Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

     
ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 декабря 2011 года N 967-п


О внесении изменений в постановление Правительства области
от 19.07.2010 N 533-п



     Правительство области

постановляет:

1. Внести в Областную целевую программу развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011-2014 годы, утверждённую постановлением Правительства области от 19.07.2010 N 533-п «Об Областной целевой программе развития туризма и отдыха в Ярославской области на 2011-2014 годы», изменение, изложив её в новой редакции (прилагается).

2. Постановление вступает в силу с момента подписания.


Губернатор области
С.А. Вахруков

     
УТВЕРЖДЕНА
постановлением
Правительства области
от 19.07.2010 N 533-п
(в редакции постановления
Правительства области
от 08.12.2011 N 967-п)

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
развития туризма и отдыха в Ярославской области
на 2011-2014 годы



I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Заказчик ОЦП

Правительство Ярославской области

Ответственный исполнитель

департамент экономического развития Ярославской области

Исполнители ОЦП

органы местного самоуправления муниципальных образований области

Участники ОЦП

═ 

Прочие ОИВ/СППО и юридические лица, заинтересованные в результатах ОЦП

юридические лица, работающие в сфере туризма, услуг и транспорта

Прочие ОИВ/СППО и юридические лица, оказывающие влияние на достижение результатов ОЦП

- инвесторы, участники проекта ГЧП по развитию туристской инфраструктуры;
- Департамент туристской деятельности и международного сотрудничества Министерства спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации;
- Федеральное агентство по туризму

Дата начала ОЦП

01.01.2011

Дата окончания ОЦП

31.12.2014

Куратор ОЦП

заместитель Губернатора области И.С. Елфимов

Ответственные лица для контактов

консультант отдела развития туризма департамента экономического развития Ярославской области Цапук Дмитрий Анатольевич, тел. 400-119

Электронный адрес для размещения ОЦП в интернете

http://www.yarregion.ru/depts/der/Pages/razvturizm.aspx



II. ОБЩАЯ ПОТРЕБНОСТЬ В РЕСУРСАХ

Источники финансирования

Единица измерения

Потребность

всего

в том числе по годам

2011

2012

2013

2014

Областной бюджет

тыс. руб.

152072

24472

71800

27000

27000

Справочно:

федеральный бюджет

тыс. руб.

925000

-

295000

310000

320000

местные бюджеты*

тыс. руб.

92070

21110

27320

20724,8

22915,2

внебюджетные источники

тыс. руб.

11426000

2153000

2701000

4294000

2278000

Всего

тыс. руб.

12595142

2198582

3095120

4651724,8

2647915,2


* Объемы софинансирования за счет средств местных бюджетов будут уточнены по итогам принятия муниципальными образованиями области муниципальных целевых программ развития туризма.

III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ


Развитие туризма и его значимость для Ярославской области определяются богатейшим историко-культурным наследием, благоприятными природными условиями и ресурсами, географической близостью к столице, транспортной доступностью, традициями, сложившимися в сфере туристского обслуживания. По оценке рейтингового агентства «Эксперт РА», Ярославская область по туристическому потенциалу занимает высокое 17-е место в России. Наличие в Ярославской области разнообразных туристских ресурсов создает условия для многих видов туризма: культурно-познавательного, круизного, лечебно-рекреационного, делового и событийного, экологического и приключенческого, сельского, для охоты и рыбалки.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года сфера туризма отнесена к числу приоритетных направлений развития региона.

Реализация областных целевых программ государственной поддержки въездного и внутреннего туризма позволила за 8 лет, начиная с 2002 года, почти в 3 раза (с 476 до 1390 тысяч) увеличить количество туристов и экскурсантов, принимаемых областью, более чем в 4,5 раза (с 230 до 1100 млн. рублей) увеличить объем туристских и гостиничных услуг. Ярославская область, по данным Федерального агентства по туризму, занимает в Центральном федеральном округе 4-е место по числу посетителей после Москвы, Московской и Владимирской областей. В 2009 году область приняла 1392 тысячи туристов и экскурсантов, в том числе более 240 тысяч иностранных граждан.

По данным мониторинга туристской сферы, в 2009 году турфирмами и гостиницами области предоставлено услуг на сумму 1100 млн. рублей. Общие поступления от туристов, въезжающих в Ярославскую область, составили более 3,5 млрд. рублей, что составляет около 1,8 процента валового регионального продукта Ярославской области. При этом поступления от туристской индустрии Ярославской области в бюджеты всех уровней составили более 200 млн. рублей, а бюджетная эффективность развития туризма составляет более 3,5 рубля на один вложенный рубль.

