ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ СОБРАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 2003 года № 360-III

Об утверждении Программы развития образования Нижегородской области до 2005 года

     

Учитывая высокую общественную значимость системы образования Нижегородской области, необходимость комплексного решения проблем образования и в целях реализации Федеральной программы развития образования, Законодательное Собрание области постановляет:

   1. Утвердить Программу развития образования Нижегородской области до 2005 года (далее - Программа).

   2. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области разработать районные программы развития образования на основе областной Программы.

   3. Правительству области в ходе реализации Программы корректировать объем финансирования с учетом утвержденных расходов областного бюджета.

   4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на комитет Законодательного Собрания по социальным вопросам.     

Председатель Собрания

Е.Б. Люлин

     
Утверждена
постановлением Законодательного
Собрания области
от 23 января 2003 года № 360-III


Программа развития образования
Нижегородской области
до 2005 года


г. Нижний Новгород 2003 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Перечень принятых сокращений
Паспорт Программы развития образования Нижегородской области до 2005 года
Введение
1. Состояние и основные проблемы развития системы образования Нижегородской области
1.1 .Социально-экономическая ситуация в Нижегородской области
/внешняя среда/
1,2.Краткая характеристика системы образования Нижегородской области
1.3.Состояние и основные проблемы региональной системы образования
2. Цели, задачи и основные перспективные направления Программы
2.1. Главная /стратегическая/ цель Программы
2.2. Задачи Программы
2.3.Общие направления модернизации системы образования области
2.4. Локальные цели и направления реализации Программы
2.4.1. Дошкольное образование
2.4.2. Общее среднее образование
2.4.3. Начальное профессиональное образование
2.4.4. Среднее профессиональное образование
2.4.5. Высшее профессиональное образование
2.4.6. Воспитание и дополнительное образование детей
2.4.7. Молодежная политика
2.4.8. Международные связи в области образования
2.4.9. Ресурсное обеспечение системы образования 26
3. Основные этапы реализации Программы и возможные сценарии её развития
4. План мероприятий по реализации Программы
4.1. Дошкольное образование
4.2. Общее среднее образование
4.3. Начальное профессиональное образование
4.4. Среднее профессиональное образование
4.5. Высшее профессиональное образование
4.6. Международные связи в области образования
4.7. Воспитание и дополнительное образование детей
4.8. Молодежная политика
4.9. Нормативно-правовое обеспечение системы образования
4.10. Кадровое обеспечение системы образования
4.11. Информатизация образования
4.12. Материально-техническое обеспечение системы образования
4.13. Экономическое обеспечение системы образования
5. Ожидаемые результаты и критерии оценки
6. Управление реализацией Программы развития образования Нижегородской области до 2005 года

Список сокращений

МОиН НО - министерство образования и науки Нижегородской области
МФ НО - министерство финансов Нижегородской области
МК НО - министерство культуры Нижегородской области
МтиСЗ НО - министерство труда и социальной защиты Нижегородской
области
КФКСиТНО -комитет физической культуры, спорта и туризма Нижегородской области
РОУО - районные органы управления образованием
НИРО - Нижегородский институт развития образования
вузы - высшие учебные заведения
ссузы - средние специальные учебные заведения
НГЦ - Нижегородский гуманитарный центр
ОУ - образовательные учреждения
ГОУ - государственные образовательные учреждения
ДОУ - дошкольные образовательные учреждения
УНПО - учреждения начального профессионального образования
НПО - начальное профессиональное образование
СПО - среднее профессиональное образование

ПАСПОРТ

Программы развития образования Нижегородской области до 2005 года

Наименование Программы

- Программа развития образования Нижегородской области до 2005 года

Государственный заказчик Программы

- министерство образования и науки Нижегородской области /минобразование Нижегородской области/

Основной разработчик Программы

- Нижегородский институт развития образования

Цель Программы

- формирование в рамках единого образовательного пространства Российской Федерации устойчивой динамично развивающейся региональной системы, способной обеспечить удовлетворение потребностей личности, государства и Нижегородской области

Задачи Программы

- обеспечение модернизации содержания образования и комплексных изменений в образовательных технологиях, учебно-материальной базе, адекватных перемен в структуре, формах и методах управления образованием, системе подготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров; стабилизация бюджетного финансирования системы образования и привлечение дополнительных средств

Сроки реализации Программы

- - 2002-2005 гг.
 Программа реализуется в 2 этапа:
1. 2002-2003 гг.
2. 2004-2005 гг.

