ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 29 декабря 2018 года N 898р-П



[Об утверждении прогноза социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2035 года]

(с изменениями на 18 апреля 2022 года)

    ______________________________________________________________________

     Документ с изменениями, внесенными            

распоряжением Правительства Республики Карелия от 18 апреля 2022 года N 257р-П

_____________________________________________________________________

В соответствии с пунктом 5 части 3 статьи 4 Закона Республики Карелия от 28 декабря 2015 года N 1973-ЗРК "О некоторых вопросах стратегического планирования в Республике Карелия" утвердить прилагаемый прогноз социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2035 года.

(преамбула в редакции распоряжения Правительства Республики Карелия от 18 апреля 2022 года N 257р-П , - см. предыдущую редакцию)


Глава Республики Карелия
А.О.Парфенчиков





Утвержден
распоряжением
Правительства Республики Карелия
от 29 декабря 2018 года N 898р-П


Прогноз социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2035 года

1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Республики Карелия


Социально-экономическое развитие Республики Карелия во многом обусловлено общероссийскими тенденциями. Реальный сектор экономики, сохраняющий значительный удельный вес экспортно ориентированной продукции, подвержен существенному влиянию колебаний в мировой экономике, а также динамике мировых цен по основной номенклатуре карельского экспорта.

Несмотря на сложную ситуацию, сложившуюся в экономике в результате введения ограничений по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), в республике отмечается позитивная динамика по ряду показателей.

Индекс промышленного производства за 2020 год составил 105,5% к 2019 году, в том числе по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых" - 104,2%, "Обрабатывающие производства" - 106%, "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" - 108,1%, "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - 110,8%.

Увеличился объем производства сельскохозяйственной продукции (на 1,5% по сравнению с 2019 годом в сопоставимых ценах).

Вырос ввод жилья. В 2020 году на территории республики введено в действие 294,2 тыс. кв. м жилой площади, что на 6,1% выше 2019 года (277,2 тыс. кв. м).

Произошел значительный рост инвестиций. Так, объем инвестиций в основной капитал увеличился на 9% в сопоставимых ценах по сравнению с предыдущим годом и составил 57 млрд. рублей.

Объем оборота розничной торговли по итогам 2020 года составил 138,6 млрд. рублей и увеличился на 2% в сопоставимых ценах к уровню 2019 года.

Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года) составил 106,1%.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в 2020 году увеличилась по сравнению с 2019 годом на 8,2% до 46,5 тыс. рублей, что в реальном выражении на 4,1% выше уровня предыдущего года.

Уровень регистрируемой безработицы на 1 января 2021 года составил 4,4% и вырос по сравнению с началом 2020 года на 2,5 процентного пункта (1,9%).

Внешнеторговый оборот в 2020 году по Республике Карелия сократился на 20,5% к уровню 2019 года и составил 970,3 млн. долл. США. При этом экспорт снизился на 28,3% до 731,9 млн. долл. США, импорт увеличился на 19,1% до 238,4 млн. долл. США. В то же время объем экспорта превысил объем импорта в 3 раза.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Карелия (далее - Карелиястат), валовой региональный продукт (далее - ВРП) по итогам 2019 года составил 325,2 млрд. рублей при индексе физического объема 100,3% к уровню 2018 года. По 2020 году ВРП оценивается в сумме 340 млрд. рублей, индекс физического объема - 100,1% к уровню 2019 года.

2. Определение вариантов внутренних условий и характеристик социально-экономического развития Республики Карелия на долгосрочный период


Прогноз социально-экономического развития Республики Карелия на 2022-2035 годы разработан в трех вариантах.

Консервативный вариант прогноза социально-экономического развития Республики Карелия предполагает неблагоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру и низкий спрос на продукцию карельских предприятий, снижение потребительского спроса, низкую доступность кредитов, увеличение "теневого" сектора экономики.

В этом варианте предусматривается более затяжной характер пандемии с распространением новых штаммов вируса и возможным введением дополнительных ограничительных мер; медленное восстановление мировой экономики; падение цен на сырьевые товары, в том числе на нефть; высокий уровень инфляции.

Этот сценарий предусматривает низкую инвестиционную активность и высокий уровень долговых обязательств бюджета Республики Карелия, сокращение выделяемых средств из федерального бюджета, в том числе на мероприятия, предусмотренные в государственных программах.

Базовый вариант характеризует развитие карельской экономики в условиях ослабления мер социальной изоляции и умеренно благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры на продукцию карельских предприятий, поддержания оптимального уровня инфляции, стабилизации потребительского спроса, умеренной инвестиционной политики частных компаний.

В этом сценарии предусматривается более мягкий вариант восстановления экономики, постепенное повышение налоговой нагрузки на малый бизнес, оказание мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и инвесторам в зависимости от изменения ситуации в экономике республики.

Достижение основных параметров государственных программ Республики Карелия предполагается исходя из сложившихся тенденций поступления бюджетных доходов и необходимого уровня федерального финансирования. Предполагается освоение средств, планируемых на реализацию региональных составляющих национальных проектов.

