ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 апреля 2013 года N 464-п
О внесении изменений в постановление Правительства области от 19.07.2010 N 533-п
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Внести в постановление Правительства области от 19.07.2010 N 533-п "Об Областной целевой программе развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011-2014 годы" следующие изменения:
1.1. В заголовке и пункте 1 слова "на 2011-2014 годы" заменить словами "на 2011 - 2015 годы".
1.2. Пункт 2 исключить.
1.3. В пункте 4 фамилию и инициалы "Елфимов И.С." в соответствующем падеже заменить фамилией и инициалами "Костин В.Г." в соответствующем падеже.
1.4. Областную целевую программу развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011-2014 годы, утвержденную постановлением, изложить в новой редакции (прилагается).
2. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области С.Н. Ястребов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства области
(в редакции постановления Правительства области
от 29.04.2013 N 464-п)
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011-2015 годы
ПАСПОРТ ОЦП
Сроки реализации ОЦП | 01.01.2011 - 31.12.2015 | |
Куратор ОЦП | заместитель Губернатора области | |
Ответственный исполнитель ОЦП* | АТ | руководитель АТ |
Исполнители ОЦП | ДИП | директор ДИП |
Электронный адрес для размещения ОЦП в интернете | http://www.yarregion.ru/depts/Tourism/default.aspx |
* C 01 января 2013 года.
Общая потребность в финансовых ресурсах
Источники финансирования | Плановый объём финансирования | |||||
всего | 2011 год | 2012 год | 2013 год | 2014 год* | 2015 год* | |
ОБ | 641392,5 | 24472 | 63170,5 | 181450 | 182500 | 189800 |
ВИ | 40524414,55 | 1932000 | 982414,55 | 11411000 | 21558500 | 4640500 |
Справочно: | ||||||
ФБ | 2937230,76 | - | 292980,76 | 875250 | 881000 | 888000 |
МБ** | 17862 | 1091 | 3246 | 3861,8 | 4128,2 | 5535 |
Итого по ОЦП | 44120899,81 | 1957563 | 1341811,81 | 12471561,8 | 22626128,2 | 5723835 |
* Предельные объемы финансирования в 2014 и 2015 годах являются условно утверждаемыми и будут уточняться ежегодно в соответствии со сроками бюджетного планирования.
** Объемы софинансирования из средств МБ будут уточнены по итогам мероприятий, связанных с процедурой выделения субсидий из ОБ, МБ на реализацию муниципальных целевых программ развития туризма.
I. Описание текущей ситуации и обоснование необходимости реализации ОЦП
Развитие туризма и его значимость для Ярославской области определяются богатейшим историко-культурным наследием, благоприятными природными условиями и ресурсами, географической близостью к столице, транспортной доступностью, традициями, сложившимися в сфере туристского обслуживания. По оценке рейтингового агентства "Эксперт РА", Ярославская область по туристическому потенциалу занимает 17 место в России. Наличие в Ярославской области разнообразных туристских ресурсов создает условия для развития многих видов туризма: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского, для охоты и рыбалки.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утвержденной постановлением Губернатора области от 22.06.2007 N 572 "О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года", сфера туризма отнесена к числу приоритетных направлений развития региона. Реализация областных целевых программ государственной поддержки въездного и внутреннего туризма позволила за 8 лет (начиная с 2002 года) почти в 3 раза (с 476 до 139000) увеличить количество туристов и экскурсантов, принимаемых областью, более чем в 4,5 раза (с 230 до 1100 млн. рублей) увеличить объем туристских и гостиничных услуг. Ярославская область, по данным Федерального агентства по туризму, занимает в Центральном федеральном округе 4 место по числу посетителей после г. Москвы, Московской и Владимирской областей. В 2009 году область приняла 1392 тысячи туристов и экскурсантов, в том числе более 240 тысяч иностранных граждан.
По данным мониторинга туристской сферы, в 2009 году турфирмами и гостиницами области предоставлено услуг на сумму 1100 млн. рублей. Общие поступления от туристов, въезжающих в Ярославскую область, составили более 3,5 млрд. рублей (около 1,8 процента валового регионального продукта Ярославской области). При этом поступления от туристской индустрии Ярославской области в бюджеты всех уровней составили более 200 млн. рублей, а бюджетная эффективность развития туризма составляет более 3,5 рубля на 1 вложенный рубль.
Повышение количественных показателей туристской индустрии не всегда сопровождается улучшением качества развития отрасли. Данные социологических исследований туристских потоков в области показали, что туристы планировали потратить в нашем регионе почти в 2 раза больше, чем они потратили. Эффективность функционирования туристской индустрии сдерживается из-за недостатков в механизмах межотраслевой координации развития туризма, недостаточного инвестирования в туристскую инфраструктуру, слабого использования таких современных форм взаимодействия власти и бизнеса, как государственно-частное партнерство. Недостаток понимания сферы туризма как самостоятельной отрасли в конечном счете приводит к расплывчатому определению эффективности работы отрасли и отсутствию четкого стратегического видения направлений развития туристской индустрии.
Основной проблемой является отсутствие достаточных условий для резкого повышения социально-экономической эффективности использования туристско-рекреационного потенциала Ярославской области.
В ближайшем будущем усложнение задач, стоящих перед туристской индустрией области, общие тенденции изменений потребительского спроса диктуют необходимость применения адекватных новым реалиям мер государственного стимулирования и поддержки развития туристской индустрии Ярославской области, что означает фактически новый этап в развитии туристской индустрии региона.
Сегодня область стоит перед серьезной задачей - необходимостью формирования современной индустрии туризма и отдыха на основе более интенсивного использования своего туристского потенциала. Если не заниматься решением этой задачи, то в ближайшие несколько лет данную нишу займут соседние регионы. Так, сегодня, по данным экспертов, Ярославскую область по объему туристского потока опережает Владимирская область за счет большого приема гостей в городах Владимире и Суздале, достигают Тверская, Ивановская и Костромская области, которые развивают сети малых гостиниц, успешно продвигают свои региональные туристские бренды.
В целях формирования стратегии развития туризма и отдыха в Ярославской области был проведен SWOT-анализ, который показал необходимость учета при этом сильных и слабых сторон сферы туризма в Ярославской области.
К сильным сторонам развития туризма в области относятся:
- выгодное экономико-географическое положение;
- богатейшее историко-культурное наследие, высокая концентрация туристских объектов;
- принадлежность к популярному туристскому маршруту "Золотое кольцо России";
- наличие концептуальной основы для развития туристской индустрии региона;
- богатые традиции гостеприимства, опыт приема и обслуживания туристов;
- наличие благоприятных условий для развития различных видов туризма;
- наличие установившегося календаря туристских событий.
Среди слабых сторон развития туризма в области можно отметить:
- недостаточную известность региона в России и за рубежом;
- отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей развитие туризма на территории области, и ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма;
- неоптимальное соотношение цены и качества туристских услуг;
- нехватку гостиничных мест экономкласса и других объектов туристской инфраструктуры;
- отсутствие системы качественного информирования туристов на территории области;
- недостаток событийных проектов, способных привлечь различные категории туристов;
- недостаточное финансирование мероприятий по реставрации и содержанию объектов туристского показа, а также благоустройству территорий и мест отдыха туристов и жителей области;
- территориальные диспропорции в развитии туристской индустрии области;
- недостаточно высокий уровень ориентации на потребности пользователей туристских услуг, отсутствие эффективной обратной связи с субъектами туристской отрасли и непосредственными потребителями услуг;
- отсутствие туристских брендов.
Выявление сильных и слабых сторон развития туризма в Ярославской области важно в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволяют им реализоваться в том или ином направлении.
