ПРАВИТЕЛЬСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 мая 2003 года № 144
Об утверждении областной Программы
"Научная смена"
С целью создания условий для сохранения преемственности кадров в научных коллективах Нижегородской области, единой системы отбора, поддержки и содействия трудоустройству талантливой молодежи, обновления научных и преподавательских кадров Правительство Нижегородской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую областную Программу "Научная смена" (далее - Программа).
2. Министерству финансов Нижегородской области (В.В. Соболеву):
2.1. Осуществлять финансирование мероприятий Программы в 2003 году в пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на 2003 год.
2.2. Предусматривать при формировании областного бюджета на 2004-2006 годы выделение средств министерству образования и науки Нижегородской области (С.В. Наумову) на выполнение мероприятий Программы.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора - члена Правительства Нижегородской области Ю.П. Сентюрина.
И.о. Губернатора Ю.П. Сентюрин
Утверждена
постановлением Правительства
Нижегородской области
от 08.05.2003 № 144
Областная Программа
"Научная смена"
Паспорт
областной Программы "Научная смена"
Наименование программы | Областная программа "Научная смена" |
Основание для разработки Программы | Соглашение между Министерством образования Российской Федерации и Нижегородской областью по участию в реализации федеральной целевой программы "Интеграция науки и высшего образования России на 2002 -2006 годы" Меморандум о совместной разработке и реализации единой региональной политики в области науки и образования на основе сотрудничества и взаимодействия Министерства образования Российской Федерации и администраций субъектов Российской Федерации Решение Коллегии министерства образования и науки Нижегородской области от 04.06.2002. |
Государственный заказчик | Правительство Нижегородской области |
Основные разработчики Программы | Министерство образования и науки Нижегородской области при участии высших учебных заведений и научных организаций области |
Цели Программы | Создание в научно-образовательной сфере Нижегородской области системы отбора, поддержки и содействия трудоустройству талантливой молодежи. Создание условий для сохранения преемственности в научных коллективах, обновление научных и преподавательских кадров. Развитие инновационного сектора экономики области за счет подготовки и привлечения в этот сектор специалистов высшей квалификации, обладающих необходимыми знаниями в сфере коммерциализации технологий. |
Задачи Программы | 1. Развитие и совершенствование действующих мер поддержки научной молодежи. 2. Развитие региональной системы отбора и привлечения молодежи к научной деятельности. 3. Участие в реализации мероприятий федеральных программ, направленных на развитие кадрового потенциала. 4. Развитие областной системы подготовки кадров для инновационной деятельности, стимулирование и организационная помощь в создании молодежных наукоемких фирм. 5. Расширение молодежных научных контактов. 6. Создание и развитие внутри научных организаций программ подготовки резерва кадров, поддержка и координация деятельности советов молодых ученых и интеграция этих программ в единую областную систему. |
Сроки реализации Программы | 2003 - 2006 годы |
Перечень основных мероприятий | Развитие информационно-профориентационной работы со школьниками с использованием средств массовой информации, возрождение и развитие деятельности научного общества учащихся, олимпиады, конкурсы, летние школы. Поддержка деятельности областного совета научно-исследовательских работ студентов. Материальная поддержка научной молодежи через систему областных стипендий, грантов, конкурсов. Организационная поддержка проведения конференций и сессий молодых ученых. Софинансирование участия молодых ученых в российских и международных научных мероприятиях. Поддержка организованных форм работы с научной молодежью через советы молодых ученых высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов. |
Исполнители мероприятий Программы | Министерство образования и науки Нижегородской области Министерство финансов Нижегородской области Совет ректоров высших учебных заведений Нижегородской области Высшие учебные заведения и научно-исследовательские институты Нижегородской области |
Предполагаемые объем и источники финансирования | Финансирование работ предполагается осуществлять на долевой основе за счет средств Федерального бюджета (Министерство образования Российской Федерации и Российская академия наук (далее - РАН), Министерство промышленности и науки Российской Федерации), областного бюджета, собственных средств высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов Предполагаемый объем средств, необходимый для реализации Программы на 2003 - 2006 годы 82.45 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 35.22 млн. руб., из средств областного бюджета 31.64 млн. руб., из внебюджетных средств - 15.59 млн. руб. Сумма расходов на реализацию Программы определяется в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете и бюджетах районов и городов на соответствующий финансовый год. |
Ожидаемые конечные результаты Программы | В результате реализации Программы будет создана областная система поддержки талантливой научной молодежи, которая будет способствовать решению кадровых проблем в образовательной, научно-технической и инновационной сферах Нижегородской области |
Система контроля за исполнением Программы | Ежегодные отчеты министерства образования и науки Нижегородской области перед Правительством Нижегородской области о ходе реализации Программы |
1. Введение
В силу исторически сложившегося в России разделения труда и выгодного географического положения Нижегородская область является одним из ведущих российских образовательных, промышленных и научных центров, а также центров по разработке и применению наукоемких технологий.
