Недействующий
БЕСПЛАТНО проверьте актуальность своей документации
с «Кодекс/Техэксперт АССИСТЕНТ»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О высшем и послевузовском профессиональном образовании *О)

(с изменениями на 3 декабря 2011 года)
(редакция, действующая с 1 февраля 2012 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 сентября 2013 года на основании
Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Федеральным законом от 10 июля 2000 года N 92-ФЗ (Российская газета, N 134, 12.07.2000);

Федеральным законом от 7 августа 2000 года N 122-ФЗ (Парламентская газета, N 151-152, 10.08.2000) (изменения вступили в силу с 1 января 2001 года);

Федеральным законом от 27 декабря 2000 года N 150-ФЗ (Российская газета, N 245-246, 28.12.2000, N 247, 29.12.2000, N 248, 30.12.2000, N 1, 04.01.2001, N 3, 06.01.2001, N 4, 10.01.2001);

Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 194-ФЗ (Российская газета, N 256, 31.12.2001);

Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 71-ФЗ (Российская газета, N 115, 28.06.2002);

Федеральным законом от 24 декабря 2002 года N 176-ФЗ (Парламентская газета, N 246-247, 28.12.2002, N 248-249, 31.12.2002, N 3, 9.01.2003);

Федеральным законом от 10 января 2003 года N 11-ФЗ (Российская газета, N 4, 14.01.2003);

Федеральным законом от 5 апреля 2003 года N 41-ФЗ (Российская газета, N 67, 09.04.2003) (положения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2003 года);

Федеральным законом от 7 июля 2003 года N 119-ФЗ (Парламентская газета, N 124-125, 10.07.2003) (вступил в силу с 1 сентября 2003 года);

Федеральным законом от 23 декабря 2003 года N 186-ФЗ (Парламентская газета, N 239, 27.12.2003, Парламентская газета, N 240-241, 30.12.2003, Парламентская газета, N 242-243, 31.12.2003, Парламентская газета, N 1, 06.01.2004);

Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ (Российская газета, N 188, 31.08.2004) (о порядке вступления в силу см. статью 155 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ);

Федеральным законом от 21 апреля 2005 года N 35-ФЗ (Российская газета, N 86, 26.04.2005) (вступил в силу с 1 апреля 2005 года);

Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ (Российская газета, N 297, 31.12.2005) (о порядке вступления в силу см. статью 35 Федерального закона от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ);

Федеральным законом от 6 июля 2006 года N 104-ФЗ (Российская газета, N 152, 14.07.2006) (о порядке вступления в силу см. статью 7 Федерального закона от 6 июля 2006 года N 104-ФЗ);

Федеральным законом от 18 июля 2006 года N 113-ФЗ (Российская газета, N 156, 20.07.2006);

Федеральным законом от 16 октября 2006 года N 161-ФЗ (Российская газета, N 233, 18.10.2006) (вступил в силу с 1 ноября 2006 года);

Федеральным законом от 3 ноября 2006 года N 175-ФЗ (Российская газета, N 250, 08.11.2006) (о порядке вступления в силу см. статью 10 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 175-ФЗ);

Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ (Российская газета, N 297, 31.12.2006) (о порядке вступления в силу см. статью 29 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ);

Федеральным законом от 6 января 2007 года N 1-ФЗ (Российская газета, N 1, 10.01.2007);

Федеральным законом от 9 февраля 2007 года N 17-ФЗ (Российская газета, N 31, 14.02.2007) (о порядке вступления в силу см. статью 3 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 17-ФЗ);

Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 56-ФЗ (Российская газета, N 87, 25.04.2007);

Федеральным законом от 13 июля 2007 года N 131-ФЗ (Российская газета, N 152, 17.07.2007) (вступил в силу с 1 сентября 2007 года);

Федеральным законом от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ (Российская газета, N 237, 24.10.2007) (о порядке вступления в силу см. статью 38 Федерального закона от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ);

Федеральным законом от 24 октября 2007 года N 232-ФЗ (Российская газета, N 141, 27.10.2007);

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 307-ФЗ (Российская газета, N 273, 06.12.2007);

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 308-ФЗ (Российская газета, N 272, 05.12.2007);

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ (Российская газета, N 272, 05.12.2007);

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 313-ФЗ (Российская газета, N 272, 05.12.2007);

Федеральным законом от 28 февраля 2008 года N 14-ФЗ (Российская газета, N 47, 05.03.2008);

Федеральным законом от 24 апреля 2008 года N 50-ФЗ (Российская газета, N 94, 30.04.2008);

Федеральным законом от 15 июля 2008 года N 119-ФЗ (Российская газета, N 153, 18.07.2008) (вступил в силу с 1 сентября 2008 года);

Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ (Российская газета, N 158, 25.07.2008) (вступил в силу с 1 января 2009 года);

Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ (Российская газета, N 266, 30.12.2008) (о порядке вступления в силу см. статью 31 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ);

Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 286-ФЗ (Российская газета, N 266, 30.12.2008);