Наиболее значимыми возможностями развития туризма в области являются привлечение к развитию туристской индустрии и реализации значимых мероприятий и проектов средств и инвестиций федеральных целевых программ и ВИ; повышение спроса на услуги основных видов туризма в области; политическая, организационная и методическая поддержка развития туризма на федеральном и региональном уровнях, а также использование передового опыта развития туристской индустрии в России. Это позволит создать механизм эффективного стимулирования развития туристской индустрии и перейти к формированию на территории области туристского кластера, создание которого закреплено в Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года, утвержденной постановлением Губернатора области от 22.06.2007 N 572 "О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года"; сфера туризма отнесена к числу приоритетных направлений развития региона.
Кроме того, политическая и организационная поддержка развития туризма вместе с адаптацией и использованием передового российского и зарубежного опыта управления туристской индустрией позволят нивелировать влияние таких слабых сторон, как ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма и отсутствие механизмов координации развития субъектов туристской индустрии, и приведут к более эффективному использованию значительного туристско-рекреационного потенциала области.
Среди возможных угроз самыми опасными являются неустойчивость спроса на рынке, усиление конкуренции со стороны других регионов, недостаточное количество долгосрочных вложений в благоустройство и туристскую инфраструктуру территорий и недостаток межотраслевых совместных планов, действий и координации. В более долгосрочной перспективе существенными угрозами станут недостаток квалифицированных кадров и ухудшение состояния объектов историко-культурного наследия.
Для противостояния данным угрозам и нивелирования слабых сторон туристской индустрии Ярославской области необходимы не отдельные улучшения, а реализация комплексных и системных решений, направленных на формирование на территории Ярославской области современной туристской индустрии.
Существенное продвижение в этом направлении может быть достигнуто благодаря созданию и развитию в ближайшие несколько лет туристско-рекреационного кластера в Ярославской области.
Формирование кластерной политики в сфере туризма позволит скоординировать деятельность множества отраслей и субъектов туристской деятельности. Наиболее важными моментами в этой деятельности будут являться внедрение территориального зонирования и определение границ туристско-рекреационных территорий, создание действенного механизма стимулирования и привлечения инвестиций в объекты туристской инфраструктуры, повышение туристской известности региона и определение ведущих туристских брендов области, усиление межрегиональной координации с областями, входящими в маршрут "Золотое кольцо России".
Решение проблемы создания необходимых условий для повышения эффективности использования туристско-рекреационного потенциала Ярославской области предполагается осуществлять в нескольких взаимосвязанных направлениях, включающих формирование определенных организационных и правовых механизмов поддержки интенсивного развития инфраструктуры и развития конкурентоспособного совокупного туристского продукта области с его продвижением на внешние рынки. Все это наряду с обеспечением туристской привлекательности области в значительной степени зависит от состояния общей инфраструктуры региона, что требует крупных вложений, комплексного подхода и межведомственной координации в управлении их развитием, выделения приоритетов в государственной поддержке реализации инвестиционных проектов. Это потребует координированного выполнения мероприятий сразу несколькими исполнителями. Реализовать подобный комплексный подход призвана ОЦП.
ОЦП является первым этапом решения стратегической задачи - достижение к 2020-2025 годам доли поступлений от туризма в валовом региональном продукте области не менее 6 - 7 процентов.
Объединение ресурсов и возможностей субъектов туристской индустрии и органов государственной власти области позволит комплексно решить актуальные для сферы туризма проблемы и обеспечить развитие этого сектора экономики области. Использование бюджетных средств на поддержку развития туризма позволит привлечь дополнительные внебюджетные инвестиции в туристскую инфраструктуру и в экономику в целом, повысить туристскую привлекательность региона.
Следствием отсутствия целенаправленной работы по повышению эффективности использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала Ярославской области может быть недостижение одной из важнейших стратегических целей социально-экономического развития области по развитию туристской индустрии, а также отставание по сравнению с темпами развития в соседних регионах. В конечном счете это негативно скажется на повышении уровня и качества жизни населения области.
В этих условиях ОЦП является наиболее целесообразной формой решения задач развития туристской отрасли, так как позволяет осуществить комплексную реализацию межфункциональных задач и достичь значимых результатов.
II. Цель ОЦП