ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 августа 2006 года № 247
Об утверждении областной целевой программы "Предупреждение
чрезвычайных ситуаций природного характера, обеспечение пожарной
безопасности, снижение негативных последствий крупных
техногенных аварий на 2007-2010 годы"
__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
постановления правительства Нижегородской области от 13 апреля 2009 года № 220
__________________________________________________________________________
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Законом Нижегородской области от 4 января 1996 года № 17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", распоряжением Правительства Нижегородской области от 2 декабря 2005 года № 822-р "О мерах по предотвращению возникновения крупных аварий, чрезвычайных ситуаций, торфяных и лесных пожаров на территории Нижегородской области" Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Предупреждение чрезвычайных ситуаций природного характера, обеспечение пожарной безопасности, снижение негативных последствий крупных техногенных аварий на 2007-2010 годы" (далее - Программа).
2. Министерству финансов Нижегородской области при формировании областного бюджета на соответствующий год предусматривать средства на реализацию мероприятий Программы.
3. Комитету гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области подготовить проект закона Нижегородской области "О признании утратившим силу Закона Нижегородской области от 1 декабря 2004 года № 143-З "Об утверждении областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на 2005-2010 годы".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по строительству, энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству и информационным технологиям В.И.Лимаренко.
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания, но не ранее вступления в силу Закона Нижегородской области "О признании утратившим силу Закона Нижегородской области от 1 декабря 2004 года № 143-З "Об утверждении областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на 2005-2010 годы".
И.о. Губернатора | В.В. Клочай |
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 07.08.2006 № 247
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА,
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, СНИЖЕНИЕ НЕГАТИВНЫХ
ПОСЛЕДСТВИЙ КРУПНЫХ ТЕХНОГЕННЫХ АВАРИЙ НА 2007-2010 ГОДЫ"
Наименование Программы | областная целевая программа "Предупреждение чрезвычайных ситуаций природного характера, обеспечение пожарной безопасности, снижение негативных последствий крупных техногенных аварий на 2007-2010 годы" (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изменениями на 22 августа 2004 года); Закон Нижегородской области от 4 января 1996 года № 17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изменениями на 31 декабря 2004 года); Закон Нижегородской области от 26 октября 1995 года № 16-З "О пожарной безопасности" (с изменениями на 31 декабря 2004 года); распоряжение Правительства Нижегородской области от 2 декабря 2005 года № 822-р "О мерах по предотвращению возникновения крупных аварий, чрезвычайных ситуаций, торфяных и лесных пожаров на территории Нижегородской области" (с изменениями на 31 декабря 2005 года). |
Государственный заказчик Программы | Правительство Нижегородской области. |
Основной разработчик Программы | комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области |
Исполнители Программы | комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области. |
Основная цель Программы | последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития Нижегородской области |
Основные задачи Программы | - создание областной комплексной системы информирования и оповещения населения, создание научно-методических основ, методов и средств формирования культуры безопасности жизнедеятельности на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий и технических средств массовой информации; - обеспечение пожарной безопасности на территории Нижегородской области, создание необходимых предпосылок для укрепления пожарной безопасности населенных пунктов, предприятий промышленного и сельскохозяйственного комплексов, уменьшение гибели людей, травматизма и размера материальных потерь от огня, укрепление материально-технической базы подразделений пожарной охраны, обеспечение социальной защиты личного состава подразделений противопожарной службы Нижегородской области; - развитие и совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (территориальной подсистемы РСЧС); - развитие сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. |
Сроки и этапы реализации Программы | срок реализации Программы - 2007-2010 годы |
Перечень разделов Программы | - создание комплексной системы оповещения населения; - развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защиты населения и территорий от опасностей, обусловленных возникновением чрезвычайных ситуаций, а также средств и технологий ликвидации чрезвычайных ситуаций. |
Предполагаемые объемы и источники финансирования | общий объем финансирования Программы составляет 1201,04 млн. рублей. В том числе: по областному бюджету - 1201,04 млн. рублей, в том числе: 2007 год - 212,585 млн. рублей; Конкретные объемы финансирования мероприятий Программы определяются при разработке и утверждении областного бюджета на соответствующий год и могут корректироваться исходя из финансовых возможностей областного бюджета. Основной источник финансирования Программы - областной бюджет. В качестве дополнительных источников для реализации отдельных мероприятий Программы могут привлекаться иные источники финансирования, не запрещенные законодательством Российской Федерации. |
