ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 декабря 2011 года N 967-п
Правительство области
постановляет:
1. Внести в Областную целевую программу развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011-2014 годы, утверждённую постановлением Правительства области от 19.07.2010 N 533-п «Об Областной целевой программе развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011-2014 годы», изменение, изложив её в новой редакции (прилагается).
2. Постановление вступает в силу с момента подписания.
Губернатор области
С.А. Вахруков
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
развития туризма и отдыха в Ярославской области
на 2011-2014 годы
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Заказчик ОЦП | Правительство Ярославской области |
Ответственный исполнитель | департамент экономического развития Ярославской области |
Исполнители ОЦП | органы местного самоуправления муниципальных образований области |
Участники ОЦП | ═ |
Прочие ОИВ/СППО и юридические лица, заинтересованные в результатах ОЦП | юридические лица, работающие в сфере туризма, услуг и транспорта |
Прочие ОИВ/СППО и юридические лица, оказывающие влияние на достижение результатов ОЦП | - инвесторы, участники проекта ГЧП по развитию туристской инфраструктуры; |
Дата начала ОЦП | 01.01.2011 |
Дата окончания ОЦП | 31.12.2014 |
Куратор ОЦП | заместитель Губернатора области И.С. Елфимов |
Ответственные лица для контактов | консультант отдела развития туризма департамента экономического развития Ярославской области Цапук Дмитрий Анатольевич, тел. 400-119 |
Электронный адрес для размещения ОЦП в интернете | http://www.yarregion.ru/depts/der/Pages/razvturizm.aspx |
II. ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ
Источники финансирования | Единица измерения | Потребность | ||||
всего | в том числе по годам | |||||
2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |||
Областной бюджет | тыс. руб. | 152072 | 24472 | 71800 | 27000 | 27000 |
Справочно: | ||||||
федеральный бюджет | тыс. руб. | 925000 | - | 295000 | 310000 | 320000 |
местные бюджеты* | тыс. руб. | 92070 | 21110 | 27320 | 20724,8 | 22915,2 |
внебюджетные источники | тыс. руб. | 11426000 | 2153000 | 2701000 | 4294000 | 2278000 |
Всего | тыс. руб. | 12595142 | 2198582 | 3095120 | 4651724,8 | 2647915,2 |
* Объемы софинансирования за счет средств местных бюджетов будут уточнены по итогам принятия муниципальными образованиями области муниципальных целевых программ развития туризма.
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
Развитие туризма и его значимость для Ярославской области определяются богатейшим историко-культурным наследием, благоприятными природными условиями и ресурсами, географической близостью к столице, транспортной доступностью, традициями, сложившимися в сфере туристского обслуживания. По оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», Ярославская область по туристическому потенциалу занимает высокое 17-е место в России. Наличие в Ярославской области разнообразных туристских ресурсов создает условия для многих видов туризма: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского, для охоты и рыбалки.
В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года сфера туризма отнесена к числу приоритетных направлений развития региона.
Реализация областных целевых программ государственной поддержки въездного и внутреннего туризма позволила за 8 лет, начиная с 2002 года, почти в 3 раза (с 476 до 1390 тысяч) увеличить количество туристов и экскурсантов, принимаемых областью, более чем в 4,5 раза (с 230 до 1100 млн. рублей) увеличить объем туристских и гостиничных услуг. Ярославская область, по данным Федерального агентства по туризму, занимает в Центральном федеральном округе 4-е место по числу посетителей после Москвы, Московской и Владимирской областей. В 2009 году область приняла 1392 тысячи туристов и экскурсантов, в том числе более 240 тысяч иностранных граждан.
По данным мониторинга туристской сферы, в 2009 году турфирмами и гостиницами области предоставлено услуг на сумму 1100 млн. рублей. Общие поступления от туристов, въезжающих в Ярославскую область, составили более 3,5 млрд. рублей, что составляет около 1,8 процента валового регионального продукта Ярославской области. При этом поступления от туристской индустрии Ярославской области в бюджеты всех уровней составили более 200 млн. рублей, а бюджетная эффективность развития туризма составляет более 3,5 рубля на один вложенный рубль.
