ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 13 сентября 2023 года N 2461-р

[Об утверждении Стратегии развития конгрессно-выставочной отрасли в Российской Федерации на период до 2030 года]



1. Утвердить прилагаемую Стратегию развития конгрессно-выставочной отрасли в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия).

2. Федеральным органам исполнительной власти руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации и иных документов.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться положениями Стратегии при разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и иных документов.

4. Минпромторгу России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

а) представить в 6-месячный срок в Правительство Российской Федерации проект плана мероприятий по реализации Стратегии, в том числе с учетом плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации мер поддержки и стратегического развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2022 г. N 1957-р;

б) обеспечить реализацию Стратегии.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Мишустин



УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 13 сентября 2023 года N 2461-р



Стратегия развития конгрессно-выставочной отрасли в Российской Федерации на период до 2030 года



I. Общие положения


Стратегия развития конгрессно-выставочной отрасли в Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Стратегия) направлена на формирование в Российской Федерации профессиональной конгрессно-выставочной индустрии, создание условий для ее долгосрочного развития как одной из стратегически важных отраслей.

Конгрессно-выставочная отрасль - инструмент активизации торгово-экономических отношений и развития внешнеэкономических связей, привлечения инвестиций и укрепления экономического потенциала страны, эффективный механизм реализации национальных целей и задач.

Отрасль играет существенную роль в стимулировании обмена опытом между представителями стран, отраслей, профессий и организаций в целях выработки решений по различным сферам жизни общества.

Стратегия разработана в соответствии с законодательством о стратегическом планировании в Российской Федерации и во исполнение плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации мер поддержки и стратегического развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2022 г. N 1957-р.

Стратегией определяются основные условия для дальнейшего усиления роли конгрессно-выставочной отрасли.

Правовую основу Стратегии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

Стратегия разработана с учетом национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и иных документов стратегического планирования, в том числе:

Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года";

Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. N 207-р;

Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2019 г. N 2129-р;

Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";

иных отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации.

При формировании Стратегии учитывались результаты мероприятий по развитию отрасли, предусмотренные Концепцией развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности в Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2014 г. N 1273-р. Ряд вопросов, ранее предусмотренных указанной Концепцией, сохранил свою актуальность:

отсутствие в законодательстве Российской Федерации единого понятийного аппарата;

недостаточная реализация органами власти потенциала конгрессно-выставочной отрасли как одного из механизмов экономического развития России;

необходимость создания современной конгрессно-выставочной инфраструктуры и развития существующей инфраструктуры;

потребность в формировании государственной системы статистического наблюдения за развитием конгрессно-выставочной отрасли;

расширение инструментов государственной поддержки, стимулирующих развитие конгрессной и выставочной деятельности.

Для реализации Стратегии необходима консолидация усилий органов государственной власти Российской Федерации, общественных организаций, отраслевых ассоциаций, союзов, научного и предпринимательского сообществ (включая малый и средний бизнес) по формированию благоприятного правового, инвестиционного и делового климата.

Стратегия является основой для разработки отраслевых документов стратегического планирования в сфере развития конгрессно-выставочной отрасли в субъектах Российской Федерации.

II. Основные параметры развития конгрессно-выставочной отрасли в мире и в России


В мире ежегодно проводится около 8 тысяч значимых отраслевых и научных конгрессных мероприятий, организуемых международными ассоциациями, с общим количеством участников около 4 млн. человек.

Доля России на мировом рынке международных конгрессных мероприятий составляет менее 1 процента (не более 100 значимых международных конгрессов).

Общий прямой и непрямой вклад выставочной отрасли в мировой валовой внутренний продукт (после учета всех расходов экспонентов, посетителей, а также всех цепочек поставок, связанных с организацией выставок), по данным отчета Всемирной ассоциации выставочной индустрии UFI и Oxford Economics, составляет 298,7 млрд. евро (без учета стоимости контрактов, заключенных на выставках).

При этом вклад выставочно-ярмарочной отрасли без учета объема прямых продаж продукции на выставочных мероприятиях составляет 179,3 млрд. евро.

Доля России на мировом выставочном рынке составляет менее 2 процентов (к примеру, доля Германии - 20 процентов, Италии -7 процентов). В выставках в России участвует не более 20 процентов отечественных компаний, в то время как в Китае, Соединенных Штатах Америки и Германии их доля составляет до 80 процентов.

Федеральное статистическое наблюдение за развитием конгрессно-выставочной отрасли в России в настоящее время не ведется. Имеющиеся данные носят разрозненный характер и основываются преимущественно на отдельных экспертных оценках, включая статистику отраслевых союзов.

Внедрение федерального статистического наблюдения является одной из первоочередных задач при планировании стратегического развития отрасли.

Эта работа проводится в рамках реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации мер поддержки и стратегического развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2022 г. N 1957-р.

Одним из шагов к внедрению федерального статистического наблюдения стало расширение в 2023 году кода 82.30 ("Деятельность по организации конференций и выставок") Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред.2), что способствует разграничению предприятий конгрессно-выставочной отрасли и предприятий, оказывающих для них сопутствующие услуги.

Одновременное внедрение специализированных кодов ОКВЭД2 и организация статистического наблюдения должны способствовать более явному и точному выделению профессионального круга предприятий, действующих в конгрессно-выставочной отрасли.

По данным Выставочного научно-исследовательского центра, объем конгрессно-выставочной деятельности в России на сегодняшний день составляет 182,1 млрд. рублей.

