КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2012 года N 426
"О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан
от 09.02.2012 N 96 "Об утверждении Комплекса мер по модернизации системы
общего образования в Республике Татарстан в 2012 году"
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Кабинета Министров Республики Татарстан
от 7 ноября 2023 года N 1433
____________________________________________________________________
Кабинет Министров Республики Татарстан постановляет:
Внести в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.2012 N 96 "Об утверждении Комплекса мер по модернизации системы общего образования в Республике Татарстан в 2012 году" следующие изменения:
Комплекс мер по модернизации системы общего образования в Республике Татарстан в 2012 году, утвержденный указанным постановлением, изложить в редакции согласно приложению N 1 к настоящему постановлению;
приложение 1 к Комплексу мер по модернизации региональной системы общего образования в Республике Татарстан на 2012 год изложить в редакции согласно приложению N 2 к настоящему постановлению;
приложение 2 к Комплексу мер по модернизации региональной системы общего образования в Республике Татарстан на 2012 год изложить в редакции согласно приложению N 3 к настоящему постановлению;
приложение 3 к Комплексу мер по модернизации региональной системы общего образования в Республике Татарстан на 2012 год изложить в редакции согласно приложению N 4 к настоящему постановлению;
приложение 4 к Комплексу мер по модернизации региональной системы общего образования в Республике Татарстан на 2012 год изложить в редакции согласно приложению N 5 к настоящему постановлению;
дополнить Комплекс мер по модернизации региональной системы общего образования в Республике Татарстан на 2012 год приложениями N 5 и N 6, изложив их в редакции согласно приложениям N 6 и N 7 к настоящему постановлению.
Премьер-министр | И.Ш. Халиков |
Приложение N 1
к постановлению КМ РТ
от 28 мая 2012 г. N 426
"Комплекс мер по модернизации системы общего
образования в Республике Татарстан в 2012 году
(утв. постановлением КМ РТ от 9 февраля 2012 г. N 96)
Раздел I. Текущее состояние системы общего
образования Республики Татарстан
В Республике Татарстан в 2011/2012 учебном году функционируют 1902 школы, в том числе 1830 общеобразовательных школ и школ-интернатов, 51 школа и школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья, 3 санаторные школы-интерната, 1 школа для детей с девиантным поведением учащихся, 17 вечерних школ. В них обучаются 377780 детей.
В структуре общеобразовательных школ доля начальных школ составляет 26,4 процента (503 школы), в них обучаются 1,5 процента (5697 человек) от общего числа учащихся. Из общего числа начальных школ 98,2 процента (494 школы) приходится на сельскую местность.
Удельный вес основных школ составляет 14,9 процента (283 школы) от общего числа всех школ, в них обучаются 3,8 процента (14326 человек) от общей численности учащихся.
Доля средних школ составляет 54,9 процента (1044 школы), из них 57,5 процента (600 школ) приходится на сельские школы. В средних школах Республики Татарстан обучаются 91,9 процента (347097 человек) от общей численности учащихся, из них в городской местности обучается 97,2 процента (271791 человек), в сельской - 80,2 процента (75306 человек) от общей численности школьников в городской и сельской местности соответственно.
Представленная картина функционирования учреждений системы общего образования Республики Татарстан дает наглядное представление о необходимости принятия нормативного документа, определяющего основные направления и векторы развития новой образовательной системы. Таким документом стала Стратегия развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы "Килэчэк" - "Будущее", утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1174 "Об утверждении Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010-2015 годы "Килэчэк" - "Будущее" (далее - Стратегия).
В рамках реализации мероприятий Стратегии в целях обеспечения доступности и повышения качества образования между Министерством образования и науки Республики Татарстан и муниципальными образованиями Республики Татарстан заключены соглашения, в соответствии с которыми разработаны муниципальные программы развития сети образовательных учреждений на 2010-2012 годы, устанавливающие конкретные сроки реализации мероприятий по:
реорганизации сети образовательных учреждений;
доведению наполняемости классов до нормативной;
доведению соотношения численности учеников к учителю и прочего персонала к численности учителей до нормативного значения;
обеспечению нормативной учебной нагрузки учителей;
оптимизации схемы движения школьных автобусов.
В соответствии с разработанными в каждом муниципальном образовании целевыми программами развития сети образовательных учреждений за период с сентября 2010 года по сентябрь 2011 года реорганизованы 272, ликвидированы 182 и приостановили деятельность 39 общеобразовательных учреждений.
Наряду с жесткой оптимизацией сети образовательных учреждений Республики Татарстан происходит одновременное внедрение новых федеральных образовательных стандартов. С 1 сентября 2011 года во всех первых классах общеобразовательных учреждений Республики Татарстан (37820 учащихся, 2465 классов) введен федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) начального общего образования.
В Республике Татарстан переход на ФГОС начального общего образования проходил поэтапно. В 2011/2012 учебном году 355 вторых классов из 213 "пилотных" школ продолжают обучаться по ФГОС начального общего образования. В первых и вторых классах, реализующих ФГОС начального общего образования, преподают 2855 учителей начальных классов (в 2010 году) и 2086 учителей-предметников. Ведущий механизм реализации ФГОС - основная образовательная программа, которая определяет деятельность образовательного учреждения. ФГОС начального общего образования устанавливает требования к структуре основных образовательных программ. Результаты мониторинга показывают, что требования:
к структуре основных образовательных программ полностью выполняются в 84 процентах школ (в 2010 году - 16 процентов),
к кадровым условиям реализации - в 62 процентах школ (в 2010 году - 49 процентов);
к материально-техническим условиям - в 45 процентах школ (в 2010 году - 11 процентов);
к санитарно-гигиеническим нормам - в 60 процентах школ (2010 году - 36 процентов).
В части выполнения требований к структуре основной образовательной программы (далее - ООП) мониторинг показал, что только 84 процента школ содержат все разделы ООП.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" в 70 процентах школ Республики Татарстан внесены изменения в локальные акты общеобразовательных учреждений (положения о системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной аттестации в части введения комплексного подхода к оценке результатов образования: предметных, метапредметных, личностных).
ФГОС начального общего образования предъявляет новые требования к информационному оснащению образовательного процесса, связанные, в частности, с активным использованием участниками образовательного процесса информационно-коммуникационных технологий. Для реализации ФГОС начального общего образования в рамках Плана первоочередных мероприятий по реализации первого этапа Стратегии в 2011 году, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 30.12.2010 N 1174, в 53 школы - центра компетенции в электронном образовании поставлено 212 мобильных классов и 460 комплектов интерактивного оборудования для начальной школы. Из числа данных школ 26 являются базовыми общеобразовательными учреждениями, в которые осуществляется подвоз учащихся. Министерством образования и науки Республики Татарстан в 2012 году планируется обеспечить всех средних школ мобильными классами (по одному в каждую школу), а базовых учреждений - дополнительными комплектами интерактивного оборудования. В 2011 году в результате выполнения мероприятий по обеспечению общеобразовательных учреждений мультимедийной техникой доля предметных кабинетов, оснащенных интерактивным и проекционным оборудованием, увеличилась с 16 до 44 процентов.
Требования ФГОС начального общего образования к доступности образования и метапредметным результатам освоения образовательной программы разными группами учащихся могут быть реализованы с применением дистанционных образовательных технологий. Так, возможность дистанционного изучения предметов базисного учебного плана и, соответственно, совершенствования навыков в информационно-коммуникационных технологиях предоставлена детям-инвалидам, обучающимся на дому, и учащимся малокомплектных школ в информационной системе "Электронное образование в Республике Татарстан". В 2011 году дистанционные технологии в обучении используют 65 процентов детей-инвалидов, которые не имеют медицинских противопоказаний, и 182 ученика 2-11-х классов малокомплектных школ.
