ПРАВИТЕЛЬСТВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 ноября 2004 года N 255-П


О Концепции преобразований в жилищно-коммунальном комплексе
Саратовской области на 2004-2007 годы

(с изменениями на 27 января 2009 года)

_______________________________________________________________

В тексте документа учтены изменения и дополнения, внесенные:

постановлением Правительства Саратовской области от 14.07.2005 N 236-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 07.12.2005 N 412-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 12.10.2006 N 318-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 422-П,
постановлением Правительства Саратовской области от 27.01.2009 N 18-П.
_______________________________________________________________


(преамбула и пункты 1-2 признаны утратившими силу постановлением Правительства Саратовской области от 27.01.2009 N 18-П, см. предыдущую редакцию)

3. Признать утратившим силу постановление Правительства Саратовской области от 25 августа 1997 года N 59-П "О программе реформирования жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области".

4. (пункт признан утратившим силу постановлением Правительства Саратовской области от 30.11.2007 N 422-П, см. предыдущую редакцию)

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания.

Губернатор области
 Д.Ф.Аяцков


Приложение
 к постановлению
 Правительства области
 от 23 ноября 2004 года N 255-П

Концепция
преобразований в жилищно-коммунальном комплексе Саратовской области
на 2004-2007 годы


I. ВВЕДЕНИЕ


Концепция преобразований в жилищно-коммунальном комплексе Саратовской области на 2004-2007 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Жилищным кодексом Российской Федерации, подпрограммой "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации на 2002-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 797, Федеральной целевой программы "Жилище на 2002-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675, постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года N 392 "О порядке и условиях оплаты гражданами жилья и коммунальных услуг", постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2004 года N 441 "О федеральных стандартах оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке возмещения расходов на капитальный ремонт жилья на 2005 год", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года N 444 "О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг" (абзац с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Саратовской области от 14.07.2005 N 236-П, см. предыдущую редакцию).

Основной целью Концепции является повышение качества предоставления жилищных и коммунальных услуг населению. Эта цель достигается путем реорганизации (упорядочивания) имущественных, финансовых и договорных отношений в жилищно-коммунальном секторе, с привлечением частного бизнеса к управлению жилыми домами и коммунальной инфраструктурой, притоком частных инвестиций в модернизацию и расширение жилищно-коммунального комплекса за счет формирования прозрачной и прогнозируемой системы государственного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Концепция определяет основные направления преобразований в жилищно-коммунальном комплексе области в течение 2004-2007 годов (абзац в редакции, введеной постановлением Правительства Саратовской области от 14.07.2005 N 236-П, см. предыдущую редакцию).

II. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОТРАСЛИ

1. Структура отрасли


Жилищно-коммунальное хозяйство подразделяется на следующие основные подотрасли:

жилищное хозяйство;

коммунальное хозяйство - ресурсоснабжение (теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение, водоснабжение и водоотведение);

благоустройство (дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, санитарная очистка и утилизация отходов);


бытовое обслуживание (банно-прачечное хозяйство, гостиничное хозяйство, ритуальное обслуживание).

Основной обобщающей характеристикой услуг, производимых предприятиями для функционирования системы жизнеобеспечения территории.

Жилищное хозяйство


За последние годы значительно изменилась ситуация с собственностью на объекты жилищного хозяйства. Она характеризуется двумя главными тенденциями:

приватизацией жилищного фонда;

передачей объектов ведомственного жилого фонда в муниципальную собственность.

Ключевой проблемой медленного развития конкуренции на рынке предоставления жилищно-коммунальных услуг населению является сильное административное влияние, в первую очередь - со стороны местных администраций, на предприятия отрасли. Это, в частности, выражается в отсутствии договорных отношений в сфере управления муниципальным жилищным фондом и предоставления жилищно-коммунальных услуг нанимателям и собственникам жилых помещений.

Коммунальное хозяйство


В силу технологических особенностей подотрасли предприятия коммунального хозяйства занимают монопольное положение на обслуживаемой ими территории (являются локальными монополиями). При этом географические границы товарных рынков, как правило, определяются административными границами городов и районов (исключения составляют межрайонные электрические и газовые сети и ряд других объектов, имеющих межрайонное значение).

Монопольное положение предприятий отрасли находит свое проявление в недостаточно эффективном использовании имеющихся финансовых и материальных ресурсов, в отсутствии действенного механизма, обеспечивающего оперативную взаимосвязь между требованиями потребителей и принятием адекватных экономических мер и управленческих решений, в слабой восприимчивости коммунальных предприятий к требованиям научно-технического прогресса, в отсутствии личной заинтересованности работников в соблюдении показателей качества, надежности и экологической безопасности работ (услуг). Техническое состояние коммунальной инфраструктуры характеризуется высоким (более 60 процентов) уровнем износа. По данным Государственного комитета по строительству и коммунальному хозяйству Российской Федерации средний износ коммунальной инфраструктуры страны составляет около 70 процентов. Следует отметить, что фактический износ сетей не соответствует данным бухгалтерской отчетности, представляемой коммунальными предприятиями. Причиной указанных несоответствий являются нарушения в порядке ведения бухгалтерского учета, связанные, в первую очередь, с несоблюдением процедур передачи объектов коммунальной инфраструктуры от одной организации другой.

