Недействующий

О среднесрочной программе реформирования агропромышленного комплекса Республики Башкортостан на 2001-2005 годы (с изменениями на 27 июня 2003 года)

                                                               Таблица 2

     
Земельные ресурсы Республики Башкортостан на 2001-2005
годы, тыс.га на начало года

Годы

Всего сельхозугодий

 

В том числе

 

 

   

  

 

  

  

 

   

  

 пашни

 многолетних

 сенокосов

 пастбищ

   

 

 

 насаждений

 

     

-

  

  

  

  

 

2001

7205,2

 4307,5

   42,7

  837,7

 2017,3

-

  

  

  

  

 

2002

7202

 4276,0

   42,7

  857,7

 2025,6

-

  

  

  

  

 

2003

7200

 4245,0

   43,0

  877,7

 2034,3

-

  

  

  

  

 

2004

7197

 4214,0

   43,0

  897,7

 2041,3

-

  

  

  

  

 

2005

7195

 4182,0

   43,0

  917,7

 2052,3


Всего по республике по состоянию на 1 января 2001 года выявлено малопродуктивной деградированной пашни на площади 648,8 тыс.га, из них залужено и переведено в кормовые угодья за 1996-2000 гг. 521,0 тыс.га, или 80,3%.

1.6. Интеграция и кооперация


Одной из целей аграрной реформы является более полное использование возможностей интеграции и кооперации.

Проведенная приватизация перерабатывающих и обслуживающих предприятий с передачей контрольных пакетов акции сельхозтоваропроизводителям не сгладила противоречия между сельхозтоваропроизводителями и предприятиями переработки. Не нашли распространения потребительские, заготовительные, снабженческо-сбытовые и страховые кооперативы, не говоря о более сложных формах кооперации и интеграции, таких, как финансово-промышленные группы, холдинговые компании и другие.

1.7. Система управления агропромышленным комплексом


Переход к рыночной экономике вызывает необходимость изменения системы управления агропромышленным комплексом. Органом государственного управления является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан, функции которого определены Положением о министерстве.

Сложившаяся структура управления агропромышленным комплексом не полностью обеспечивает эффективное взаимодействие и координацию деятельности агропромышленных формирований.

Предстоит активный поиск новых форм и методов государственного и хозяйственного управления агропромышленным комплексом в условиях углубления рыночных отношений. Необходима эффективная система координации деятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности.

1.8. Финансово-кредитные отношения


Кредитные ресурсы недоступны для большинства сельхозтоваропроизводителей из-за высоких процентных ставок.

Доля денежных средств в оборотном капитале сократилась с 12% в 1991 году до 0,6% в 2000 году. Недостаток оборотного капитала привел к росту кредиторской задолженности, общая сумма которой по системе Минсельхозпрода Республики Башкортостан на 1 января 2001 года составляет 11,5 млрд. рублей, в т.ч.:

поставщикам и подрядчикам

- 5,4 млрд.руб.

в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды

- 5,3 млрд.руб.

в т.ч. пени и штрафы

- 2,2 млрд.руб.

задолженность по оплате труда

- 0,5 млрд.руб.

прочие

- 0,3 млрд.руб.

     
1.9. Состояние рыночной инфраструктуры и развитие
рыночных отношений


В структурной перестройке агропромышленного комплекса одним из приоритетных направлений является развитие его рыночной инфраструктуры, которая призвана обеспечивать процесс выявления спроса и предложения, распространения рыночной информации. Оценивая развитие рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе в 1991-2000 годах, следует отметить быстрый рост количества финансовых и посреднических организаций. В то же время медленно развиваются оптовые рынки сельхозсырья и продовольствия, системы связи и обмена информацией.

В республике нет ни одной товарной биржи. Не получили развития форвардная, фьючерсная и опционная формы торговли.

На рынке сельхозсырья и продовольствия усиливается влияние посреднических структур, которые в основном специализируются на поставке наиболее выгодных продуктов - зерна, подсолнечника, сахарной свеклы.

1.10. Социальная сфера села


В отличие от других регионов Республика Башкортостан за годы реформ сумела решить большинство вопросов, связанных с социальным развитием села.