(с изменениями на 27 января 2009 года)
_______________________________________________________________
В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные:
постановлением Правительства Саратовской области от 14.07.2005 N 236-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 07.12.2005 N 412-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 12.10.2006 N 318-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 422-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 27.01.2009 N 18-П.
_______________________________________________________________
(преамбула и пункты 1-2 признаны утратившими силу постановлением Правительства Саратовской области от 27.01.2009 N 18-П, см. предыдущую редакцию)
3. Признать утратившим силу постановление Правительства Саратовской области от 25 августа 1997 года N 59-П "О программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области".
4. (пункт признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 422-П, см. предыдущую редакцию)
5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.
Губернатор области
Д.Ф.Аяцков
Концепция
преобразований в жилищно-коммунальном комплексе Саратовской области
на 2004-2007 годы
Концепция преобразований в жилищно-коммунальном комплексе Саратовской области на 2004-2007 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Жилищным кодексом Российской Федерации, подпрограммой "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации на 2002-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 797, Федеральной целевой программы "Жилище на 2002-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 года N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" (абзац с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 14.07.2005 N 236-П, см. предыдущую редакцию).
Основной целью Концепции является повышение качества предоставления жилищных и коммунальных услуг населению. Эта цель достигается путем реорганизации (упорядочивания) имущественных, финансовых и договорных отношений в жилищно-коммунальном секторе, с привлечением частного бизнеса к управлению жилыми домами и коммунальной инфраструктурой, притоком частных инвестиций в модернизацию и расширение жилищно-коммунального комплекса за счет формирования прозрачной и прогнозируемой системы государственного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Концепция определяет основные направления преобразований в жилищно-коммунальном комплексе области в течение 2004-2007 годов (абзац в редакции, введеной постановлением Правительства Саратовской области от 14.07.2005 N 236-П, см. предыдущую редакцию).
Жилищно-коммунальное хозяйство подразделяется на следующие основные подотрасли:
жилищное хозяйство;
коммунальное хозяйство - ресурсоснабжение (теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение);
благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, санитарная очистка и утилизация отходов);
бытовое обслуживание (банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство, ритуальное обслуживание).
Основной обобщающей характеристикой услуг, производимых предприятиями для функционирования системы жизнеобеспечения территории.
Жилищное хозяйство
За последние годы значительно изменилась ситуация с собственностью на объекты жилищного хозяйства. Она характеризуется двумя главными тенденциями:
приватизацией жилищного фонда;
передачей объектов ведомственного жилого фонда в муниципальную собственность.
Ключевой проблемой медленного развития конкуренции на рынке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению является сильное административное влияние, в первую очередь - со стороны местных администраций, на предприятия отрасли. Это, в частности, выражается в отсутствии договорных отношений в сфере управления муниципальным жилищным фондом и предоставления жилищно-коммунальных услуг нанимателям и собственникам жилых помещений.
Коммунальное хозяйство
В силу технологических особенностей подотрасли предприятия коммунального хозяйства занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории (являются локальными монополиями). При этом географические границы товарных рынков, как правило, определяются административными границами городов и районов (исключения составляют межрайонные электрические и газовые сети и ряд других объектов, имеющих межрайонное значение).
Монопольное положение предприятий отрасли находит свое проявление в недостаточно эффективном использовании имеющихся финансовых и материальных ресурсов, в отсутствии действенного механизма, обеспечивающего оперативную взаимосвязь между требованиями потребителей и принятием адекватных экономических мер и управленческих решений, в слабой восприимчивости коммунальных предприятий к требованиям научно-технического прогресса, в отсутствии личной заинтересованности работников в соблюдении показателей качества, надежности и экологической безопасности работ (услуг). Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (более 60 процентов) уровнем износа. По данным Государственного комитета по строительству и коммунальному хозяйству Российской Федерации средний износ коммунальной инфраструктуры страны составляет около 70 процентов. Следует отметить, что фактический износ сетей не соответствует данным бухгалтерской отчетности, представляемой коммунальными предприятиями. Причиной указанных несоответствий являются нарушения в порядке ведения бухгалтерского учета, связанные, в первую очередь, с несоблюдением процедур передачи объектов коммунальной инфраструктуры от одной организации другой.
Благоустройство
Обеспечение благоустройства территории муниципального образования является обязанностью органов местного самоуправления. Финансирование указанных работ осуществляется за счет средств местного бюджета. В городах областного значения проведение конкурсов муниципального заказа на выполнение работ по благоустройству стало обычной практикой привлечения частного бизнеса к выполнению этих работ. В малых муниципальных образованиях работы по благоустройству выполняют, как правило, муниципальные предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Сложившаяся практика проведения конкурсов на выполнение работ по благоустройству создает условия для административного давления на предприятия и понуждение их к исполнению не финансируемых работ. В жилищно-коммунальном хозяйстве области нередка ситуация, когда предприятие жилищно-коммунального хозяйства осуществляет обслуживание систем уличного освещения, парков, скверов, мостов и дорог, не имея муниципального заказа на эти работы и не получая оплату за оказываемые услуги. В большинстве малых муниципальных образований эти услуги оказываются путем отвлечения ресурсов с жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры.