Годы экономических реформ нанесли серьезный урон научно-техническому комплексу области. За период с 1991 по 2001 год в значительной степени устарела и разрушилась материальная база научно-исследовательских учреждений и высших учебных заведений, произошел отток кадров из научной и производственной сферы. Образовался серьезный кадровый провал, выражающийся в старении научных и преподавательских кадров и значительном снижении доли 30 - 40 летних научных работников и преподавателей, грозящий разрушением научных школ и разрывом преемственности поколений. Годы реформирования научного комплекса, снижения доходов научных сотрудников, привели к тому, что материальное положение молодых ученых и низкий общественный престиж профессии ученого стали основными факторами, определяющими непривлекательность для молодежи научной карьеры. Рыночные преобразования в российской экономике привели также к разобщению научных учреждений, разрушению ранее существовавших горизонтальных связей в научной среде, прекращению деятельности многих межвузовских семинаров и конференций. Все это сделало обсуждение и апробацию результатов исследований за пределами своей организации затруднительным для значительного числа молодых ученых и аспирантов. Кроме того, в силу ряда причин затруднились поездки молодых ученых на иногородние научные конференции и публикации результатов в научных журналах.
Углубление негативных тенденций особенно опасно для Нижегородской области, имеющей развитый научный потенциал, наукоемкую промышленность и сильную систему подготовки кадров высшей квалификации, и может привести к утрате научного и промышленного потенциала.
Настоящая Программа предусматривает систему мер по формированию и реализации политики, направленной на поддержку, подготовку и закрепление молодых научных кадров в образовательной, научной и инновационной сферах.
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным путем
Сегодня научный комплекс Нижегородской области устойчиво входит в первую десятку регионов Российской Федерации по количественным показателям и уровню результатов научных исследований.
В настоящее время в области действуют: 4 института и два нижегородских филиала московских институтов Российской академии наук (2 института физики, 2 института химии, филиал института машиноведения и филиал института социологии Российской академии наук), 5 научно-исследовательских институтов Министерства образования Российской Федерации (физика, химия, машиностроение, вычислительная математика), 66 отраслевых научно-исследовательских институтов (включая Всероссийский ядерный центр ВНИИЭФ) и 15 научно-исследовательских подразделений заводского сектора (машиностроение).
Научные исследования проводят 102 организации, которые распределяются по формам собственности следующим образом: федеральная собственность - 58, собственность Нижегородской области - 4, частная собственность -13, смешанная российская собственность без иностранного участия - 25, смешанная российская собственность с участием иностранного капитала -2.
Несмотря на то, по числу занятых и финансированию негосударственный сектор составляет менее 3 % от всего научного комплекса, появление негосударственных научно-исследовательских организаций является одной из тенденций, наблюдаемых в научном комплексе области. Причем имеет место не передача государственной собственности в частную, а образование новых организаций.
Из общего числа работников, выполнявших научные исследования и разработки в 2001 году (48921 чел.), исследователи составили 39,4 %, техники 5 %, вспомогательный персонал и прочие 55,6 %.
В распределении числа исследователей по отраслям наук доминируют технические (77 %) и естественные науки (19 %).
Удельный вес специалистов, имеющих ученые степени, в общем числе работников с высшим образованием, выполняющих научные исследования, в этом году составляет 4,13 %, из них докторов наук 14,5 %, кандидатов наук 85,5 %, 6 академиков и 9 членов-корреспондентов Российской академии наук.
Особый интерес (в рамках разработки данной программы) имеет возрастное распределение работников, выполняющих исследования и разработки (Рис. 1).
На рисунке приведено возрастное распределение исследователей по институтам Российской академии наук и по крупнейшим (имеющим число исследователей более 100 чел.) отраслевым институтам Нижегородской области и институтам Российской Академии наук. Как видно из Рис. 1, несмотря на более молодой состав академических научно-исследовательских институтов, сложившееся возрастное распределение нельзя назвать оптимальным. Можно утверждать, что без применения специальных мер по изменению данного распределения и привлечению молодежи, в ближайшие годы институты ждут кадровые проблемы.
Примерно такая же картина наблюдается среди профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений (Рис. 2).
Несмотря на то, что в последние годы в Нижегородской области предпринят ряд мер по поддержке научной молодежи (и положительная динамика изменения структуры кадров свидетельствует об их эффективности), проблема старения кадров остается актуальной и требует своего решения.
Медленно происходит процесс переориентирования научно-исследовательских и конструкторских организаций на гражданские разработки. Существовавшая ранее система взаимоотношений науки и производства была приспособлена к плановому способу ведения хозяйства и практически исключала рыночные отношения из цепи продвижения от идеи к товару. В этих условиях сложился серьезный отрыв между разработчиками научно-технической продукции, промышленностью, и другими заказчиками. В настоящее время уровень внедрения научных разработок на предприятиях области остается невысоким, инновационная активность самих промышленных предприятий оставляет желать лучшего. Имеющийся в Нижегородской области научно-технический потенциал слабо задействован в решении технологических вопросов промышленных организаций. Согласно данным исследований Центра экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, проведенных совместно с Госкомстатом России, количество российских предприятий, внедряющих инновации в последние годы стало снижаться. Если в середине 2001 г. их было 53 %, то в конце 2002 г. - 46 %. Вместе с тем, внедрение новых технологий, производство наукоемкой продукции в значительной степени определяет качество и конкурентоспособность производимых товаров. Использование и продажа наукоемкой продукции, разработанной в рамках нижегородского научно-технического комплекса, способна принести области ощутимый экономический эффект.
Недостаток квалифицированных кадров и отсутствие опыта коммерциализации высоких технологий являются серьезными причинами, сдерживающими продвижение научно-технических разработок.
Одна из проблем, решение которой напрямую влияет на состояние рассматриваемого вопроса, - ранняя ориентация молодежи на выбор научной карьеры. В последние годы престижность научного труда резко снизилась. Изменившаяся общественно-политическая обстановка в стране, развитие бизнеса, перераспределение финансовых потоков из сферы производства, невнимание государства к проблемам ориентации молодежи на выбор научной карьеры привело тому, что наиболее талантливая и умная часть молодежи не выбирает карьеру ученого делом своей жизни. В условиях ожидаемого в 2004 - 2010 годах демографического спада, создание условий для успешной ориентации и мотивации молодежи в выборе научной карьеры является необходимым условием для дальнейшего функционирования всей системы.
В этих условиях поддержка научной молодежи была одним из приоритетов Администрации Нижегородской области на протяжении последних 7 лет. За эти годы разработана и успешно реализуется система мер по поддержке талантливой научной молодежи, таких как областные стипендии для школьников, студентов и аспирантов, олимпиады, конкурсы, летние научные школы, Сессии молодых ученых и т.п. Сегодня, для повышения эффективности данной работы, необходима координация всех мероприятий в рамках единой областной программы. Кроме того, в настоящий момент, когда обязательным условием финансирования значительного числа федеральных программ является софинансирование со стороны области, наличие областной программы позволит привлечь в Нижегородскую область значительные федеральные средства на развитие науки и высшего образования.
3. Цели и задачи Программы
Целями Программы являются: создание в научно-образовательной сфере Нижегородской области системы отбора, поддержки и содействия трудоустройству талантливой молодежи; создание условий для сохранения преемственности кадров в научных коллективах, обновление научных и преподавательских кадров; развитие инновационного сектора экономики области за счет подготовки и привлечения в этот сектор специалистов высшей квалификации, обладающих необходимыми знаниями в сфере коммерциализации технологий.
Достижение указанной цели требует решения следующих задач:
1. Развития и совершенствования действующих мер поддержки научной молодежи.
2. Развития областной системы отбора и привлечения молодежи к научной деятельности.
3. Участия в реализации мероприятий федеральных программ, направленных на развитие кадрового потенциала.
4. Развития областной системы подготовки кадров для инновационной деятельности, стимулирование и организационная помощь в создании молодежных наукоемких фирм.
5. Расширения молодежных научных контактов.
6. Создания и развития внутри научных организаций программ подготовки резерва кадров, поддержка и координация деятельности советов молодых ученых и интеграция этих программ в единую региональную систему.
4. Сроки и этапы реализации Программы
1 этап 2003 год.
На этом этапе предполагается выполнение мероприятий программы, финансировании которых уже заложено в бюджете на 2003 год. Это развитие действующих мер поддержки научной молодежи, а также проведение подготовительной работы по созданию системы управления программой, разработка механизмов реализации программных мероприятий, проведение исследовательских работ в рамках федеральной целевой программы «Интеграция науки и высшего образования России на 2002-2006 годы» и научной программы «Федерально-региональная политика в науке и образовании».
2 этап 2004 - 2006 годы.
Реализация основных мероприятий программы, создание областной системы поддержки научной молодежи.
5. Механизм реализации программы
Механизм реализации Программы опирается на правовую базу, основанную на положениях действующего законодательства Российской Федерации и Нижегородской области.
Механизм финансирования Программы представляет собой структуру административных, общественных и финансовых механизмов, действующих в соответствии с принятыми программными мероприятиями и принципами реализации программных мероприятий.
Механизм реализации Программы строится на принципах открытости (возможности вхождения в неё подпрограмм и проектов), конкурсного вхождения проектов, обеспечивающих высокую социально-экономическую эффективность.
Реализация Программы будет осуществляться в соответствии с программными мероприятиями на текущие и последующие годы реализации на основе анализа работ, проведенных за отчетный период.
Государственным заказчиком Программы является Правительство Нижегородской области, головным исполнителем - министерство образования и науки Нижегородской области. К реализации Программы привлекаются высшие учебные заведения и научные организации Нижегородской области, образовательные учреждения, подведомственные министерству образования и науки Нижегородской области.
Механизм реализации заявленных целей и задач Программы - это система скоординированных по срокам, объему финансирования и ответственным исполнителям мероприятий, обеспечивающих достижение намеченных результатов.
Структура программных мероприятий представлена 6 основными разделами, которые обеспечивают комплексный подход и координацию работ всех участников Программы. Главными приоритетами региональной политики по поддержке научной молодежи в Нижегородской области на предстоящий период станут:
обеспечение полной и доступной информации о мероприятиях, направленных на поддержку научной молодежи.
соблюдение принципа конкурсности - т.е. обеспечение равных прав и возможностей учебных заведений при распределении бюджетных средств и государственных заказов.
гласность и публичная отчетность об использовании средств, выделенных на реализацию Программы и о деятельности объектов инфраструктуры задействованных в ее создании.
Координацию деятельности органов исполнительной власти Нижегородской области и органов местного самоуправления, задействованных в реализации Программы, учебных заведений, определение приоритетов выполнения мероприятий Программы осуществляет Дирекция программы, создаваемая приказом министерства образования и науки Нижегородской области.
Дирекция программы согласует ежегодные планы исполнения мероприятий Программы, доводит их содержание до ответственных исполнителей, готовит отчеты о ходе выполнения и на основе полученных данных проводит аналитическую работу. Все учреждения - исполнители Программы в начале финансового года направляют в Дирекцию программы заявки на финансирование деятельности в рамках Программы, а после его окончания - отчет о расходовании выделенных средств.
Финансирование реализации мероприятий Программы осуществляется министерством образования и науки Нижегородской области в пределах средств, выделяемых из областного бюджета на соответствующих финансовый год. В рамках своей компетенции министерство образования и науки Нижегородской области утверждает ежегодные планы, осуществляет выделение денежных средств на финансирование мероприятий Программы, проводит конкурсы, по их итогам заключает договоры, соглашения и контракты.
При реализации мероприятий Программы министерство образования и науки Нижегородской области уточняет объемы необходимых ассигнований для их финансирования в очередном году и представляет проект соответствующей бюджетной заявки с ее обоснованием в министерство экономики и развития предпринимательства Нижегородской области и министерство финансов Нижегородской области для включения в перечень федеральных и областных программ, принимаемых к финансированию из федерального и областного бюджетов на очередной финансовый год.
Состав исполнителей определяется на конкурсной основе. Для этих целей министерство образования и науки области совместно с заинтересованными организациями разрабатывает условия и регламент проведения конкурсного отбора по определенной тематике Программы.
Ход выполнения Программы регулярно рассматривается на заседаниях Правительства Нижегородской области.
Контроль за выполнением Программы и целевым использованием средств областного бюджета осуществляют министерство образования и науки Нижегородской области и министерство финансов Нижегородской области.
6. Оценка эффективности программных мероприятий
В ходе реализации Программы планируется достичь следующих конкретных результатов: