Показатели безработицы на протяжении 2022-2023 годов имели тенденцию к снижению и к концу 2023 года достигли исторического минимума.
С начала 2023 года регистрируемая безработица снизилась более чем в 1,5 раза и на 1 января 2024 года составила 0,9% (на 1 января 2023 года - 1,4%). Общая безработица (по методологии Международной организации труда) в IV квартале 2023 года достигла рекордного значения 5,2% против показателя за аналогичный период 2022 года - 5,7%).
Несмотря на позитивную динамику, по уровню безработицы Республика Карелия продолжает занимать неудовлетворительные позиции в рейтинге субъектов Российской Федерации (далее - РФ). Республиканские показатели рынка труда в целом превышают значения показателей по РФ и Северо-Западному федеральному округу (далее - СЗФО). Данный разрыв составляет более чем 1,8 и 2,0 раза соответственно. Разрыв в показателях связан с низкой плотностью населения и диспропорцией в расселении трудоспособного населения; недостаточно высокой мотивацией и профессиональной компетенцией, состоянием здоровья населения; неготовностью работодателей к предоставлению условий для проживания, вызывающей низкую территориальную мобильность внутри региона. Кроме того, расхождение в показателях обусловлено значительным уровнем монопрофильности региональной экономики.
В 2023 году фиксируется рост численности занятых в экономике. В то же время обостряется проблема нехватки трудовых ресурсов; препятствием для развития занятости становится невозможность покрытия удовлетворения кадрового дефицита только за счет безработных и ищущих работу граждан, зарегистрированных в службе занятости.
В 2022-2023 годах принятие и реализация российским и региональным правительствами мероприятий по развитию рынка труда не решили проблему структурной безработицы. Безработица в Республике Карелия по-прежнему носит структурный характер, что обусловлено профессионально-квалификационным и территориальным дисбалансом трудовых ресурсов. Муниципальные образования в Республике Карелия крайне дифференцированы по уровню безработицы и условиям обеспечения занятости. В отдельных городских и сельских поселениях, городах и поселках городского типа сегодня ощущается острая нехватка рабочих мест, одновременно местная рабочая сила демонстрирует низкую готовность к трудовой мобильности.
В среднесрочной перспективе под влиянием структурной перестройки экономики планируется изменение основных параметров спроса и предложения рабочей силы. В условиях неблагоприятной демографической ситуации и высокой доли соискателей, имеющих низкую мотивацию и потенциал трудоустройства, главным вызовом станет недопущение увеличения числа незамещенных вакантных рабочих мест в сфере рабочих профессий и компетенций специалистов высшего и среднего уровня квалификации.
На период до 2030 года сохранение положительной траектории развития рынка труда в части обеспечения низкого уровня безработицы, роста заработной платы и доходов населения, повышения занятости групп населения с низким уровнем экономической активности и др. связывается с развитием региональной экономики и системы профессиональной переориентации кадров, подготовкой рабочих и специалистов под новые потребности экономики, снижением теневой занятости, а также с эффективной миграционной политикой.
Приоритеты государственной политики в сфере труда и содействия занятости населения определены в соответствии со следующими документами:
указами Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 4 февраля 2021 года N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации", от 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 26 октября 2020 года N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года", от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом";
Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р, Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 года N 2567-р, Стратегией развития конгрессно-выставочной отрасли в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2023 года N 2461-р;
Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351;
Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 декабря 2018 года N 899р-П;
прогнозом социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2035 года, утвержденным распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 декабря 2018 года N 898р-П;