Исполнители основных мероприятий Программы

- министерство образования и науки, министерство финансов Нижегородской области, местные органы самоуправления, образовательные учреждения

Объем и источники финансирования Программы

- за счет средств областного бюджета на образование с привлечением внебюджетных источников.
Расходы областного бюджета на мероприятия Программы:
2002 г. - 65,3 млн. руб.
2003 г.-183,4 млн. руб.
2004 г.-192,2 млн. руб. 2005 г.-211,4 млн. руб.
Внебюджетные средства:
2002 г. - 0,2 млн. руб.
2003 г. - 2,9 млн. руб.
2004 г. - 2.0 млн. руб.
2005 г. - 2,0 млн. руб.

Ожидаемые результаты реализации Программы

- на период 2002-2003 гг. основным результатом реализации Программы является стабилизация системы образования, обеспечение ее ресурсной базы, создание и апробация устойчивого развития образовательных систем.
На период 2004-2005 гг. основным результатом Программы является реализация в Нижегородской области модели устойчивого развития образования

Контроль за выполнением Программы

- Правительство Нижегородской области, комитет Законодательного Собрания по социальным вопросам

Введение

    

В октябре 1994 года Губернатором области была утверждена Программа "Стабилизация и развитие образовательного комплекса в новых социально-экономических условиях", главной целью которой было инициирование реформаторских процессов и вовлечение в осуществление программных мероприятий всех заинтересованных сторон.

Программой было предусмотрено изменение структуры образовательного комплекса, содержания образования; планировалось укрепление материальной базы учреждений и развитие кадрового потенциала, содействующего гуманизации учебного процесса, развитию личности, усилению социальной защиты как учащихся, так и работников образования.

Программа послужила ориентиром деятельности органов управления образованием, образовательных учреждений и педагогических работников.

Ход выполнения Программы неоднократно обсуждался на заседаниях коллегии департамента образования и науки, совещаниях руководителей образования области. На ее основе были разработаны и осуществлялись целевые программы по отдельным актуальным проблемам: "Педагогические кадры", "Молодежь Нижегородской области", "Одаренные дети" и т.д.

Главными результатами реализации Программы стали:

реформирование содержания образования, переход образовательных учреждений на новые учебные планы и программы;

освоение педагогическими работниками новых педагогических технологий, ориентированных на развитие личности учащихся;

дифференциация образовательных услуг, развитие вариативных образовательных программ обучения и воспитания с учетом особенностей детей и ресурсной базы;

повышение значимости в жизни общества образованного и высококвалифицированного специалиста в отдельных сферах деятельности.

В процессе реализации Программы в управление образованием был внедрен программно-целевой подход, новые формы управления образовательными учреждениями.

Однако в связи с резким сокращением финансирования многие мероприятия Программы не были осуществлены в полной мере, что не позволило достичь заявленной Программой цели.

Программа развития образования Нижегородской области до 2005 года разработана с учетом государственной политики Российской Федерации в области образования /изложенной в Законе Российской Федерации "Об образовании", в других законодательных актах/, новых социально-экономических условий, направлений и мер, закрепленных в федеральной Программе развития образования на 2000-2005 гг., и опыта реализации предыдущей Программы.

1. Состояние и основные проблемы развития системы образования Нижегородской области

 1.1. Социально-экономическая ситуация в Нижегородской области /внешняя среда/

Нижегородская область представляет собой один из крупнейших индустриально-культурных центров Российской Федерации с развитой образовательной системой. На территории области сосредоточены предприятия общего и транспортного машиностроения, электротехнической, радио и приборостроительной промышленности, производства химической, топливной, лесной и бумажной продукции с разветвленной мощной системой энергетики и транспорта. В условиях развития рыночных отношений именно эти отрасли производства - наукоемкие, определяющие научно-технический прогресс и объемы отчислений финансов в бюджет области, - являются особенностью развития экономических отношений в регионе.

