НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ
ЗАКОН
от 20 сентября 2004 года № 103-З
Об утверждении областной целевой программы
"Молодой семье - доступное жилье"
на 2004 - 2010 годы
(с изменениями на 19 июля 2006 г.)
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Нижегородской области от 25 декабря 2008 года № 190-З
__________________________________________________________________________
-------------------------------------------------------------------------------------
Документ с изменениями, внесенными:
Законом Нижегородской области от 07.06.2006 № 47-З;
Законом Нижегородской области от 19.07.2006 № 74-З
-------------------------------------------------------------------------------------
Принят Законодательным Собранием 26 августа 2004 года
Статья 1
Утвердить областную целевую программу "Молодой семье - доступное жилье" на 2004-20010 годы.
Статья 2
(статья 2 - в ред.Закона области от 07.06.2006 № 47-З)
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Губернатор области Г.М. Ходырев
Нижний Новгород
20 сентября 2004 года
№ 103-З
(программа изложена в новой редакции Законом области от 19.07.2006 № 74-З)
Утверждена
Законом Нижегородской области
от 20 сентября 2004 года № 103-З
(в редакции Закона Нижегородской области
"О внесении изменения в
областную целевую программу
"Молодой семье - доступное жилье"
на 2004-2010 годы")
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"МОЛОДОЙ СЕМЬЕ - ДОСТУПНОЕ ЖИЛЬЕ"
НА 2004-2010 ГОДЫ
Наименование Программы | областная целевая программа "Молодой семье - доступное жилье" на 2004-2010 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | постановление Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы"; |
Государственный заказчик Программы | Правительство Нижегородской области |
Разработчики Программы | департамент образования Нижегородской области, министерство строительства Нижегородской области |
Цель Программы | создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Нижегородской области |
Основные задачи Программы | создание системы нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективную государственную поддержку молодых семей в приобретении (строительстве) жилья; |
Исполнители Программы | министерство строительства Нижегородской области; |
Сроки и этапы реализации Программы | 2004-2010 годы: |
Финансовое обеспечение Программы* | предполагаемый общий объем финансовых средств, необходимых для реализации Программы, составляет 1726603 тыс. рублей, из них средства областного бюджета - 358810 тыс. рублей, в том числе по годам: |
Ожидаемые результаты реализации Программы | решение жилищной проблемы 3512 молодых семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, включенных органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области в число участников Программы; |
Контроль за реализацией Программы | контроль за реализацией Программы осуществляет Правительство Нижегородской области |
* объемы финансирования Программы за счет средств областного бюджета могут ежегодно корректироваться в соответствии с финансовыми возможностями областного бюджета на соответствующий финансовый год.
Областная целевая программа "Молодой семье - доступное жилье" на 2004-2010 годы разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года № 675 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы", постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 865 "О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", Закона Нижегородской области от 25 апреля 1997 года № 70-З "О молодежной политике в Нижегородской области" в части обеспечения социально-экономических гарантий реализации государственной молодежной политики.
Анализ демографической ситуации в России показывает, что идет резкое снижение рождаемости и увеличение смертности населения. Сегодня в нашей стране детей рождается в два раза меньше, чем требуется только для замещения поколений, т.е. простого воспроизводства. Вместо 2,15 детей в среднем на 1 женщину в России суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,2-1,3, а в Нижегородской области - 1,13.
Неудовлетворительное жилищное положение, вынужденное проживание с родителями одного из супругов снижает уровень рождаемости и увеличивает количество разводов среди молодых семей. Так, в 2003 году было зарегистрировано 24744 брака, 31687 человек оформили документы о разводе (большая часть разводов приходится на молодые семьи). Социологические исследования относят жилищные условия и доходы молодой семьи к важнейшим причинам, определяющим мотивацию молодой семьи в вопросах рождения детей. В связи с этим продуманная и реалистичная политика в отношении семьи, расширение экономической поддержки семьи и, в частности, помощь в приобретении (строительстве) жилья могут наиболее серьезным образом повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
На 2004 год в Нижегородской области проживало около 1 миллиона семей, в том числе примерно 500 тыс. семей воспитывало несовершеннолетних детей. Более 170 тыс. семей (около 442 тыс. человек) состояло в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий, причем около 22 процентов от общей численности этих семей составляли молодые семьи, фактически более 37400 молодых семей нуждались в улучшении жилищных условий. По официальным данным в органах местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий состояло примерно 3 тыс. молодых семей, в которых оба супруга не достигли 30-летнего возраста. По данным социологических исследований, проведенных в ходе разработки Программы в Кстовском, Павловском, Володарском, Городецком районах области и в Ленинском районе г.Нижний Новгород, 70 процентов молодых семей живут в общежитиях, коммунальных квартирах, с родителями или арендуют жилую площадь, что является подтверждением того, что большинство молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вообще не обращалось в органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, либо эти семьи находятся в очереди на получение жилья по месту работы.