Повышение количественных показателей туристской индустрии не всегда сопровождается улучшением качества развития отрасли. Данные социологических исследований туристских потоков в области показали, что туристы планировали потратить в нашем регионе почти в два раза больше, чем они потратили на самом деле. Эффективность функционирования туристской индустрии сдерживается недостатком механизмов межотраслевой координации развития туризма, недостатком инвестиций в туристскую инфраструктуру, слабым использованием таких современных форм взаимодействия власти и бизнеса, как государственно-частное партнерство. Недостаток понимания сферы туризма как самостоятельной отрасли в конечном счете приводит к расплывчатому определению эффективности работы отрасли и отсутствию четкого стратегического видения направлений развития туристской индустрии.
Основной проблемой является отсутствие достаточных условий для резкого повышения социально-экономической эффективности использования туристско-рекреационного потенциала Ярославской области.
В ближайшем будущем усложнение задач, стоящих перед туристской индустрией области, общие тенденции изменений потребительского спроса диктуют необходимость применения адекватных новым реалиям мер государственного стимулирования и поддержки развития туристской индустрии Ярославской области, что означает фактически новый этап в развитии туристской индустрии региона.
Сегодня область стоит перед серьезной задачей - необходимостью формирования современной индустрии туризма и отдыха на основе более интенсивного использования своего туристского потенциала. Если не заниматься решением этой задачи, то в ближайшие несколько лет данную нишу займут соседние регионы. Так, сегодня, по данным экспертов, Ярославскую область по объему туристского потока опережает Владимирская область за счет большого приема гостей в городах Владимире и Суздале, достигают Тверская, Ивановская и Костромская области, которые развивают сети малых гостиниц, успешно продвигают свои региональные туристские бренды.
В целях формирования стратегии развития туризма и отдыха в Ярославской области был проведен SWOT-анализ, который показал необходимость учета при этом сильных и слабых сторон сферы туризма в Ярославской области.
К сильным сторонам развития туризма в области относятся:
- выгодное экономико-географическое положение;
- богатейшее историко-культурное наследие, высокая концентрация туристских объектов;
- принадлежность к популярному туристскому маршруту «Золотое кольцо России»;
- наличие концептуальной основы для развития туристской индустрии региона;
- богатые традиции гостеприимства, опыт приема и обслуживания туристов;
- наличие благоприятных условий для развития различных видов туризма;
- наличие установившегося календаря туристских событий.
Среди слабых сторон развития туризма в области можно отметить:
- недостаточную известность региона в России и за рубежом;
- отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей развитие туризма на территории области, и ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма;
- неоптимальное соотношение цены и качества туристских услуг;
- нехватка гостиничных мест экономкласса и других объектов туристской инфраструктуры;
- отсутствие системы качественного информирования туристов на территории области;
- недостаток событийных проектов, способных привлечь различные категории туристов;
- недостаточное финансирование мероприятий по реставрации и содержанию объектов туристского показа, а также благоустройству территорий и мест отдыха туристов и жителей области;
- территориальные диспропорции в развитии туристской индустрии области;
- недостаточно высокий уровень ориентации на потребности пользователей туристских услуг, отсутствие эффективной обратной связи с субъектами туристской отрасли и непосредственными потребителями;
- отсутствие сильных туристских брендов.
Выявление сильных и слабых сторон развития туризма в Ярославской области важно прежде всего в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволяют им реализоваться в том или ином направлении.
Наиболее значимыми возможностями развития туризма в области являются привлечение на развитие туристской индустрии и реализацию значимых мероприятий и проектов средств и инвестиций федеральных целевых программ и внебюджетных источников; повышение спроса на услуги основных видов туризма в области; политическая, организационная и методическая поддержка развития туризма на федеральном и региональном уровнях, а также использование передового опыта развития туристской индустрии в России. Это позволит создать механизм эффективного стимулирования развития туристской индустрии и перейти к формированию на территории области туристского кластера, создание которого закреплено в Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года.
Кроме того, политическая и организационная поддержка развития туризма вместе с адаптацией и использованием передового российского и зарубежного опыта управления туристской индустрией позволят нивелировать влияние таких слабых сторон, как ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма и отсутствие механизмов координации развития субъектов туристской индустрии, и приведут к более эффективному использованию значительного туристско-рекреационного потенциала области.
Среди возможных угроз самыми опасными являются неустойчивость спроса на рынке, усиление конкуренции со стороны других регионов, недостаточное количество долгосрочных вложений в благоустройство и туристскую инфраструктуру территорий и недостаток межотраслевых совместных планов, действий и координации. В более долгосрочной перспективе существенными угрозами станут недостаток квалифицированных кадров и ухудшение состояния объектов историко-культурного наследия.