В настоящее время любая школа Республики Татарстан имеет возможность включить в образовательный процесс дистанционные технологии, направив заявку для регистрации в системе дистанционного обучения государственного учреждения "Республиканский центр информационно-методического обеспечения и контроля в области образования", в том числе для использования учебно-методических материалов для первых классов ("Зеркало", "Телешколы").
Введение ФГОС начального общего образования напрямую связано с переобучением педагогического персонала. Поэтому целью повышения квалификации стало обновление и развитие современных компетенций учителей начальных классов и учителей-предметников в области подготовки и реализации ФГОС начального общего образования. В 2011 году прошли повышение квалификации 100 процентов учителей первых классов, 62 процента учителей начальной школы.
В 2011 году разработана нормативно-правовая база реализации процесса модернизации системы общего образования Республики Татарстан. Соглашением между Министерством образования и науки Российской Федерации и Кабинетом Министров Республики Татарстан от 31 августа 2011 года N 03 G 47/24/0037 о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Татарстан на поддержку реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61, на софинансирование мероприятий региональных программ развития образования по направлению "Реализация во всех субъектах Российской Федерации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" предусмотрена субсидия из федерального бюджета в размере 67099,0 тыс. рублей и по направлению "Распространение на всей территории Российской Федерации моделей успешной социализации детей" предусмотрена субсидия из федерального бюджета в размере 11293,0 тыс. рублей. Объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете Республики Татарстан на софинансирование расходного обязательства Республики Татарстан, составляет соответственно 89,0 млн. рублей и 15,0 млн. рублей.
В целях исполнения указанного Соглашения принято постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 03.12.2011 N 988 "Об организации работы стажировочных площадок в системе образования Республики Татарстан" о присвоении статуса стажировочной площадки государственному автономному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Институт развития образования Республики Татарстан" (далее - Институт) по реализации мероприятий "Модернизация муниципальных систем дошкольного образования" и "Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61, и государственному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Республиканский центр внешкольной работы" по реализации мероприятия "Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей" направления "Распространение в субъекте Российской Федерации инновационных моделей развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования" Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61. Разрешение предоставить стажировочным площадкам субсидию в размере 6568,42 тыс. рублей закреплено распоряжением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.12.2011 N 2464-р.
Большую роль в процессе модернизации системы среднего образования в Республике Татарстан играет поддержка талантливой молодежи. В рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2011 году 152 представителя республики, являющиеся победителями или призерами конкурсных мероприятий федерального уровня, награждены премиями для поддержки талантливой молодежи, в том числе 32 человека - в размере 60 тыс. рублей и 120 человек - в размере 30 тыс. рублей (общая сумма - 5,52 млн. рублей).
В 2011 году продолжалась реализация программы грантов Правительства Республики Татарстан на подготовку, переподготовку и стажировку в российских и зарубежных образовательных и научных центрах студентов, аспирантов и молодых ученых. На реализацию грантовой программы с января по декабрь 2011 года было израсходовано 83615976 рублей.
Указом Президента Республики Татарстан от 21 декабря 2010 года N УП-835 "О дополнительных мерах государственной поддержки студентов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Республики Татарстан" учреждены 100 стипендий в размере 5500 рублей (ежемесячно) дополнительно ко всем денежным назначениям (академическая стипендия, социальная стипендия) для студентов очной формы обучения государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, из числа победителей и призеров заключительного этапа всероссийской и международных олимпиад школьников (50 стипендий - для студентов, постоянно проживающих на территории Республики Татарстан; 50 стипендий - для студентов, проживавших в других субъектах Российской Федерации до поступления в учреждения высшего профессионального образования, расположенные на территории Республики Татарстан).
Указом Президента Республики Татарстан от 24 сентября 2011 года N УП-584 "О назначении стипендий Президента Республики Татарстан для студентов очной формы обучения государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, расположенных на территории Республики Татарстан, из числа победителей и призеров заключительного этапа всероссийской и международных олимпиад школьников" утвержден список стипендиатов из 11 человек на 2011-2012 учебный год. В настоящее время общий объем выплат составил 286,0 тыс. рублей.
