(с изменениями на 8 мая 2024 года)
(в ред. законов Нижегородской области от 20.08.2002 N 48-З, от 30.05.2003 N 37-З, от 31.12.2004 N 172-З, от 07.06.2006 N 52-З, от 25.05.2007 N 66-З, от 07.04.2009 N 33-З, от 09.03.2010 N 37-З, от 01.03.2011 N 24-З, от 29.06.2012 N 77-З, от 02.04.2013 N 34-З, от 03.09.2013 N 112-З, от 03.03.2014 N 27-З, от 04.09.2014 N 113-З, от 22.12.2014 N 186-З, от 01.04.2015 N 46-З, от 30.06.2015 N 92-З, от 02.02.2016 N 12-З, от 06.05.2016 N 66-З, от 02.10.2019 N 111-З, от 29.04.2020 N 44-З, от 10.09.2021 N 117-З, от 12.04.2022 N 32-З, от 20.12.2022 N 207-З, от 06.07.2023 N 84-З, от 08.05.2024 N 38-З)
Принят
Законодательным Собранием
19 декабря 1995 года
Настоящий Закон определяет организационно-правовые нормы защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Нижегородской области (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Нижегородской области, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территорий) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации) в соответствии со ст. 72 Конституции Российской Федерации, ст. 2 Закона Российской Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Уставом Нижегородской области.
(в ред. Закона Нижегородской области от 07.04.2009 N 33-З)
Действие настоящего Закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности исполнительных органов Нижегородской области, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (далее - организации) и населения по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
(в ред. Закона Нижегородской области от 08.05.2024 N 38-З)
(в ред. Закона Нижегородской области от 31.12.2004 N 172-З)
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
(в ред. законов Нижегородской области от 07.04.2009 N 33-З, от 29.04.2020 N 44-З)
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.
(в ред. Закона Нижегородской области от 07.04.2009 N 33-З)
Ликвидация чрезвычайных ситуаций - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов.
(в ред. Закона Нижегородской области от 07.04.2009 N 33-З)
Зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
(часть пятая введена Законом Нижегородской области от 25.05.2007 N 66-З)
Режим функционирования органов управления и сил территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это определяемые в зависимости от обстановки, прогнозирования угрозы чрезвычайной ситуации и возникновения чрезвычайной ситуации порядок организации деятельности органов управления и сил территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и основные мероприятия, проводимые указанными органами и силами в режиме повседневной деятельности, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
(часть шестая введена Законом Нижегородской области от 29.06.2012 N 77-З)
Уровень реагирования на чрезвычайную ситуацию - это состояние готовности органов управления и сил территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций к ликвидации чрезвычайной ситуации, требующее от органов государственной власти Нижегородской области, органов местного самоуправления и организаций принятия дополнительных мер по защите населения и территорий от чрезвычайной ситуации в зависимости от классификации чрезвычайных ситуаций и характера развития чрезвычайной ситуации.
(часть седьмая введена Законом Нижегородской области от 29.06.2012 N 77-З)
Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
(часть восьмая введена Законом Нижегородской области от 03.03.2014 N 27-З; в ред. Закона Нижегородской области от 20.12.2022 N 207-З)
Информирование населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения через средства массовой информации и по иным каналам информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, а также проведение пропаганды знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах, и обеспечения пожарной безопасности.
(часть девятая введена Законом Нижегородской области от 03.03.2014 N 27-З)
Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
(часть десятая введена Законом Нижегородской области от 03.03.2014 N 27-З)
Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
(часть одиннадцатая введена Законом Нижегородской области от 03.03.2014 N 27-З)
Территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, - это участок земельного, водного или воздушного пространства либо критически важный или потенциально опасный объект производственного и социального значения, отнесенные к указанной территории путем прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и оценки социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций.
(часть двенадцатая введена Законом Нижегородской области от 01.04.2015 N 46-З)
Быстроразвивающиеся опасные природные явления и техногенные процессы - это негативные явления и процессы, определенные в ходе прогнозирования угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций, локализация и ликвидация которой требуют заблаговременной подготовки сил и средств единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
(часть тринадцатая введена Законом Нижегородской области от 01.04.2015 N 46-З)
Критически важный объект - это объект, нарушение или прекращение функционирования которого приведет к потере управления экономикой Российской Федерации, Нижегородской области или административно-территориальной единицы Нижегородской области, ее необратимому негативному изменению (разрушению) либо существенному снижению безопасности жизнедеятельности населения.
(часть четырнадцатая введена Законом Нижегородской области от 01.04.2015 N 46-З)
Потенциально опасный объект - это объект, на котором расположены здания и сооружения повышенного уровня ответственности, либо объект, на котором возможно одновременное пребывание более пяти тысяч человек.
(часть пятнадцатая введена Законом Нижегородской области от 01.04.2015 N 46-З)
Органы управления территориальной подсистемы Нижегородской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - это органы, создаваемые для координации на территории Нижегородской области деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов Нижегородской области, органов местного самоуправления, организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и сил, привлекаемых для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
(часть шестнадцатая введена Законом Нижегородской области от 30.06.2015 N 92-З; в ред. Закона Нижегородской области от 08.05.2024 N 38-З)
Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций - это система мероприятий по обучению населения действиям при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
(часть семнадцатая введена Законом Нижегородской области от 02.02.2016 N 12-З)
Законодательство Российской Федерации, Нижегородской области по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций состоит из Федерального закона по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов.
Целями настоящего Закона являются:
предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;
снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;
ликвидация чрезвычайных ситуаций.
Реализация указанных целей осуществляется посредством: