НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ЗАКОН

от 4 августа 2005 года № 96-З


Об утверждении Комплексной областной целевой программы
развития образования в Нижегородской области на 2006-2010 годы

(с изменениями на 4 декабря 2009 года)


----------------------------------------------------------------------------------

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Нижегородской области от 02.08.2007 № 89-З;

Законом Нижегородской области от 05.02.2008  № 7-З;

Законом Нижегородской области от 04.07.2008  № 81-З;

Законом Нижегородской области от 09.09.2009 № 177-З;
Законом Нижегородской области от 04.12.2009 № 232-З

----------------------------------------------------------------------------------     

Принят Законодательным Собранием             28 июля 2005 года


Статья 1

Утвердить Комплексную областную целевую программу развития образования в Нижегородской области на 2006-2010 годы.


Статья 2

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Губернатор области              Г.М. Ходырев


Нижний Новгород

4 августа 2005 года

№ 96-З     

УТВЕРЖДЕНА
Законом Нижегородской области
"Об утверждении Комплексной
областной целевой программы
развития образования в
Нижегородской области
на 2006-2010 годы"

     

Комплексная областная целевая программа
развития образования в Нижегородской области
на 2006-2010 годы

(в ред. Законов области от 02.08.2007 № 89-З; от 05.02.2008 № 7-З;
              
от 04.07.2008  № 81-З; от 09.09.2009 № 177-З; от 04.12.2009 № 232-З)

     

Паспорт
Комплексной областной целевой программы развития образования
в Нижегородской области на 2006-2010 годы

Наименование Программы

Комплексная областная целевая программа развития образования в Нижегородской области на 2006-2010 годы (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании";

приказ Министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2002 года № 393 "О Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года"

Государственный заказчик Программы

Правительство Нижегородской области

Разработчик Программы
(в ред. Закона области от 05.02.2008 № 7-З)   

министерство образования Нижегородской области

Цель Программы

развитие областной системы образования, ориентированной на инновационное развитие Нижегородской области; обеспечение общедоступного и бесплатного дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, гарантированных Конституцией Российской Федерации; воспроизводство и развитие кадрового потенциала Нижегородской области

Задачи Программы

создание условий для модернизации содержания образования и комплексных изменений в образовательных технологиях, для укрепления учебно-материальной базы, для адекватных перемен в системе подготовки и повышения квалификации педагогических и руководящих кадров для обеспечения инновационного развития Нижегородской области

Сроки и этапы реализации Программы

2006-2010 годы:

1 этап - 2006-2008 годы;

2 этап - 2009-2010 годы

Основные направления программных мероприятий

мероприятия сформированы по следующим направлениям:

дошкольное образование;

общее среднее образование;

начальное и среднее профессиональное образование;

система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров;

высшее профессиональное образование;

воспитание, дополнительное образование детей и государственная молодежная политика;

информатизация образования;

международные связи в области образования;

экономическое обеспечение системы образования;

ресурсное обеспечение;

управление и нормативная правовая база

Исполнители основных мероприятий Программы
     (в ред. Закона области от 05.02.2008 № 7-З)

министерство образования Нижегородской области;

органы местного самоуправления (при условии участия в реализации Программы);

образовательные учреждения (при условии участия в реализации Программы)

Финансовое обеспечение Программы*

средства областного бюджета и внебюджетные источники.

     Предполагаемые объемы финансирования Программы из средств областного бюджета:
     2006 год - 278,470 млн. рублей;
     2007 год - 131,076 млн. рублей;
     2008 год - 120,630 млн. рублей;
     2009 год -  60,389 млн. рублей;
     (Абзац шестой в ред. Закона области от 09.09.2009 № 177-З - см. предыдущую редакцию)

     2010 год - 36,598 млн. рублей.
     (Абзац седьмой в ред.
Закона области от 04.12.2009 № 232-З - см. предыдущую редакцию)
     Абзац восьмой утратил силу Законом области от 04.12.2009 № 232-З - см. предыдущую редакцию

    Абзац девятый утратил силу Законом области от 04.12.2009 № 232-З - см. предыдущую редакцию

Ожидаемые результаты

построение системы образования Нижегородской области, ориентированной на инновационное развитие Нижегородской области

Система контроля за выполнением Программы

контроль за выполнением Программы осуществляет Правительство Нижегородской области


*Объемы финансирования Программы за счет средств областного бюджета могут ежегодно корректироваться в соответствии с финансовыми возможностями областного бюджета.

