1. Переход на трехлетнее бюджетное планирование.
В Саратовской области в целом созданы предпосылки для становления современной системы управления общественными финансами. Органы государственной власти области проводят политику, имеющую своей целью повышение эффективности и качества управления региональными финансами. В мероприятиях бюджетной реформы, реализуемых в последние годы в Саратовской области, нашли отражение различные инструменты, внедряемые в этой сфере на федеральном уровне. Создана целостная система регулирования бюджетных правоотношений, разграничены расходные обязательства и доходные источники публично-правовых образований, осуществлен переход от годового к среднесрочному финансовому планированию. Результатом реализации мероприятий программы реформирования стало развитие практики применения среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат и повышение качества финансового менеджмента в бюджетной сфере.
Законом Саратовской области от 16 января 2008 г. N 3-ЗСО "О бюджетном процессе в Саратовской области" установлена модель финансового планирования, основанная на ежегодном составлении областного бюджета на очередной финансовый год и среднесрочного финансового плана. Во исполнение этого закона постановлением Правительства Саратовской области от 23 мая 2008 г. N 212-П был утвержден порядок разработки и форма среднесрочного финансового плана, а также порядок разработки областного бюджета на очередной финансовый год. Основу проекта бюджета и среднесрочного финансового плана составляют показатели прогноза социально-экономического развития области, показатели первого года финансового плана соответствуют бюджетным параметрам проекта областного бюджета на очередной финансовый год.
На этапе разработки программы реформирования был запланирован переход к трехлетнему бюджету. Однако вследствие финансового кризиса 2008 - 2009 годов, увеличившего степень неопределенности в развитии финансовой системы, резкого сокращения доходов бюджета и возросшей потребности в социальных расходах, планирование бюджета на три года оказалось невозможным. В условиях преодоления последствий финансового кризиса повышение финансовой устойчивости региона становится одним из приоритетных направлений стратегического развития.
В целях совершенствования среднесрочного финансового планирования следует внести изменения в законодательство области в части закрепления нормы об утверждении бюджета на очередной финансовый год и плановый период, а также разработать порядок формирования его проекта на основе принципа "скользящей трехлетки".
Планируется внесение изменений в Закон Саратовской области от 16 января 2008 г. N 3-ЗСО "О бюджетном процессе в Саратовской области", Закон Саратовской области от 20 декабря 2005 г. N 137-ЗСО "О межбюджетных отношениях в Саратовской области", подзаконные нормативные правовые акты, в том числе:
приказ министерства финансов Саратовской области от 28 мая 2008 г. N 318.
Результатом реализации данного мероприятия станет утверждение, начиная с 2013 года, областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период. Это даст реальную возможность не только планировать долгосрочные инвестиции и заключать долгосрочные контракты, но и объективно оценивать результаты реализации расходных обязательств. Тем самым обеспечивается преемственность государственной политики, повышение эффективности бюджетных расходов, твердую финансовую основу получают государственные программы.
Основные риски связаны с наличием остаточных кризисных явлений в финансовой системе, а также относительной нестабильностью бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации и, как следствие, доходов и расходов областного бюджета, что может повлиять на качество финансового планирования.