Система организации контроля за исполнением Программы | контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области. Текущая информация и ежеквартальные доклады о ходе выполнения Программы и об использовании средств областного бюджета представляются исполнителями Программы в установленном порядке. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | улучшение качества жизни населения путем снижения рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышения до приемлемого уровня безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, создание условий, способствующих устойчивому социально-экономическому развитию Нижегородской области. В результате реализации Программы за счет средств областного бюджета планируется достичь следующих показателей: снижение (по отношению к среднемноголетним показателям): количества гибели людей на 170-240 человек/год; количества пострадавшего населения на 480-550 чел/год. Основополагающими критериями для эффективного тушения пожаров являются наличие нормативного количества пожарной техники, ее техническое состояние, наличие в населенных пунктах пожарных депо, обеспечивающих нормативное значение зоны выезда пожарных подразделений. В настоящее время боле 900 населенных пунктов в Нижегородской области не входят в зону 3-х километрового радиуса обслуживания имеющихся пожарных депо, более 39% пожарных депо требуют реконструкции. По Нижегородской области среднее время прибытия на пожар первого пожарного подразделения противопожарной службы Нижегородской области в сельской местности составляет 20 мин. (по России 11,22 мин.). Средняя обеспеченность подразделений противопожарной службы Нижегородской области пожарной техникой составляет всего 70% от штатной нормы, при этом большинство имеющихся основных пожарных автомобилей подлежат списанию. Выполнение мероприятий целевой программы, направленных на укрепление материальной базы пожарных подразделений противопожарной службы Нижегородской области, позволит увеличить, с учетом списания, показатель оснащенности пожарной техникой до 75%, довести количество пожарных депо до 68% от нормативного, сократить время прибытия первого пожарного подразделения противопожарной службы Нижегородской области на пожар и довести данный показатель до уровня не ниже среднероссийского, что в целом благоприятно отразится на обеспечении пожарной безопасности населения и предприятий производственно-социальной сферы Нижегородской области. |
ТЕКСТ ПРОГРАММЫ
Современный период развития общества характеризуется все более нарастающими противоречиями между человеком и окружающей его природной средой. Крупные аварии и катастрофы техногенного и природного характера в последние десятилетия оказали существенное влияние на жизнь и здоровье населения планеты, его среду обитания.
В условиях сохранения угроз техногенного и природного характера одной из важнейших задач при обеспечении безопасности Нижегородской области становится повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от этих угроз.
Существо проблемы состоит в том, чтобы, обеспечив снижение количества чрезвычайных ситуаций и повышение уровня безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, создать в Нижегородской области необходимые условия для устойчивого развития путем объединения совместных усилий и финансовых средств.
Анализ информации о чрезвычайных ситуациях с учетом структуры угроз и динамики их изменений свидетельствует, что стихийные бедствия, связанные с опасными природными явлениями, пожарами, а также техногенные аварии являются основными источниками возникновения чрезвычайных ситуаций и представляют существенную угрозу для безопасности граждан, экономики Нижегородской области и, как следствие, для ее устойчивого развития.
В протоколе совместного заседания Совета Безопасности Российской Федерации и президиума Государственного совета Российской Федерации от 13 ноября 2003 года № 4 отмечено, что:
- в современных условиях негативные факторы техногенного и природного характера представляют одну из наиболее реальных угроз для стабильного социально-экономического развития страны;
- несмотря на проводимую работу по указанной проблеме, существующая государственная система управления не в полной мере соответствует качественным изменениям спектра угроз национальной безопасности Российской Федерации в данной области.
За последние два года на территории Нижегородской области произошли 225 чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в которых погибло 298, и пострадало свыше 4500 человек. Среднегодовой ущерб от чрезвычайных ситуаций, аварий и происшествий по Нижегородской области составляет 165 млн. руб. За этот же период в Нижегородской области произошло 9766 пожаров, в которых погибло 1164 человека, из них 39 детей, материальный ущерб составил более 316 миллионов рублей.
Одной из основных причин сложившейся ситуации является недостаточность выделяемых ассигнований на осуществление комплекса предупредительных и противопожарных мероприятий, а также недостаточная техническая оснащенность подразделений противопожарной службы Нижегородской области и аварийно-спасательной службы области.
Вследствие недостаточного финансирования мероприятий областной целевой программы "Пожарная безопасность Нижегородской области на 2004-2006 годы", утвержденной Законом Нижегородской области от 21 октября 2003 года № 95-З, указанные в ней цели не достигнуты. Из 153,9 млн. рублей предусмотренных на развитие и укрепление материально-технической базы подразделений государственной противопожарной службы за 2004-2006 годы было выделено 45,7 млн. рублей или 29,7% от планируемого финансирования вследствие чего на территории Нижегородской области не удалось обеспечить безопасные условия жизнедеятельности по линии противопожарной защиты, создать требуемые предпосылки для укрепления пожарной безопасности населенных пунктов и предприятий промышленного и сельскохозяйственного комплексов, значительно уменьшить гибель людей, травматизм и размеры материальных потерь от огня, укрепить материально-техническую базу противопожарной службы Нижегородской области.
