Постановлением Администрации Нижегородской области от 26 октября 1994 года № 179 была утверждена Программа "Стабилизация и развитие образовательного комплекса в новых социально-экономических условиях", главной целью которой было инициирование реформаторских процессов в образовании и вовлечение в осуществление программных мероприятий всех заинтересованных сторон.
Программой "Стабилизация и развитие образовательного комплекса в новых социально-экономических условиях" было предусмотрено изменение структуры образовательного комплекса, содержания образования, планировалось укрепление материальной базы образовательных учреждений и развитие кадрового потенциала. В процессе реализации Программы "Стабилизация и развитие образовательного комплекса в новых социально-экономических условиях" в управление образованием был внедрен программно-целевой подход, новые формы управления образовательными учреждениями.
Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области от 23 января 2003 года № 360-III была утверждена Программа развития образования Нижегородской области до 2005 года, которая ставила своей целью формирование в рамках единого образовательного пространства Российской Федерации устойчивой, динамично развивающейся областной системы образования, способной обеспечить удовлетворение потребностей личности в образовании. Среди задач, обозначенных в Программе развития образования Нижегородской области до 2005 года, - обеспечение модернизации содержания образования, комплексных изменений в образовательных технологиях, учебно-материальной базе, системе повышения квалификации педагогических и руководящих кадров.
Главные результаты реализации Программы развития образования Нижегородской области до 2005 года:
становление гражданского характера образования, основанного на принципах уважения прав и свобод личности в демократическом обществе;
создание условий для развития органов государственно-общественного управления образованием, увеличение числа попечительских советов и других органов общественного самоуправления образованием;
разработка и апробация децентрализованных, открытых моделей управления образованием на областном и районном уровнях;
поддержка образовательного комплекса Нижегородской области, способного решать задачи инновационного развития Нижегородской области;
разработка и внедрение образовательных программ, отражающих современное состояние культуры, науки и техники, а также местные культурные традиции;
внедрение в массовую практику современных педагогических технологий обучения и воспитания, обеспечивающих непрерывность, преемственность обучения, личностно-ориентированный характер образования.
Ход выполнения Программы развития образования Нижегородской области до 2005 года неоднократно обсуждался на заседаниях коллегии министерства образования Нижегородской области, на совещаниях руководителей учреждений образования Нижегородской области, встречах с педагогической общественностью, на заседаниях Ассоциации промышленников и предпринимателей Нижегородской области. На основе Программы развития образования Нижегородской области до 2005 года были разработаны и реализуются программы по отдельным актуальным проблемам: программа "Молодежь Нижегородской области" на 2003-2006 годы, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 8 августа 2003 года № 239, Нижегородская областная программа "Дети-сироты" на 2003-2005 годы, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 10 ноября 2002 года № 293, областная программа "Научная смена", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 8 мая 2003 года № 144, программа "Патриотическое воспитание граждан Нижегородской области на 2003-2005 годы", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 8 мая 2003 года № 141, и другие.
(Абзац одиннадцатый в ред. Закона области от 05.02.2008 № 7-З)
Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации" были внесены многочисленные изменения в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании". Системе образования Нижегородской области предстоит решать абсолютно новые задачи.
Требуется разработка областной правовой базы, которая бы позволила сохранить гарантированные Конституцией Российской Федерации общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в Нижегородской области. Необходимо осмысление федеральных направлений реформирования системы образования и осуществление мероприятий, которые направлены на повышение качества образования и дальнейшее развитие системы образования Нижегородской области.
Требуется принятие нормативных правовых актов также и на местном уровне.
Нижегородская область имеет большой потенциал для расширения наукоемкого производства. Сохранение и повышение качества трудовых ресурсов становится необходимым условием инновационного развития Нижегородской области. В связи с этим требуется определить новые цели и задачи развития областной системы образования.