На конец 2022 года в отрасли работал 4791 участник, имеющий в качестве основного код 82.30 ОКВЭД2 ("Деятельность по организации конференций и выставок"), из них 3205 компаний и 1586 индивидуальных предпринимателей.

Среднесписочная численность сотрудников составляет 19768 человек.

Одновременно более 40000 организаций непосредственно вовлечены в сферу организации конференций и выставок, оказывающих сопутствующие и (или) сервисные услуги.

По данным статистики Российского союза выставок и ярмарок, в 2021 и 2022 годах в Российской Федерации наблюдалось снижение основных показателей конгрессно-выставочной деятельности по сравнению с 2019 годом, что прежде всего связано с отменой или переносом мероприятий на неопределенный срок вследствие распространения новой коронавирусной инфекции, а также мировой внешнеполитической ситуации.

По данным Выставочного научно-исследовательского центра, в России 63 специализированных конгрессных площадки и более 600 конгресс-отелей, способных принимать более 100 человек одновременно. Возможностью проводить крупные мероприятия, конгрессы и конференции располагают только 165 городов.

В Российской Федерации 1149 тыс. кв. метров профессиональных выставочных площадей. При этом 73 процента таких площадей сконцентрированы в г.Москве и г.Санкт-Петербурге. На 87 субъектов Российской Федерации приходится всего 26 процентов выставочных площадей. Наибольший дефицит приходится:

на Дальневосточный федеральный округ - функционирует всего один выставочный комплекс площадью более 5 тыс. кв. метров;

на Северо-Кавказский федеральный округ - функционирует один комплекс площадью более 5 тысяч кв. метров;

на Северо-Западный федеральный округ, где существующие выставочные площади удовлетворяют потребность в соответствии с численностью населения на 48 процентов.

Текущий уровень развития конгрессно-выставочной отрасли в России значительно отстает от показателей государств - лидеров конгрессно-выставочной индустрии, что характеризуется незначительным количеством привлекаемых мировых ротируемых мероприятий, невысокой долей иностранных участников и посетителей в проводимых в России конгрессно-выставочных мероприятиях, доминирующим положением зарубежных компаний на конгрессном рынке, недостатком квалифицированных кадров и компетенций.

III. Цели и задачи Стратегии


Основной целью Стратегии является обеспечение комплексного развития профессиональной конкурентоспособной конгрессно-выставочной отрасли, способствующей социально-экономическому и инновационному развитию экономики Российской Федерации, в том числе за счет продвижения российских товаров, услуг, результатов научно-исследовательской и образовательной деятельности на внутреннем и внешнем рынках.

Для достижения указанной цели необходимо решение ряда прикладных комплексных задач:

стимулирование спроса, повышение качества и доступности конгрессно-выставочных услуг на внутреннем и внешнем рынках;

формирование системы продвижения конгрессно-выставочных услуг на внутреннем и внешнем рынках;

формирование эффективной системы содействия развитию конгрессно-выставочной отрасли, в том числе системы сбора, обработки и анализа достоверных статистических данных о развитии конгрессно-выставочной отрасли;

формирование профессиональных стандартов и компетенций, подготовка и переподготовка кадров конгрессно-выставочной отрасли, продвижение образа организатора как профессионального специалиста, обладающего необходимыми уровнем подготовки, знаниями, опытом;

создание и развитие конгрессно-выставочной инфраструктуры, отвечающей требованиям международных стандартов.

IV. Направления развития конгрессно-выставочной отрасли

1. Создание условий для повышения качества проводимых конгрессно-выставочных мероприятий


Конкурентоспособность выставочной отрасли формируется за счет обеспечения необходимого качества оказываемых конгрессно-выставочных услуг, приводящего к ожидаемому потребителем имиджевому или экономическому эффекту.

Участие в конгрессно-выставочных мероприятиях должно строиться на принципах активной роли организатора в обеспечении необходимых условий для получения выгод участником от приобретения платных услуг.

Таким образом, в конгрессно-выставочной отрасли должна формироваться конкурентная и ориентированная на клиента среда, способствующая кратному возврату вложенных потребителями средств в участие в мероприятиях как в натуральной форме, так и в виде нематериальных ценностей (получение образования, расширение контактов и других).

Такой подход создаст синергетический эффект, который будет глобально способствовать росту потребления выставочных услуг, активизации продвижения товаров, работ и услуг, а также будут развиваться маркетинговые компетенции производителей.

Для повышения качества проводимых конгрессно-выставочных мероприятий необходимы:

развитие системы стандартов качества организации конгрессно-выставочной деятельности и разработка инструментария для их внедрения;

внедрение нормативной базы, повышающей прозрачность и стандартизацию участия в конгрессно-выставочных мероприятиях, защиту прав экспонентов;

разработка основанной на принципах саморегулирования системы добровольной аккредитации конгрессно-выставочных операторов с присвоением организациям и объектам знака качества;

формирование постоянно обновляемого перечня крупных международных ротируемых конгрессно-выставочных мероприятий, проведение которых целесообразно на территории Российской Федерации;

популяризация достижений, инновационных и творческих решений участников отрасли с помощью национальных конкурсов и премий;

внедрение инструментов популяризации национальных и региональных брендов, в частности через программу "Сделано в России";

расширение квалификационных требований, подтверждающих опыт проведения конгрессно-выставочных мероприятий, для участников закупок, проводимых заказчиками мероприятий;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»