Применяемые в настоящее время механизмы по предоставлению жилья гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, не решают сложившейся жилищной проблемы. За 2004-2005 годы очередникам было предоставлено всего 270 тыс. кв. метров жилья, что составляет около 5,4 тыс. квартир. Таким образом, ежегодно лишь 3 процента от общего числа граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, могут улучшить свои жилищные условия.
В результате длительного оттока молодежи из села, низкой рождаемости, обострившихся социальных проблем наметилась устойчивая тенденция старения сельского населения. Очень сложным остается положение с обеспеченностью сельскохозяйственных организаций кадрами: дефицит кадров специалистов в агропромышленной сфере составляет более 1300 человек.
В настоящее время учреждения здравоохранения районов Нижегородской области испытывают потребность в молодых специалистах. Остро стоит проблема улучшения жилищных условий работников учреждений культуры и социального обслуживания населения в Нижегородской области. Аналогичная ситуация складывается и с педагогическими кадрами. В 2004 году в Нижегородской области насчитывалось более 5 тыс. педагогов, нуждающихся в получении жилья.
Решение жилищной проблемы, будь то строительство индивидуального жилого дома или приобретение квартиры на первичном (вторичном) рынке, требует больших материальных ресурсов. Как правило, молодая семья не располагает достаточным капиталом для приобретения (строительства) жилья.
В условиях опережающего роста стоимости жилья относительно сводного индекса цен механизм накопления необходимой суммы на приобретение (строительство) жилья оказывается неэффективным. Кредитные ресурсы, которые молодая семья может привлечь для решения жилищной проблемы, дороги, и сумма их порой недостаточна ввиду невысокой платежеспособности молодых супругов. В то же время темпы роста денежных доходов населения опережают темпы роста потребительских цен, что свидетельствует об увеличении потенциальной возможности по привлечению кредитных ресурсов и своевременной оплате кредитных обязательств.
Таблица 1
Соотношение доходов и стоимости 1 кв. метра жилья
2001 год | 2002 год | Динамика 2002 год к 2001 году (%) | 2003 год | Динамика 2003 год к 2002 году (%) | |
Стоимость 1 кв.м жилья (на декабрь текущего года) | 5967 | 7335 | 122,9 | 9819 | 133,9 |
Сводный индекс цен | 115,4 | 115,3 | |||
Среднедушевые доходы в месяц | 2383 | 3175 | 133,2 | 3910 | 123,2 |
Покупательская способность (кол-во кв.м за год) | 4,8 | 5,2 | 108,3 | 4,8 | 92,3 |
График
Динамика стоимости 1 кв. метра жилья
Таким образом, в современных условиях, когда большинство молодых семей не имеет возможности решить жилищную проблему самостоятельно, требуется проведение государственной политики в отношении поддержки молодых семей в приобретении или строительстве жилья, что, в свою очередь, позволит повлиять на репродуктивное поведение молодежи.
Для решения жилищной проблемы требуется участие и взаимодействие органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области, что обусловливает необходимость применения программно-целевого подхода.
Настоящая Программа создана на основе изучения жилищной проблемы молодежи и предполагает разработку и развитие системы государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья. Программа охватывает разные категории молодых семей, в том числе социально-уязвимые (семьи, имеющие детей-инвалидов, супруги - инвалиды, молодые специалисты бюджетной сферы и сельского хозяйства). В определенной мере Программа будет решать проблему сиротства в Нижегородской области, поскольку одной из мер по поддержке молодых семей при усыновлении ребенка является субсидия из средств областного и местного бюджетов на приобретение (строительство) жилья.