Для противостояния данным угрозам и нивелирования слабых сторон туристской индустрии Ярославской области необходимы не отдельные улучшения, а реализация комплексных и системных решений, направленных на формирование на территории Ярославской области современной туристской индустрии.
Существенное продвижение в этом направлении может быть достигнуто благодаря созданию и развитию в ближайшие несколько лет туристско-рекреационного кластера в Ярославской области.
Формирование кластерной политики в сфере туризма позволит скоординировать деятельность множества отраслей и субъектов туристской деятельности. Наиболее важными моментами в этой деятельности будут являться внедрение территориального зонирования и выделение туристско-рекреационных территорий в практику развития туризма, создание действенного механизма стимулирования и привлечения инвестиций в объекты туристской инфраструктуры, повышение туристской известности региона и ведущих туристских брендов области, усиление межрегиональной координации с областями региона «Золотое кольцо России».
Решение проблемы создания необходимых условий для повышения эффективности использования туристско-рекреационного потенциала Ярославской области предполагается осуществлять в нескольких взаимосвязанных направлениях, включающих формирование определенных организационных и правовых механизмов поддержки интенсивного развития инфраструктуры и развития конкурентоспособного совокупного туристского продукта области с его продвижением на внешние рынки. Все это наряду с обеспечением туристской привлекательности области в значительной степени зависит от состояния общей инфраструктуры региона, что требует крупных вложений, комплексного подхода и межведомственной координации в управлении их развитием, выделения приоритетов в государственной поддержке реализации инвестиционных проектов. Это потребует координированного выполнения мероприятий сразу несколькими исполнителями. Проведенный анализ рисков (приложение 1 к ОЦП) также подтверждает необходимость комплексного межфункционального подхода к решению проблем. Реализовать подобный комплексный подход призвана данная ОЦП.
Она является первым этапом для достижения стратегической задачи - достижение к 2020-2025 годам доли поступлений от туризма в валовом региональном продукте области не менее 6 - 7 процентов.
Объединение ресурсов и возможностей субъектов туристской индустрии и органов государственной власти области позволит комплексно решить актуальные для сферы туризма проблемы и обеспечить развитие этого сектора экономики области. Использование бюджетных средств на поддержку развития туризма позволит привлечь дополнительные внебюджетные инвестиции в туристскую инфраструктуру и в экономику в целом, повысить туристскую привлекательность региона.
Отсутствие целенаправленной работы по повышению эффективности использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала Ярославской области может иметь своим следствием недостижение одной из важнейших стратегических целей социально-экономического развития области - развитие туристской индустрии, а также привести к отставанию по сравнению с темпами развития в соседних регионах. В конечном счете это негативно скажется на повышении уровня и качества жизни населения области.
В этих условиях областная целевая программа является наиболее целесообразной формой для решения задач развития туристской отрасли, так как позволяет вести комплексную реализацию межфункциональных задач с достижением значимых конкретных результатов.
IV. ЦЕЛЬ ОЦП
Наименование цели | Показатель | Обоснование планового значения показателя | |||||||
наименование | весовой коэффициент | единица измерения | значение по годам | ||||||
базовое | плановое | ||||||||
2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | |||||
Повышение уровня конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса области, позволяющего увеличить вклад туризма в социально-экономическое развитие области | ежегодное количество туристов и экскурсантов, принимаемых областью | 0,25 | тыс. чел | 1560 | 1850 | 2200 | 2600 | 3000 | в данной ОЦП предполагается рост ежегодного турпотока на |
место области в ЦФО по ежегодному количеству туристов и экскурсантов, ранг | 0,10 | ранг | 4 | 4 | 4 | 3 | 3 | ||
число мест в коллективных средствах размещения туристов | 0,20 | ед. | 9500 | 11050 | 11700 | 12350 | 13000 | ||
ежегодный объём туристских и гостиничных услуг | 0,25 | млн. рублей | 1205 | 1800 | 2400 | 3000 | 3500 | ||
число занятых в сфере туризма | 0,20 | чел. | 9800 | 10700 | 11600 | 12500 | 13350 | ||
доля поступлений от туризма в валовом региональном продукте области | проценты | 1,9 | 2,0 | 2,2 | 2,4 | 2,5 |