     

Введение


Постановлением Администрации Нижегородской области от 26 октября 1994 года № 179 была утверждена Программа "Стабилизация и развитие образовательного комплекса в новых социально-экономических условиях", главной целью которой было инициирование реформаторских процессов в образовании и вовлечение в осуществление программных мероприятий всех заинтересованных сторон.

Программой "Стабилизация и развитие образовательного комплекса в новых социально-экономических условиях" было предусмотрено изменение структуры образовательного комплекса, содержания образования, планировалось укрепление материальной базы образовательных учреждений и развитие кадрового потенциала. В процессе реализации Программы "Стабилизация и развитие образовательного комплекса в новых социально-экономических условиях" в управление образованием был внедрен программно-целевой подход, новые формы управления образовательными учреждениями.

Постановлением Законодательного Собрания Нижегородской области  от 23 января 2003 года № 360-III была утверждена Программа развития образования Нижегородской области до 2005 года, которая ставила своей целью формирование в рамках единого образовательного пространства Российской Федерации устойчивой, динамично развивающейся областной системы образования, способной обеспечить удовлетворение потребностей личности в образовании. Среди задач, обозначенных в Программе развития образования Нижегородской области до 2005 года, - обеспечение модернизации содержания образования, комплексных изменений в образовательных технологиях, учебно-материальной базе, системе повышения квалификации педагогических и руководящих кадров.

Главные результаты реализации Программы развития образования Нижегородской области до 2005 года:

становление гражданского характера образования, основанного на принципах уважения прав и свобод личности в демократическом обществе;

создание условий для развития органов государственно-общественного управления образованием, увеличение числа попечительских советов и других органов общественного самоуправления образованием;

разработка и апробация децентрализованных, открытых моделей управления образованием на областном и районном уровнях;

поддержка образовательного комплекса Нижегородской области, способного решать задачи инновационного развития Нижегородской области;

разработка и внедрение образовательных программ, отражающих современное состояние культуры, науки и техники, а также местные культурные традиции;

внедрение в массовую практику современных педагогических технологий обучения и воспитания, обеспечивающих непрерывность, преемственность обучения, личностно-ориентированный характер образования.

Ход выполнения Программы развития образования Нижегородской области до 2005 года неоднократно обсуждался на заседаниях коллегии министерства образования Нижегородской области, на совещаниях руководителей учреждений образования Нижегородской области, встречах с педагогической общественностью, на заседаниях Ассоциации промышленников и предпринимателей Нижегородской области. На основе Программы развития образования Нижегородской области до 2005 года были разработаны и реализуются программы по отдельным актуальным проблемам: программа "Молодежь Нижегородской области" на 2003-2006 годы, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 8 августа 2003 года № 239, Нижегородская областная программа "Дети-сироты" на 2003-2005 годы, утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 10 ноября 2002 года № 293, областная программа "Научная смена", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 8 мая 2003 года № 144, программа "Патриотическое воспитание граждан Нижегородской области на 2003-2005 годы", утвержденная постановлением Правительства Нижегородской области от 8 мая 2003 года № 141, и другие.  
     (Абзац одиннадцатый в ред. Закона области
от 05.02.2008 № 7-З)

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации" были внесены многочисленные изменения в Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 "Об образовании". Системе образования Нижегородской области предстоит решать абсолютно новые задачи.

Требуется разработка областной правовой базы, которая бы позволила сохранить гарантированные Конституцией Российской Федерации общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в Нижегородской области. Необходимо осмысление федеральных направлений реформирования системы образования и осуществление мероприятий, которые направлены на повышение качества образования и дальнейшее развитие системы образования Нижегородской области.

Требуется принятие нормативных правовых актов также и на местном уровне.

Нижегородская область имеет большой потенциал для расширения наукоемкого производства. Сохранение и повышение качества трудовых ресурсов становится необходимым условием инновационного развития Нижегородской области. В связи с этим требуется  определить новые цели и задачи развития областной системы образования.

I. Проблемно-ориентированный анализ социокультурной
и образовательной ситуации в Нижегородской области


     1. Социально-экономическая ситуация в Нижегородской области


Нижегородская область находится в центре европейской части России и является одной из самых больших в Российской Федерации. Площадь ее территории составляет 76,6 тыс. квадратных километров. Административная система области включает 48 муниципальных районов и 4 городских округа (Нижний Новгород, Дзержинск, Арзамас и Саров).

На начало 2004 года в Нижегородской области проживало 3,5 млн. человек, из них 78,3 процента сосредоточено в городах. В структуре населения по национальной принадлежности преобладают русские (95 процентов), татары (1,4 процента), мордва (0,7 процента), украинцы (0,7 процента), чуваши (0,3 процента); всего в Нижегородской области проживают более 100 национальностей и этнических групп.

Нижегородская область относится к индустриально-аграрным регионам, крупнейшим транспортным, торговым и культурным центрам России. По данным 2004 года в промышленном и сельскохозяйственном производстве Российской Федерации Нижегородская область формирует около 2 процентов объема произведенной продукции.

На территории Нижегородской области сосредоточены предприятия общего и транспортного машиностроения, электротехнической, радио- и приборостроительной промышленности, производства химической, топливной, лесной и бумажной продукции с разветвленной мощной системой энергетики и транспорта.

По комплексной оценке Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации Нижегородская область находится на 16 месте среди российских регионов, переместившись с 26 места, занимаемого областью в 2002 году. Нижегородская область входит в число субъектов Российской Федерации с уровнем развития выше среднего по России.

Среди регионов Приволжского федерального округа Нижегородская область занимает второе место по уровню смертности среди населения и двенадцатое по уровню рождаемости. Смертность превышает рождаемость более чем в два раза, средняя продолжительность жизни падает. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2004 году составила среди населения 64 года (мужчины - 57,3 года, женщины - 71,6 года).

В настоящее время существует тенденция развития отдельных отраслей экономики: машиностроения, металлообработки, химии и нефтехимии, отдельных отраслей сельского хозяйства. Рост требований к качеству кадров значительно повышает роль сферы образования в социально-экономическом развитии Нижегородской области.

Нижегородская область как один из крупнейших индустриально-культурных центров Российской Федерации располагает развитой образовательной системой. Появился устойчивый спрос на квалифицированные кадры в ряде отраслей промышленности, малом и среднем бизнесе, строительстве, транспорте, сфере обслуживания, что создает спрос на подготовку и переподготовку рабочих кадров и специалистов для различных отраслей производства и обуславливает необходимость изменения структуры программ их подготовки.

В последнее десятилетие наблюдается проблема ослабления института семьи. В 2004 году в Нижегородской области 19,5 тыс. человек оформили документы о разводе (причем данный показатель не отражает полное число распавшихся семей), растет число детей-сирот, беспризорных детей, проявляется социальная дезадаптация детей, растет число подростков, употребляющих наркотики, совершающих правонарушения и преступления. Одной из острых проблем является неполное использование трудовых ресурсов, безработица. Несмотря на низкий уровень официально зарегистрированной безработицы и его сокращение, фактическое число безработных в Нижегородской области велико. Так, в 2004 году, по данным проведенного исследования, численность лиц, не имеющих работы и активно ее ищущих, составила в Нижегородской области 133,5 тыс. человек, или 7,4 процента экономически активного населения. Кадры оказываются без работы либо вследствие отсутствия спроса на их профессии, либо вследствие отсутствия у них достаточной квалификации, что говорит о необходимости структурной перестройки системы переподготовки и повышения квалификации населения, предоставления возможности непрерывного образования.

В последние годы в Нижегородской области отмечался стабильный рост доходов населения. Среднедушевой доход в 2004 году составил 4721,6 рублей (105 процентов к уровню 2003 года), что связано с ростом среднемесячной заработной платы, которая составила в 2004 году 5170,7 рублей. В то же время продолжается расслоение общества, рост дифференциации населения по уровню доходов. Несмотря на снижение в 2004 году доли населения, имеющего низкий прожиточный минимум, она пока остается достаточно высокой - 22,2 процента.

Невысокий уровень жизни населения вызван низким уровнем оплаты труда в ряде отраслей экономики, особенно в бюджетных организациях, а также наличием задолженности по заработной плате. Заработная плата работников сферы образования по-прежнему остается крайне низкой (60 процентов от средней по Нижегородской области), что не способствует притоку квалифицированных кадров в сферу образования.

В настоящее время идет процесс сокращения численности детей в дошкольных учреждениях, учащихся в общеобразовательных школах (в 2004 году - на 5,5 процента) и рост приема студентов в ВУЗы (в 2004 году - на 6 процентов). К 2010 году только в сельской местности контингент учащихся сократится с 103,7 тыс. человек (1999 год) до 57,1 тыс. человек, то есть почти на 45 процентов, или в 1,8 раза. Следует отметить, что в городской местности прогнозируются менее быстрые темпы снижения приблизительно в 1,6 раза. В 2003 году сокращение численности учащихся затронуло 5-9 классы при сохранении контингента учащихся 10-11 классов. В 2004/05 учебном году сокращение контингента учащихся затронуло общеобразовательную школу в целом: количество учащихся 5-9 классов сократилось на четверть, количество учащихся начальной школы - на 17,5 процента, что повлекло снижение контингента обучающихся в учреждениях начального профессионального образования.

Проблемы образовательного комплекса осложняются вследствие высокого уровня неравномерности социально-экономического развития муниципальных образований: в 2004 году из 52 территорий Нижегородской области лишь 11 районов являлись донорами. По развитию конкретных видов деятельности различия между районами очень существенны. Например, по объему промышленного производства на душу населения северные районы Нижегородской области различаются в 54 раза, по объему сельскохозяйственного производства на душу населения - в 19,5 раз; по показателям естественной убыли населения - в 2,5 раза. 2/3 районов Нижегородской области дотируются более чем на 50 процентов, что приводит к недоиспользованию потенциала Нижегородской области. В то же время, неравномерность социально-экономического развития районов Нижегородской области влечет за собой неравномерность доступа населения к образованию, которая может возрасти в процессе передачи полномочий по отдельным уровням образования органам местного самоуправления. Недостаточная финансовая обеспеченность многих отдаленных районов Нижегородской области может повлечь за собой сокращение объемов оказываемых населению образовательных услуг. Отсутствие возможности у населения ряда сельских районов нести дополнительные расходы в сфере образования может привести к снижению образовательного уровня в них, если не будут приняты меры по обеспечению доступности образования.

Необходимость решения проблем общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, гарантированных Конституцией Российской Федерации, вызвана кардинальными изменениями с 1 января 2005 года законодательства об образовании в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", которым изменено разграничение полномочий в сфере образования между органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Таким образом, трансформация законодательства в области образования, изменения в структуре контингента обучающихся и проблемы материальной базы с учетом ее неравномерного распределения диктуют необходимость совершенствования структуры образовательного комплекса Нижегородской области.      

    2. Краткая характеристика системы образования Нижегородской области

По состоянию на 1 января 2004 года в сети образовательных учреждений Нижегородской области функционировали более 3,3 тыс. учреждений образования (2,2 процента всех образовательных учреждений России) с количеством обучающихся более 750 тыс. человек (приложение 1).

На 1 января 2005 года в Нижегородской области имелось 1363 дошкольных образовательных учреждения на 146,1 тыс. мест, из них в городских поселениях - 870 учреждений на 113,5 тыс. мест, и в сельской местности - 493 учреждения на 32,6 тыс. мест. За последнее десятилетие в результате рыночных преобразований в России коренным образом изменилась структура дошкольных образовательных учреждений: произошла массовая передача ведомственной сети дошкольных учреждений в муниципальную сеть. Так, если в 1990 году лишь 20 процентов детских садов Нижегородской области были муниципальными, то в 2004 году лишь 8 процентов являются ведомственными. Дошкольные учреждения посещают до 117,9 тыс. детей.

За последние 10 лет количество общеобразовательных учреждений в области сократилось на 135 единиц и составило на 1 сентября 2004 года 1434 школы. При этом число городских школ сократилось на 13 единиц и составило 489 школ, а количество сельских общеобразовательных учреждений сократилось на 122 единицы и составило 945 школ. Таким образом, удельный вес городских школ все эти годы оставался стабильным и составил около 34 процентов. В сельской местности на протяжении всех 10 лет, за исключением 1994 года, когда произошел значительный прирост числа учреждений за счет завершения строительства, начатого в 80-е годы, количество школ незначительно снижалось.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»