Целевой вариант ориентирует на достижение целевых показателей социально-экономического развития и решение задач стратегического планирования при условии создания благоприятного климата для ведения бизнеса, низкого уровня инфляции, восстановления потребительского спроса.

В этом варианте предусматривается достижение целевых показателей, предусмотренных в региональных составляющих национальных проектов и государственных программах Республики Карелия.

3. Население


Демографическая политика Правительства Республики Карелия направлена на улучшение демографической ситуации, в том числе на создание условий для укрепления здоровья населения республики.

В целях выполнения в Республике Карелия первого этапа Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года завершилась реализация Плана мероприятий на 2016-2020 годы, который направлен на снижение предотвратимых причин смертности, снижение материнской и младенческой смертности, улучшение репродуктивного здоровья, формирование мотивации к здоровому образу жизни, занятию физкультурой и спортом.

Вместе с тем, несмотря на принимаемые Правительством Республики Карелия меры, демографическая ситуация в республике остается сложной. На протяжении ряда лет в республике отмечается естественная и миграционная убыль населения, в результате чего происходит сокращение общей численности жителей республики, в том числе и женщин активного репродуктивного возраста. Кроме того, в последние годы ситуацию осложняет вхождение в репродуктивный возраст поколения 90-х годов XX столетия, которое по численности меньше поколения 80-х годов.

В 2020 году в республике продолжились процессы депопуляции населения: число умерших в 2 раза превысило число родившихся. Естественная убыль увеличилась по сравнению с 2019 годом на 1660 человек и составила 4944 человека. Коэффициент естественной убыли вырос с -5,3 до -8,1 на 1000 человек населения.

Суммарный коэффициент рождаемости в Республике Карелия за 2020 год составил 1,403 ребенка на женщину репродуктивного возраста. Это наименьшее значение за последние 8 лет и в 1,8 раза ниже необходимого для простого воспроизводства населения. В 2021 году ожидается снижение суммарного коэффициента рождаемости до 1,329.

Вместе с тем за последние 8 лет ожидаемая продолжительность жизни при рождении в Республике Карелия увеличилась с 68 лет в 2012 году до 71,46 года в 2019 году. Однако в 2020 году ожидаемая продолжительность жизни снизилась до 69,6 года.

Численность родившихся по сравнению с 2019 годом снизилась на 297 человек, а численность умерших увеличилась на 1363 человека. Коэффициент рождаемости за 2020 год составил 8,5 (число родившихся на 1000 человек населения), общая смертность населения - 16,6 случая на 1000 населения.

В структуре причин смертности первое место занимали болезни системы кровообращения - 42,3% (в 2019 году - 49,6%) от общего числа умерших, второе - новообразования - 14,9% (в 2019 году - 17,2%), третье - внешние причины - 6,8% (в 2019 году - 7,4%).

Одной из причин сокращения численности населения Республики Карелия до 2020 года являлась миграция. Миграционная убыль населения увеличивалась начиная с 2015 года (734 человека) до 2017 года (1916 человек). С 2018 года миграционная убыль начала снижаться: в 2018 году по сравнению с 2017 годом - на 31,1%, в 2019 году по сравнению с 2018 годом - на 46,4%. В 2020 году впервые зафиксирован миграционный прирост населения 7 человек.

В 2021 году за январь-август отмечалось незначительное увеличение числа родившихся (на 9 детей) и существенное увеличение числа умерших (на 1773 человека) по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Общий коэффициент рождаемости за этот период составил 8,5 человека на 1000 человек населения (за январь-август 2020 года - 8,4 на 1000 человек населения). Общий коэффициент смертности в январе-августе 2021 года составил 19,4 случая на 1000 человек населения (в январе-августе 2020 года - 14,8), что на 31% выше аналогичного периода 2020 года. Миграционный прирост составил 575 человек (за январь-август 2020 года - 125 человек).

В целях улучшения демографической ситуации продолжена реализация программ, планов и комплексов мер по развитию инфраструктуры здравоохранения, в том числе поддержке материнства и рождаемости.

В республике сформирована трехуровневая система оказания медицинской помощи матерям и детям, что предоставило новые технологические возможности для достижения целей, поставленных Президентом Российской Федерации по снижению материнской и младенческой смертности. В 2020 году младенческая смертность упала до рекордного уровня - 4,4 случая на 1000 родившихся живыми, зафиксирован один факт материнской смертности.

В сфере социальной защиты населения основными мерами социальной поддержки, направленными на увеличение рождаемости, являются: предоставление регионального материнского (семейного) капитала; предоставление ежемесячной денежной выплаты малообеспеченным семьям в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет; предоставление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.

С целью снижения смертности населения в трудоспособном возрасте и возрасте старше трудоспособного реализовываются мероприятия, направленные на снижение смертности от болезней системы кровообращения и новообразований, в том числе злокачественных. Значительное внимание уделяется развитию профилактического направления и увеличению выявляемости заболеваний на ранних стадиях.

В 2021 году на реализацию мероприятий регионального проекта "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" были выделены бюджетные средства в общем объеме 159,52 млн. рублей.

