Недействующий


НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

от 01.12.2004 № 143-З

Об утверждении областной целевой программы "Снижение рисков
и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера" на 2005-2010 годы

__________________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Закона Нижегородской области от 26 октября 2006 года № 127-З
__________________________________________________________________________


Принят Законодательным Собранием

18 ноября 2004 года


Статья 1

Утвердить прилагаемую областную целевую программу "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на 2005-2010 годы (далее - Программа).

Статья 2

Правительству Нижегородской области при формировании проектов областных бюджетов на соответствующие годы предусматривать необходимые средства на реализацию Программы.

Статья 3

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, а в части утверждения пункта 1 раздела 1 мероприятий первого этапа и пункта 1 раздела 1 мероприятий второго этапа Программы - со дня заключения договора между Правительством области и Нижегородским архитектурно-строительным университетом об использовании указанного в них объекта для нужд Нижегородской области.


Губернатор области

Г.М. Ходырев




Нижний Новгород

1 декабря 2004 года

№ 143-З


     Утверждена
     Законом Нижегородской области "Об
     утверждении областной целевой программы
     "Снижение рисков и смягчение последствий
     чрезвычайных ситуаций природного и
     техногенного характера" на 2005-2010 годы

          

     ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
     "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций
     природного и техногенного характера" на 2005-2010 годы

     Паспорт
     областной целевой программы "Снижение рисков и смягчение
     последствий чрезвычайных ситуаций природного и
     техногенного характера" на 2005-2010 годы

     (Далее - Программа)

Наименование Программы

Областная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на 2005-2010 годы.

Основания для разработки Программы

Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 года № 1098 "О федеральной целевой программе "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера до 2005 года";

постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года № 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций";

Закон Нижегородской области от 4 января 1996 года № 17-З "О защите населения и территорий Нижегородской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

постановление Администрации Нижегородской области "О разработке региональной программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Нижегородской области до 2005 года" и назначении рабочей группы для её подготовки".

Государственный заказчик

Правительство Нижегородской области.

Разработчики Программы

Рабочая группа в соответствии с постановлением Администрации Нижегородской области "О разработке региональной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Нижегородской области до 2005 года" и назначении рабочей группы для её подготовки".

Цель и основные задачи Программы

Целью Программы является снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в Нижегородской области для повышения уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи Программы:

совершенствование и развитие единой государственной автоматизированной системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) и их последствий;

развитие системы информационного обеспечения управления риском ЧС, систем связи и оповещения при ЧС - модернизация существующих систем оповещения;

развитие сил и средств по ликвидации чрезвычайных ситуаций в городах и районах;

реализация системы мер по подготовке населения и специалистов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС).

Сроки и этапы реализации Программы

Срок реализации Программы - 2005-2010 годы. Программа реализуется в два этапа.

1 этап - 2005-2007 годы;

2 этап - 2008-2010 годы.

Основные исполнители Программы

Исполнитель Программы - Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области.

Государственные заказы на выполнение программных мероприятий размещаются в организациях посредством заключения государственных контрактов.

Отбор исполнителей программных мероприятий происходит на конкурсной основе в установленном законодательством порядке, исходя из наиболее выгодных условий их выполнения. В конкурсе участвуют организации всех видов собственности.

Затраты на реализацию Программы

Общий объем финансирования Программы составляет 53,829 млн. рублей, в том числе:

2005 год - 10,089 млн. рублей;

2006 год - 12,585 млн. рублей;

2007 год - 12,585 млн. рублей;

2008 год - 5,970 млн. рублей;

2009 год - 6,300 млн. рублей;

2010 год - 6,300 млн. рублей.

Конкретные объемы финансирования мероприятий Программы определяются при разработке и утверждении областного бюджета на соответствующий год и могут корректироваться исходя из финансовых возможностей области.

В качестве дополнительных источников для реализации отдельных мероприятий Программы могут привлекаться иные источники финансирования, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

Реализация комплекса превентивных мероприятий позволит, по предварительным оценкам, в 2-3 раза сократить затраты на ликвидацию ЧС по сравнению с величиной предотвращенного ущерба и на 30-40 процентов уменьшить потери населения от ЧС, а в некоторых случаях - полностью избежать их.

Переход на нормирование допустимых рисков обеспечит снижение на 40-50 процентов риска для населения, проживающего в районах, подверженных воздействию природных и техногенных опасностей.

Система контроля за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы возлагается на Правительство Нижегородской области и Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области.

Текущая информация и ежеквартальные доклады о ходе выполнения Программы и об использовании средств областного бюджета представляются исполнителями Программы в установленном порядке.

    

 I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Современный период развития общества характеризуется все более нарастающими противоречиями между человеком и окружающей его природной средой. Крупные аварии и катастрофы техногенного и природного характера в последние десятилетия оказали существенное влияние на жизнь и здоровье населения планеты, его среду обитания.