В целях достижения ориентиров, намеченных национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", в Республике Татарстан был принят и осуществлялся целый ряд таких республиканских и ведомственных целевых программ, как:
Долгосрочная целевая программа "Доступная среда", утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.09.2011 N 786 "Об утверждении Долгосрочной целевой программы Республики Татарстан "Доступная среда" на 2011-2015 годы";
программа "Республиканская целевая программа по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан", утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.12.2011 N 1043 "Об утверждении Республиканской целевой программы по профилактике терроризма и экстремизма в Республике Татарстан на 2012-2014 годы";
программа "Развитие системы специального (коррекционного) образования", утвержденная приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25.11.2009 N 2458/09;
программа "Обеспечение учебной и другой литературой учащихся учреждений общего образования Республики Татарстан", утвержденная приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25.11.2009 N 2458/09;
программа "Капитальный ремонт объектов образования республиканского подчинения", утвержденная приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25.11.2009 N 2458/09;
программа "Противопожарные мероприятия на объектах республиканского подчинения", утвержденная приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25.11.2009 N 2458/09;
программа "Повышение квалификации и переподготовка кадров в системе образования", утвержденная приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25.11.2009 N 2458/09;
программа "Государственная поддержка талантливой молодежи в рамках реализации программы грантов Правительства Республики Татарстан", утвержденная приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25.11.2009 N 2458/09;
Программа развития среднего профессионального образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25.11.2009 N 2458/09;
Программа развития высшего профессионального образования, утвержденная приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25.11.2009 N 2458/09;
программа "Развитие системы государственных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденная приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25.11.2009 N 2458/09;
программа "Социальные выплаты опекунам и приемным родителям", утвержденная приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25.11.2009 N 2458/09;
программа "Развитие системы специального (коррекционного) образования", утвержденная приказом Министерства образования и науки Республики Татарстан от 25.11.2009 N 2458/09.
Раздел II. Описание итогов реализации комплекса мер по модернизации
системы общего образования в Республике Татарстан в 2011 году
Показатель 1. Соотношение среднемесячной заработной платы учителей в Республике Татарстан
за IV квартал 2011 года и среднемесячной, по данным Территориального органа Федеральной
службы государственной статистики по Республике Татарстан, заработной платы работников
в целом по экономике Республики Татарстан за I квартал 2011 года (процентов)
Для реализации мероприятий по увеличению средней заработной платы учителей были приняты следующие изменения:
размер тарифной ставки 1-го разряда по Республике Татарстан установлен в размере 4611 рублей согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.08.2011 N 700 "О внесении изменений в постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.08.2010 N 674 "О размере тарифной ставки (оклада) первого разряда, минимальных базовых окладов (должностных окладов) работников государственных учреждений Республики Татарстан";
в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 19.08.2011 N 688 "О внесении изменений в Положение об условиях оплаты труда работников образования государственных учреждений Республики Татарстан, утвержденное постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24.08.2010 N 678 "Об условиях оплаты труда работников государственных учреждений Республики Татарстан" были увеличены:
выплаты за неаудиторную занятость (осуществление функций классного руководителя; проверка письменных работ (проверка тетрадей); заведование учебными кабинетами, учебными мастерскими, учебно-опытным участком; руководство предметной, методической и цикловой комиссией, методическими объединениями) - от 1,5 до 2 раз;
выплаты за квалификационную категорию - от 1,4 до 2,7 раза;
выплаты за специфику образовательной программы - до 2 раз;
выплаты за качество выполняемых работ - в 1,73 раза.
В рамках реализации комплекса мер по модернизации системы общего образования в Республике Татарстан с 1 сентября 2011 года было предусмотрено увеличение средней заработной платы учителей на 30 процентов, и на эти цели было направлено 651512,8 тыс. рублей.
Средняя заработная плата учителей составила:
за сентябрь 2011 года - 16633 рубля;
за октябрь 2011 года - 17511 рублей;
за ноябрь 2011 года - 17649 рублей;