ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июля 2010 года N 533-п
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ОТДЫХА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ
(в редакции Постановлений Правительства Ярославской области от 09.02.2011 N 77-п, от 08.12.2011 N 967-п, от 28.12.2011 N 1112-п, от 15.10.2012 N 1103-п, от 30.10.2012 N 1204-п, от 27.12.2012 N 1532-п, от 29.04.2013 N 464-п, от 11.06.2013 N 666-п, от 24.07.2013 N 909-п, от 13.11.2013 N 1493-п, от 18.12.2013 N 1649-п, от 18.02.2014 N 122-п, от 09.06.2014 N 553-п, от 27.11.2014 N 1211-п, от 20.02.2015 N 154-п, от 13.05.2015 N 515-п, от 17.09.2015 N 1015-п, от 30.11.2015 N 1291-п, от 03.02.2016 N 91-п)
В целях дальнейшего развития въездного и внутреннего туризма и повышения роли сферы туризма и отдыха в социально-экономическом развитии области
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011 - 2015 годы (далее - Программа).
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 29.04.2013 N 464-п)
2. Исключен с 29 апреля 2013 года. - Постановление Правительства Ярославской области от 29.04.2013 N 464-п.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований области принять муниципальные программы развития туризма и отдыха в соответствующем муниципальном образовании области и обеспечить их выполнение.
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 17.09.2015 N 1015-п)
4. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя Председателя Правительства области Крупина М.Л.
(п. 4 в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 13.05.2015 N 515-п)
5. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор
Ярославской области
С.А.ВАХРУКОВ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ОТДЫХА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2015 ГОДЫ
(в редакции Постановлений Правительства Ярославской области от 29.04.2013 N 464-п, от 11.06.2013 N 666-п, от 24.07.2013 N 909-п, от 13.11.2013 N 1493-п, от 18.12.2013 N 1649-п, от 18.02.2014 N 122-п, от 09.06.2014 N 553-п, от 27.11.2014 N 1211-п, от 20.02.2015 N 154-п, от 13.05.2015 N 515-п, от 17.09.2015 N 1015-п, от 30.11.2015 N 1291-п, от 03.02.2016 N 91-п)
(в редакции Постановления Правительства Ярославской области от 20.02.2015 N 154-п)
Сроки реализации ОЦП | 01.01.2011 - 31.12.2015 | |
Куратор ОЦП | заместитель Председателя Правительства области | |
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 13.05.2015 N 515-п) | ||
Ответственный исполнитель ОЦП <*> | АТ | руководитель АТ Ветошкина Юлия Альбертовна, тел. (4852) 40-08-09; |
Исполнители ОЦП | ДИП | директор ДИП Золотовский Андрей Владимирович, тел. (4852) 40-19-03; |
ДО | директор ДО Лобода Ирина Валентиновна, тел. (4852) 40-18-95 | |
УМК | начальник УМК Ануфриева Ирина Викторовна, тел. (4852) 40-07-87 | |
УПВС | начальник УПВС Коровин Владимир Игоревич, тел. (4852) 40-18-80 | |
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 17.09.2015 N 1015-п) | ||
Электронный адрес для размещения ОЦП в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" | http://www.yarregion.ru/depts/Tourism/default.aspx |
________________
<*> С 01 января 2013 года.
(в редакции Постановления Правительства Ярославской области от 03.02.2016 N 91-п)
Источники финансирования | Плановый объем финансирования (тыс. руб.) | |||||
всего | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год <*> | 2015 год <**> | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Предусмотрено законом об ОБ | ||||||
- ОС | 394870,968 | 24472 | 63170,5 | 148706 | 86366,70 | 72155,768 |
- ФС | 979232,182 | - | 292980,76 | 186459,16 | 290181,91 | 209610,352 |
Справочно | ||||||
- МБ | 11671,900 | 1091 | 3246 | 3861,8 | 1570,33 | 1844,77 |
- ВИ | 1585930,920 | 1932000 | 982414,55 | 10981882,49 | 1938754,61 | 40879,270 |
Итого по ОЦП | 17261647,970 | 1957563 | 1341811,81 | 11320909,45 | 2316873,550 | 324490,16 |
________________
<*> В сумму ассигнований 2014 года включены средства, необходимые для погашения кредиторской задолженности по обязательствам 2013 года, в размере 4374,9 тыс. руб. и сумма субсидии, предоставленной в 2013 году из ФБ ОБ на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", в размере 186459,16 тыс. руб., потребность в которой была подтверждена в 2014 году.
<**> В сумму ассигнований 2015 года включены сумма субсидии, предоставленной в 2013 году из ФБ ОБ на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", в размере 46622,75 тыс. руб. и сумма субсидии, предоставленной в 2014 году из ФБ ОБ на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", в размере 32823,23 тыс. руб., потребность в которой была подтверждена в 2015 году.
Развитие туризма и его значимость для Ярославской области определяются богатейшим историко-культурным наследием, благоприятными природными условиями и ресурсами, географической близостью к столице, транспортной доступностью, традициями, сложившимися в сфере туристского обслуживания. По оценке рейтингового агентства "Эксперт РА", Ярославская область по туристическому потенциалу занимает 17 место в России. Наличие в Ярославской области разнообразных туристских ресурсов создает условия для развития многих видов туризма: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского, для охоты и рыбалки.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года", сфера туризма отнесена к числу приоритетных направлений развития региона. Реализация областных целевых программ государственной поддержки въездного и внутреннего туризма позволила за 8 лет (начиная с 2002 года) почти в 3 раза (с 476 до 139000) увеличить количество туристов и экскурсантов, принимаемых областью, более чем в 4,5 раза (с 230 до 1100 млн. рублей) увеличить объем туристских и гостиничных услуг. Ярославская область, по данным Федерального агентства по туризму, занимает в Центральном федеральном округе 4 место по числу посетителей после г. Москвы, Московской и Владимирской областей. В 2009 году область приняла 1392 тысячи туристов и экскурсантов, в том числе более 240 тысяч иностранных граждан.
(в ред. Постановления Правительства Ярославской области от 27.11.2014 N 1211-п)
По данным мониторинга туристской сферы, в 2009 году турфирмами и гостиницами области предоставлено услуг на сумму 1100 млн. рублей. Общие поступления от туристов, въезжающих в Ярославскую область, составили более 3,5 млрд. рублей (около 1,8 процента валового регионального продукта Ярославской области). При этом поступления от туристской индустрии Ярославской области в бюджеты всех уровней составили более 200 млн. рублей, а бюджетная эффективность развития туризма составляет более 3,5 рубля на 1 вложенный рубль.
Повышение количественных показателей туристской индустрии не всегда сопровождается улучшением качества развития отрасли. Данные социологических исследований туристских потоков в области показали, что туристы планировали потратить в нашем регионе почти в 2 раза больше, чем они потратили. Эффективность функционирования туристской индустрии сдерживается из-за недостатков в механизмах межотраслевой координации развития туризма, недостаточного инвестирования в туристскую инфраструктуру, слабого использования таких современных форм взаимодействия власти и бизнеса, как государственно-частное партнерство. Недостаток понимания сферы туризма как самостоятельной отрасли в конечном счете приводит к расплывчатому определению эффективности работы отрасли и отсутствию четкого стратегического видения направлений развития туристской индустрии.
Основной проблемой является отсутствие достаточных условий для резкого повышения социально-экономической эффективности использования туристско-рекреационного потенциала Ярославской области.
В ближайшем будущем усложнение задач, стоящих перед туристской индустрией области, общие тенденции изменений потребительского спроса диктуют необходимость применения адекватных новым реалиям мер государственного стимулирования и поддержки развития туристской индустрии Ярославской области, что означает фактически новый этап в развитии туристской индустрии региона.
Сегодня область стоит перед серьезной задачей - необходимостью формирования современной индустрии туризма и отдыха на основе более интенсивного использования своего туристского потенциала. Если не заниматься решением этой задачи, то в ближайшие несколько лет данную нишу займут соседние регионы. Так, сегодня, по данным экспертов, Ярославскую область по объему туристского потока опережает Владимирская область за счет большого приема гостей в городах Владимире и Суздале, достигают Тверская, Ивановская и Костромская области, которые развивают сети малых гостиниц, успешно продвигают свои региональные туристские бренды.
В целях формирования стратегии развития туризма и отдыха в Ярославской области был проведен SWOT-анализ, который показал необходимость учета при этом сильных и слабых сторон сферы туризма в Ярославской области.
К сильным сторонам развития туризма в области относятся:
- выгодное экономико-географическое положение;
- богатейшее историко-культурное наследие, высокая концентрация туристских объектов;
- принадлежность к популярному туристскому маршруту "Золотое кольцо России";
- наличие концептуальной основы для развития туристской индустрии региона;
- богатые традиции гостеприимства, опыт приема и обслуживания туристов;
- наличие благоприятных условий для развития различных видов туризма;
- наличие установившегося календаря туристских событий.
Среди слабых сторон развития туризма в области можно отметить:
- недостаточную известность региона в России и за рубежом;
- отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей развитие туризма на территории области, и ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма;
- неоптимальное соотношение цены и качества туристских услуг;
- нехватку гостиничных мест экономкласса и других объектов туристской инфраструктуры;
- отсутствие системы качественного информирования туристов на территории области;
- недостаток событийных проектов, способных привлечь различные категории туристов;
- недостаточное финансирование мероприятий по реставрации и содержанию объектов туристского показа, а также благоустройству территорий и мест отдыха туристов и жителей области;
- территориальные диспропорции в развитии туристской индустрии области;
- недостаточно высокий уровень ориентации на потребности пользователей туристских услуг, отсутствие эффективной обратной связи с субъектами туристской отрасли и непосредственными потребителями услуг;
- отсутствие туристских брендов.
Выявление сильных и слабых сторон развития туризма в Ярославской области важно в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволяют им реализоваться в том или ином направлении.
Наиболее значимыми возможностями развития туризма в области являются привлечение к развитию туристской индустрии и реализации значимых мероприятий и проектов средств и инвестиций федеральных целевых программ и ВИ; повышение спроса на услуги основных видов туризма в области; политическая, организационная и методическая поддержка развития туризма на федеральном и региональном уровнях, а также использование передового опыта развития туристской индустрии в России. Это позволит создать механизм эффективного стимулирования развития туристской индустрии и перейти к формированию на территории области туристского кластера, создание которого закреплено в Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года, утвержденной постановлением Правительства области от 06.03.2014 N 188-п "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2025 года"; сфера туризма отнесена к числу приоритетных направлений развития региона.