ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 декабря 2010 года N 600-П
О долгосрочной областной целевой программе "Развитие жилищного строительства в Саратовской области" на 2011-2015 годы
____________________________________________________________________
Утратил силу с 24 февраля 2014 года на основании постановления Правительства Саратовской области от 24.02.2014 N 103-П.
____________________________________________________________________
(с изменениями на 31 декабря 2013 года)
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные
постановлением Правительства Саратовской области от 14.04.2011 N 199-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.12.2011 N 819-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 02.03.2012 N 102-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 23.04.2012 N 191-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 22.05.2012 N 242-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 29.12.2012 N 844-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 17.06.2013 N 291-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 14.10.2013 N 555-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 31.12.2013 N 806-П.
_______________________________________________________________
На основании Устава (Основного Закона) Саратовской области и Закона Саратовской области "О бюджетном процессе в Саратовской области" Правительство области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить долгосрочную областную целевую программу "Развитие жилищного строительства в Саратовской области" на 2011-2015 годы согласно приложению.
2. (пункт признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 23.04.2012 N 191-П, см. предыдущую редакцию).
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
П.Л. Ипатов
Долгосрочная областная целевая программа "Развитие жилищного строительства в Саратовской области" на 2011-2015 годы
Наименование Программы | долгосрочная областная целевая программа "Развитие жилищного строительства в Саратовской области" на 2011-2015 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | |
Государственный заказчик Программы | министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области |
Основные разработчики Программы | министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области |
Цель, задачи Программы, важнейшие оценочные показатели | целью Программы является комплексное решение проблем жилищной политики, позволяющее сохранить достигнутые результаты и в дальнейшем повышать уровень доступности жилья для жителей области. Задачами Программы являются: обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями; создание условий для увеличения объемов строительства жилых домов и необходимой коммунальной инфраструктуры; формирование рынка доступного жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, создание условий для развития массового строительства жилья экономического класса; выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных действующим законодательством; развитие финансово-кредитных институтов и механизмов; повышение потребительских качеств жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствии с нормативными требованиями; совершенствование системы защиты прав граждан - приобретателей жилья и граждан, участвующих в финансировании жилищного строительства; снижение административных барьеров в строительстве |
Сроки реализации Программы | 2011-2015 годы |
Перечень подпрограмм | подпрограмма "Комплексное освоение и развитие территорий в целях жилищного строительства"; подпрограмма "Градостроительное планирование, развитие территорий. Снижение административных барьеров в области строительства"; подпрограмма "Развитие стройиндустрии и промышленности строительных материалов. Содействие применению энергоэффективности в строительстве"; подпрограмма "Кадровое обеспечение задач строительства" подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры"; подпрограмма "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда"; подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями молодых семей"; подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"; подпрограмма "Обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан в соответствии с законодательством Саратовской области"; подпрограмма "Развитие ипотечного жилищного кредитования"; обеспечение жильем отдельных категорий граждан в соответствии с федеральным законодательством |
Исполнители основных мероприятий Программы | министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства области, министерство транспорта и дорожного хозяйства области, министерство образования области, комитет по управлению имуществом области, органы местного самоуправления области (по согласованию); казенное предприятие Саратовской области "Государственное жилищное строительство" (по согласованию); ОАО "Ипотечная корпорация Саратовской области" (по согласованию) |
Объемы и источники обеспечения Программы | общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 203 789 393,1 тыс. рублей, из них: средства федерального бюджета (прогнозно) - 3 893 800,3 тыс. рублей; средства областного бюджета - 3 054 038,1 тыс. рублей; средства местных бюджетов (прогнозно) - 150 859,7 тыс. рублей; средства внебюджетных источников (прогнозно) - 134 729 200,0 тыс. рублей; средства ипотечных кредитов (займов) (прогнозно) - 61 961 495,0 тыс. рублей (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 22.05.2012 N 242-П, см. предыдущую редакцию) |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | реализация Программы должна обеспечить: улучшение жилищных условий населения области путем доведения показателя обеспеченности одного жителя области к 2015 году до 25,1 кв. м площади жилых помещений; системное развитие отдельных территорий муниципальных районов и городских округов области под комплексную жилую застройку; создание жилищного фонда социального найма для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и не имеющих финансовых возможностей для решения данного вопроса в рамках участия в программах социальной и коммерческой ипотеки, а также формирование маневренного жилищного фонда области; ввод жилья на территории Саратовской области в 2011-2015 годах: 2011 год - 1 166 тыс. квадратных метров; 2012 год - 1 235 тыс. квадратных метров; 2013 год - 1 310 тыс. квадратных метров; 2014 год - 1 506 тыс. квадратных метров; 2015 год - 1 762 тыс. квадратных метров с перспективой увеличения годового объема ввода жилья к 2020 году до 2968 тыс. квадратных метров; обеспечение жилыми помещениями за счет всех источников финансирования 98,1 тыс. семей; создание условий для улучшения демографической ситуации в области (строка с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 23.04.2012 N 191-П, см. предыдущую редакцию) |
Система организации контроля за исполнением Программы | контроль за исполнением Программы осуществляется министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства области совместно с министерством экономического развития и инвестиционной политики области в соответствии с постановлением Правительства Саратовской области от 3 июня 2003 года N 61-П "О порядке реализации долгосрочных областных целевых программ" |
С 2005 года на территории области в рамках реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" реализуется областная целевая (комплексная) программа "Обеспечение населения Саратовской области доступным жильем и развитие жилищного строительства на 2005-2010 годы", утвержденная Законом Саратовской области от 29 декабря 2006 года N 152-ЗСО (далее - Программа на 2005-2010 годы).