Практически не финансировалась программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на 2005-2010 годы", утвержденная Законом Нижегородской области от 1 декабря 2004 года № 143-З. За два года из предусмотренных Программой 22,7 млн. рублей выделено 1 миллион 195 тысяч, что составляет всего 5,3%.
По состоянию на сегодняшний день потребность государственной противопожарной службы в технических средствах тушения пожаров удовлетворяется лишь на 14%, в том числе отмечается низкая оснащенность пожарных подразделений современными средствами пожаротушения.
Почти половина существующих зданий пожарных депо нуждаются в капитальном ремонте, причем 42 из них эксплуатируются фактически в аварийном состоянии. В 28 муниципальных образованиях Нижегородской области нет надлежащих условий для размещения и подготовки личного состава подразделений управления государственной противопожарной службы.
Медленно решается проблема обновления парка пожарной техники. Из 600 единиц техники, содержащейся за счет средств областного бюджета, более 70% подлежит списанию и обновлению. Пожарные автомобили сильно изношены, что влечет за собой увеличение затрат на их содержание и эксплуатацию. Практически отсутствует специальная техника для ведения первоочередных аварийно-спасательных работ на высотах, испытывается острый недостаток современных автомеханических лестниц и коленчатых подъемников высотой подъема до 50-60 метров. Личный состав не в полном объеме обеспечен средствами защиты: боевой одеждой и снаряжением, теплоотражательными костюмами.
В Нижегородской области 256 потенциально опасных объектов, в зоне поражающих факторов потенциальных чрезвычайных ситуаций проживает более 50 процентов населения. Ввиду наличия развитой нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической отраслей промышленности наибольшую потенциальную опасность представляют аварии, связанные с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Территория области относится ко второй степени химической опасности. Общая зона возможного заражения АХОВ составляет 1146 кв.километров. Существенную угрозу представляют аварии на трубопроводах, протяженность которых составляет более 10 тыс. километров. Площадь участков, на которых возможны загрязнения в случае прорывов только магистральных нефте- и продуктопроводов, составляют 1,8 тыс. кв. метров (1,3 процента территории Нижегородской области).
Полностью устарела и выработала свой ресурс система оповещения населения Нижегородской области об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
По расчетам международных экспертов и ученых РАН затраты на прогнозирование и обеспечение готовности к стихийным бедствиям в 10-15 раз меньше величины предотвращенного ущерба.
Целью государственной политики в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера должно стать обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и окружающей среды в пределах показателей приемлемого для государства риска.
Поэтому проблема снижения рисков и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера в Нижегородской области носит характер первостепенной важности, и ее решение относится к приоритетной сфере обеспечения безопасности Нижегородской области.
Современное состояние территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) Нижегородской области не в полной мере обеспечивают комплексное решение проблемы защиты населения и территорий от ЧС, в том числе и по причине недостаточного внедрения автоматизированных систем управления, сбора и передачи информации по вопросам защиты населения и территорий. Механизмом практической реализации основных положений государственной политики в области предупреждения ЧС и уменьшения их последствий должен стать программно-целевой метод.
Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
С учетом уровня угроз для безопасного развития Нижегородской области эффективное противодействие возникновению чрезвычайных ситуаций не может быть обеспечено только в рамках основной деятельности органов исполнительной власти области и органов местного самоуправления. Характер проблемы требует долговременной стратегии и организационно-финансовых механизмов взаимодействия, координации усилий и концентрации ресурсов субъектов экономики и институтов общества.
В системе действий по предотвращению чрезвычайных ситуаций существенное значение имеют система мер и их технологическое обеспечение, которые могут быть общими для разных по своей природе явлений (например, предупреждение населения и его отселение из опасной зоны с последующим восстановлением объектов или возведением их на новом месте).
Для повышения у населения уровня подготовленности, сознательности и убежденности в необходимости и важности правильных действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, уверенности в эффективности применяемых средств и методов внедрения норм безопасного поведения в окружающей обстановке, а также для оперативного оповещения и информирования населения в чрезвычайных ситуациях с учетом постоянного увеличения потока информации о различных опасностях необходимо активно использовать современные информационные и телекоммуникационные технологии.
Принятие общих решений о реализации тех или иных мер по предотвращению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их негативных последствий основывается на оценке экономической и общественной эффективности сценариев реагирования. Информация о природе чрезвычайных ситуаций, технологиях их предотвращения и ликвидации учитывается, но не является главной.
Исходя из изложенного, при применении программно-целевых механизмов необходимо использовать следующие алгоритмы действий:
- развитие и использование научного потенциала при исследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций, в том числе обусловленных опасными гидрометеорологическими явлениями и резкими изменениями погодно-климатических условий, и особенностей их протекания;
- информационная поддержка и создание инфраструктуры для непрерывного мониторинга и ситуационного анализа рисков чрезвычайных ситуаций, информирования органов исполнительной власти области, специалистов и населения по вопросам управления рисками;
- координация действий по поддержанию в необходимой готовности сил и средств реагирования с учетом особенностей технологического содержания и технического обеспечения мероприятий и реализация сценариев реагирования на угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций на основе оценки экономической и социальной эффективности этих действий;
- реализация практических мер, исключающих возникновение чрезвычайных ситуаций или уменьшающих возможный ущерб.