За последние два года на территории области произошло 162 чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, в которых погибло 85, а пострадало свыше 2000 человек.

Особенность территории Нижегородской области, обусловленная разнообразием природно-климатических и геологических условий, значительным промышленным потенциалом, сложной транспортной инфраструктурой, наличием большого количества источников повышенной опасности, предъявляет особые требования к организации системы комплексной безопасности.

В области 281 потенциально опасный объект, в зоне поражающих факторов потенциальных чрезвычайных ситуаций проживает более 50 процентов населения. Ввиду наличия развитой нефтеперерабатывающей, нефтехимической и химической отраслей промышленности наибольшую потенциальную опасность представляют аварии, связанные с выбросом аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Территория области относится ко второй степени химической опасности. Общая зона возможного заражения АХОВ составляет 5,2 тыс. кв. метров, что соответствует 3,6 процентам территории области. Существенную угрозу представляют аварии на трубопроводах, протяженность которых составляет более 10 тыс. километров. Площадь участков, на которых возможны загрязнения в случае прорывов только магистральных нефте- и продуктопроводов, составляют 1,8 тыс. кв. метров (1,3 процента территории области).

Промышленными и сельскохозяйственными предприятиями и организациями эксплуатируются 1882 гидро-технических сооружений (далее - ГТС) суммарной емкостью 2430 млн. куб. метров, общей площадью 3 тыс. кв. метров. Из них 86 находятся в потенциально опасном состоянии. В случае их прорыва возможно затопление площади в 2,7 тыс. кв. метров, что соответствует 1,9 процентам территории области.

По расчетам международных экспертов и ученых РАН затраты на прогнозирование и обеспечение готовности к стихийным бедствиям в 10-15 раз меньше величины предотвращенного ущерба.

Целью государственной политики в области снижения рисков и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера должно стать обеспечение гарантированного уровня безопасности личности, общества и окружающей среды в пределах показателей приемлемого для государства риска.

Проблема не может быть решена только на основе существующих механизмов регулирования и практического обеспечения мер защиты населения и территорий от ЧС. Нужен принципиально иной подход к ее решению. В основу нового подхода целесообразно положить принцип приемлемого риска.

Поэтому проблема снижения рисков и смягчения последствий ЧС природного и техногенного характера в Нижегородской области носит характер первостепенной важности, и её решение относится к приоритетной сфере обеспечения национальной безопасности Нижегородской области и страны в целом.

Современное состояние территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) Нижегородской области не в полной мере обеспечивают комплексное решение проблемы защиты населения и территорий от ЧС. Механизмом практической реализации основных положений государственной политики в области предупреждения ЧС и уменьшения их последствий должен стать программно-целевой метод.

 

    II. Цель, основные задачи, сроки и этапы реализации Программы


Целью Программы является снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий в Нижегородской области для повышения уровня защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи Программы:

совершенствование и развитие единой государственной автоматизированной системы мониторинга и прогнозирования ЧС и их последствий - совершенствование и модернизация существующих систем наблюдения как природных опасностей (карст, оползни, метеорологические явления), так и техногенных - автоматизированный контроль за химически и взрыво-, пожароопасными объектами, аварийного загрязнения окружающей природной среды;

развитие системы информационного обеспечения управления риском ЧС, систем связи и оповещения при ЧС - модернизация существующих систем оповещения, разработка необходимого Главному управлению по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области (далее - ГУ ГОЧС) и другим государственным органам программного обеспечения, создание фонда проектной документации;

развитие сил и средств по ликвидации чрезвычайных ситуаций в городах и районах области - создание аварийно-спасательных отрядов и единых служб спасения в городах области, закупка современного оборудования для спасения людей и оказания им медицинской помощи;

реализация системы мер по подготовке населения и специалистов единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к действиям по предупреждению и ликвидации ЧС - укрепление и развитие учебно-материальной базы образовательных учреждений по вопросам ГО и предупреждения и ликвидации ЧС, разработка и распространение учебно-методических материалов, восстановление пунктов обучения неработающего населения.

Срок реализации программы - 2005-2010 годы. Программа реализуется в два этапа.

1 этап - 2005-2007 годы;

2 этап - 2008-2010 годы.

     III. Система программных мероприятий


Для реализации Программы необходимо осуществить комплекс мероприятий по следующим направлениям:

1. Разработка и реализация системы мер по мониторингу и прогнозированию риска ЧС.

Модернизация системы аэрокосмического мониторинга и разведки очагов ЧС на основе использования современных систем мониторинга и геоинформационных технологий.

Модернизация системы экологического мониторинга территорий с повышенным уровнем загрязнения на основе использования современных систем мониторинга и геоинформационных технологий.

Развитие и модернизация системы геоэкологического мониторинга в зонах повышенной закарстованности и развития оползневых процессов.

Реализация мероприятий по повышению надежности прогнозов и оперативности предупреждения о стихийных гидрометеорологических явлениях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»