По состоянию на 1 января 2005 года:
- в очереди на улучшение жилищных условий стояли 49400 семей, или почти 5 процентов от общего количества семей, проживающих на территории области;
- лишь 9,8 процента семей имели возможность приобрести или построить жилье с помощью собственных или заемных средств в соответствии с их жилищными потребностями;
- ежегодно строилось не более 484,5 тыс. кв. м нового жилья.
С момента начала реализации Программы на 2005-2010 годы значительно увеличился объем жилищного строительства, о чем свидетельствует следующая динамика по вводу жилых домов на территории области:
Ввод жилых домов на территории Саратовской области с 2004 года по 2010 год
Состояние рынка жилищного кредитования за период с 2005 по 2010 годы на территории области характеризуется значительной активностью, о чем свидетельствует следующая динамика по предоставлению в Саратовской области кредитов на улучшение жилищных условий, в том числе ипотечных:
- 2005 год - 1700 кредитов на улучшение жилищных условий на сумму 755140 тыс. руб., в том числе 500 ипотечных на сумму 251390 тыс. руб.;
- 2006 год - 6200 кредитов на улучшение жилищных условий на сумму 3075170 тыс. руб., в том числе 4275 ипотечных на сумму 2352250 тыс. руб.;
- 2007 год - 7500 кредитов на улучшение жилищных условий на сумму 7663420 тыс. руб., в том числе 6650 ипотечных на сумму 6788000 тыс. руб.;
- 2008 год - 5 890 кредитов на улучшение жилищных условий на сумму 7367600 тыс. руб., в том числе 4 712 ипотечных на сумму 6494200 тыс. руб.;
- 2009 год - 3 007 кредитов на улучшение жилищных условий на сумму 2620100 тыс. руб., в том числе 2 605 ипотечных на сумму 2420800 тыс. руб.;
- 2010 год (прогнозно) - 5000 кредитов на улучшение жилищных условий на сумму 4500000 тыс. руб., в том числе 4350 ипотечных на сумму 4160000 тыс. руб.
Динамика предоставления кредитов на улучшение жилищных условий в Саратовской области с 2005 года по 2010 год
До начала реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в Саратовской области активность граждан по обращению за различными видами государственной поддержки в части улучшения жилищных условий, в том числе по предоставлению им жилых помещений на условиях социального найма, была низкая, а в обозначенной очереди на улучшение жилищных условий по состоянию на 1 января 2005 года стояли 49400 семей. Данная очередь была фактически сформирована во временной период с 1980 по 1998 годы.
По состоянию на 1 января 2010 года в очереди на улучшение жилищных условий стоят 23500 семей, из них нуждающимися в улучшении жилищных условий в период с 2005 по 2010 год было признано 4700 семей.
Данные факты свидетельствуют о том, что по разным направлениям государственной политики в сфере обеспечения населения жилыми помещениями за период с 2005 по 2010 годы улучшили свои жилищные условия более 30600 семей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Таким образом, решение вопросов обеспечения населения Саратовской области доступным жильем экономического класса и развития жилищного строительства программным методом доказало свою эффективность.