Наиболее проблемной частью единой вертикали реагирования на чрезвычайные ситуации является "зона контакта" научного сообщества и органов государственной власти. При отсутствии постоянного администрирования процесса такого взаимодействия повышение его эффективности возможно путем применения программных механизмов.
Требует совершенствования взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации для комплексного решения основных проблем, связанных с угрозами безопасности населения и территории.
Необходимый уровень взаимодействий и концентрации ресурсов при решении задач снижения рисков чрезвычайных ситуаций может быть достигнут только при использовании программно-целевых методов. Реализация Программы позволит обеспечить переход к единой системе целевого управления в области снижения рисков чрезвычайных ситуаций на базе единых методических подходов.
Основной целью Программы является последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение безопасности населения и защищенности критически важных объектов от угроз природного и техногенного характера, а также обеспечение необходимых условий для безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития Нижегородской области.
Задачи Программы:
- создание областной комплексной системы информирования и оповещения населения, создание научно-методических основ, методов и средств формирования культуры безопасности жизнедеятельности на основе применения современных информационно-телекоммуникационных технологий и технических средств массовой информации;
- обеспечение пожарной безопасности на территории Нижегородской области, создание необходимых предпосылок для укрепления пожарной безопасности населенных пунктов, предприятий промышленного и сельскохозяйственного комплексов, уменьшение гибели людей, травматизма и размера материальных потерь от огня, укрепление материально-технической базы подразделений пожарной охраны, обеспечение социальной защиты личного состава подразделений пожарной охраны;
- развитие и совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы территориальной подсистемы РСЧС;
- развитие сил и средств для защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
Программа будет реализована в течение 4 лет.
№ п/п | Наименование мероприятия | Сроки испол- | Исполнители мероприятий | Предполагаемые объемы финансирования (по годам, в разрезе источников, тыс. руб.) | Ожидаемые результаты | ||||||||
нения | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | Всего | ||||||||
1. Создание комплексной системы оповещения населения | |||||||||||||
12585 | 14488 | 14489 | 14488 | 56050 | |||||||||
1.1. | Реконструкция системы оповещения населения Нижегородской области | 2007- 2008 гг. | Комитет ГЗ и ПБ Нижегородской области | Областной бюджет | 12585 | 14488 | 14489 | 14488 | 56050 | Повышение надежности оповещения, создание гибкой системы управления оповещением. Доведение до 100% охвата оповещением населения Нижегородской области. | |||
2. Развитие и совершенствование технических средств и технологий повышения защиты населения | |||||||||||||
200000 | 295703 | 315164 | 334123 | 1144990 | |||||||||
2.1. | Укрепление кадров. Увеличение численности личного состава пожарно- спасательных формирований | 2008- 2010 гг. | Комитет ГЗ и ПБ Нижегородской области | Областной бюджет | 24480 | 22440 | 20400 | 67320 | Укомплек- тование вновь строящихся пожарных депо. | ||||
2.2. | Строительство и реконструкция зданий пожарных депо в районах Нижегородской области. | 2007- 2010 гг. | Комитет ГЗ и ПБ Нижегородской области | Областной бюджет | 200000 | 150000 | 150000 | 150000 | 650000 | Сокращение количества населенных пунктов, не попадающих в зону 3-х километрового радиуса. | |||
2.3. | Финансирование мероприятий по совершенствованию пожаротушения и спасения людей. Приобретение пожарной техники и оборудования. | 2007- 2010 гг. | Комитет ГЗ и ПБ Нижегородской области | Областной бюджет | 114000 | 126000 | 152500 | 392500 | Доведение до нормативных значений парка пожарной техники, совершен- ствование техники пожаротушения. Повышение защищенности населения и объектов. | ||||
2.4. | Финансирование мероприятий по совершенствованию аварийно-спасательной службы. Приобретение аварийно-спасательной техники и оборудования. | 5000 | 14500 | 9000 | 28500 | Повышение готовности и эффективности аварийно- спасательной службы. | |||||||
2.5. | Совершенствование системы связи в рамках территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (НСЧС) | 2008- 2010 гг. | Комитет ГЗ и ПБ Нижегородской области | Областной бюджет | 2223 | 2224 | 2223 | 6670 | Повышение оперативности прохождения информации. Повышение качества и эффективности управленческой деятельности в ходе ликвидации ЧС. Автоматизация процессов сбора и обобщения данных о ЧС. |