ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 августа 2003 года № 239
Об утверждении Программы
"Молодёжь Нижегородской области" на 2003-2006 годы
В целях обеспечения правовых, организационных, социально-экономических, культурных, информационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития государственной молодёжной политики на территории Нижегородской области Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Программу "Молодёжь Нижегородской области" на 2003-2006 годы (далее - Программа).
2. Министерству финансов Нижегородской области (В.В. Соболеву):
2.1. Предусмотреть средства на реализацию Программы при разработке проектов областного бюджета на 2004-2006 годы с ежегодной корректировкой ассигнований.
2.2. Финансирование мероприятий Программы в текущем году осуществлять в пределах средств, предусмотренных для подведомственных учреждений соответствующих министерств и иных органов исполнительной власти Нижегородской области в соответствии с законом Нижегородской области от 27.12.2002 № 78-З "Об областном бюджете на 2003 год".
3. Рекомендовать органам местного самоуправления Нижегородской области принять участие в реализации мероприятий Программы, а также разработать программы по реализации государственной молодежной политики.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на первого заместителя Губернатора - члена Правительства Нижегородской области Ю.П. Сентюрина.
Губернатор Г.М. Ходырев
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 08.08.2003 № 239
Программа
"Молодежь Нижегородской области" на 2003-2006 годы
(далее - Программа)
Наименование программы |
| Молодежь Нижегородской области |
Основание для разработки |
| Федеральная целевая программа "Молодежь России (2001-2005 годы)" (Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1015) |
Заказчик Программы |
| Правительство Нижегородской области |
Разработчик Программы |
| Министерство образования и науки Нижегородской области |
Цель Программы |
| Обеспечение правовых, организационных, социально-экономических, культурных, информационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека |
Задачи Программы |
| формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи; правовая защита и социальная поддержка молодежи, детских и молодежных общественных объединений; содействие в решении социально-экономических проблем молодежи; содействие в решении вопросов профессионального развития и занятости, повышении престижа рабочих профессий; стимулирование деловой активности молодежи, развитие молодежного предпринимательства; интеллектуальное и физическое развитие молодежи, развитие художественного и технического творчества, массовых видов детского и молодежного спорта и туризма, международных обменов; развитие системы переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодёжью, лидеров общественных объединений (формирование кадрового молодёжного резерва); стабилизация института молодой семьи; профилактика асоциальных явлений среди молодежи. |
Исполнители основных мероприятий Программы |
| Министерство образования и науки Нижегородской области; Администрация Губернатора Нижегородской области; Министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области; Министерство труда и социальной защиты Нижегородской области; Министерство культуры Нижегородской области; Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской области; Министерство здравоохранения Нижегородской области; Комитет по физической культуре и спорту Нижегородской области во взаимодействии с Департаментом федеральной государственной службы занятости населения по Нижегородской области; ГУВД Нижегородской области; Органами местного самоуправления Нижегородской области; Нижегородским областным Советом Российской оборонной спортивно-технической организации; Детскими и молодежными общественными объединениями. |
Сроки реализации Программы |
| 2003-2006 годы |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы |
| Программа "Молодежь Нижегородской области 2003 - 2006 годы" является среднесрочной программой. Реализация мероприятий программы позволит решить целый ряд актуальных социальных молодёжных проблем, продвинуться в развитии профилактических и воспитательных мер по сотрудничеству органов исполнительной власти и общественных организаций: совершенствование нормативно-правовых основ областной государственной молодежной политики; формирование в молодежной среде гражданско-патриотического отношения к Родине; обеспечение доступности образования, профессиональной подготовленности молодежи к трудовой деятельности; снижение уровня безработицы среди молодежи, обеспечение вторичной и сезонной занятости молодежи; рост деловой активности и предприимчивости молодежи; повышение интеллектуального и творческого потенциала молодёжи; улучшение физического здоровья молодого поколения; рост социальной активности и самореализации молодёжи; стимулирование гражданского становления, привлечения молодых граждан и общественных объединений молодежи к непосредственному участию в формировании демократического правового общества; развитие областной системы информационного обеспечения молодёжи; повышение уровня профессиональной подготовки специалистов, работающих в сфере государственной молодёжной политики региона; |
|
| стабилизация института молодой семьи; улучшение социально-бытовых и жилищных условий молодёжи; формирование условий для поддержки молодой семьи, готовности молодежи к созданию семьи; снижение уровня преступности, наркомании и алкоголизма в молодежной среде. |
Предполагаемые источники и объемы финансирования |
| Предполагаемый объем необходимых финансовых средств для реализации программы в 2003-2006 годах - 79586 тысяч рублей из областного бюджета. В том числе по годам: |
Система контроля |
| Правительство Нижегородской области, министерство образования и науки Нижегородской области |
Структура Программы |
| 1. Паспорт Программы 2. Основные мероприятия программы |
Настоящая программа разработана в целях выполнения Федеральной целевой программы "Молодежь России (2001-2005 годы)" (Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 № 1015) и во исполнение Закона Нижегородской области от 25 апреля 1997 г. № 70-З "О молодежной политике в Нижегородской области", а также Федерального Закона от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений", Указа Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. № 727 "О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодёжи", Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 1996 г. № 387 "О дополнительных мерах поддержки молодежи в Российской Федерации", Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 "О занятости в Российской Федерации", Закона Нижегородской области от 20 мая 2003 г. "О квотировании рабочих мест".
Областная межведомственная Программа "Молодежь Нижегородской области (2003 -2006 гг.)" разработана с учетом десятилетнего опыта реализации государственной молодежной политики в Нижегородской области и выполнения аналогичных программ в предыдущие годы. Ее характер обеспечивает закрепление и развитие тех позитивных результатов в сфере молодежной политики, которых удалось достичь к 2003 году областными органами исполнительной власти совместно с органами по делам молодежи муниципальных образований.
В 56 районах и городах области созданы и действуют муниципальные структуры в сфере молодежной политики. Кроме муниципальных органов по делам молодежи созданы и действуют структуры по работе с молодежью на ряде предприятий области (в 2001 году - на 38 предприятиях в 12 районах области, в 2002 году - на 80 предприятиях в 20 городах и районах). В 39 районах (городах) приняты и действуют программы “Молодёжь района (города)”.
Основными направлениями государственной молодёжной политики в деятельности органов по делам молодёжи за прошедший период стали: гражданско-патриотическое воспитание, профилактика асоциального поведения, решение социально-экономических проблем молодёжи, организация досуга молодёжи, международное молодёжное сотрудничество.
В результате целенаправленной деятельности органов исполнительной власти по реализации государственной молодёжной политики в муниципальных образованиях:
- в 37 районах (городах) приняты программы патриотического воспитания молодёжи;
- возросло количество военно-патриотических клубов (2000 год - 43 клуба, 2002 год - 77 клубов);
- снизился уровень преступности в молодёжной среде (в 2002 году на 34% меньше, по соотношению с 2001 годом);
- снизился уровень безработицы молодёжи в общем числе безработных граждан (до 24.6 % - 2002 г. по сравнению с 30% - 1996 г.);
- возрождается деятельность студенческих строительных отрядов (в 2002 г. на территории области действовало 24 отряда (731 человек));
- сформирована система досуговых мероприятий для студенческой молодёжи;
- в 12 крупных городах области действуют психолого-педагогические службы "Телефон доверия", учреждения по социальной работе с молодёжью;
- возросло количество структур по работе с молодёжью на предприятиях области;
- создана система подготовки повышения квалификации специалистов органов по делам молодёжи (ежегодно через систему курсов повышения квалификации и семинаров проходит около 80% специалистов органов по делам молодёжи).
Вместе с тем развитие государственной молодёжной политики на территории Нижегородской области осуществляется органами по делам молодёжи в условиях социально-экономической нестабильности, утери равных шансов на получение образовательных, медицинских, социально-бытовых, жилищных услуг, достойной работы, а также нарастания негативных тенденций в развитии демографической ситуации.
Работа с молодыми семьями развивается на фоне "старения" населения и сокращения рождаемости. По данным государственной статистики Нижегородская область занимает 12 место в Приволжском Федеральном округе по рождаемости. Большинство молодых семей ориентировано на рождение не более одного ребенка, молодые семьи крайне неустойчивы и около 50 % их распадается. Остро стоит проблема с решением жилищных проблем молодежи.
За последние годы выросло количество студентов в учреждениях высшего и среднего профессионального образования области (общее количество студентов 1997 г. - 118 тыс. человек, 2002 г. - 245 тыс. человек). Эти данные свидетельствуют о возросшей значимости и ценности получения образования среди молодёжи. Вместе с тем стремление молодежи к образованию наталкивается на барьеры социального порядка: качественные формы высшего образования становятся менее доступными для широких слоев молодежи.
Обострилась проблема востребованности работодателями определенного уровня образовательной и практической подготовки молодых людей. В общей численности населения молодёжь составляет 40% от трудоспособного населения. В связи с этим повышение конкурентоспособности молодёжи на рынке труда выходит на одно из приоритетных мест. В то же время молодёжь является одной из самых уязвимых групп населения на рынке труда в силу отсутствия достаточных профессиональных знаний, квалификации и трудовых навыков. Одним из важных направлений по обеспечению занятости молодёжи должно стать возрождение престижа рабочих профессий и развитие молодёжного предпринимательства.