Процесс реформирования экономики области, как и страны в целом, идет сложно и противоречиво. Кризис 90-х годов привел к спаду производства продукции и услуг, нарастанию инфляции, нарушению денежного обращения, безработице.

В последние годы наблюдается оживление экономики. В настоящее время наметились тенденции к стабилизации и развитию отдельных отраслей: машиностроение, металлопереработка, химия и нефтехимия, пищевая промышленность, отдельные сферы сельского хозяйства. Это создает предпосылки для повышения роли образования в социально-экономическом развитии Нижегородской области. Образование реально становится сферой для инвестиций, а незатратной сферой.

Происходят положительные изменения на рынке труда. Появился устойчивый спрос на квалифицированные кадры в ряде отраслей промышленности, малом и среднем бизнесе, строительстве, транспорте, сфере обслуживания, что создает спрос на подготовку и переподготовку рабочих кадров и специалистов; а также необходимость изменения структуры подготовки. Вместе с тем существенно снизился жизненный уровень населения.

В динамике денежных доходов населения области на протяжении последних 5 лет наблюдаются среднероссийские тенденции, но их уровень значительно ниже среднего по России: так, среднедушевые доходы населения области на 20-25% ниже среднероссийских, а темпы их роста меньше на 2-2,5 %.

Растет разрыв между доходами богатых и бедных. Децильный коэффициент вырос до 15. Все это ведет к расслоению общества, порождает новые образовательные потребности населения. Уровень покупательной способности в области /соотношение среднедушевых доходов и величины прожиточного минимума/ ниже среднероссийского, а покупательная способность населения области упала по сравнению с 1995 годом более чем на 35%.

Нарастают процессы сокращения числа дошкольников, учащихся начальной и основной средней школы. К 2010 году только в сельской местности контингент учащихся сократится со 103,7 тыс. чел. /1999 г./ до 57,1 тыс. чел., то есть почти на

45 процентов или в 1,8 раза. Надо отметить, что в городской местности темпы прогнозируются менее быстрые и снижение составит 1,6.

Прогноз численности учащихся в общеобразовательных школах
Нижегородской области в 2000-2010 гг.

 1989 1990 1991 1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010

   

   В этом десятилетии мы ощутим последствия демографического спада, продолжавшегося последний десяток лет прошедшего века. Повышение рождаемости 80-х годов привело к пику количества учащихся в школах в 1993-1999 гг., после чего ожидается значительное сокращение.

В результате прогнозируется снижение числа обучающихся к 2010 году с 446,5 тыс.чел. /1999 г./ до 266,5 тыс.чел./ в 1,68 раза или на 40,3 %/, в том числе в городской местности - с 342,8 тыс.чел. до 209,4 тыс.чел. /1,64 раза или на 38,9 %/, в сельской местности - с 103,8 тыс.чел. до 57,1 тыс.чел. /в 1,82 раза или на 45 %/.

Уже к 2003 году сокращение учащихся пройдет по 5-9 классам при пока стабильном положении в 10-11 классах, а далее с 2004 года - по общеобразовательной школе в целом. Это напрямую коснется учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования.

Учитывая данный характер демографических и образовательных процессов, необходимость внесения заблаговременных изменений в структуру педагогической, экономической и управленческой деятельности, можно со всей определенностью утверждать, что время таких перемен пришло уже сейчас. Тенденция сокращения населения сохранится и в последующие годы, поэтому в целом прогнозируется рост демографической нагрузки на трудоспособное население. Это требует новых подходов к трудовой и профессиональной подготовке выпускников общеобразовательной и профессиональной школы.

В условиях экономических и социальных реформ существенно изменилась социокультурная жизнь подрастающего поколения области. Демократизация общества создала условия для личностного развития молодежи, но в то же время социальное расслоение, снижение жизненного уровня большинства населения отрицательно сказывается на семье, увеличивается количество беспризорных детей и совершенных правонарушений, растет наркомания, через СМИ на детей обрушивается поток низкопробной продукции.

Возросшая роль этнического фактора в общественном развитии, с одной стороны, демонстрирует его социальный потенциал, а, с другой, - порождает межнациональную напряженность. В духовно-нравственном развитии человека происходит переоценка роли религии. Первоочередной проблемой становится физическое и психическое здоровье детей и молодежи.

Выводы: современное состояние социально-экономической сферы общественной жизни региона настоятельно требует перемен в стратегии развития образования Нижегородской области и, в первую очередь, в стратегии управления образованием и его ресурсами /кадровым, научно-методическим, информационным, финансовым и др./.

   1.2. Краткая характеристика системы образования Нижегородской области

По состоянию на 1 сентября 2001 года в сети образовательных учреждений Нижегородской области функционировали более 3 тысяч учреждений образования /2,2 % всех образовательных учреждений России/.

На 1 января 2001 года в Нижегородской области имелось 1600 дошкольных образовательных учреждений на 163 тыс.мест, из них в городских поселениях 933 учреждения на 123,6 тыс. мест и в сельской местности 666 учреждений на 39,4 тыс.мест. За последнее десятилетие в результате рыночных преобразований в России коренным образом изменилась структура дошкольных образовательных учреждений: произошла массовая передача ведомственной сети дошкольных учреждений в муниципальную сеть. Так, если в 1990 году лишь 20 % детских садов Нижегородской области были муниципальными, то в 2000 году - лишь 15 % являются ведомственными. Численность детей, посещающих дошкольные учреждения, сократилась до 120,6 тыс.чел. Однако в 20% дошкольных учреждений численность детей превышает число мест, несмотря на то, что на каждые 100 мест в среднем по области приходится 74 ребенка.

Общие данные по системе образования Нижегородской области

Образовательные учреждения

, 1997 г.

1998 г.

1999 г.

2000 г.

2001 г.

Общее число образовательных учреждений, в т.ч. образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями здоровья:

1514

1510

1486

1481

1469

в них учащихся:

480867

474305

460959

440357

421475

Общеобразовательные школы:

' 1463

1459

1435

1428

1414

в них учащихся:

466603

459788

446526

425755

407377

из них:

 

 

 

 

 

Начальные:

338

338

312

306

295

в них учащихся:

11356

11065

1 9686

8437

7487

Основные:

369

366

365

361

357

в них учащихся:

37945

36088

32830

30221

27155

Средние /полные/:

' 756

755

758

 761

762

в них учащихся:

417302

412635

404010

387097

372735

Количество первоклассников:

44829

40868

36635

32596

33691

Численность педагогических работников общеобразовательных учреждений, в т.ч. в образовательных учреждениях для детей с ограниченными возможностями здоровья:

38309

38033

38564

36587

34635

Численность учителей общеобразовательных школ:

33375

33040

33285

31874

30430

Дошкольные учреждения /муниципальные/:

1365

1378

1370

1359

1417

Дошкольные учреждения /ведомственные/:

362

295

261

240

141

Численность дошкольников:

129267

125702

122420

120609

118196

Количество детских домов:

44

47

 48

 49

51

в них воспитанников:

1778

1886

1987

 2041

2025

Количество учреждений НПО:

85

83

84

72

71

в них учащихся:

42600

43200

42900

34805

32855

Число преподавателей:

3690

3631

3892

3247

3684

Количество ссузов:

62

64

63

76

77

в них студентов:

54000

57000

59000

66400

66800

Число преподавателей

2417

2401

2526

4600

4627

Количество государственных вузов:

15

15

15

15

15

в них студентов:

61491

67638

78028

92112

110630

Число преподавателей:

5083

5991

5908

5427

5544

Количество негосударственных вузов

9

16

17

20

21

в них студентов:

2830

6584

9123

13248

17850

Учреждения дополнительного образования детей:

222

225

225

242

242

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»