое обеспечение работы по развитию гражданственности, духовно-нравственному и патриотическому становлению молодежи;

­ всесторонняя поддержка деятельности военно-патриотических клубов и общественных объединений;

­ организация и проведение мероприятий, посвященных юбилейным и памятным датам отечественной истории и культуры;

­ координация и поддержка деятельности молодежных объединений по поиску и захоронению останков погибших воинов, увековечиванию памяти защитников Отечества.

Решение социально-экономических проблем молодежи:

­ решение вопросов трудовой занятости молодежи. Поддержка  деятельности  центров временной и сезонной занятости молодежи, молодежных бирж труда, студенческих отрядов, молодежных объединений, реализующих программы в сфере занятости  и профориентации молодежи и подростков;

­ поддержка деловой активности молодёжи и молодежного предпринимательства;

­ поддержка работающей молодёжи: развитие движения наставничества, организация и проведение конкурсов профессионального мастерства.

Интеллектуальное и физическое развитие молодежи:

­ поддержка талантливой молодежи;

­ стимулирование инновационной деятельности молодых людей;

­ развитие художественного и технического творчества молодежи;

­ поддержка массового детского и молодежного спорта;

­ международное молодежное сотрудничество. Развитие международных молодёжных отношений с целью взаимного обмена информацией по молодежной проблематике, в том числе безработицы, наркомании, преступности, получения социальных гарантий.

Поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений:

­ государственная поддержка детских и молодежных общественных объединений;

­ организационно-методическая и финансовая поддержка реализации социально значимых программ и проектов детских и молодежных  общественных объединений;

­ развитие системы социального проектирования.

Кадровое и информационное обеспечение государственной молодёжной политики:

­ развитие системы переподготовки и повышения квалификации специалистов органов по делам молодёжи;

­ информационное обеспечение и подготовка кадров молодёжных и детских объединений, привлечение их к выполнению государственного заказа на осуществление разных видов деятельности, являющихся приоритетными при реализации государственной молодёжной политики;

­ создание сайта в сети Интернет в целях информационного обеспечения реализации региональной молодёжной политики;

- взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам освещения реализации государственной молодёжной политики в Нижегородской области.

Стабилизация и укрепление института молодой семьи:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»