Бытовое обслуживание
В таких городах как Саратов, Энгельс, Балашов задачи демонополизации и приватизации предприятий бытового обслуживания в настоящее время решены в достаточно полной мере - подотрасль функционирует в рыночных условиях. В отдельных муниципальных образованиях бани, прачечные, гостиницы и иные объекты бытового обслуживания находятся в муниципальной собственности и зачастую занимают там монопольное положение на рынке предоставления указанных услуг.
Органы местного самоуправления устанавливают тарифы муниципальным предприятиям, предоставляющим услуги бытового обслуживания. В большинстве малых муниципальных образований тарифы на услуги бань формируются ниже себестоимости услуг. Компенсация разницы между фактической стоимостью услуг и установленными тарифами в бюджетах муниципального образования не предусматривается. Поскольку обслуживание этих объектов, как правило, выполняют предприятия жилищно-коммунального комплекса, указанная разница является их прямыми убытками.
2. Финансовое положение отрасли
Финансовую ситуацию в отрасли можно охарактеризовать как очень сложную, о чем свидетельствуют данные, представленные в таблице 1.
Таблица 1. | (тыс. руб.) | |||
Наименование муниципального образования | Кредиторская задолженность на 1 января 2003 года | Дебиторская задолженность на 1 января 2003 года | Кредиторская задолженность на 1 января 2004 года | Дебиторская задолженность на 1 января 2004 года |
Александрово-Гайский район | 11010 | 8201 | 10816 | 7559 |
Аркадакский район | 6889 | 4782 | 6278 | 4968 |
Аткарское муниципальное образование | 44889 | 5184 | 45748 | 5669 |
Базарно-Карабулакский район | 13957 | 15970 | 17438 | 17293 |
Балаковское муниципальное образование | 547579 | 78407 | 554556 | 113043 |
Балашовский район | 180828 | 114653 | 244137 | 185300 |
Балтайский район | 19637 | 6516 | 17536 | 4528 |
Вольское муниципальное образование | 99644 | 84793 | 101988 | 83136 |
Воскресенский район | 11438 | 5891 | 15386 | 7200 |
Дергачевский район | 7741 | 537 | 10109 | 5266 |
Духовницкий район | 1515 | 4472 | 1236 | 4735 |
Екатериновский район | 8040 | 2284 | 9571 | 2568 |
Ершовский район | 14980 | 17009 | 12834 | 16135 |
Ивантеевский район | 20866 | 1787 | 22842 | 1208 |
Калининский район | 22185 | 6542 | 29658 | 7337 |
Красноармейский район | 141250 | 22983 | 31103 | 17884 |
Краснопартизанский район | 21172 | 1693 | 4891 | 1688 |
Краснокутский район | 27466 | 15448 | 32781 | 18626 |
Лысогорский район | 4566 | 1765 | 4543 | 3253 |
Марксовское муниципальное образование | 10684 | 8125 | 12976 | 11949 |
Новоузенский район | 7679 | 1770 | 13881 | 3211 |
Озинский район | 19531 | 6813 | 21806 | 3921 |
Перелюбский район | 3916 | 1935 | 3953 | 1780 |
Петровский район | 52205 | 5430 | 52382 | 7497 |
Питерский район | 0 | 0 | 256 | 24 |
Пугачевский район | 34480 | 14158 | 33176 | 20743 |
Ровенский район | 13139 | 4795 | 15118 | 3016 |
Романовский район | 2881 | 3600 | 2550 | 3383 |
Ртищевский район | 30497 | 14144 | 42495 | 19921 |
Самойловский район | 10330 | 7529 | 10419 | 7856 |
г. Саратов | 2220386 | 833765 | 1806669 | 914086 |
Саратовский район | 67417 | 7577 | 84575 | 12385 |
Советский район | 22769 | 17168 | 40390 | 24133 |
Татищевский район | 12964 | 9215 | 11734 | 9647 |
Турковский район | 3217 | 2415 | 3202 | 1594 |
Федоровский район | 4648 | 1937 | 3643 | 2820 |
Хвалынский район | 13585 | 2994 | 17904 | 5756 |
ЗАТО Шиханы | 4521 | 4561 | 4310 | 4583 |
Энгельсское муниципальное образование | 575148 | 272058 | 510079 | 274474 |