Вопросы, связанные с разрешением жилищных проблем граждан, являются составной частью социальной государственной политики и требуют постоянного внимания государства. В соответствии с законодательством органы местного самоуправления создают условия для развития жилищного строительства, направляя средства местных бюджетов на обеспечение жилыми помещениями малоимущих граждан. Однако большинство муниципальных образований области не имеют возможности самостоятельно решать проблему обеспечения жилыми помещениями граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Неразрешенными на настоящий момент проблемами в сфере жилищного строительства остаются:
- недостаточная проработанность на областном и местном уровнях документации градостроительного планирования и зонирования, отсутствие четкой определенности в градостроительной политике затрудняет строительному бизнесу более грамотно спланировать свою деятельность и оптимально реализовать инвестиционные проекты, что в свою очередь может приводить к приостановке инициатив по застройке территорий;
- излишне регламентированная и чрезвычайно громоздкая система выдачи разрешительной документации на осуществление строительства, получение технических условий на подключение к объектам коммунальной инфраструктуры и на ввод объектов в эксплуатацию, что приводит к созданию искусственных административных барьеров для реализации строительного бизнеса;
- отсутствие реально подготовленных для комплексной жилой застройки земельных участков, имеющих инфраструктурное обеспечение;
- низкая доступность кредитных ресурсов для строительных организаций.
Имеющиеся обязательства Саратовской области по обеспечению жилыми помещениями категорий граждан, установленных Законом Саратовской области от 28 апреля 2005 года N 39-ЗСО "О предоставлении жилых помещений в Саратовской области", требуют постоянного многолетнего их исполнения в части финансирования данных расходных обязательств.
Серьезной проблемой, требующей решения, является неудовлетворительное состояние жилищной сферы и, как следствие, непосредственно инженерной инфраструктуры. Средний уровень износа коммунальной инфраструктуры в области составляет 70 процентов, что не позволяет наращивать объемы жилищного строительства. Назрела острая необходимость реконструировать инженерные сети, что требует огромных финансовых средств. Во многом темпы технического перевооружения отрасли жилищно-коммунального хозяйства напрямую зависят от инвестиционных вложений, в первую очередь, со стороны частного бизнеса. Актуальна разработка механизмов, делающих рентабельным вложение средств в долгосрочные проекты модернизации жилищно-коммунального комплекса.
В связи с этим необходимо проводить работу в рамках государственно- частного партнерства по привлечению инвестиций в отрасль жилищно-коммунального хозяйства сетевых компаниями.
Настоящая Программа, исходя из специфики и тенденций развития строительного комплекса и строительства жилья в области, должна обеспечить практическую реализацию комплекса мероприятий и механизмов, направленных на создание необходимых условий для решения существующих проблемных вопросов в этой сфере. Программа ориентирована на интеграцию в действующие и разрабатываемые федеральные и областные целевые программы, предполагающие реализацию механизмов поддержки развития строительного комплекса и жилищного строительства.
Целью Программы является комплексное решение проблем жилищной политики, позволяющее сохранить достигнутые результаты и в дальнейшем повышать уровень доступности жилья для жителей области. Задачами Программы являются:
- обеспечение повышения доступности жилья в соответствии с платежеспособным спросом граждан и стандартами обеспечения жилыми помещениями;
- создание условий для увеличения объемов строительства жилых домов и необходимой коммунальной инфраструктуры;
- формирование рынка доступного жилья экономического класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности, создание условий для развития массового строительства жилья экономического класса;
- выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных действующим законодательством;
- развитие финансово-кредитных институтов и механизмов;
- повышение потребительских качеств жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры в соответствии с нормативными требованиями;
- совершенствование системы защиты прав граждан - приобретателей жилья и граждан, участвующих в финансировании жилищного строительства;
- снижение административных барьеров в строительстве. Срок реализации Программы 2011-2015 годы.
настоящая Программа направлена на эффективное и целенаправленное использование бюджетных средств в интересах сбалансированного стимулирования как предложения, так и спроса на рынке жилья, а также на выполнение государственных обязательств по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан. Возможность получения государственной поддержки на строительство (приобретение) жилых помещений и ипотечного займа (кредита) оживляют покупательский спрос на рынке жилья и привлекают в строительство новые инвестиции, которые, в свою очередь, генерируют прибыль и дополнительные налоги.
Решение задач в области обеспечения доступности жилья должно быть осуществлено через развитие эффективного рынка и финансовых механизмов, обеспечивающих доступность жилья для граждан, имеющих возможность приобрести жилье, соответствующее стандартам обеспечения жилыми помещениями, с помощью собственных и заемных средств, а также поддержку отдельных категорий граждан в улучшении жилищных условий за счет бюджетных средств в пределах, определенных законодательством, предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, имеющим соответствующие права в соответствии с законодательством.
Реализация Программы предусматривается по следующим направлениям:
1. Обеспечение жилищного строительства земельными участками с имеющимися объектами коммунальной инфраструктуры.
2. Снижение административных барьеров в строительстве.
3. Реализация программы развития ипотечного жилищного кредитования с интеграцией в нее мероприятий по обеспечению жильем молодых семей, специалистов на селе, граждан - получателей государственных жилищных сертификатов, инвалидов, детей-сирот, а также семей, имеющих право воспользоваться средствами материнского (семейного) капитала в целях улучшения жилищных условий.