Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 апреля 2013 года N 464-п

О внесении изменений в постановление Правительства области от 19.07.2010 N 533-п


ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Внести в постановление Правительства области от 19.07.2010 N 533-п "Об Областной целевой программе развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011-2014 годы" следующие изменения:

1.1. В заголовке и пункте 1 слова "на 2011-2014 годы" заменить словами "на 2011 - 2015 годы".

1.2. Пункт 2 исключить.

1.3. В пункте 4 фамилию и инициалы "Елфимов И.С." в соответствующем падеже заменить фамилией и инициалами "Костин В.Г." в соответствующем падеже.

1.4. Областную целевую программу развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011-2014 годы, утвержденную постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).

2. Постановление вступает в силу с момента подписания.

Губернатор области С.Н. Ястребов


УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства области


от 19.07.2010 N 533-п

(в редакции постановления Правительства области


от 29.04.2013 N 464-п)

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011-2015 годы

ПАСПОРТ ОЦП


Сроки реализации ОЦП

01.01.2011 - 31.12.2015

Куратор ОЦП

заместитель Губернатора области
 Костин Виктор Геннадьевич, тел. (4852) 73-16-40

Ответственный исполнитель ОЦП*

АТ

руководитель АТ
 Ветошкина Юлия Альбертовна,
 тел. (4852) 40-05-25,
 главный специалист отдела разработки проектов и программ АТ
 Минина Елена Викторовна,
 тел. (4852) 40-05-16

Исполнители ОЦП

ДИП
 (до 01 января
 2013 года - ДЭР)

директор ДИП
 Золотовский Андрей Владимирович,
 тел. (4852) 40-19-03,
 заместитель председателя комитета по управлению  инвестициями, инновациями и государственно-частным партнерством ДИП Морозова Татьяна Николаевна,
 тел.(4852) 40-01-24

Электронный адрес для размещения ОЦП в интернете

http://www.yarregion.ru/depts/Tourism/default.aspx

* C 01 января 2013 года.

Общая потребность в финансовых ресурсах


Источники финансирования

Плановый объём финансирования
 (тыс. руб.)

всего

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год*

2015 год*

ОБ

641392,5

24472

63170,5

181450

182500

189800

ВИ

40524414,55

1932000

982414,55

11411000

21558500

4640500

Справочно:

ФБ

2937230,76

-

292980,76

875250

881000

888000

МБ**

17862

1091

3246

3861,8

4128,2

5535

Итого по ОЦП

44120899,81

1957563

1341811,81

12471561,8

22626128,2

5723835

* Предельные объемы финансирования в 2014 и 2015 годах являются условно утверждаемыми и будут уточняться ежегодно в соответствии со сроками бюджетного планирования.

** Объемы софинансирования из средств МБ будут уточнены по итогам мероприятий, связанных с процедурой выделения субсидий из ОБ, МБ на реализацию муниципальных целевых программ развития туризма.

I. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации ОЦП


Развитие туризма и его значимость для Ярославской области определяются богатейшим историко-культурным наследием, благоприятными природными условиями и ресурсами, географической близостью к столице, транспортной доступностью, традициями, сложившимися в сфере туристского обслуживания. По оценке рейтингового агентства "Эксперт РА", Ярославская область по туристическому потенциалу занимает 17 место в России. Наличие в Ярославской области разнообразных туристских ресурсов создает условия для развития многих видов туризма: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского, для охоты и рыбалки.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утвержденной постановлением Губернатора области от 22.06.2007 N 572 "О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года", сфера туризма отнесена к числу приоритетных направлений развития региона. Реализация областных целевых программ государственной поддержки въездного и внутреннего туризма позволила за 8 лет (начиная с 2002 года) почти в 3 раза (с 476 до 139000) увеличить количество туристов и экскурсантов, принимаемых областью, более чем в 4,5 раза (с 230 до 1100 млн. рублей) увеличить объем туристских и гостиничных услуг. Ярославская область, по данным Федерального агентства по туризму, занимает в Центральном федеральном округе 4 место по числу посетителей после г. Москвы, Московской и Владимирской областей. В 2009 году область приняла 1392 тысячи туристов и экскурсантов, в том числе более 240 тысяч иностранных граждан.