Федеральным законом от 10 февраля 2009 года N 18-ФЗ (Российская газета, N 25, 13.02.2009);

Федеральным законом от 13 февраля 2009 года N 19-ФЗ (Парламентская газета, N 9, 17.02.2009);

Федеральным законом от 18 июля 2009 года N 184-ФЗ (Российская газета, N 132, 21.07.2009);

Федеральным законом от 2 августа 2009 года N 217-ФЗ (Российская газета, N 142, 04.08.2009);

Федеральным законом от 10 ноября 2009 года N 260-ФЗ (Российская газета, N 214, 13.11.2009);

Федеральным законом от 17 декабря 2009 года N 321-ФЗ (Российская газета, N 246, 22.12.2009);

Федеральным законом от 21 декабря 2009 года N 329-ФЗ (Российская газета, N 247, 23.12.2009);

Федеральным законом от 21 декабря 2009 года N 333-ФЗ (Российская газета, N 247, 23.12.2009);

Федеральным законом от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ (Российская газета, N 252, 29.12.2009) (о порядке вступления в силу см. статью 28 Федерального закона от 27 декабря 2009 года N 374-ФЗ) (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 8 ноября 2010 года N 293-ФЗ);

Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ (Российская газета, N 100, 12.05.2010) (о порядке вступления в силу см. статью 33 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ);

Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 198-ФЗ (Российская газета, N 168, 30.07.2010);

Федеральным законом от 8 ноября 2010 года N 293-ФЗ (Российская газета, N 253, 10.11.2010) (вступил в силу с 1 января 2011 года);

Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 426-ФЗ (Российская газета, N 297, 31.12.2010) (вступил в силу с 1 января 2011 года);

Федеральным законом от 2 февраля 2011 года N 2-ФЗ (Российская газета, N 23, 04.02.2011);

Федеральным законом от 16 июня 2011 года N 144-ФЗ (Российская газета, N 131, 21.06.2011);

Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ (Российская газета, N 160, 25.07.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 71 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 242-ФЗ);

Федеральным законом от 6 октября 2011 года N 271-ФЗ (Российская газета, N 228, 12.10.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 2 Федерального закона от 6 октября 2011 года N 271-ФЗ);

Федеральным законом от 6 ноября 2011 года N 290-ФЗ (Российская газета, N 251, 09.11.2011) (вступил в силу с 1 января 2012 года);

Федеральным законом от 16 ноября 2011 года N 318-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.11.2011) (вступил в силу с 1 февраля 2012 года);

Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 326-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 21.11.2011) (о порядке вступления в силу см. статью 9 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 326-ФЗ);

Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 384-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.12.2011);

Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 385-ФЗ (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.12.2011) (вступил в силу с 1 февраля 2012 года).

____________________________________________________________________

     

  Принят
Государственной Думой
19 июля 1996 года

Одобрен
Советом Федерации
7 августа 1996 года

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования

1. Правовое регулирование отношений в области высшего и послевузовского профессионального образования осуществляется настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; дополнен с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ - см. предыдущую редакцию).

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Статья 2. Государственная политика и государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования

1. Государственная политика в области высшего и послевузовского профессионального образования основывается на принципах, определенных Законом Российской Федерации "Об образовании", а также на следующих принципах:

1) подпункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию;

2) непрерывность и преемственность процесса образования;

3) интеграция системы высшего и послевузовского профессионального образования Российской Федерации при сохранении и развитии достижений и традиций российской высшей школы в мировую систему высшего образования;

4) конкурсность и гласность при определении приоритетных направлений развития науки, техники, технологий, а также подготовки специалистов, переподготовки и повышения квалификации работников;

5) государственная поддержка подготовки специалистов, приоритетных направлений научных исследований в области высшего и послевузовского профессионального образования (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

2. Пункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ. - См. предыдущую редакцию.

3. Государство обеспечивает приоритетность развития высшего и послевузовского профессионального образования посредством:

1) финансового обеспечения за счет средств федерального бюджета обучения в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования не менее чем ста семидесяти студентов на каждые десять тысяч человек, проживающих в Российской Федерации (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

2) расширения доступа граждан Российской Федерации к высшему образованию (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

3) подпункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию;

4) предоставления обучающимся (студентам, аспирантам, докторантам и другим категориям обучающихся) в государственной системе высшего и послевузовского профессионального образования государственных стипендий, мест в общежитиях, иных мер социальной поддержки в соответствии с законодательством (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);    

5) создания условий для равной доступности высшего и послевузовского профессионального образования;

6) подпункт утратил силу с 1 января 2005 года - Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ - см. предыдущую редакцию.

7) создания условий для интеграции высшего и послевузовского профессионального образования и науки (подпункт дополнительно включен с 16 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 308-ФЗ).

