Недействующий

О среднесрочной программе реформирования агропромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2001-2005 годы (с изменениями на 27 июня 2003 года)

Введение


Агропромышленный комплекс является одним из наиболее крупных и важных секторов экономики республики, и его состояние оказывает значительное воздействие на социально-экономическую и политическую ситуацию в республике.

В ведении землепользователей, занимающихся сельскохозяйственным производством, находится 7,2 млн.га сельскохозяйственных угодий, из них пашни 4,3 млн.га. Сельское хозяйство производит 8,3% внутреннего валового продукта (2000 г.). Доля перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса в промышленном производстве составляет 3,6%.

В сельской местности проживает 1,4 млн. человек, из них в сельскохозяйственном производстве занято 257 тыс.чел., а с учетом отраслей переработки и обслуживающих предприятий - 276 тыс.чел.

В Программе дается оценка социально-экономических процессов в аграрном секторе республики, сформулированы основные направления реформирования отраслей сельского хозяйства, сельскохозяйственных предприятий, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности и обслуживания.

В Программе также предусмотрены меры по дальнейшему развитию крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, формированию эффективной системы управления агропромышленным комплексом и кадрового обеспечения села, изменению макроэкономических условий функционирования агропромышленного комплекса.

Реализация Программы рассчитана до 2005 года, должна осуществляться поэтапно:

на первом этапе, в 2001-2002 годах, реформированию подлежат сельскохозяйственные предприятия, предприятия пищевой и перерабатывающей промышленности с обеспечением их экономического и финансового оздоровления;

на втором этапе, в 2003-2005 годах, реформированию подлежат отрасли сельского хозяйства и предприятия обслуживания с формированием рыночной инфраструктуры и созданием условий для ведения расширенного воспроизводства.

Цели и задачи Программы


Цель Программы - финансовое оздоровление сельскохозяйственных товаропроизводителей, развитие различных форм хозяйствования, создание рыночной инфраструктуры агропромышленного комплекса, стабильно обеспечивающего продовольственную безопасность Республики Башкортостан. Основными задачами Программы являются:

реформирование и финансовое оздоровление сельскохозяйственных предприятий;

реструктуризация кредиторской задолженности предприятий агропромышленного комплекса;

создание равных экономических условий для всех участников рынка сельскохозяйственной продукции;

обеспечение рентабельной работы сельхозтоваропроизводителей;

совершенствование системы государственной поддержки агропромышленного комплекса;

создание системы страхования сельскохозяйственных товаропроизводителей;

осуществление мер по регулированию продовольственного рынка и формированию рыночной инфраструктуры;

повышение эффективности управления агропромышленным комплексом;

создание новых экономических условий для обеспечения сельхозтоваропроизводителей средствами производства.

Основными критериями успешного реформирования и дальнейшего развития агропромышленного комплекса являются устойчивое увеличение доходов и прибылей комплекса в целом, сельхозтоваропроизводителей, предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, рост государственных доходов (значит и инвестиционных возможностей государства), которые в первоочередном порядке будут направляться на развитие агропромышленного комплекса.

Современное состояние агропромышленного комплекса
Республики Башкортостан


Современное состояние агропромышленного комплекса республики характеризуется как неустойчивое, оно проявляется в уменьшении объемов производства продукции и в ухудшении финансового состояния сельхозтоваропроизводителей.

Основные составляющие финансовой проблемы сельского хозяйства:

незначительный объем денежных поступлений от реализации продукции, снижение объемов производства и сбыта;

высокая закредитованность сектора. Основная часть предприятий имеет блокированные банковские счета, что обусловливает неденежные формы расчетов;

высокий уровень долгов по платежам в бюджеты и внебюджетные фонды. Основная часть этих долгов приходится на пени и штрафы за просроченные платежи. Существующая система налогообложения не учитывает сезонный характер производства и поступления финансовых ресурсов в сельском хозяйстве;