В рамках реализации мероприятий региональной программы "Борьба с онкологическими заболеваниями в Республике Карелия" на 2019-2024 годы проводится работа по организации и оснащению сети центров амбулаторной онкологической помощи (далее - ЦАОП). С 2020 года функционирует ЦАОП на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Межрайонная больница N 1" в г. Костомукше, в июле 2021 года открыт ЦАОП на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Сегежская центральная районная больница", в 2022 году планируется открытие ЦАОП на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Сортавальская центральная районная больница", в 2023 году - ЦАОП на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Городская поликлиника N 1" в г. Петрозаводске.

Помимо этого, снижению смертности населения способствуют меры, направленные на увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни (прежде всего - повышение приверженности населения к ведению здорового образа жизни, включая здоровое питание, создание условий по снижению потребления населением табачных изделий и алкоголя, развитие инфраструктуры общественного здоровья, повышение обеспеченности кадрами в сфере общественного здоровья).

В 2021 году Республиканским центром общественного здоровья и медицинской профилактики государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Карелия "Городская поликлиника N 1" в г. Петрозаводске продолжена работа по внедрению муниципальных программ укрепления общественного здоровья, а также корпоративных программ укрепления здоровья работников на основе модельных корпоративных программ, содержащих наилучшие практики по укреплению здоровья работников.

С учетом сформировавшихся тенденций прогноз социально-экономического развития Республики Карелия предусматривает сокращение численности населения при уменьшении числа лиц в трудоспособном возрасте и умеренном повышении роли миграционного фактора.

Среднегодовая численность населения в 2021 году оценивается в 605,6 тыс. человек с дальнейшим сокращением к 2035 году до 543,9 тыс. человек - по консервативному варианту, до 545,9 тыс. человек - по базовому варианту, до 564,1 тыс. человек - по целевому варианту.

На прогнозируемую численность населения окажут влияние результаты очередной переписи населения, прошедшей в 2021 году, предварительные итоги которой будут опубликованы в 2022 году. Кроме этого, демографические показатели могут измениться с учетом ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Повышению ожидаемой продолжительности жизни при рождении, снижению смертности населения, увеличению доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, будет способствовать реализация мероприятий национальных проектов "Здравоохранение" и "Демография".

4. Валовой региональный продукт


В 2021 году Федеральная служба государственной статистики пересчитала значения ВРП по регионам за 2018 год по новой методике. За счет включения в расчет "виртуальных" услуг по проживанию домовладельцев в собственном жилье ВРП по Республике Карелия вырос на 7,5% (280 млрд. рублей - по старой методике, 301 млрд. рублей - по новой методике). В новой методике расчет стоимости услуг по проживанию в собственном жилье, учитываемых в составе выпуска продукции, добавленной стоимости и валовой прибыли отрасли "Деятельность по операциям с недвижимым имуществом" и в составе конечного потребления домашних хозяйств, основан на методе пользовательских расходов. Этот метод предполагает оценку каждого компонента расходов собственников на содержание жилья, если бы они сдавали его в аренду.

ВРП за 2019 год по новой методике составил 325,2 млрд. рублей (предварительная оценка - 290 млрд. рублей). С учетом указанных изменений скорректирована оценка ВРП по 2020 году. Исходя из отраслевых показателей, ВРП по итогам 2020 года оценивается в объеме 340 млрд. рублей при ранее планируемом значении 295 млрд. рублей (по старой методике).

При увеличении ВРП по итогам 2019 года до 325,2 млрд. рублей индекс физического объема составил 100,3% к уровню 2018 года.

Основное влияние на формирование и динамику ВРП оказывает ситуация в реальном секторе экономики.

Исходя из оценки валового выпуска и промежуточного потребления, ВРП по Республике Карелия в 2020 году оценивается в размере 340,0 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 0,1% выше уровня 2019 года.

На формирование индекса физического объема ВРП оказывает влияние динамика производства товаров, работ и услуг в сопоставимых ценах в различных секторах экономики.

Учитывая структуру ВРП, поддержание его физических объемов предполагается за счет роста объемов промышленного производства и восстановления потребительского спроса.

С учетом анализа ситуации в отдельных секторах экономики, приведенного ниже, значение ВРП за 2021 год ожидается в объеме 360 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 0,5% выше уровня 2020 года. Исходя из влияния внешних и внутренних факторов, среднегодовые темпы роста республиканской экономики в 2022-2035 годах по консервативному варианту прогнозируются на уровне 100,2%, по базовому варианту - на уровне 102,1%, по целевому варианту - на уровне 103,4%.

5. Промышленное производство


Объем промышленного производства в 2020 году достиг 244 млрд. рублей. Индекс производства в промышленности республики в 2020 году составил 105,5%, в том числе по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых" - 104,2%, "Обрабатывающие производства" - 106%, "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" - 108,1%, "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - 110,8%.

По итогам января-сентября 2021 года индекс промышленного производства составил 100,7%, в том числе по видам деятельности "Добыча полезных ископаемых" - 103,1%, "Обрабатывающие производства" - 98,4%, "Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха" - 100%, "Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений" - 115,1%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»