Благоустройство


Обеспечение благоустройства территории муниципального образования является обязанностью органов местного самоуправления. Финансирование указанных работ осуществляется за счет средств местного бюджета. В городах областного значения проведение конкурсов муниципального заказа на выполнение работ по благоустройству стало обычной практикой привлечения частного бизнеса к выполнению   этих   работ.   В   малых   муниципальных   образованиях   работы   по благоустройству выполняют, как правило, муниципальные предприятия жилищно-коммунального хозяйства. Сложившаяся практика проведения конкурсов на выполнение работ по благоустройству создает условия для административного давления на предприятия и понуждение их к исполнению не финансируемых работ. В жилищно-коммунальном хозяйстве области нередка ситуация, когда предприятие жилищно-коммунального хозяйства осуществляет обслуживание систем уличного освещения, парков, скверов, мостов и дорог, не имея муниципального заказа на эти работы и не получая оплату за оказываемые услуги. В большинстве малых муниципальных образований эти услуги оказываются путем отвлечения ресурсов с жилищного фонда и коммунальной инфраструктуры.

Бытовое обслуживание


В таких городах как Саратов, Энгельс, Балашов задачи демонополизации и приватизации предприятий бытового обслуживания в настоящее время решены в достаточно полной мере - подотрасль функционирует в рыночных условиях. В отдельных муниципальных образованиях бани, прачечные, гостиницы и иные объекты бытового обслуживания находятся в муниципальной собственности и зачастую занимают там монопольное положение на рынке предоставления указанных услуг.

Органы местного самоуправления устанавливают тарифы муниципальным предприятиям, предоставляющим услуги бытового обслуживания. В большинстве малых муниципальных образований тарифы на услуги бань формируются ниже себестоимости услуг. Компенсация разницы между фактической стоимостью услуг и установленными тарифами в бюджетах муниципального образования не предусматривается. Поскольку обслуживание этих объектов, как правило, выполняют предприятия жилищно-коммунального комплекса, указанная разница является их прямыми убытками.

2. Финансовое положение отрасли


Финансовую ситуацию в отрасли можно охарактеризовать как очень сложную, о чем свидетельствуют данные, представленные в таблице 1.

Таблица 1.

(тыс. руб.)

Наименование муниципального образования

Кредиторская задолженность на 1 января 2003 года

Дебиторская задолженность на 1 января 2003 года

Кредиторская задолженность на 1 января 2004 года

Дебиторская задолженность на 1 января 2004 года

Александрово-Гайский район

11010

8201

10816

7559

Аркадакский район

6889

4782

6278

4968

Аткарское муниципальное образование

44889

5184

45748

5669

Базарно-Карабулакский район

13957

15970

17438

17293

Балаковское муниципальное образование

547579

78407

554556

113043

Балашовский район

180828

114653

244137

185300

Балтайский район

19637

6516

17536

4528

Вольское муниципальное образование

99644

84793

101988

83136

Воскресенский район

11438

5891

15386

7200

Дергачевский район

7741

537

10109

5266

Духовницкий район

1515

4472

1236

4735

Екатериновский район

8040

2284

9571

2568

Ершовский район

14980

17009

12834

16135

Ивантеевский район

20866

1787

22842

1208

Калининский район

22185

6542

29658

7337

Красноармейский район

141250

22983

31103

17884

Краснопартизанский район

21172

1693

4891

1688

Краснокутский район

27466

15448

32781

18626

Лысогорский район

4566

1765

4543

3253

Марксовское муниципальное образование

10684

8125

12976

11949

Новоузенский район

7679

1770

13881

3211

Озинский район

19531

6813

21806

3921

Перелюбский район

3916

1935

3953

1780

Петровский район

52205

5430

52382

7497

Питерский район

0

0

256

24

Пугачевский район

34480

14158

33176

20743

Ровенский район

13139

4795

15118

3016

Романовский район

2881

3600

2550

3383

Ртищевский район

30497

14144

42495

19921

Самойловский район

10330

7529

10419

7856

г. Саратов

2220386

833765

1806669

914086

Саратовский район

67417

7577

84575

12385

Советский район

22769

17168

40390

24133

Татищевский район

12964

9215

11734

9647

Турковский район

3217

2415

3202

1594

Федоровский район

4648

1937

3643

2820

Хвалынский район

13585

2994

17904

5756

ЗАТО Шиханы

4521

4561

4310

4583

Энгельсское муниципальное образование

575148

272058

510079

274474

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»