4. Гражданам Российской Федерации гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного высшего и послевузовского профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования в пределах федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований и устанавливаемых в соответствии с пунктом 4 статьи 5 настоящего Федерального закона образовательных стандартов и требований, если образование данного уровня гражданин получает впервые (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *2.4)

5. Гражданам Российской Федерации гарантируется свобода выбора формы получения высшего и послевузовского профессионального образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности).

Ограничения прав граждан на получение высшего и послевузовского профессионального образования могут быть установлены исключительно федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статья 2_1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки

1. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки имеет целями кадровое обеспечение научных исследований, а также развитие и совершенствование системы образования путем использования новых знаний и достижений науки и техники.

2. Интеграция высшего и послевузовского профессионального образования и науки может осуществляться в разных формах, в том числе:

1) проведения высшими учебными заведениями научных исследований и экспериментальных разработок за счет грантов или иных источников финансового обеспечения (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

2) привлечения высшими учебными заведениями работников научных организаций и научными организациями работников высших учебных заведений на договорной основе для участия в образовательной и (или) научной деятельности;

3) осуществления высшими учебными заведениями и научными организациями совместных научно-образовательных проектов, научных исследований и экспериментальных разработок, а также иных совместных мероприятий на договорной основе;

4) реализации научными организациями образовательных программ послевузовского профессионального образования, а также образовательных программ дополнительного профессионального образования;

5) создания на базе высших учебных заведений научными организациями лабораторий, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

6) создания высшими учебными заведениями на базе научных организаций кафедр, осуществляющих образовательный процесс, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (подпункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2009 года Федеральным законом от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

(Статья дополнительно включена с 16 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 308-ФЗ)

     

Статья 3. Автономия образовательных учреждений высшего профессионального образования и академические свободы

(наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года
Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ, -

см. предыдущую редакцию)

1. Под автономией образовательного учреждения высшего профессионального образования (далее - высшее учебное заведение) понимается его самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения, утвержденным в установленном законодательством порядке (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2006 года Федеральным законом от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ, - см. предыдущую редакцию).

2. Высшее учебное заведение несет ответственность за свою деятельность перед личностью, обществом и государством. Контроль за соответствием деятельности высшего учебного заведения целям, предусмотренным его уставом, осуществляют в пределах своей компетенции учредитель высшего учебного заведения и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере образования и выдавший лицензию на ведение образовательной деятельности (далее - лицензия) (пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ; в редакции, введенной в действие с 6 мая 2007 года Федеральным законом от 20 апреля 2007 года N 56-ФЗ, - см. предыдущую редакцию). *3.2)

3. Педагогическим работникам из числа профессорско-преподавательского состава, научным работникам и студентам высшего учебного заведения предоставляются академические свободы, в том числе свобода педагогического работника высшего учебного заведения излагать учебный предмет по своему усмотрению, выбирать темы для научных исследований и проводить их своими методами, а также свобода студента получать знания согласно своим склонностям и потребностям.

Предоставляемые академические свободы влекут за собой академическую ответственность за создание оптимальных условий для свободного поиска истины, ее свободного изложения и распространения.

Глава II. СИСТЕМА ВЫСШЕГО И ПОСЛЕВУЗОВСКОГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья 4. Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования

Структура системы высшего и послевузовского профессионального образования представляет собой совокупность:

федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, федеральных государственных требований к послевузовскому профессиональному образованию и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования (абзац в редакции, введенной в действие с 5 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

имеющих лицензии высших учебных заведений, научных организаций и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования (абзац в редакции, введенной в действие с 16 декабря 2007 года Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 308-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских учреждений, организаций и предприятий, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2005 года Федеральным законом от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

органов, осуществляющих управление в сфере образования, и подведомственных им учреждений, организаций и предприятий (абзац в редакции, введенной в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ, - см. предыдущую редакцию);

общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений).

Статья 5. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования и федеральные государственные требования к послевузовскому профессиональному образованию. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования

1. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования предназначены для обеспечения:

1) единства образовательного пространства Российской Федерации;

2) качества высшего профессионального образования;

3) основы для объективной оценки деятельности образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования;

4) признания документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании.

(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 февраля 2012 года Федеральным законом от 3 декабря 2011 года N 385-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

2. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, а также образовательные стандарты и требования, устанавливаемые в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи, включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

3. Разработка и утверждение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. *5.3)

4. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, а также федеральные университеты и университеты, в отношении которых установлена категория "национальный исследовательский университет", вправе реализовывать образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно. *5.4.1)

Требования к условиям реализации и к результатам освоения основных образовательных программ, включаемые в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 13 ноября 2009 года Федеральным законом от 10 ноября 2009 года N 260-ФЗ. - См. предыдущую редакцию)

5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом вида высшего учебного заведения, образовательных потребностей и запросов обучающихся и включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практики, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, обеспечивает разработку на основе федеральных государственных образовательных стандартов или федеральных государственных требований примерных основных образовательных программ высшего профессионального образования и примерных основных образовательных программ послевузовского профессионального образования для обучающихся в аспирантуре, включающих в себя примерные программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).