Создание системы государственной поддержки молодых семей на территории Нижегородской области путем консолидации бюджетного финансирования и средств населения в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года № 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" позволило в 2005 году получить дополнительное финансирование в объеме 13 млн. рублей из средств федерального бюджета на софинансирование Программы.
Социальный эффект реализации Программы выразится в улучшении демографической ситуации в Нижегородской области через повышение уровня рождаемости, обеспечении жильем молодых семей, сохранении и привлечении молодых специалистов в организации бюджетной сферы и агропромышленного комплекса, оказании поддержки социально уязвимым категориям молодых семей.
До сих пор отсутствовал программно-целевой подход в решении данной проблемы. В соответствии с постановлением Администрации Нижегородской области от 27 февраля 1998 года № 47 "О льготном жилищном кредитовании граждан" предусмотрен комплекс мер по льготному кредитованию граждан: выделение долгосрочных льготных кредитов под 8 процентов годовых многим категориям населения, в том числе и молодым семьям. Однако количество кредитов, выделяемых молодым семьям, составляет около 30 процентов от общего числа выдаваемых кредитов, что не может решить жилищную проблему молодых семей по Нижегородской области в целом. Об этом свидетельствует и статистика рождаемости.
Другой формой государственной поддержки граждан в приобретении (строительстве) жилья является ипотечное кредитование граждан (постановление Правительства Нижегородской области от 28 июня 2002 года № 147 "Об ипотечном жилищном кредитовании населения Нижегородской области").
Механизм реализации Программы позволяет привлечь средства областного и местных бюджетов, а также личные средства заемщиков.
Государственная поддержка молодых семей может осуществляться в различных формах, предусмотренных действующим законодательством и настоящей Программой, включая предоставление безвозмездных субсидий и льготных кредитов.
Настоящая Программа является новым шагом в социально-экономической политике Нижегородской области. В Программе предусматривается погашение процентной ставки за пользование льготным кредитом из средств областного и местных бюджетов, что позволяет снизить нагрузку на молодые семьи по выплате основного долга по кредитным обязательствам.
Целью Программы является создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы для улучшения демографической ситуации в Нижегородской области.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
создание системы нормативных правовых актов, обеспечивающих эффективную государственную поддержку молодых семей в приобретении (строительстве) жилья;
создание механизма реализации системы государственной поддержки молодых семей в приобретении (строительстве) жилья;
обеспечение государственной поддержки по улучшению жилищных и социально-бытовых условий молодых семей;
пропаганда новых приоритетов демографического поведения молодого населения, связанных с укреплением семейных отношений и многодетностью;
привлечение и консолидация бюджетных и внебюджетных источников финансирования для решения проблемы обеспечения жильем молодых семей.
Участник Программы - молодая семья - семья, официально зарегистрированная в органах записи актов гражданского состояния, в которой возраст каждого из супругов не превышает 30 лет (на момент получения финансовой поддержки), при этом супруги постоянно проживают и зарегистрированы на территории Нижегородской области. К указанной категории также относятся неполные семьи, состоящие из одного родителя в возрасте до 30 лет (на момент получения финансовой поддержки) и несовершеннолетнего ребенка (детей).
В состав участников Программы органами местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Нижегородской области включаются молодые семьи, поставленные на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до вступления в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, а также молодые семьи, проживающие в жилых помещениях, общая площадь которых, приходящаяся на одного члена семьи, зарегистрированного в указанных жилых помещениях, не превышает учетной нормы площади жилого помещения, установленной на территории данного муниципального образования соответствующим органом местного самоуправления для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий после вступления в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Основные формы оказания помощи молодым семьям в приобретении (строительстве) жилья - льготные целевые жилищные кредиты и безвозмездные жилищные субсидии.
Льготный целевой жилищный кредит - целевой долгосрочный кредит на приобретение (строительство) жилья, предоставляемый уполномоченным банком молодой семье на длительный срок по ставке ниже рыночного уровня.
Субсидия из средств областного и местных бюджетов - безвозмездная выплата отдельным категориям молодых семей денежных средств на покупку (приобретение) жилья из средств областного и местных бюджетов.
Приобретаемое (строящееся) жилье - строящаяся или готовая к заселению квартира (в том числе в домах жилищно-строительных кооперативов), а также индивидуальный жилой дом.