По данным мониторинга туристской сферы, в 2009 году турфирмами и гостиницами области предоставлено услуг на сумму 1100 млн. рублей. Общие поступления от туристов, въезжающих в Ярославскую область, составили более 3,5 млрд. рублей (около 1,8 процента валового регионального продукта Ярославской области). При этом поступления от туристской индустрии Ярославской области в бюджеты всех уровней составили более 200 млн. рублей, а бюджетная эффективность развития туризма составляет более 3,5 рубля на 1 вложенный рубль.

Повышение количественных показателей туристской индустрии не всегда сопровождается улучшением качества развития отрасли. Данные социологических исследований туристских потоков в области показали, что туристы планировали потратить в нашем регионе почти в 2 раза больше, чем они потратили. Эффективность функционирования туристской индустрии сдерживается из-за недостатков в механизмах межотраслевой координации развития туризма, недостаточного инвестирования в туристскую инфраструктуру, слабого использования таких современных форм взаимодействия власти и бизнеса, как государственно-частное партнерство. Недостаток понимания сферы туризма как самостоятельной отрасли в конечном счете приводит к расплывчатому определению эффективности работы отрасли и отсутствию четкого стратегического видения направлений развития туристской индустрии.

Основной проблемой является отсутствие достаточных условий для резкого повышения социально-экономической эффективности использования туристско-рекреационного потенциала Ярославской области.

В ближайшем будущем усложнение задач, стоящих перед туристской индустрией области, общие тенденции изменений потребительского спроса диктуют необходимость применения адекватных новым реалиям мер государственного стимулирования и поддержки развития туристской индустрии Ярославской области, что означает фактически новый этап в развитии туристской индустрии региона.

Сегодня область стоит перед серьезной задачей - необходимостью формирования современной индустрии туризма и отдыха на основе более интенсивного использования своего туристского потенциала. Если не заниматься решением этой задачи, то в ближайшие несколько лет данную нишу займут соседние регионы. Так, сегодня, по данным экспертов, Ярославскую область по объему туристского потока опережает Владимирская область за счет большого приема гостей в городах Владимире и Суздале, достигают Тверская, Ивановская и Костромская области, которые развивают сети малых гостиниц, успешно продвигают свои региональные туристские бренды.

В целях формирования стратегии развития туризма и отдыха в Ярославской области был проведен SWOT-анализ, который показал необходимость учета при этом сильных и слабых сторон сферы туризма в Ярославской области.

К сильным сторонам развития туризма в области относятся:

- выгодное экономико-географическое положение;

- богатейшее историко-культурное наследие, высокая концентрация туристских объектов;

- принадлежность к популярному туристскому маршруту "Золотое кольцо России";

- наличие концептуальной основы для развития туристской индустрии региона;

- богатые традиции гостеприимства, опыт приема и обслуживания туристов;

- наличие благоприятных условий для развития различных видов туризма;

- наличие установившегося календаря туристских событий.

Среди слабых сторон развития туризма в области можно отметить:

- недостаточную известность региона в России и за рубежом;

- отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей развитие туризма на территории области, и ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма;

- неоптимальное соотношение цены и качества туристских услуг;

- нехватку гостиничных мест экономкласса и других объектов туристской инфраструктуры;

- отсутствие системы качественного информирования туристов на территории области;

- недостаток событийных проектов, способных привлечь различные категории туристов;

- недостаточное финансирование мероприятий по реставрации и содержанию объектов туристского показа, а также благоустройству территорий и мест отдыха туристов и жителей области;

- территориальные диспропорции в развитии туристской индустрии области;

- недостаточно высокий уровень ориентации на потребности пользователей туристских услуг, отсутствие эффективной обратной связи с субъектами туристской отрасли и непосредственными потребителями услуг;

- отсутствие туристских брендов.

Выявление сильных и слабых сторон развития туризма в Ярославской области важно в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволяют им реализоваться в том или ином направлении.

Наиболее значимыми возможностями развития туризма в области являются привлечение к развитию туристской индустрии и реализации значимых мероприятий и проектов средств и инвестиций федеральных целевых программ и ВИ; повышение спроса на услуги основных видов туризма в области; политическая, организационная и методическая поддержка развития туризма на федеральном и региональном уровнях, а также использование передового опыта развития туристской индустрии в России. Это позволит создать механизм эффективного стимулирования развития туристской индустрии и перейти к формированию на территории области туристского кластера, создание которого закреплено в Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утвержденной постановлением Губернатора области от 22.06.2007 N 572 "О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года"; сфера туризма отнесена к числу приоритетных направлений развития региона.

Кроме того, политическая и организационная поддержка развития туризма вместе с адаптацией и использованием передового российского и зарубежного опыта управления туристской индустрией позволят нивелировать влияние таких слабых сторон, как ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма и отсутствие механизмов координации развития субъектов туристской индустрии, и приведут к более эффективному использованию значительного туристско-рекреационного потенциала области.

Среди возможных угроз самыми опасными являются неустойчивость спроса на рынке, усиление конкуренции со стороны других регионов, недостаточное количество долгосрочных вложений в благоустройство и туристскую инфраструктуру территорий и недостаток межотраслевых совместных планов, действий и координации. В более долгосрочной перспективе существенными угрозами станут недостаток квалифицированных кадров и ухудшение состояния объектов историко-культурного наследия.

Для противостояния данным угрозам и нивелирования слабых сторон туристской индустрии Ярославской области необходимы не отдельные улучшения, а реализация комплексных и системных решений, направленных на формирование на территории Ярославской области современной туристской индустрии.

Существенное продвижение в этом направлении может быть достигнуто благодаря созданию и развитию в ближайшие несколько лет туристско-рекреационного кластера в Ярославской области.

Формирование кластерной политики в сфере туризма позволит скоординировать деятельность множества отраслей и субъектов туристской деятельности. Наиболее важными моментами в этой деятельности будут являться внедрение территориального зонирования и определение границ туристско-рекреационных территорий, создание действенного механизма стимулирования и привлечения инвестиций в объекты туристской инфраструктуры, повышение туристской известности региона и определение ведущих туристских брендов области, усиление межрегиональной координации с областями, входящими в маршрут "Золотое кольцо России".

Решение проблемы создания необходимых условий для повышения эффективности использования туристско-рекреационного потенциала Ярославской области предполагается осуществлять в нескольких взаимосвязанных направлениях, включающих формирование определенных организационных и правовых механизмов поддержки интенсивного развития инфраструктуры и развития конкурентоспособного совокупного туристского продукта области с его продвижением на внешние рынки. Все это наряду с обеспечением туристской привлекательности области в значительной степени зависит от состояния общей инфраструктуры региона, что требует крупных вложений, комплексного подхода и межведомственной координации в управлении их развитием, выделения приоритетов в государственной поддержке реализации инвестиционных проектов. Это потребует координированного выполнения мероприятий сразу несколькими исполнителями. Реализовать подобный комплексный подход призвана ОЦП.

ОЦП является первым этапом решения стратегической задачи - достижение к 2020-2025 годам доли поступлений от туризма в валовом региональном продукте области не менее 6 - 7 процентов.

Объединение ресурсов и возможностей субъектов туристской индустрии и органов государственной власти области позволит комплексно решить актуальные для сферы туризма проблемы и обеспечить развитие этого сектора экономики области. Использование бюджетных средств на поддержку развития туризма позволит привлечь дополнительные внебюджетные инвестиции в туристскую инфраструктуру и в экономику в целом, повысить туристскую привлекательность региона.

Следствием отсутствия целенаправленной работы по повышению эффективности использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала Ярославской области может быть недостижение одной из важнейших стратегических целей социально-экономического развития области по развитию туристской индустрии, а также отставание по сравнению с темпами развития в соседних регионах. В конечном счете это негативно скажется на повышении уровня и качества жизни населения области.

В этих условиях ОЦП является наиболее целесообразной формой решения задач развития туристской отрасли, так как позволяет осуществить комплексную реализацию межфункциональных задач и достичь значимых результатов.

II. Цель ОЦП

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»