Действующий

Об утверждении программы Правительства Саратовской области по повышению эффективности бюджетных расходов на период 2011 - 2013 годов (с изменениями на 29 декабря 2012 года)


1. Переход на трехлетнее бюджетное планирование.


В Саратовской области в целом созданы предпосылки для становления современной системы управления общественными финансами. Органы государственной власти области проводят политику, имеющую своей целью повышение эффективности и качества управления региональными финансами. В мероприятиях бюджетной реформы, реализуемых в последние годы в Саратовской области, нашли отражение различные инструменты, внедряемые в этой сфере на федеральном уровне. Создана целостная система регулирования бюджетных правоотношений, разграничены расходные обязательства и доходные источники публично-правовых образований, осуществлен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию. Результатом реализации мероприятий программы реформирования стало развитие практики применения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат и повышение качества финансового менеджмента в бюджетной сфере.


Законом Саратовской области от 16 января 2008 г. N 3-ЗСО "О бюджетном процессе в Саратовской области" установлена модель финансового планирования, основанная на ежегодном составлении областного бюджета на очередной финансовый год и среднесрочного финансового плана. Во исполнение этого закона постановлением Правительства Саратовской области от 23 мая 2008 г. N 212-П был утвержден порядок разработки и форма среднесрочного финансового плана, а также порядок разработки областного бюджета на очередной финансовый год. Основу проекта бюджета и среднесрочного финансового плана составляют показатели прогноза социально-экономического развития области, показатели первого года финансового плана соответствуют бюджетным параметрам проекта областного бюджета на очередной финансовый год.


На этапе разработки программы реформирования был запланирован переход к трехлетнему бюджету. Однако вследствие финансового кризиса 2008 - 2009 годов, увеличившего степень неопределенности в развитии финансовой системы, резкого сокращения доходов бюджета и возросшей потребности в социальных расходах, планирование бюджета на три года оказалось невозможным. В условиях преодоления последствий финансового кризиса повышение финансовой устойчивости региона становится одним из приоритетных направлений стратегического развития.


В целях совершенствования среднесрочного финансового планирования следует внести изменения в законодательство области в части закрепления нормы об утверждении бюджета на очередной финансовый год и плановый период, а также разработать порядок формирования его проекта на основе принципа "скользящей трехлетки".


Планируется внесение изменений в Закон Саратовской области от 16 января 2008 г. N 3-ЗСО "О бюджетном процессе в Саратовской области", Закон Саратовской области от 20 декабря 2005 г. N 137-ЗСО "О межбюджетных отношениях в Саратовской области", подзаконные нормативные правовые акты, в том числе:


постановление Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 г. N 61-П "О порядке разработки и реализации долгосрочных областных целевых программ";


постановление Правительства Саратовской области от 19 февраля 2008 г. N 48-П "Об утверждении Положения о порядке проведения оценки эффективности долгосрочных областных целевых программ";


постановление Правительства Саратовской области от 23 мая 2008 г. N 212-П "Об утверждении Положения о порядке разработки и формы среднесрочного финансового плана области и проекта закона области об областном бюджете на очередной финансовый год";


постановление Правительства Саратовской области от 22 августа 2008 г. N 340-П "О порядке разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ";


постановление Правительства Саратовской области от 18 августа 2009 г. N 381-П "О государственных услугах, оказываемых областными государственными учреждениями за счет бюджетных ассигнований областного бюджета";


постановление Правительства Саратовской области от 26 августа 2009 г. N 413-П "О порядке конкурсного распределения бюджетных ассигнований из областного бюджета";


приказ министерства финансов Саратовской области от 28 мая 2008 г. N 318.


Результатом реализации данного мероприятия станет утверждение, начиная с 2013 года, областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Это даст реальную возможность не только планировать долгосрочные инвестиции и заключать долгосрочные контракты, но и объективно оценивать результаты реализации расходных обязательств. Тем самым обеспечивается преемственность государственной политики, повышение эффективности бюджетных расходов, твердую финансовую основу получают государственные программы.


Основные риски связаны с наличием остаточных кризисных явлений в финансовой системе, а также относительной нестабильностью бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации и, как следствие, доходов и расходов областного бюджета, что может повлиять на качество финансового планирования.