Повышение количественных показателей туристской индустрии не всегда сопровождается улучшением качества развития отрасли. Данные социологических исследований туристских потоков в области показали, что туристы планировали потратить в нашем регионе почти в два раза больше, чем они потратили на самом деле. Эффективность функционирования туристской индустрии сдерживается недостатком механизмов межотраслевой координации развития туризма, недостатком инвестиций в туристскую инфраструктуру, слабым использованием таких современных форм взаимодействия власти и бизнеса, как государственно-частное партнерство. Недостаток понимания сферы туризма как самостоятельной отрасли в конечном счете приводит к расплывчатому определению эффективности работы отрасли и отсутствию четкого стратегического видения направлений развития туристской индустрии.

Основной проблемой является отсутствие достаточных условий для резкого повышения социально-экономической эффективности использования туристско-рекреационного потенциала Ярославской области.

В ближайшем будущем усложнение задач, стоящих перед туристской индустрией области, общие тенденции изменений потребительского спроса диктуют необходимость применения адекватных новым реалиям мер государственного стимулирования и поддержки развития туристской индустрии Ярославской области, что означает фактически новый этап в развитии туристской индустрии региона.

Сегодня область стоит перед серьезной задачей - необходимостью формирования современной индустрии туризма и отдыха на основе более интенсивного использования своего туристского потенциала. Если не заниматься решением этой задачи, то в ближайшие несколько лет данную нишу займут соседние регионы. Так, сегодня, по данным экспертов, Ярославскую область по объему туристского потока опережает Владимирская область за счет большого приема гостей в городах Владимире и Суздале, достигают Тверская, Ивановская и Костромская области, которые развивают сети малых гостиниц, успешно продвигают свои региональные туристские бренды.

В целях формирования стратегии развития туризма и отдыха в Ярославской области был проведен SWOT-анализ, который показал необходимость учета при этом сильных и слабых сторон сферы туризма в Ярославской области.

К сильным сторонам развития туризма в области относятся:

- выгодное экономико-географическое положение;

- богатейшее историко-культурное наследие, высокая концентрация туристских объектов;

- принадлежность к популярному туристскому маршруту «Золотое кольцо России»;

- наличие концептуальной основы для развития туристской индустрии региона;

- богатые традиции гостеприимства, опыт приема и обслуживания туристов;

- наличие благоприятных условий для развития различных видов туризма;

- наличие установившегося календаря туристских событий.

Среди слабых сторон развития туризма в области можно отметить:

- недостаточную известность региона в России и за рубежом;

- отсутствие нормативно-правовой базы, регулирующей развитие туризма на территории области, и ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма;

- неоптимальное соотношение цены и качества туристских услуг;

- нехватка гостиничных мест экономкласса и других объектов туристской инфраструктуры;

- отсутствие системы качественного информирования туристов на территории области;

- недостаток событийных проектов, способных привлечь различные категории туристов;

- недостаточное финансирование мероприятий по реставрации и содержанию объектов туристского показа, а также благоустройству территорий и мест отдыха туристов и жителей области;

- территориальные диспропорции в развитии туристской индустрии области;

- недостаточно высокий уровень ориентации на потребности пользователей туристских услуг, отсутствие эффективной обратной связи с субъектами туристской отрасли и непосредственными потребителями;

- отсутствие сильных туристских брендов.

Выявление сильных и слабых сторон развития туризма в Ярославской области важно прежде всего в контексте анализа возможностей и угроз, которые позволяют им реализоваться в том или ином направлении.

Наиболее значимыми возможностями развития туризма в области являются привлечение на развитие туристской индустрии и реализацию значимых мероприятий и проектов средств и инвестиций федеральных целевых программ и внебюджетных источников; повышение спроса на услуги основных видов туризма в области; политическая, организационная и методическая поддержка развития туризма на федеральном и региональном уровнях, а также использование передового опыта развития туристской индустрии в России. Это позволит создать механизм эффективного стимулирования развития туристской индустрии и перейти к формированию на территории области туристского кластера, создание которого закреплено в Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года.

Кроме того, политическая и организационная поддержка развития туризма вместе с адаптацией и использованием передового российского и зарубежного опыта управления туристской индустрией позволят нивелировать влияние таких слабых сторон, как ограниченные возможности государственного стимулирования развития индустрии туризма и отсутствие механизмов координации развития субъектов туристской индустрии, и приведут к более эффективному использованию значительного туристско-рекреационного потенциала области.

Среди возможных угроз самыми опасными являются неустойчивость спроса на рынке, усиление конкуренции со стороны других регионов, недостаточное количество долгосрочных вложений в благоустройство и туристскую инфраструктуру территорий и недостаток межотраслевых совместных планов, действий и координации. В более долгосрочной перспективе существенными угрозами станут недостаток квалифицированных кадров и ухудшение состояния объектов историко-культурного наследия.

