Земельные ресурсы Республики Башкортостан на 2001-2005
годы, тыс.га на начало года
Годы | Всего сельхозугодий |
| В том числе |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| пашни | многолетних | сенокосов | пастбищ |
|
|
| насаждений |
|
|
- |
|
|
|
|
|
2001 | 7205,2 | 4307,5 | 42,7 | 837,7 | 2017,3 |
- |
|
|
|
|
|
2002 | 7202 | 4276,0 | 42,7 | 857,7 | 2025,6 |
- |
|
|
|
|
|
2003 | 7200 | 4245,0 | 43,0 | 877,7 | 2034,3 |
- |
|
|
|
|
|
2004 | 7197 | 4214,0 | 43,0 | 897,7 | 2041,3 |
- |
|
|
|
|
|
2005 | 7195 | 4182,0 | 43,0 | 917,7 | 2052,3 |
Всего по республике по состоянию на 1 января 2001 года выявлено малопродуктивной деградированной пашни на площади 648,8 тыс.га, из них залужено и переведено в кормовые угодья за 1996-2000 гг. 521,0 тыс.га, или 80,3%.
1.6. Интеграция и кооперация
Одной из целей аграрной реформы является более полное использование возможностей интеграции и кооперации.
Проведенная приватизация перерабатывающих и обслуживающих предприятий с передачей контрольных пакетов акции сельхозтоваропроизводителям не сгладила противоречия между сельхозтоваропроизводителями и предприятиями переработки. Не нашли распространения потребительские, заготовительные, снабженческо-сбытовые и страховые кооперативы, не говоря о более сложных формах кооперации и интеграции, таких, как финансово-промышленные группы, холдинговые компании и другие.
1.7. Система управления агропромышленным комплексом
Переход к рыночной экономике вызывает необходимость изменения системы управления агропромышленным комплексом. Органом государственного управления является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Башкортостан, функции которого определены Положением о министерстве.
Сложившаяся структура управления агропромышленным комплексом не полностью обеспечивает эффективное взаимодействие и координацию деятельности агропромышленных формирований.
Предстоит активный поиск новых форм и методов государственного и хозяйственного управления агропромышленным комплексом в условиях углубления рыночных отношений. Необходима эффективная система координации деятельности хозяйствующих субъектов различных форм собственности.
1.8. Финансово-кредитные отношения
Кредитные ресурсы недоступны для большинства сельхозтоваропроизводителей из-за высоких процентных ставок.
Доля денежных средств в оборотном капитале сократилась с 12% в 1991 году до 0,6% в 2000 году. Недостаток оборотного капитала привел к росту кредиторской задолженности, общая сумма которой по системе Минсельхозпрода Республики Башкортостан на 1 января 2001 года составляет 11,5 млрд. рублей, в т.ч.:
поставщикам и подрядчикам | - 5,4 млрд.руб. |
в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды | - 5,3 млрд.руб. |
в т.ч. пени и штрафы | - 2,2 млрд.руб. |
задолженность по оплате труда | - 0,5 млрд.руб. |
прочие | - 0,3 млрд.руб. |
1.9. Состояние рыночной инфраструктуры и развитие
рыночных отношений
В структурной перестройке агропромышленного комплекса одним из приоритетных направлений является развитие его рыночной инфраструктуры, которая призвана обеспечивать процесс выявления спроса и предложения, распространения рыночной информации. Оценивая развитие рыночной инфраструктуры в агропромышленном комплексе в 1991-2000 годах, следует отметить быстрый рост количества финансовых и посреднических организаций. В то же время медленно развиваются оптовые рынки сельхозсырья и продовольствия, системы связи и обмена информацией.
В республике нет ни одной товарной биржи. Не получили развития форвардная, фьючерсная и опционная формы торговли.
На рынке сельхозсырья и продовольствия усиливается влияние посреднических структур, которые в основном специализируются на поставке наиболее выгодных продуктов - зерна, подсолнечника, сахарной свеклы.
1.10. Социальная сфера села
В отличие от других регионов Республика Башкортостан за годы реформ сумела решить большинство вопросов, связанных с социальным развитием села.