Действующий

Об утверждении государственной программы Республики Карелия "Содействие занятости населения" (с изменениями на 12 марта 2024 года)




Стратегические приоритеты государственной программы Республики Карелия "Содействие занятости населения"


Показатели безработицы на протяжении 2022-2023 годов имели тенденцию к снижению и к концу 2023 года достигли исторического минимума.


С начала 2023 года регистрируемая безработица снизилась более чем в 1,5 раза и на 1 января 2024 года составила 0,9% (на 1 января 2023 года - 1,4%). Общая безработица (по методологии Международной организации труда) в IV квартале 2023 года достигла рекордного значения 5,2% против показателя за аналогичный период 2022 года - 5,7%).


Несмотря на позитивную динамику, по уровню безработицы Республика Карелия продолжает занимать неудовлетворительные позиции в рейтинге субъектов Российской Федерации (далее - РФ). Республиканские показатели рынка труда в целом превышают значения показателей по РФ и Северо-Западному федеральному округу (далее - СЗФО). Данный разрыв составляет более чем 1,8 и 2,0 раза соответственно. Разрыв в показателях связан с низкой плотностью населения и диспропорцией в расселении трудоспособного населения; недостаточно высокой мотивацией и профессиональной компетенцией, состоянием здоровья населения; неготовностью работодателей к предоставлению условий для проживания, вызывающей низкую территориальную мобильность внутри региона. Кроме того, расхождение в показателях обусловлено значительным уровнем монопрофильности региональной экономики.


В 2023 году фиксируется рост численности занятых в экономике. В то же время обостряется проблема нехватки трудовых ресурсов; препятствием для развития занятости становится невозможность покрытия удовлетворения кадрового дефицита только за счет безработных и ищущих работу граждан, зарегистрированных в службе занятости.


В 2022-2023 годах принятие и реализация российским и региональным правительствами мероприятий по развитию рынка труда не решили проблему структурной безработицы. Безработица в Республике Карелия по-прежнему носит структурный характер, что обусловлено профессионально-квалификационным и территориальным дисбалансом трудовых ресурсов. Муниципальные образования в Республике Карелия крайне дифференцированы по уровню безработицы и условиям обеспечения занятости. В отдельных городских и сельских поселениях, городах и поселках городского типа сегодня ощущается острая нехватка рабочих мест, одновременно местная рабочая сила демонстрирует низкую готовность к трудовой мобильности.


В среднесрочной перспективе под влиянием структурной перестройки экономики планируется изменение основных параметров спроса и предложения рабочей силы. В условиях неблагоприятной демографической ситуации и высокой доли соискателей, имеющих низкую мотивацию и потенциал трудоустройства, главным вызовом станет недопущение увеличения числа незамещенных вакантных рабочих мест в сфере рабочих профессий и компетенций специалистов высшего и среднего уровня квалификации.


На период до 2030 года сохранение положительной траектории развития рынка труда в части обеспечения низкого уровня безработицы, роста заработной платы и доходов населения, повышения занятости групп населения с низким уровнем экономической активности и др. связывается с развитием региональной экономики и системы профессиональной переориентации кадров, подготовкой рабочих и специалистов под новые потребности экономики, снижением теневой занятости, а также с эффективной миграционной политикой.


Приоритеты государственной политики в сфере труда и содействия занятости населения определены в соответствии со следующими документами:


указами Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", от 4 февраля 2021 года N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации", от 9 мая 2017 года N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", от 26 октября 2020 года N 645 "О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года", от 22 июня 2006 года N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом";


Стратегией пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р, Стратегией развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 сентября 2022 года N 2567-р, Стратегией развития конгрессно-выставочной отрасли в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2023 года N 2461-р;


Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 года N 1351;


Стратегией социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 декабря 2018 года N 899р-П;


прогнозом социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2035 года, утвержденным распоряжением Правительства Республики Карелия от 29 декабря 2018 года N 898р-П;


постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 298 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Содействие занятости населения";