Для противостояния данным угрозам и нивелирования слабых сторон туристской индустрии Ярославской области необходимы не отдельные улучшения, а реализация комплексных и системных решений, направленных на формирование на территории Ярославской области современной туристской индустрии.

Существенное продвижение в этом направлении может быть достигнуто благодаря созданию и развитию в ближайшие несколько лет туристско-рекреационного кластера в Ярославской области.

Формирование кластерной политики в сфере туризма позволит скоординировать деятельность множества отраслей и субъектов туристской деятельности. Наиболее важными моментами в этой деятельности будут являться внедрение территориального зонирования и выделение туристско-рекреационных территорий в практику развития туризма, создание действенного механизма стимулирования и привлечения инвестиций в объекты туристской инфраструктуры, повышение туристской известности региона и ведущих туристских брендов области, усиление межрегиональной координации с областями региона «Золотое кольцо России».

Решение проблемы создания необходимых условий для повышения эффективности использования туристско-рекреационного потенциала Ярославской области предполагается осуществлять в нескольких взаимосвязанных направлениях, включающих формирование определенных организационных и правовых механизмов поддержки интенсивного развития инфраструктуры и развития конкурентоспособного совокупного туристского продукта области с его продвижением на внешние рынки. Все это наряду с обеспечением туристской привлекательности области в значительной степени зависит от состояния общей инфраструктуры региона, что требует крупных вложений, комплексного подхода и межведомственной координации в управлении их развитием, выделения приоритетов в государственной поддержке реализации инвестиционных проектов. Это потребует координированного выполнения мероприятий сразу несколькими исполнителями. Проведенный анализ рисков (приложение 1 к ОЦП) также подтверждает необходимость комплексного межфункционального подхода к решению проблем. Реализовать подобный комплексный подход призвана данная ОЦП.

Она является первым этапом для достижения стратегической задачи - достижение к 2020-2025 годам доли поступлений от туризма в валовом региональном продукте области не менее 6 - 7 процентов.

Объединение ресурсов и возможностей субъектов туристской индустрии и органов государственной власти области позволит комплексно решить актуальные для сферы туризма проблемы и обеспечить развитие этого сектора экономики области. Использование бюджетных средств на поддержку развития туризма позволит привлечь дополнительные внебюджетные инвестиции в туристскую инфраструктуру и в экономику в целом, повысить туристскую привлекательность региона.

Отсутствие целенаправленной работы по повышению эффективности использования имеющегося туристско-рекреационного потенциала Ярославской области может иметь своим следствием недостижение одной из важнейших стратегических целей социально-экономического развития области - развитие туристской индустрии, а также привести к отставанию по сравнению с темпами развития в соседних регионах. В конечном счете это негативно скажется на повышении уровня и качества жизни населения области.

В этих условиях областная целевая программа является наиболее целесообразной формой для решения задач развития туристской отрасли, так как позволяет вести комплексную реализацию межфункциональных задач с достижением значимых конкретных результатов.

IV. ЦЕЛЬ ОЦП

Наименование цели

Показатель

Обоснование планового значения показателя

наименование

весовой коэффициент

единица измерения

значение по годам

базовое

плановое

2010

2011

2012

2013

2014

Повышение уровня конкурентоспособности туристско-рекреационного комплекса области, позволяющего увеличить вклад туризма в социально-экономическое развитие области

ежегодное количество туристов и экскурсантов, принимаемых областью

0,25

тыс. чел

1560

1850

2200

2600

3000

в данной ОЦП предполагается рост ежегодного турпотока на
15-18%. В ведомственной целевой программе поддержки развития внутреннего и въездного туризма во Владимирской области на 2010 - 2012 гг. «Малое Золотое кольцо», обладающей схожим набором туристских ресурсов - на 10%.
В данной ОЦП предполагается рост ежегодного объёма туристских и гостиничных услуг на 16-33%. В ведомственной целевой программе поддержки развития внутреннего и въездного туризма во Владимирской области на 2010 - 2012 гг. «Малое Золотое кольцо» - на 10%

место области в ЦФО по ежегодному количеству туристов и экскурсантов, ранг

0,10

ранг

4

4

4

3

3

число мест в коллективных средствах размещения туристов

0,20

ед.

9500

11050

11700

12350

13000

ежегодный объём туристских и гостиничных услуг

0,25

млн. рублей

1205

1800

2400

3000

3500

число занятых в сфере туризма

0,20

чел.

9800

10700

11600

12500

13350

доля поступлений от туризма в валовом региональном продукте области

проценты

1,9

2,0

2,2

2,4

2,5

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»