Особую роль в реализации государственной молодёжной политики играют молодёжные и детские общественные объединения. Поддержка деятельности детских и молодёжных общественных объединений будет осуществляться через систему конкурсов проектов (программ) по реализации социально значимых инициатив.
Важное место в реализации молодёжной политики на территории области занимает профилактика асоциального поведения. Реализация целенаправленных мероприятий органов по делам молодёжи совместно с муниципальными органами исполнительной власти позволила наметить тенденцию снижения уровня правонарушений в молодёжной среде (в 2002 году на 34% меньше по соотношению с 2001 годом). Однако профилактика правонарушений среди молодёжи остается актуальной проблемой в деятельности муниципальных органов по делам молодёжи.
В настоящий момент назрела необходимость объединения усилий всех органов законодательной и исполнительной власти, общественных объединений по реализации государственной молодежной политики в Нижегородской области, выработки единой системы действий в данной сфере.
Программа "Молодежь Нижегородской области (2003 -2006 гг.)" способствует объединению и координации этой многоплановой работы в эффективной и планомерной реализации комплекса мер, направленных на решение первостепенных молодежных проблем.
Основной целью Программы является обеспечение правовых, организационных, социально-экономических, культурных, информационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека.
Основные задачи программы "Молодежь Нижегородской области на 2003-2006 годы":
- формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи;
- правовая защита и социальная поддержка молодежи, детских и молодежных общественных объединений;
- содействие в решении социально-экономических проблем молодежи;
- содействие в решении вопросов профессионального развития и занятости, повышении престижа рабочих профессий;
- стимулирование деловой активности молодежи, развитие молодежного предпринимательства;
- интеллектуальное и физическое развитие молодежи, развитие художественного и технического творчества, массовых видов детского и молодежного спорта и туризма, международных обменов;
- развитие системы переподготовки и повышения квалификации специалистов по работе с молодёжью, лидеров общественных объединений (формирование кадрового молодёжного резерва);
- стабилизация института молодой семьи;
- профилактика асоциальных явлений среди молодежи.
Укрепление нормативной правовой базы государственной молодёжной политики в области:
совершенствование существующей нормативной правовой базы в сфере молодёжной политики и разработка нормативных правовых актов по реализации направлений государственной молодёжной политики на территории области.
Формирование условий для гражданского становления, духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи:
разработка и внедрение элементов и форм гражданско-патриотического воспитания в системе общего и профессионального образования; развитие системы взаимосвязей армии и молодежи;
методическое обеспечение работы по развитию гражданственности, духовно-нравственному и патриотическому становлению молодежи;
всесторонняя поддержка деятельности военно-патриотических клубов и общественных объединений;
организация и проведение мероприятий, посвященных юбилейным и памятным датам отечественной истории и культуры;
координация и поддержка деятельности молодежных объединений по поиску и захоронению останков погибших воинов, увековечиванию памяти защитников Отечества.
Решение социально-экономических проблем молодежи:
решение вопросов трудовой занятости молодежи. Поддержка деятельности центров временной и сезонной занятости молодежи, молодежных бирж труда, студенческих отрядов, молодежных объединений, реализующих программы в сфере занятости и профориентации молодежи и подростков;
поддержка деловой активности молодёжи и молодежного предпринимательства;
поддержка работающей молодёжи: развитие движения наставничества, организация и проведение конкурсов профессионального мастерства.
Интеллектуальное и физическое развитие молодежи:
поддержка талантливой молодежи;
стимулирование инновационной деятельности молодых людей;
развитие художественного и технического творчества молодежи;
поддержка массового детского и молодежного спорта;
международное молодежное сотрудничество. Развитие международных молодёжных отношений с целью взаимного обмена информацией по молодежной проблематике, в том числе безработицы, наркомании, преступности, получения социальных гарантий.
Поддержка деятельности детских и молодежных общественных объединений:
государственная поддержка детских и молодежных общественных объединений;
организационно-методическая и финансовая поддержка реализации социально значимых программ и проектов детских и молодежных общественных объединений;
развитие системы социального проектирования.
Кадровое и информационное обеспечение государственной молодёжной политики:
развитие системы переподготовки и повышения квалификации специалистов органов по делам молодёжи;
информационное обеспечение и подготовка кадров молодёжных и детских объединений, привлечение их к выполнению государственного заказа на осуществление разных видов деятельности, являющихся приоритетными при реализации государственной молодёжной политики;
создание сайта в сети Интернет в целях информационного обеспечения реализации региональной молодёжной политики;
- взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам освещения реализации государственной молодёжной политики в Нижегородской области.
Стабилизация и укрепление института молодой семьи: