Агропромышленный комплекс является одним из наиболее крупных и важных секторов экономики республики, и его состояние оказывает значительное воздействие на социально-экономическую и политическую ситуацию в республике.
В ведении землепользователей, занимающихся сельскохозяйственным производством, находится 7,2 млн.га сельскохозяйственных угодий, из них пашни 4,3 млн.га. Сельское хозяйство производит 8,3% внутреннего валового продукта (2000 г.). Доля перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса в промышленном производстве составляет 3,6%.
В сельской местности проживает 1,4 млн. человек, из них в сельскохозяйственном производстве занято 257 тыс.чел., а с учетом отраслей переработки и обслуживающих предприятий - 276 тыс.чел.
В Программе дается оценка социально-экономических процессов в аграрном секторе республики, сформулированы основные направления реформирования отраслей сельского хозяйства, сельскохозяйственных предприятий, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и обслуживания.
В Программе также предусмотрены меры по дальнейшему развитию крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, формированию эффективной системы управления агропромышленным комплексом и кадрового обеспечения села, изменению макроэкономических условий функционирования агропромышленного комплекса.
Реализация Программы рассчитана до 2005 года, должна осуществляться поэтапно:
на первом этапе, в 2001-2002 годах, реформированию подлежат сельскохозяйственные предприятия, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности с обеспечением их экономического и финансового оздоровления;
на втором этапе, в 2003-2005 годах, реформированию подлежат отрасли сельского хозяйства и предприятия обслуживания с формированием рыночной инфраструктуры и созданием условий для ведения расширенного воспроизводства.
Цели и задачи Программы
Цель Программы - финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие различных форм хозяйствования, создание рыночной инфраструктуры агропромышленного комплекса, стабильно обеспечивающего продовольственную безопасность Республики Башкортостан. Основными задачами Программы являются:
реформирование и финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий;
реструктуризация кредиторской задолженности предприятий агропромышленного комплекса;
создание равных экономических условий для всех участников рынка сельскохозяйственной продукции;
обеспечение рентабельной работы сельхозтоваропроизводителей;
совершенствование системы государственной поддержки агропромышленного комплекса;
создание системы страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей;
осуществление мер по регулированию продовольственного рынка и формированию рыночной инфраструктуры;
повышение эффективности управления агропромышленным комплексом;
создание новых экономических условий для обеспечения сельхозтоваропроизводителей средствами производства.
Основными критериями успешного реформирования и дальнейшего развития агропромышленного комплекса являются устойчивое увеличение доходов и прибылей комплекса в целом, сельхозтоваропроизводителей, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, рост государственных доходов (значит и инвестиционных возможностей государства), которые в первоочередном порядке будут направляться на развитие агропромышленного комплекса.
Современное состояние агропромышленного комплекса
Республики Башкортостан
Современное состояние агропромышленного комплекса республики характеризуется как неустойчивое, оно проявляется в уменьшении объемов производства продукции и в ухудшении финансового состояния сельхозтоваропроизводителей.
Основные составляющие финансовой проблемы сельского хозяйства:
незначительный объем денежных поступлений от реализации продукции, снижение объемов производства и сбыта;
высокая закредитованность сектора. Основная часть предприятий имеет блокированные банковские счета, что обусловливает неденежные формы расчетов;
высокий уровень долгов по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды. Основная часть этих долгов приходится на пени и штрафы за просроченные платежи. Существующая система налогообложения не учитывает сезонный характер производства и поступления финансовых ресурсов в сельском хозяйстве;